Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Заключение под стражу: основания и порядок применения

Работа №114445

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

уголовное право

Объем работы79
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
75
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Понятие и основания, необходимые для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу 7
1.1 Понятие и сущность заключения под стражу как меры пресечения 7
1.2 Основания применения меры пресечения в виде заключения под стражу 16
Глава 2 Процедура избрания в качестве меры пресечения заключение под стражу 29
2.1 Возбуждение ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого (подозреваемого) 29
2.2 Порядок рассмотрения ходатайства и принятия судебных решений о заключении под стражу 34
Глава 3 Порядок применения заключения под стражу 42
3.1 Сроки заключения под стражу и порядок их продления 42
3.2 Основания и порядок отмены или изменения меры пресечения в виде заключения под стражу 47
3.3 Особые правила, применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, в отношении несовершеннолетних и лиц, наделенных процессуальными привилегиями 52
Заключение 64
Список используемой литературы и используемых источников 70

Актуальность темы исследования. Расследование уголовных дел - это сложный, многоаспектный и длительный процесс, который образуют следственные и процессуальные действия, а также принимаемые процессуальные решения. Последние всегда тем или иным образом ограничивают права и свободы граждан. Для того, чтобы предотвращать противодействие расследованию со стороны подозреваемых и обвиняемых, а также обеспечивать безопасность иных участников уголовного процесса, восстановление нарушенных прав и пресекать совершение новых преступлений, законодатель наделил лиц, производящих расследование, правом применения различных мер принуждения.
Среди мер уголовно-процессуального принуждения особое место занимают меры пресечения, целями которых является обеспечение расследования и разбирательства по уголовному делу.
Самой строгой мерой пресечения является заключение под стражу, которое всегда ограничивает конституционное право человека на свободу и личную неприкосновенность и в связи с чем, должно применяться в исключительных случаях. Данные обстоятельства предопределили особый порядок избрания данной меры пресечения в судебном порядке, что достаточно подробно регламентировано нормами действующего уголовно-процессуального законодательства.
При этом, несмотря на значительное снижение незаконно заключенных под стражу, количество разъяснений, изданных Верховным Судом РФ, признание Европейским судом по правам человека нарушений Российской Федерацией ст. 5 Конвенции, а также присуждение компенсации ввиду допущенных нарушений, вопрос об избрании меры пресечения остается одним из наиболее сложных в судебной практике.
Так, при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу по сей день имеют место следственные и судебные ошибки, которые имеют негативные последствия для граждан, наделенных конституционным правом на свободу и личную неприкосновенность. Кроме того, нельзя признать положительной и тенденцию избыточного применения заключения под стражу, когда обеспечительный характер меры пресечения не связан напрямую с последующим наказанием. Речь идет о тех случаях, когда в качестве меры пресечения назначается заключение под стражу, а в последствие суд назначает условное наказание или наказание не связанное с лишением свободы.
По-прежнему остается неразрешенной проблема законности и обоснованности применения заключения под стражу, которая продолжает оставаться одной из самых распространенных мер пресечения. Ситуация не меняется, несмотря на усилия, предпринимаемые и законодателем, и Пленумом Верховного Суда Российской Федерации. Отдельные положения действующего уголовно-процессуального законодательства и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, будучи неверно истолкованными правоприменителем, напротив, влекут недостаточную обоснованность как избрания заключения под стражу, так и продления данного срока. Одна из основных причин создавшейся ситуации заключается в нравственном характере и продуцируется недостаточными нравственными характеристиками уголовно-процессуального закона.
Кроме того, имеется множество проблем, связанных с порядком избрания заключения под стражу, что обусловлено недостатками действующего законодательства, неоднозначностью изложения норм, разнообразным их толкованием правоприменителями и отсутствием единообразия в практике.
Таким образом, при таких обстоятельствах определяется особая важность и значимость исследования института заключения под стражу как исключительной меры пресечения по действующему законодательству Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы - провести теоретико-правовой анализ и практику применения заключения под стражу как меры пресечения, основания и порядок ее избрания.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть понятие и сущность заключения под стражу как меры пресечения;
• проанализировать основания применения меры пресечения в виде заключения под стражу;
• выявить особенности возбуждения ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;
• исследовать порядок рассмотрения ходатайства и принятия судебных решений о заключении под стражу;
• рассмотреть сроки заключения под стражу, порядок их продления;
• определить основания и порядок отмены или изменения заключения под стражу;
• исследовать особые правила применения заключения под стражу, в отношении несовершеннолетних и лиц, наделенных процессуальными привилегиями.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе применения заключения под стражу как меры пресечения.
Предмет исследования составляют нормы действующего уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие основания и порядок избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также доктринальные источники и материалы правоприменительной практики.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семи параграфов, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное в настоящей выпускной квалификационной работе исследование заключения под стражу как меры пресечения, позволяет сделать следующие выводы.
Прежде всего, рассматривая понятие и сущность заключения под стражу было предложено под мерами пресечения понимать процессуальные средства ограничения свободы обвиняемого или подозреваемого (в исключительных случаях), применяемые дознавателем, следователем, или судом для предотвращения совершения возможных процессуальных нарушений со стороны лиц, в отношении которых избирается указанная мера, а также для обеспечения исполнения приговора или возможной выдачи лица. Они являются средством обеспечения надлежащего поведения лица, в отношении которых они применяются, а также для предупреждения совершения ими новых преступлений.
Значение мер пресечения в уголовном процессе определяется тем, что они создают необходимые условия для изобличения и справедливого наказания виновных. Они способствуют предупреждению совершения обвиняемым новых преступлений и обеспечивают возможность исполнения приговора, когда есть основания опасаться, что осужденный может предпринять попытки уклониться от отбывания наказания.
Наиболее суровой мерой пресечения, ограничивающей права граждан, является мера пресечения в виде заключения под стражу. По своему характеру она является исключительной, избираемой по решению суда только в случае невозможности избрания более мягкой меры пресечения и представляет собой принудительную физическую изоляцию обвиняемого (подозреваемого) и содержании его под стражей в специально предназначенном для этого учреждении, в целях обеспечения процесса расследования и судебного рассмотрения уголовного дела, а также исполнения приговора.
Международным сообществом выработаны правовые нормы, целью которых является обеспечение основных прав и свобод лиц, в отношении которых избирается мера пресечения в виде заключения под стражу. Данные нормы нашли свое развитие и в национальном российском законодательстве.
Действующим УПК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для избрания мер пресечения. Видится возможным отметить тот факт, что законодателем предусмотрены лишь общие основания избрания меры пресечения, без конкретизации их применительно к отдельным видам пресечения. Таким образом, решая вопрос о том, какую конкретно из мер пресечения надлежит избрать, следователь, дознаватель в определенной степени руководствуется своим субъективным мнением. Однако, здесь следует принимать решение об избрании той или иной меры методом исключения.
Процедура избрания меры пресечения в виде заключения под стражу представляет собой вынесение перед судом соответствующего ходатайства лицом, производящим расследование, с согласия уполномоченных лиц и принятия судом решения об удовлетворении данного ходатайства либо об отказе в его удовлетворении.
В сфере правового регулирования порядка избрания данной меры пресечения имеется большое количество проблем, которые требуют законодательного решения.
Так, видится целесообразным увеличить срок, в течение которого подозреваемому, находящемуся под мерой пресечения, должно быть предъявлено обвинение, до 20 суток.
Также следует передать полномочия дачи согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения от прокурора начальнику подразделения дознания, так как в настоящее время у последнего явно недостаточно процессуальных полномочий по контролю за производством дознания, а также исключить участие прокурора в решении вопроса об избрании меры пресечения, наделив данным полномочием то лицо, которое согласовывает ходатайство об избрании меры пресечения.
Лицо, в отношении которого избирается мера пресечения, а также его защитник, вправе знакомиться с материалами, которые прилагаются к ходатайству об избрании меры пресечения. В данном случае, указанные лица получают возможность ознакомления со значительной частью материалов уголовного дела еще до окончания расследования, что может впоследствии отрицательно сказаться на расследовании, поскольку, в таком случае, владея совокупностью имеющихся доказательств, обвиняемый может выработать позицию противодействию расследованию, кроме того, у него появляется и возможность получения сведений о личных данных потерпевшего, свидетеля. Для решения данной проблемы было бы целесообразно предусмотреть возможность ознакомления лица, в отношении которого избирается мера пресечения, исключительно с постановлением о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения, а материалы дела направлять в суд, не предъявляя их обвиняемому.
Вопрос об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу решает суд по месту производства расследования либо по месту задержания подозреваемого. Данный вопрос находится в исключительной компетенции судьи районного или гарнизонного военного суда. Рассмотрение ходатайства производится с соблюдением требований состязательного процесса: первым выступает прокурор либо, по его поручению, то лицо, которое возбудило ходатайство, указанные лица приводят аргументы обоснованности данного ходатайства, поясняют, почему должна быть избрана именно данная мера пресечения, после чего слово предоставляется защитнику и лицу, в отношении которого избирается мера пресечения.
Оправдан ли столь громоздкий порядок применения меры пресечения заключения под стражу, покажет время. Единственным критерием целесообразности такого порядка может быть резкое сокращение или полное исключение случаев необоснованного заключения под стражу. Не нужно забывать, что любой введенный законом новый процессуальный порядок должен быть организационно обеспечен. Для реализации описанного порядка нужны специально обученные судьи судов первой и второй инстанции, с особым режимом работы, ибо преступления совершаются в любое время суток, а, следовательно, и задержания, и аресты происходят в зависимости от времени совершения преступлений.
Ст. 109 УПК РФ предполагает принятие судом решений об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и продлении срока содержания под стражей, в том числе до предельного, на основе общих для всего уголовного судопроизводства положений статей 97, 99, 108 и 109УПК РФ, которые подлежат единообразному применению по каждому из отдельно расследуемых в отношении одного и того же лица дел, не требуя при этом учитывать по правилам ч. 12 ст. 109 УПК РФ время, проведенное им под стражей по ранее возбужденному уголовному делу, при определении срока содержания под стражей по новому делу в случае раздельного производства по ним. Иной порядок, предполагающий совокупное исчисление времени содержания лица под стражей по уголовным делам, которые не соединены в одно производство и ни одно из которых не выделено из другого, приводил бы к взаимозависимости решений об избрании и продлении этой меры пресечения, что, вопреки основаниям и условиям ее избрания, вело бы к игнорированию общественной опасности инкриминированного по новому делу преступления и прочих значимых обстоятельств, диктующих необходимость ограничения свободы данного лица. Тем самым ставились бы под угрозу ценности, для защиты которых избирается мера пресечения.
В связи с чем, видится целесообразным увеличить срок, в течение которого подозреваемому, находящемуся под мерой пресечения, должно быть предъявлено обвинение, до 20 суток.
Заключение под стражу может быть изменено только на более мягкую меру пресечения. В качестве основания, в данном случае, выступает изменение тех оснований, которые послужили таковыми для избрания данной меры пресечения. При этом, изменение меры пресечения на более строгую возможно тогда, когда установлено, что избранная мера пресечения не может обеспечить надлежащее поведение подозреваемого (обвиняемого). В силу этого, целесообразно дополнить ч. 1 ст. 110 УПК РФ п. 1.2 «Мера пресечения может быть изменена на более строгую, если лицом нарушена ранее избранная мера пресечения».
При применении к несовершеннолетним меры пресечения в виде заключения под стражу необходимо проверять фактор обоснованности и применять данную меру пресечения в самых исключительных ситуациях, когда отсутствует возможность применения любой другой меры пресечения.
Рассматривая отдельные категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок досудебного производства по уголовным делам, было обращено внимание на отсутствие обособление статуса Генерального прокурора от иных прокуроров, как это сделано в отношении Председателя следственного комитета от руководителя следственного органа и других следователей - является одним из недостатков нормы ст. 447 УПК РФ. С целью решения обозначенной проблемы можно предложить ч. 1 ст. 447 УПК РФ дополнить п. 6.1.1, в котором закрепить:
«6.1.1 Генерального прокурора Российской Федерации»;
Представляется, что перечень отдельных категорий лиц, содержащийся в ст. 447 УПК РФ, должен быть основан на их неприкосновенности, установленной Конституцией РФ. Именно конституционная неприкосновенность образует правовой иммунитет от уголовного преследования.
До реализации этой идеи в нормах конституционного права перечень отдельных категорий лиц, содержащийся в ст. 447 УПК РФ, должен быть приведен в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Для этого необходимо в ст. 447 УПК РФ включить: действующего Президента РФ (ст. 91, ч. 1 ст. 93 Конституции РФ); депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации; депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса (ч. 1 ст. 448 УПК РФ).
Указанные выше должностные лица имеют особый статус в государстве и наделены законодателем правовым иммунитетом от уголовного преследования, но не включены в правовой перечень отдельных категорий лиц, закрепленный в ст. 447 УПК РФ.
Уголовно-процессуальные нормы, регулирующие заключение под стражу отдельных категорий лиц, нуждаются в совершенствовании с целью обеспечения эффективного функционирования служебной деятельности лиц с особым правовым статусом за преступления в силу занимаемого ими особого положения, что приведет к совершенствованию механизм борьбы с преступными деяниями коррумпированных лиц.


1. Абрамов В.А., Никонович С.Л., Гапонова В.Н. Особенности избрания меры пресечения несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому) // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2020. № 1 (13). С. 115-121.
2. Актуальные проблемы применения мер уголовно-процессуального принуждения в досудебных стадиях уголовного процесса: сб. науч. ст. / Хабаровск : Дальневосточ. юрид. ин-т МВД России. 2012. 210 с.
3. Апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 23.10.2019 г. по делу № 55к-6/2019 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
4. Апелляционное постановление Астраханского областного суда № 22-3459/2019 22К-3459/2019 от 29.11.2019 г. по делу № 3/2-76/2019 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://sudact.ru (Дата обращения: 27.04.2020).
5. Апелляционное постановление Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым) от 04.10.2016 г. № 22К-3049/2016 3/1-165/2016 по делу № 22К-3049/2016 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://sudact.ru (дата обращения: 10.05.2020).
6. Апелляционное постановление Калининградского областного суда от 17.02.2017 г. № 22К-301/2017 по делу № 22К-301/2017 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://sudact.ru (дата обращения: 10.05.2020).
7. Апелляционное постановление Московского городского суда от 04.12.2019 г. № 10-22209/2019 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
8. Апелляционное постановление Московского городского суда от 05.09.2018 г. № 10-15547/2018 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
9. Апелляционное постановление Московского городского суда от 16.12.2019 г. по делу № 10-24213/2019 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
10. Апелляционное постановление Московского городского суда от 21.03.2019 г. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
11. Апелляционное постановление Московского городского суда от 30.01.2018 г. № 10-1764/2018 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
12. Апелляционное постановление Московского городского суда от 31.07.2019 г. № 10-14821/2019 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
13. Аширбекова М.Т., Попова Л.В. О нормативной регламентации запрета на заключение под стражу предпринимателей // Уголовное судопроизводство. 2019. № 4. С. 14-19.
14. Баев М.О. Процессуально-тактические средства и способы установления достаточных оснований для избрания меры пресечения // Воронежский адвокат. 2014. № 10. С. 8-12.
15. Барабаш А.С. Цели и основания избрания меры пресечения в уголовном процессе // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 12. С. 184-190.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ