ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА КАТАЛИТИЧЕСКОГО РИФОРМИНГА 7
1.1 Характеристика сырья каталитического риформинга 7
1.2 Теоретические основы процесса 7
1.3 Катализаторы процесса риформинга 9
1.4 Влияние основных технологических параметров на конечные результаты
процесса 13
1.5 Технологическая схема каталитического риформинга со стационарным
слоем катализатора 18
1.6 Характеристика продуктов процесса и их применение 19
1.7 Основное оборудование процесса риформинга 20
1.8 Расчет реакторного блока 24
1.8.2 Основные размеры реактора 32
2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА РИФОРМИНГА 34
2.1 Выбор и обоснование параметров автоматического контроля,
регулирования, управления и сигнализации 34
3 ЭКСПЕРИМЕНТ АЛЬНАЯ ЧАСТЬ 38
3.1 Исследование текущей и оптимальной активности катализатора 38
3.2 Исследование влияния технологических режимов 42
3.3 Исследование влияния состава сырья 44
3.4 Прогноз активности катализатора 46
3.5 Сравнительный анализ работы Pt-катализаторов 48
3.6 Обсуждение результатов 53
4 .ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ И
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ 56
4.1 Предпроектный анализ. Потенциальные потребители результатов
исследования 56
4.2 Планирование управления научно-техническим проектом 59
4.2.1 Структура работ в рамках научного исследования 59
4.2.2 Определение трудоемкости выполнения работ 59
4.3 Бюджет научно-технического исследования (НТИ) 61
4.3.1 Расчет материальных затрат НТИ 61
4.3.2 Специальное оборудование для научных (экспериментальных)
работ 62
5. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 66
5.1 Профессиональная социальная ответственность 67
5.1.1 Недостаточное освещение рабочего места 67
5.1.2 Повышенный уровень электромагнитных излучений 69
5.1.3 Опасные факторы производственной среды 70
5.1.3.1 Электробезопасность 70
5.1.3.2 Пожарная безопасность 72
5.2 Защита в чрезвычайных ситуациях 73
5.2.1 Конфликты в сфере социальных отношений 74
5.3 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ А 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 81
Каталитический риформинг бензинов считается важным процессом современной нефтепереработки и нефтехимии. Он предназначается для одновременного извлечения высокооктанового базового компонента автомобильных бензинов, ароматических углеводородов - материала для нефтехимического синтеза и водородосодержащего газа - технического водорода, используемого в гидрогенизационных процессах нефтепереработки. Каталитический риформинг считается в наше время наиболее популярным способом каталитического облагораживания прямогонных бензинов. Установки каталитического риформинга имеются практически на всех российских и иностранных нефтеперерабатывающих заводах.
Крупнейшим достижением в развитии технологии стало внедрение Pt-Re полиметаллических катализаторов. В настоящее время продолжается совершенствование данных катализаторов, ровно как путем выбора оптимального соотношения металлов, таким образом модификаций носителя - оксида алюминия. Однако возможности данных катализаторов в существенной уровни исчерпан, и в последние годы четко обозначилось снижение темпа повышения их эффективности. Подобным образом, последующие совершенствование технологии производства бензинов напрямую связано с повышением уровня эксплуатации и верным выбором типа катализатора, который существенно находится в зависимости технологии и углеводородного состава перерабатываемого материала[1].
Сегодня, в связи с активным внедрением компьютерной техники и информационных технологий во все области науки и производства, появляется возможность проводить текущие анализы и с учётом базы знания осуществить прогнозирование процессов на предмет их оптимизации. Это стало возможным в связи с появлением интеллектуальных информационных систем, в основе которых лежит методика системного анализа и метод математического моделирования [2].
На кафедре химической технологии топлива и химической кибернетики разработана современная технологическая моделирующая система, которая позволяет контролировать и прогнозировать работу катализаторов на установках каталитического риформинга бензинов, а именно рассчитать текущую и оптимальную активность катализатора, провести исследование влияния состава сырья на процесс и рассчитать скорость дезактивации катализатора. Прогноз активности катализатора обеспечивает расчет активности катализатора при заданном значении октанового числа, и таким образом, сделать предположение о сроке службы катализатора [2].
Таким образом, данная работа по исследованию параметров эффективности работы установки каталитического риформинга бензинов на Киришском НПЗ в настоящее время является актуальной.
Целью работы стал анализ параметров эффективности работы установки каталитического риформинга бензинов.
В процессе исследования рассчитали основные параметры процесса с использованием компьютерной моделирующей системы, провели анализ влияния изменения сырья и технологических параметров на процесс, а также спрогнозировали эффективность работы промышленной установки.
В процессе работы был проведен анализ параметров эффективности работы установки каталитического риформинга бензинов Л-35-11/1000 Киришского НПЗ. Все расчеты выполнены с использованием компьютерной моделирующей системы с элементами искусственного интеллекта.
Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Приведены основные реакции каталитического риформинга, протекающие на платиносодержащих катализаторах, схема установки, процесс а также основные параметры управления и их влияние.
2. Проведены текущий и прогнозный расчеты работы установки каталитического риформинга Л-35-11/1000 Киришского НПЗ.
3. Выполнен анализ полученных результатов для оценки эффективности работы установки.
4. Проведен экономический анализ целесообразности выполнения НИР и расчет экономической эффективности проведения научно-исследовательской работы по этой теме и ее конкурентоспособность.
5. В работе рассмотрены вопросы безопасности и экологичности проекта, позволяющие обеспечить безопасную работу оператора установки риформинга.
Кравцов А.В., Иванчина Э.Д., Галушин С.А., Полубоярцев Д.С. Компьютерный анализ и тестирование Pt-катализаторов риформинга применительно к условиям нефтеперерабатывающих заводов. - Томск: Изд- во ТПУ, 2004. - С. 104-108.
2 Кравцов А.В., Иванчина Э.Д. Компьютерное прогнозирование и оптимизация производства бензинов. Физико-химические и технологические основы.- Томск: STT, 2000. - 192 с.
3 ГОСТ 12.1.003- 2014.ССБТ. Система стандартов безопасности труда. Шум.
4 ГОСТ ISO 9612-2015* Акустика. Измерения шума для оценки его воздействия на человека. Метод измерений на рабочих местах.
5 Федеральный закон РФ от 28декабря 2013 года Ж26-ФЗ(О специальной оценки условий труда)
6 ГОСТ 12.1.019- 2009 ССБТ . Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты.
7 Пожарная безопасность. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности N 123-ФЗ.
8 Охрана окружающей среды: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. Белова С.В. - М.: Высш. Школа, 1983. - 264 с.
9 ГОСТ 17.2.3.02—78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов в ед х веществ пр м ш енными предприятиями.
10 Федеральный закон об охране окружающей среды от 10.01.2002 (с изменением на 29 декабря 2015 года ) введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ.
11 ГОСТ Р 22.0.02 - 94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
12 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов»
13 Правительством российской федерации постановление от 24 декабря 2009 г. N 1213 об утверждение технического регламента о безопасности средств индивидуальной защиты.
14.Ахметов С.А. Технология глубокой переработки нефти и газа Учебное пособие для вузов. Уфа: Гилем, 2002. - 672 с
15 Кузнецов А.А. и др. Расчеты процессов и аппаратов нефтеперерабатывающей промышленности. Л., "Химия", 1974 - 333 с
16 Гуреев А. А. Производство высокооктановых бензинов / А. А. Гуреев - М.: Химия, 1981. -357 с.
17 Маслянский Г. Н. Каталитический риформинг бензинов / Г. Н. Маслянский - Санкт-Петербург: Химия , 1985. - 951 с.
18 Емельянов В. Е. Автомобильные бензины с улучшенными экологическими / В. Е. Емельянов - Санкт-Петербург: Химия и технология топлив и масел, 1995. - 634 с.
19 Травень В.Ф. Органическая химия: Учебник для вузов в 2-х томах / В.Ф. Травень - М.: Академкнига, 2004. - 777 с.
20 Белый А.С. Совершенствование катализаторов риформинга и технологии процесса. Новые разработки института катализа / А.С. Бе- лый, М.Д. Смоликов, Д.И. Кирьянов, А.Г. Проскура, И.Е. Удрас, В.К. Дуплякин, А.И. Луговской, С.А. Логинов, П.М. Ващенко // Ката- лиз в промышленности. - 2003. - № 6. - С. 7-17.
21 Баннов П.Г. Процесс переработки нефти / П.Г. Баннов. - М.: ЦНИИТЭнефтехим, 2000. - 230 с.
22. Белый А.С. Каталитический риформинг. Современное состояние в отечественной и зарубежной нефтепереработке / А.С. Белый // Ката- лиз в промышленности. - 2003. - № 2. - С. 11-21.
23. Кравцов А.В. Компьютерный анализ технологических процессов / А.В.
Кравцов, А.А. Новиков, П.И. Коваль. - Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, - 1998. - 237 с