Введение 4
Глава 1 Теоретические основы уголовного преследования 7
1.1 Понятие, сущность и значение уголовного преследования в уголовном
судопроизводстве 7
1.2 Субъекты уголовного преследования в уголовном судопроизводстве 15
1.3 Процессуальная регламентация института уголовного преследования .... 23
Глава 2 Деятельность прокурора по осуществлению уголовного преследования 37
2.1 Осуществление прокурором функции уголовного преследования на
досудебных стадиях уголовного судопроизводства 37
2.2 Осуществление прокурором функции уголовного преследования в
судебных стадиях уголовного судопроизводства 46
Глава 3 Проблемные аспекты осуществления прокурором функции уголовного преследования 56
3.1 Проблемные вопросы реализации прокурором функции уголовного
преследования 56
3.2 Предложения, направленные на совершенствование процессуальной
регламентации уголовного преследования 62
Заключение 69
Список используемой литературы и используемых источников 74
Аннотация. Введение.
Цель исследования. Целью работы является изучение и анализ механизма правового регулирования участия прокурора в уголовном преследовании.
Для достижения данной цели был поставлен ряд ключевых задач исследования:
- изучить историю становления и развития преступлений против собственности в России;
- раскрыть понятие и виды преступлений против собственности по УК РФ;
- определить понятие, сущность и значение уголовного преследования;
- проанализировать субъектов уголовного преследования;
- изучить правовую регламентацию уголовного преследования;
- определить, как прокурор осуществляет уголовное преследование на досудебных стадиях уголовного судопроизводства;
- определить, как прокурор осуществляет уголовное преследование на судебных стадиях уголовного судопроизводства;
- выявить проблемные вопросы реализации прокурором функции уголовного преследования;
- составить предложения, направленные на совершенствование процессуальной регламентации уголовного преследования.
Объектом исследования послужили общественные отношения, которые возникают при реализации функции уголовного преследования прокурорами.
Предметом исследования являются уголовно-процессуальные нормы, которые регламентирую реализацию функцию уголовного преследования прокурорами.
В настоящее время законодатель, формируя содержание правового статуса прокурора в уголовном судопроизводстве, определил для него две функции: функция уголовного преследования и надзорная функция. В научной юридической литературе часто встречается мнение о том, что российский законодатель минимизировал полномочия, связанные с уголовным преследованием на досудебных стадиях уголовного преследования.
Анализируя содержание уголовно-процессуального законодательства, правоприменительной практики, а также научной юридической литературы показывает, что прокурор, являясь участником уголовного преследования, реализует функцию уголовного преследования и на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, но при превалировании надзорных полномочий над полномочиями в области уголовного преследования. Обратное можно увидеть в механизме правового регулирования уголовного преследования, осуществляемого прокурором на судебных стадиях уголовного судопроизводства.
В структуре полномочий прокурора, связанных с осуществлением уголовного преследования на досудебных стадиях, можно обнаружить: полномочия, связанные утверждениям итоговых процессуальных документов представительного расследования (обвинительного заключения и обвинительного акта); вспомогательные полномочия (например, участие в судебном заседании при разрешении вопросов, связанных с избранием мер пресечения).
Государственный обвинитель наиболее полно реализует функцию уголовного преследования именно на судебных стадиях уголовного судопроизводства, представляя обвинение и являясь его гарантом он выступает на стороне обвинения и обязан доказывать виновность подсудимого, если обвинение является законным и обоснованным.
Также государственный обвинитель в обязательном порядке присутствует при рассмотрении дела в апелляционной инстанции, а при необходимости и при кассации и надзоре, но уже в качестве прокурора. В апелляционной инстанции государственный обвинитель также представляет обвинение, однако лишь в пределах рассмотрения апелляционной жалобы/представления.
Механизм правового регулирования уголовного преследования прокурором не лишен в настоящее время недостатков. К проблемным аспектам механизма правового регулирования уголовного преследования прокурором, в частности, следует отнести: отсутствие в уголовнопроцессуальном законодательстве норм, которые определяют правила вхождения прокурора в дело в качестве государственного обвинителя и вопрос создания группы обвинителей; неясностью в вопросах, связанных с определением момента, с которого возможен отказ от обвинения; недостаточность правовой регламентации полномочий прокурора в уголовнопроцессуальном законодательстве как на этапе судебного разбирательства в первой инстанции, так и на этапе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
Для решения указанных проблем, по нашему мнению, необходимо: регламентировать процессуальный статус государственного обвинителя в отдельной статье в рамках главы «Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения; закрепить в УПК РФ процессуальный документ, являющийся основанием для вхождения прокурора в дело в качестве государственного обвинителя; внести положения о самостоятельности и независимости государственного обвинителя при поддержке обвинения; закрепить возможность реализации права прокурора на отказ от обвинения только после этапа судебного следствия; регламентировать деятельность прокурора в суде апелляционной инстанции, в частности, касательно вопроса об отказе от обвинения.
1. Александров А.С. Диспозитивность в уголовном процессе. Н. Новгород : НЮИ МВД РФ, 1997. - 209 с.
2. Алексеенко А.М. Следователь как субъект уголовной юрисдикции
// Современная научная мысль. 2018. № 4. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/sledovatel-kak-subekt-ugolovnoy-yurisdiktsii (дата обращения: 08.05.2021).
3. Апелляционное постановление № 22К-878/2020 от 3 июля 2020 г. по делу № 3/12-9/2020 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 29.04.2021).
4. Батин В.А. Классификация полномочий руководителя
следственного органа в уголовном судопроизводстве // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2011. № 19 (236). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-polnomochiy-rukovoditelya- sledstvennogo-organa-v-ugolovnom-sudoproizvodstve (дата обращения:
08.05.2021).
5. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 11-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2012. 752 с.
6. Боруленков Ю.П. Место прокуратуры в системе органов уголовного преследования // Уголовное судопроизводство. - М. : Юрист, 2013, № 2. С. 20-23.
7. Букша Н.Ю. Назначение института прекращения уголовного дела и уголовного преследования в российском уголовном судопроизводстве. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Букша Н.Ю. - Краснодар, 2005. - 21 c.
8. Воронин О.В. Прокурорское уголовное преследование в
различных стадиях и производствах отечественного уголовного процесса // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2013. № 1(7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokurorskoe-ugolovnoe-presledovanie-v- razlichnyh-stadiyah-i-proizvodstvah-otechestvennogo-ugolovnogo-protsessa (дата обращения: 13.05.2021).
9. Горлова С.В. Уголовное преследование как проявление публичности в уголовном процессе. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Горлова С.В. - Челябинск, 2006. - 18 c.
10. Давыдов В. А. "Очевидно, что каждое уголовное дело в интересах правосудия должно быть расследовано всесторонне, полно и объективно" /
А. Давыдов // Уголовный процесс, 2016, № 7. - С.22-31.
11. Джатиев В.С. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: шаг вперед или два шага назад? // Фундаментальные и прикладные проблемы управления расследованием преступлений. Сб. научн. трудов (в двух частях). Часть первая. М. : Академия управления МВД России, 2005.
15-19.
12. Дудоров Т.Д. Возникновение и развитие института уголовного
преследования в российском законодательстве до реформы 1864 года // Юридическая наука. 2014. № 4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vozniknovenie-i-razvitie-instituta-ugolovnogo- presledovaniya-v-rossiyskom-zakonodatelstve-do-reformy- 1864-goda (дата
обращения: 04.05.2021).
13. Дьяконова О.Г., Спесивцев П.В. О некоторых полномочиях прокурора при осуществлении им уголовного преследования и надзора за предварительным следствием // Российский следователь. - М. : Юрист, 2011, № 10. - С. 24-27.
14. Зиновьев А.С. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения: точка зрения // Российская юстиция. - М. : Юрист, 2013, № 5. - С. 50-53
15. Корнакова С.В. Полномочия руководителя следственного органа
требуют доработки // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2016. № 6(14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polnomochiya-rukovoditelya-sledstvennogo- organa-trebuyut-dorabotki (дата обращения: 08.05.2021).
...