Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Заключение под стражу как мера пресечения

Работа №110174

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

уголовное процесс

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
66
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. Понятие, сущность и основания применения заключения под стражу в качестве меры пресечения 8
1.1 Понятие и сущность заключения под стражу как меры пресечения 8
1.2 Основания и условия избрания меры пресечения в виде заключения под стражу 17
Глава 2. Процессуальный порядок применения меры пресечения в виде заключения под стражу 39
2.1 Судебный порядок принятия решения о применении заключения под стражу 39
2.2 Сроки содержания под стражей и отмена меры пресечения в виде заключения под стражу 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65

Актуальность. Обращение к проблеме заключения под стражу как мере пресечения обуславливается как научно-практическим интересом изучения института мер пресечения как формы государственного принуждения, так и возможностью оценки заключения под стражу в рамках уголовно-процессуальных механизмов данного вида принуждения, в рамках соблюдения прав заключенных под стражу.
Заключение под стражу как вид меры пресечения относится к наиболее строгим обеспечительным мерам, означающим, что в соответствии с решением суда лицо изолируется от общества. Заключение под стражу как институт уголовно-процессуального права является одним из дискуссионных вопросов с момента его появления, что обусловлено проблемами соблюдения сроков заключения под стражу, вопросами соблюдения прав заключенного, механизмом избрания данной меры пресечения.
Анализ опыта применения меры пресечения в виде заключения под стражу свидетельствует о том, что исторические преобразования данного института предопределены комплексом факторов: сменой форм государственности, особенностями социально-политического и социально-экономического развития общества, своеобразием российской ментальности, нравственными, культурно-эстетическими и правовыми ценностями, изменениями качественных характеристик и тенденций преступности, а также общественными представлениями о месте и роли конкретного человека в системе уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных правоотношений. При этом тенденциями развития и становления института заключения под стражу в РФ, как и во всем мире, являются закономерности эволюции социальной системы взаимоотношений «личность-общество- государство», пенитенциарные традиции РФ.
Оценка современной системы мер пресечения показывает, что применение заключения под стражу имеет ряд проблем как теоретико-методологического, так и практического плана, чем и обуславливается актуальность и значимость обращения к указанной проблеме.
Целью исследования является комплексное исследование института заключения под стражу как меры пресечения и выработка механизма совершенствования данного института.
Задачи исследования:
• определить сущность меры пресечения в виде заключения под стражу и ее место в системе мер государственного принуждения;
• охарактеризовать основания и условия избрания меры пресечения в виде заключения под стражу;
• исследовать порядок избрания меры пресечения в виде заключения под стражу;
• проанализировать сроки содержания под стражей и порядок их продления в стадии предварительного расследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области избрания к подозреваемому и обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу.
Предметом исследования является правовые нормы, регулирующие меру пресечения в виде заключения под стражу.
Нормативной базой исследования явились Конституция РФ, а также иные нормативно-правовые акты.
Теоретической базой исследования послужили работы С.В. Кривошеева, Н.В. Костериной, А.А. Катцына, И.В. Маслова, Е.В.Павловой, О.В.Петровой, Т.К.Рябининой, И.М.Хапаева и других. В целом исследований по проблемам института мер пресечения достаточно много. Однако при этом недостаточно проведено комплексных исследований института заключения под стражу, чем и обуславливается значимость данного исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Эволюция института заключения под стражу прошла разные этапы своего развития в части сроков, субъектов, а также оснований применения данной меры пресечения. Институт заключения под стражу является результатом усилий законодателя последних лет. Однако при этом существует как ряд научно-теоретических, так и правоприменительных проблем. По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы и предложения:
1. Несмотря на то, что общий уровень преступности снижается в РФ, заключение под стражу является одной из самых распространенных мер пресечения. Так, количество лиц, в отношении которых, применяется мера пресечение в виде заключение под стражу, с каждым годом увеличивается. Также растет число лиц, заключенных под стражу по обвинению в совершении преступлений средней тяжести. В данном случае представляется оправданным внести в ч.1 ст.108 УПК РФ изменение в части применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемых (подозреваемых), совершивших преступления, за которые санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы свыше 5 лет, при невозможности избрать более мягкую меру пресечения. В исключительных обстоятельствах применять указанную меру пресечения по обвинению в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 5 лет.
2. При исследовании вопроса избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего было установлено, что в законодательстве отсутствует перечень исключительных случаев заключения под стражу применительно к несовершеннолетним. Исходя из вышеизложенного, представляется оправданным внести в редакцию ч.2 ст.108 УПК РФ следующие изменения: «К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях, указанных в ч.1 настоящей статьи, эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести, при наличии достаточных данных о том, что несовершеннолетний ведет крайне асоциальный образ жизни или создает угрозу для себя или общества». Как представляется, это создаст дополнительные правовые гарантии для несовершеннолетнего от необоснованного и незаконного применения к нему указанной меры пресечения.
3. Также в процессе исследования была выявлена проблема, связанная с тем, что судом отводится недостаточно времени защитнику на ознакомление с поступившими материалами, обосновывающими ходатайство о заключении обвиняемого (подозреваемого) под стражу, данное обстоятельство нарушает права одной из сторон.
В этой связи представляется вполне оправданным внести в редакцию ч.3 ст.108 УПК следующее дополнение: «...Следователь (дознаватель) после вынесения постановления о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в разумный срок знакомит обвиняемого (подозреваемого), его защитника с материалами, приобщенными к соответствующему постановлению, о чем составляется протокол ознакомления. Если подозреваемый был задержан в порядке, установленном статьями 91 и 92 настоящего Кодекса, то материалы, приобщенные к ходатайству следователя (дознавателя), должны быть представлены для ознакомления обвиняемому (подозреваемому) и его защитнику не позднее, чем за 9 часов до истечения срока задержания».
4. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 41 не затронуты проблемы избрания и применения меры пресечения до поступления запроса о выдаче в течение 48 часов с момента задержания лица, подлежащего экстрадиции. Таким образом, данная проблема пока остается неразрешенной. Поэтому представляется возможным дополнить ст.466 частью 4 следующего содержания: «Прокурор в целях обеспечения выдачи лица иностранному государству вправе задержать указанное лицо в порядке, установленном настоящем Кодексом, и в течение 48 часов с момента задержания может решить вопрос об избрании в отношении последнего в соответствии с настоящим Кодексом меру пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста. При этом в возможно короткий срок, который не может превышать 24 часа, о задержании лица, подлежащего выдаче, уведомляется компетентный орган иностранного государства».
Следует отметить, что анализ решений судов показывает, что в настоящее время, момент исчисления срока содержания под стражей лица, подлежащего экстрадиции начинается не с момента задержания, а с момента экстрадиции, в связи с этим нынешнюю редакцию п.4ч.10 ст.109 УПК РФ следует заменить редакцией следующего содержания: «В случае экстрадиции обвиняемого, содержащегося под стражей на территории иностранного государства, началом срока содержания под стражей, считать момент его экстрадиции (момент пересечения государственной границы Российской Федерации) на территорию Российской Федерации или задержания на территории Российской Федерации».
Также стоит отметить, что законодателем, а также правовыми позициями высших судов РФ не решен вопрос, до какого момента исчисляется срок содержания под стражей лица, выдача которого запрошена иностранным государством. Полагаем, что данный вопрос носит острый характер с теоретической и практической точек зрения. В данном случае в редакцию ч.2 ст.467 УПК РФ стоит внести следующее изменение: «В случае если иностранное государство по не зависящим от него обстоятельствам не может принять лицо, подлежащее выдаче, и уведомляет об этом Российскую Федерацию, дата передачи может быть перенесена. В том же порядке может быть перенесена дата передачи, но в пределах предельных сроков содержания под стражей, установленных настоящим кодексом, если Российская Федерация по не зависящим от нее обстоятельствам не может передать лицо, подлежащее выдаче».
В редакцию ч.3 ст.467 УПК РФ следует внести дополнение: «Во всяком случае лицо подлежит освобождению по истечении 30 суток со дня, установленного для его передачи, либо до истечения 30 суток, если до окончания предельного срока содержания под стражей лица, остается менее 30 суток, о чем в возможно короткий срок уведомляется компетентный орган иностранного государства».
В законе не урегулировано, прокурор какого уровня должен обращаться в суд с ходатайством о продлении срока содержания под стражей свыше 6 месяцев, в отношении лица, подлежащего выдаче иностранному государству. Надлежит внести следующие изменения в ст. 109 УПК РФ, а именно дополнить её частью 3.1. следующего содержания: «3.1. Продление срока содержания под стражей лица, в целях обеспечения его выдачи по запросу иностранного государства в порядке главы 54 настоящего Кодекса, осуществляется в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи по ходатайству прокурора района, города или приравненного к нему военного прокурора на срок до 6 месяцев, прокурора субъекта Российской Федерации, или приравненного к нему военного прокурора на срок от 6 до 12 месяцев, и Генерального прокурора Российской Федерации или Главного военного прокурора Российской Федерации на срок от 12 до 18 месяцев».
5. При исследовании было установлено, что УПК РФ не содержит правил о производстве обязательных проверок целесообразности и обоснованности содержания под стражей подсудимого ни в течение первых шести месяцев судебного разбирательства (для всех категорий преступлений), ни в течение трехмесячных периодов продления (для тяжких и особо тяжких преступлений), т.е. закон фактически лишает подсудимого возможности защищаться в суде от незаконно продленного в отношении него (вне судебного заседания) и необоснованного содержания под стражей.
Таким образом, ч.2 ст.255 предлагается изложить в следующей редакции: «Если заключение под стражу избрано подсудимому в качестве меры пресечения, то срок содержания его под стражей со дня поступления уголовного дела в суд и до вынесения приговора не может превышать 6 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, при этом суд всякий раз, в случае поступления ходатайства от подсудимого или его защитника, обязан через каждый месяц, следующий после принятия решения об избрании меры пресечения или о ее продлении, рассмотреть вопрос на предмет целесообразности и обоснованности содержания под стражей подсудимого. Если суд придет к выводу, что отпали основания, в соответствии с которыми подсудимому была избрана или продлена мера пресечения в виде заключения под стражей, то суд обязан изменить или отменить указанную меру пресечения».


Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. на 21 июля 2014 г.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 17.04.2017г.)
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.01. 2001 №174-ФЗ (ред. от 17.04.2017г).
4. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (действующая редакция от 03.07.2016).
5. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»): приняты на 96 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Советская юстиция. 1991. №12-14. С. 10-25
6. О выдаче: Европейская конвенция от 13.12.1957 г. //Бюллетень международных договоров. 2000. № 9. С. 3 - 11, 19 - 28.
7. Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола: приказ МВД РФ (№ 786), Минюста РФ (№ 310), ФСБ РФ (№ 470), ФСО РФ (№ 454), ФСКН РФ (№ 333), ФТС РФ (№ 971) от 06 окт. 2006 г.: в ред. на 22.09.2009 г. // Консультант Плюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2015.
Материалы судебной практики
8. Решение Европейского суда по правам человека: Томази против Франции // Электронный ресурс. URL: http://www.echr.ru/documents/doc/2461435 /2461435.htm
9. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Карабулина Е.В. на нарушение его конституционных прав положениями ч.3,7,9 ст.109 УПК РФ: Определение Конституционного Суда РФ от 07.10.2014 г. (№ 2162-О) // Консультант Плюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2015.
10. По жалобе гражданина Горского Анатолия Вадимовича на нарушение его конституционных прав пунктом 6 части второй статьи 231 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: определение Конституционного суда РФ от 8 апр. 2004 г. // Консультант Плюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2015.
11. О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 дек. 2013 г. (№ 41) // Консультант Плюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2015
12. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 21 мая 2003 г. N 153п03пр // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004. № 12. С. 17-18
13. Постановление Президиума Самарского областного суда от 30 апр. 2015 г. (№ 44у-82/2015) // Консультант Плюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2015
14. Постановление Президиума Смоленского областного суда от 24 дек. 2014 г. (№ 44-У-92/14) // Консультант Плюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2015;
15. Постановление Президиума Иркутского областного суда от 17 нояб.2014 г. (№ 4у-120/14) // Консультант Плюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2015.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ