Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве»
|
Введение 4
Глава 1 Оперативно-розыскная деятельность как основа формирования доказательств в уголовном процессе 2
1.1 Понятие и признаки оперативно-розыскной деятельности 2
1.2 Соотношение оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной
деятельности в процессе собирания доказательств 9
Глава 2 Порядок и основания использования результатов оперативно-розыскной деятельности 21
2.1 Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и правовые
основания их использования в уголовном судопроизводстве 21
2.2 Порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности
органам предварительного расследования 31
Глава 3 Актуальные проблемы оценки результатов оперативно-розыскной деятельности и придания им статуса доказательств в уголовном судопроизводстве 40
3.1 Проблемные вопросы оценки результатов оперативно-розыскной
деятельности 40
3.2 Проблемы разграничения оперативной провокации и правомерных форм и
методов пресечения преступлений в целях формирования доказательств 46
Заключение 57
Список используемых источников и используемой литературы 63
Глава 1 Оперативно-розыскная деятельность как основа формирования доказательств в уголовном процессе 2
1.1 Понятие и признаки оперативно-розыскной деятельности 2
1.2 Соотношение оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной
деятельности в процессе собирания доказательств 9
Глава 2 Порядок и основания использования результатов оперативно-розыскной деятельности 21
2.1 Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и правовые
основания их использования в уголовном судопроизводстве 21
2.2 Порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности
органам предварительного расследования 31
Глава 3 Актуальные проблемы оценки результатов оперативно-розыскной деятельности и придания им статуса доказательств в уголовном судопроизводстве 40
3.1 Проблемные вопросы оценки результатов оперативно-розыскной
деятельности 40
3.2 Проблемы разграничения оперативной провокации и правомерных форм и
методов пресечения преступлений в целях формирования доказательств 46
Заключение 57
Список используемых источников и используемой литературы 63
Актуальность исследования. Одной из наиболее значимых функций органов внутренних дел является раскрытие и расследование преступлений. Анализируя многолетнюю статистику уровня преступности, можно заключить, что большая часть совершенных преступлений раскрывается и расследуется своевременно.
Наиболее весомый вклад в дело борьбы с преступностью вносит полиция, входящая в состав МВД России. Сотрудники полиции, реализуя полномочия по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает защиту и безопасность граждан в общественных местах; осуществляют оперативно-розыскную деятельность; расследуют уголовные дела в форме дознания и предварительного следствия; производят криминалистические экспертизы; осуществляют профилактическую работу; противодействуют экстремизму и терроризму и выполняют множество иных функций, направленных на снижение уровня преступности и поддержание состояния защищенности граждан Российской Федерации от внутренних и внешних угроз.
Как видно, неотъемлемой частью деятельности МВД России является производство предварительного расследования и оперативно-розыскная деятельность. В то же время, несмотря на то, что прослеживается определенная тенденция к росту раскрытия и расследования преступлений, совершаемых на территории Российской Федерации, уровень преступности остается стабильно высоким, в связи с чем роль деятельности органов дознания и предварительного расследования по раскрытию и расследованию преступлений многократно возрастает.
Об этом свидетельствует и тот факт, что на заседании расширенной коллегии МВД России, на которой были подведены итоги деятельности органов внутренних дел за 2019 год, Президент Российской Федерации В.В. Путин обратил внимание на высокие показатели раскрываемости наиболее опасных преступлений: убийств, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, разбойных нападений и некоторых других. В то же время, глава государства отметил, что почти половина совершаемых в стране преступлений остается нераскрытыми, что наносит ущерб для авторитета ведомства и для всей системы власти. Поэтому Президентом РФ перед органами внутренних дел на 2020 год была поставлена четкая задача: все усилия направить на выявление, раскрытие и расследование преступлений, наращивая результативность работы в данном направлении [44].
Одной из актуальных проблем организации взаимодействия органов дознания и предварительного расследования, возникающих при возбуждении уголовного дела, является использование в уголовном судопроизводстве результатов оперативно-розыскной деятельности. Данная категория относится к разряду межотраслевых, поскольку предполагает, во-первых, наличие сведений, полученных оперативно-розыскным путем; во-вторых, возможность их использования в процессе доказывания по уголовному делу.
Актуальность исследования обусловлена неоднозначностью рассматриваемого института как в уголовном процессе и оперативно-розыскной деятельности, так и в научной среде. Это проявляется, во-первых, в том, что правовое регулирование предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности сегодня осуществляется только на ведомственном уровне.
Во-вторых, сама категория «результаты оперативно-розыскной деятельности» является отсылочной, поскольку непосредственно связана с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». В связи с чем научный анализ использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве представляется актуальным и значимым процессом.
Разработанность. К настоящему времени в отечественной юридической науке представлен достаточно обширный массив научных работ, посвященный проблемам применения результатов ОРД в деятельности следственных и оперативных органов по раскрытию и расследованию преступлений, авторами которых являются Апаршева Е.С., Владимиров С.И., Гаврилов, А.К., Гаскаров И.Ф., Гуров Д.В., Данилов Д.А., Лузгин И.М., Мичурина О.В., Новикова А.В. и множество иных исследователей.
В то же время, специальные комплексные исследования проблем использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе представлены незначительным количеством научных работ, нередко отнесенных к категории исследований, к которым отсутствует свободный доступ, что значительно ограничивает возможности их изучения.
Таким образом, несмотря на достаточно высокую степень разработанности проблемных вопросов использования результатов ОРД в процессе доказывания, назвать эту тему исчерпанной для дальнейшего изучения нельзя. Основная причина этого заключается в появлении новых форм и методов, методики и тактики раскрытия и расследования преступных посягательств. Следовательно, исследуемая тема требует дальнейшей разработки, изучения и осмысления.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве.
Предметом исследования выступают нормы действующего федерального законодательства, межведомственные документы, нормативно-правовые акты МВД России и иных силовых структур, научные разработки в области уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности, закрепляющие правовые основы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве.
Цель исследования состоит в комплексной характеристике института использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе.
Достижению поставленной цели способствует постановка и решение следующих научных задач:
- раскрыть понятие и выделить признаки оперативно-розыскной деятельности;
- провести соотношение оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности в процессе собирания доказательств;
- исследовать понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и правовые основания их использования в уголовном судопроизводстве;
- изучить порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности органам предварительного расследования;
- выделить проблемные вопросы оценки результатов оперативно-розыскной деятельности;
- провести анализ проблем разграничения оперативной провокации и правомерных форм и методов пресечения преступлений в целях формирования доказательств.
Методами исследования являются:
а) теоретические положения диалектическо-материалистического метода познания общественных явлений, процессов;
б) частно-научные методы исследования:
1) исторический,
2) сравнительно-правовой,
3) формально-юридический,
4) системно-структурный,
5) логический анализ,
6) исследование документов.
Теоретической базой исследования являются аналитические материалы органов внутренних дел, опыт работы правоохранительных органов по организации и тактике раскрытия и расследования преступлений, а также исследования ведущих российских ученых в области оперативно-розыскной деятельности и уголовного процесса, что позволило обеспечить комплексный характер исследования.
Нормативной базой исследования выступают положения Конституции Российской Федерации, действующее уголовно-процессуальное законодательство, ведомственные нормативные акты МВД России и иных государственных органов, уполномоченных на раскрытие и расследование преступлений.
Эмпирическую базу исследования составили результаты изучения приговоров и других решений, вынесенных судами Российской Федерации по делам о признании доказательствами результатов оперативно-розыскной деятельности и правомерности их использования в уголовном процессе.
Структура работы обусловлена предметом, объектом, поставленной целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы с шестью параграфами, заключение, список используемой литературы и используемых источников.
Наиболее весомый вклад в дело борьбы с преступностью вносит полиция, входящая в состав МВД России. Сотрудники полиции, реализуя полномочия по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает защиту и безопасность граждан в общественных местах; осуществляют оперативно-розыскную деятельность; расследуют уголовные дела в форме дознания и предварительного следствия; производят криминалистические экспертизы; осуществляют профилактическую работу; противодействуют экстремизму и терроризму и выполняют множество иных функций, направленных на снижение уровня преступности и поддержание состояния защищенности граждан Российской Федерации от внутренних и внешних угроз.
Как видно, неотъемлемой частью деятельности МВД России является производство предварительного расследования и оперативно-розыскная деятельность. В то же время, несмотря на то, что прослеживается определенная тенденция к росту раскрытия и расследования преступлений, совершаемых на территории Российской Федерации, уровень преступности остается стабильно высоким, в связи с чем роль деятельности органов дознания и предварительного расследования по раскрытию и расследованию преступлений многократно возрастает.
Об этом свидетельствует и тот факт, что на заседании расширенной коллегии МВД России, на которой были подведены итоги деятельности органов внутренних дел за 2019 год, Президент Российской Федерации В.В. Путин обратил внимание на высокие показатели раскрываемости наиболее опасных преступлений: убийств, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, разбойных нападений и некоторых других. В то же время, глава государства отметил, что почти половина совершаемых в стране преступлений остается нераскрытыми, что наносит ущерб для авторитета ведомства и для всей системы власти. Поэтому Президентом РФ перед органами внутренних дел на 2020 год была поставлена четкая задача: все усилия направить на выявление, раскрытие и расследование преступлений, наращивая результативность работы в данном направлении [44].
Одной из актуальных проблем организации взаимодействия органов дознания и предварительного расследования, возникающих при возбуждении уголовного дела, является использование в уголовном судопроизводстве результатов оперативно-розыскной деятельности. Данная категория относится к разряду межотраслевых, поскольку предполагает, во-первых, наличие сведений, полученных оперативно-розыскным путем; во-вторых, возможность их использования в процессе доказывания по уголовному делу.
Актуальность исследования обусловлена неоднозначностью рассматриваемого института как в уголовном процессе и оперативно-розыскной деятельности, так и в научной среде. Это проявляется, во-первых, в том, что правовое регулирование предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности сегодня осуществляется только на ведомственном уровне.
Во-вторых, сама категория «результаты оперативно-розыскной деятельности» является отсылочной, поскольку непосредственно связана с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». В связи с чем научный анализ использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве представляется актуальным и значимым процессом.
Разработанность. К настоящему времени в отечественной юридической науке представлен достаточно обширный массив научных работ, посвященный проблемам применения результатов ОРД в деятельности следственных и оперативных органов по раскрытию и расследованию преступлений, авторами которых являются Апаршева Е.С., Владимиров С.И., Гаврилов, А.К., Гаскаров И.Ф., Гуров Д.В., Данилов Д.А., Лузгин И.М., Мичурина О.В., Новикова А.В. и множество иных исследователей.
В то же время, специальные комплексные исследования проблем использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе представлены незначительным количеством научных работ, нередко отнесенных к категории исследований, к которым отсутствует свободный доступ, что значительно ограничивает возможности их изучения.
Таким образом, несмотря на достаточно высокую степень разработанности проблемных вопросов использования результатов ОРД в процессе доказывания, назвать эту тему исчерпанной для дальнейшего изучения нельзя. Основная причина этого заключается в появлении новых форм и методов, методики и тактики раскрытия и расследования преступных посягательств. Следовательно, исследуемая тема требует дальнейшей разработки, изучения и осмысления.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве.
Предметом исследования выступают нормы действующего федерального законодательства, межведомственные документы, нормативно-правовые акты МВД России и иных силовых структур, научные разработки в области уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности, закрепляющие правовые основы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве.
Цель исследования состоит в комплексной характеристике института использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе.
Достижению поставленной цели способствует постановка и решение следующих научных задач:
- раскрыть понятие и выделить признаки оперативно-розыскной деятельности;
- провести соотношение оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности в процессе собирания доказательств;
- исследовать понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и правовые основания их использования в уголовном судопроизводстве;
- изучить порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности органам предварительного расследования;
- выделить проблемные вопросы оценки результатов оперативно-розыскной деятельности;
- провести анализ проблем разграничения оперативной провокации и правомерных форм и методов пресечения преступлений в целях формирования доказательств.
Методами исследования являются:
а) теоретические положения диалектическо-материалистического метода познания общественных явлений, процессов;
б) частно-научные методы исследования:
1) исторический,
2) сравнительно-правовой,
3) формально-юридический,
4) системно-структурный,
5) логический анализ,
6) исследование документов.
Теоретической базой исследования являются аналитические материалы органов внутренних дел, опыт работы правоохранительных органов по организации и тактике раскрытия и расследования преступлений, а также исследования ведущих российских ученых в области оперативно-розыскной деятельности и уголовного процесса, что позволило обеспечить комплексный характер исследования.
Нормативной базой исследования выступают положения Конституции Российской Федерации, действующее уголовно-процессуальное законодательство, ведомственные нормативные акты МВД России и иных государственных органов, уполномоченных на раскрытие и расследование преступлений.
Эмпирическую базу исследования составили результаты изучения приговоров и других решений, вынесенных судами Российской Федерации по делам о признании доказательствами результатов оперативно-розыскной деятельности и правомерности их использования в уголовном процессе.
Структура работы обусловлена предметом, объектом, поставленной целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы с шестью параграфами, заключение, список используемой литературы и используемых источников.
По итогам проведенного исследования представляется необходимым сформулировать ряд выводов, обозначить выявленные проблемы и предложить конкретные меры по их устранению.
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе становится возможным благодаря наличию оперативно-розыскного законодательства, регулирующего деятельность оперативных подразделений правоохранительных органов Российской Федерации, уполномоченных федеральным законом на производство оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты общества, государства, физических и юридических лиц от противоправных посягательств. ОРД представляется социально полезным и значимым процессом, позволяющим обеспечить государственную и общественную безопасность, выявлять, пресекать и раскрывать преступления, разыскивать лиц и имущество.
Оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность являются самостоятельными институтами, имеющими общие цели и задачи, но, в то же время, оснащенными различными инструментами для их достижения. Так, деятельность сотрудников оперативных подразделений направлена исключительно на поиск (собирание) и фиксацию доказательств посредством осуществления оперативно-розыскных мероприятий, отдельных следственных и процессуальных действий, осуществляемых как в рамках ОРД, так и по отдельным поручениям следователей и дознавателей.
В свою очередь, представители следственных и судебных органов также уполномочены на собирание доказательств, но исключительно в рамках уголовно-процессуальных норм и правил, закрепленных в УПК РФ. Кроме этого, участники сторон обвинения вправе производить проверку и оценку доказательств, а также их непосредственное использование в процессе доказывания виновности лица, в отношении которого осуществляется уголовное преследование.
Под результатами ОРД следует понимать сведения, информацию и иные факты, полученные оперативным путем, реализация которых позволит успешно решить задачи по раскрытию и дальнейшему расследованию преступления. Правовой основой использования результатов ОРД в уголовно-процессуальной деятельности выступают УПК РФ, Закон об ОРД и ведомственные нормативные акты правоохранительных органов, уполномоченных на производство ОРД и предварительного расследования.
При этом важнейшее значение имеет процедура соблюдения оперативно-розыскным органом порядка представления результатов ОРД следователю (дознавателю). Порядок представления результатов ОРД органам предварительного расследования достаточно подробно регламентирован межведомственной инструкцией. Соблюдение всех без исключения требований рассмотренного нормативного акта - важнейшая обязанность как оперативных сотрудников, предоставляющих результаты ОРД, так и сотрудников следственных органов, в адрес которых поступают сведения, представленные в виде результатов ОРД.
В то же время, результаты ОРД сами по себе не являются доказательствами, что прямо закреплено в УПК РФ. Наделение их статусом доказательств требует от следователя проведения оценки и процессуального закрепления результатов ОРД.
Результаты ОРД способствуют раскрытию преступления, но только при условии, что они отвечают требованиям, предъявляемым уголовно-процессуальным законом к доказательствам. Соответственно, вся информация, сведения, материальные объекты, полученные в ходе производства оперативно-розыскных действий с нарушениями закона, будут признаны недопустимыми, что повлечет их недействительность в качестве доказательств. Поэтому при осуществлении негласных методов ОРД следует руководствоваться правилом о запрете подстрекательства на совершение преступления либо продолжения преступной деятельности без намерения ее пресечь.
В процессе исследования был выявлен ряд актуальных проблем, требующих своего законодательного разрешения.
В первую очередь, обращено внимание на то, что оценка результатов ОРД в уголовном процессе связана с определенными сложностями. Это связано с тем, что УПК РФ, являясь базовым нормативным актом в сфере уголовного судопроизводства, практически не регулирует порядок и условия использования результатов ОРД, закрепляя лишь нормы о недопустимости использования рассматриваемого института с нарушениями требований УПК РФ, предъявляемых к доказательствам.
Закон об ОРД также не содержит понятного и недвусмысленного алгоритма использования результатов ОРД, оперируя довольно расплывчатыми терминами «могут быть использованы»; «могут служить поводом»; «могут направляться» и так далее. При этом фактически в данном законе результатам ОРД посвящена только статья 11, что представляется явно недостаточным.
Более подробно процедура предоставления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд изложена в межведомственной Инструкции. Однако и в этом локальном нормативном акте процесс использования результатов ОРД не раскрывается.
Проблема видится и в том, что ни УПК РФ, ни Федеральный закон об ОРД, ни межведомственная Инструкция не устанавливают критерии оценки результатов ОРД следователем, а также не предлагают порядок действий, который должен осуществить следователь (дознаватель) при установлении достоверного факта содержания в рапорте оперуполномоченного сведений, имеющих доказательственное значение для уголовного дела.
В этой связи предложен алгоритм действий следователя по производству неотложных следственных действий после возбуждения уголовного дела при наличии результатов ОРД, включающий в себя ряд следственных и процессуальных действий, выполняемых в определенной последовательности. Соблюдение такого алгоритма, как представляется, существенно повысит доказательственное значение результатов ОРД.
Значительное внимание уделено разграничению оперативной провокации и правомерных действий оперативных сотрудников, направленных на пресечение и фиксацию противоправных действий. По итогам анализа судебной практики сделан вывод о том, что не признаются провокацией организация засады с целью задержания лица, намеревающегося совершить преступление, о чем стало известно оперативному органу; применение негласных методов, позволяющих получить признательные показания; приобретение вещей и предметов в рамках осуществления проверочной закупки или оперативного эксперимента.
Заслуживает внимания зарубежный опыт квалификации действий оперативных сотрудников. Отмечено, что в большинстве стран за провокацию предусмотрена уголовная ответственность, но только в случаях, когда действия сотрудников оперативных подразделений имеют выраженный характер подстрекательства. По общему же правилу однократное склонение лица к совершению преступления воспринимается как метод профилактической деятельности, направленной на формирование высокого уровня правосознания граждан и добровольного отказа от преступной деятельности, что заслуживает одобрения и поддержки.
Очевидным достижением отечественного законодательства, регулирующего вопросы оперативно-розыскной деятельности, следует признать прямой запрет на осуществление провокаций в Законе об ОРД, а также введение уголовной ответственности за различные виды провокаций.
В то же время, представляется, что данные вопросы подлежат более расширенному толкованию, поскольку Закон об ОРД упоминает о провокации только в одной норме, а УК РФ вводит уголовно-правовой запрет только на осуществление провокации взятки, коммерческого подкупа и подкупа в сфере закупок. При этом субъектом данного преступления оперативные сотрудники не являются, на что специально указывает Верховный Суд РФ.
Существуют и другие проблемы при разграничении провокации и правомерных действий оперативных органов, предпринимаемых ими в целях пресечения и раскрытия преступлений. Вышеизложенное обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования деятельности оперативных подразделений, разработку новых научных подходов к проблемам реализации прав и обязанностей сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также усиления противодействия неправомерным действиям со стороны сотрудников оперативных подразделений, в том числе - недопущению различных провокаций и других незаконных форм и методов пресечения преступлений.
Также указано на то, что оценка результатов ОРД в уголовном процессе связана с определенными сложностями. В первую очередь, это связано с тем, что УПК РФ, являясь базовым нормативным актом в сфере уголовного судопроизводства, практически не регулирует порядок и условия использования результатов ОРД, закрепляя лишь нормы о недопустимости использования рассматриваемого института с нарушениями требований УПК РФ, предъявляемых к доказательствам.
Федеральный закон об ОРД также не содержит понятного и недвусмысленного алгоритма использования результатов ОРД, оперируя довольно расплывчатыми терминами «могут быть использованы»; «могут служить поводом»; «могут направляться» и так далее. При этом фактически в данном законе результатам ОРД посвящена только статья 11, что представляется явно недостаточным.
Более подробно процедура предоставления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд изложена в межведомственной Инструкции. Однако и в этом локальном нормативном акте процесс использования результатов ОРД не раскрывается.
Проблема видится и в том, что ни УПК РФ, ни Федеральный закон об ОРД, ни межведомственная Инструкция не устанавливают критерии оценки результатов ОРД следователем, а также не предлагают порядок действий, который должен осуществить следователь (дознаватель) при установлении достоверного факта содержания в рапорте оперуполномоченного сведений, имеющих доказательственное значение для уголовного дела.
Нерешенным так же остается вопрос относительно объема материалов, предоставляемых сотрудниками оперативных подразделений для ознакомления, а также их доказательственном значении. Все эти проблемы достаточно давно являются предметом обсуждений ученых и практических работников, однако до настоящего времени данный вопрос не нашел законодательного разрешения.
В процессе исследования были приведены примеры решения данных вопросов законодателями зарубежных стран, большинство из которых склоняются к наделению следователя правами знакомиться с оперативными материалами в полном объеме. Однако, как представляется, в условиях отечественной системы уголовного судопроизводства результаты ОРД должны предоставляться в виде информации, которая имеет доказательственное значение, в объеме, позволяющем достичь целей расследования и, в то же время, максимально обеспечить сохранность средств и методов ОРД, а также конфиденциальность лиц, оказывающих содействие оперативным органам.
В целом, исходя из буквального толкования норм уголовно-процессуального законодательства, сами по себе результаты ОРД не могут рассматриваться в качестве допустимых доказательств. Подобное противоречие может быть устранено только четкой правовой регламентацией порядка использования следователем результатов ОРД.
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе становится возможным благодаря наличию оперативно-розыскного законодательства, регулирующего деятельность оперативных подразделений правоохранительных органов Российской Федерации, уполномоченных федеральным законом на производство оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты общества, государства, физических и юридических лиц от противоправных посягательств. ОРД представляется социально полезным и значимым процессом, позволяющим обеспечить государственную и общественную безопасность, выявлять, пресекать и раскрывать преступления, разыскивать лиц и имущество.
Оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность являются самостоятельными институтами, имеющими общие цели и задачи, но, в то же время, оснащенными различными инструментами для их достижения. Так, деятельность сотрудников оперативных подразделений направлена исключительно на поиск (собирание) и фиксацию доказательств посредством осуществления оперативно-розыскных мероприятий, отдельных следственных и процессуальных действий, осуществляемых как в рамках ОРД, так и по отдельным поручениям следователей и дознавателей.
В свою очередь, представители следственных и судебных органов также уполномочены на собирание доказательств, но исключительно в рамках уголовно-процессуальных норм и правил, закрепленных в УПК РФ. Кроме этого, участники сторон обвинения вправе производить проверку и оценку доказательств, а также их непосредственное использование в процессе доказывания виновности лица, в отношении которого осуществляется уголовное преследование.
Под результатами ОРД следует понимать сведения, информацию и иные факты, полученные оперативным путем, реализация которых позволит успешно решить задачи по раскрытию и дальнейшему расследованию преступления. Правовой основой использования результатов ОРД в уголовно-процессуальной деятельности выступают УПК РФ, Закон об ОРД и ведомственные нормативные акты правоохранительных органов, уполномоченных на производство ОРД и предварительного расследования.
При этом важнейшее значение имеет процедура соблюдения оперативно-розыскным органом порядка представления результатов ОРД следователю (дознавателю). Порядок представления результатов ОРД органам предварительного расследования достаточно подробно регламентирован межведомственной инструкцией. Соблюдение всех без исключения требований рассмотренного нормативного акта - важнейшая обязанность как оперативных сотрудников, предоставляющих результаты ОРД, так и сотрудников следственных органов, в адрес которых поступают сведения, представленные в виде результатов ОРД.
В то же время, результаты ОРД сами по себе не являются доказательствами, что прямо закреплено в УПК РФ. Наделение их статусом доказательств требует от следователя проведения оценки и процессуального закрепления результатов ОРД.
Результаты ОРД способствуют раскрытию преступления, но только при условии, что они отвечают требованиям, предъявляемым уголовно-процессуальным законом к доказательствам. Соответственно, вся информация, сведения, материальные объекты, полученные в ходе производства оперативно-розыскных действий с нарушениями закона, будут признаны недопустимыми, что повлечет их недействительность в качестве доказательств. Поэтому при осуществлении негласных методов ОРД следует руководствоваться правилом о запрете подстрекательства на совершение преступления либо продолжения преступной деятельности без намерения ее пресечь.
В процессе исследования был выявлен ряд актуальных проблем, требующих своего законодательного разрешения.
В первую очередь, обращено внимание на то, что оценка результатов ОРД в уголовном процессе связана с определенными сложностями. Это связано с тем, что УПК РФ, являясь базовым нормативным актом в сфере уголовного судопроизводства, практически не регулирует порядок и условия использования результатов ОРД, закрепляя лишь нормы о недопустимости использования рассматриваемого института с нарушениями требований УПК РФ, предъявляемых к доказательствам.
Закон об ОРД также не содержит понятного и недвусмысленного алгоритма использования результатов ОРД, оперируя довольно расплывчатыми терминами «могут быть использованы»; «могут служить поводом»; «могут направляться» и так далее. При этом фактически в данном законе результатам ОРД посвящена только статья 11, что представляется явно недостаточным.
Более подробно процедура предоставления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд изложена в межведомственной Инструкции. Однако и в этом локальном нормативном акте процесс использования результатов ОРД не раскрывается.
Проблема видится и в том, что ни УПК РФ, ни Федеральный закон об ОРД, ни межведомственная Инструкция не устанавливают критерии оценки результатов ОРД следователем, а также не предлагают порядок действий, который должен осуществить следователь (дознаватель) при установлении достоверного факта содержания в рапорте оперуполномоченного сведений, имеющих доказательственное значение для уголовного дела.
В этой связи предложен алгоритм действий следователя по производству неотложных следственных действий после возбуждения уголовного дела при наличии результатов ОРД, включающий в себя ряд следственных и процессуальных действий, выполняемых в определенной последовательности. Соблюдение такого алгоритма, как представляется, существенно повысит доказательственное значение результатов ОРД.
Значительное внимание уделено разграничению оперативной провокации и правомерных действий оперативных сотрудников, направленных на пресечение и фиксацию противоправных действий. По итогам анализа судебной практики сделан вывод о том, что не признаются провокацией организация засады с целью задержания лица, намеревающегося совершить преступление, о чем стало известно оперативному органу; применение негласных методов, позволяющих получить признательные показания; приобретение вещей и предметов в рамках осуществления проверочной закупки или оперативного эксперимента.
Заслуживает внимания зарубежный опыт квалификации действий оперативных сотрудников. Отмечено, что в большинстве стран за провокацию предусмотрена уголовная ответственность, но только в случаях, когда действия сотрудников оперативных подразделений имеют выраженный характер подстрекательства. По общему же правилу однократное склонение лица к совершению преступления воспринимается как метод профилактической деятельности, направленной на формирование высокого уровня правосознания граждан и добровольного отказа от преступной деятельности, что заслуживает одобрения и поддержки.
Очевидным достижением отечественного законодательства, регулирующего вопросы оперативно-розыскной деятельности, следует признать прямой запрет на осуществление провокаций в Законе об ОРД, а также введение уголовной ответственности за различные виды провокаций.
В то же время, представляется, что данные вопросы подлежат более расширенному толкованию, поскольку Закон об ОРД упоминает о провокации только в одной норме, а УК РФ вводит уголовно-правовой запрет только на осуществление провокации взятки, коммерческого подкупа и подкупа в сфере закупок. При этом субъектом данного преступления оперативные сотрудники не являются, на что специально указывает Верховный Суд РФ.
Существуют и другие проблемы при разграничении провокации и правомерных действий оперативных органов, предпринимаемых ими в целях пресечения и раскрытия преступлений. Вышеизложенное обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования деятельности оперативных подразделений, разработку новых научных подходов к проблемам реализации прав и обязанностей сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также усиления противодействия неправомерным действиям со стороны сотрудников оперативных подразделений, в том числе - недопущению различных провокаций и других незаконных форм и методов пресечения преступлений.
Также указано на то, что оценка результатов ОРД в уголовном процессе связана с определенными сложностями. В первую очередь, это связано с тем, что УПК РФ, являясь базовым нормативным актом в сфере уголовного судопроизводства, практически не регулирует порядок и условия использования результатов ОРД, закрепляя лишь нормы о недопустимости использования рассматриваемого института с нарушениями требований УПК РФ, предъявляемых к доказательствам.
Федеральный закон об ОРД также не содержит понятного и недвусмысленного алгоритма использования результатов ОРД, оперируя довольно расплывчатыми терминами «могут быть использованы»; «могут служить поводом»; «могут направляться» и так далее. При этом фактически в данном законе результатам ОРД посвящена только статья 11, что представляется явно недостаточным.
Более подробно процедура предоставления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд изложена в межведомственной Инструкции. Однако и в этом локальном нормативном акте процесс использования результатов ОРД не раскрывается.
Проблема видится и в том, что ни УПК РФ, ни Федеральный закон об ОРД, ни межведомственная Инструкция не устанавливают критерии оценки результатов ОРД следователем, а также не предлагают порядок действий, который должен осуществить следователь (дознаватель) при установлении достоверного факта содержания в рапорте оперуполномоченного сведений, имеющих доказательственное значение для уголовного дела.
Нерешенным так же остается вопрос относительно объема материалов, предоставляемых сотрудниками оперативных подразделений для ознакомления, а также их доказательственном значении. Все эти проблемы достаточно давно являются предметом обсуждений ученых и практических работников, однако до настоящего времени данный вопрос не нашел законодательного разрешения.
В процессе исследования были приведены примеры решения данных вопросов законодателями зарубежных стран, большинство из которых склоняются к наделению следователя правами знакомиться с оперативными материалами в полном объеме. Однако, как представляется, в условиях отечественной системы уголовного судопроизводства результаты ОРД должны предоставляться в виде информации, которая имеет доказательственное значение, в объеме, позволяющем достичь целей расследования и, в то же время, максимально обеспечить сохранность средств и методов ОРД, а также конфиденциальность лиц, оказывающих содействие оперативным органам.
В целом, исходя из буквального толкования норм уголовно-процессуального законодательства, сами по себе результаты ОРД не могут рассматриваться в качестве допустимых доказательств. Подобное противоречие может быть устранено только четкой правовой регламентацией порядка использования следователем результатов ОРД.
Подобные работы
- Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании и пути их решения
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2021 - Доказательственное значение результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Доказательственное значение результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД)
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Актуальные проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам (Алтайский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - Криминалистическая характеристика преступлений коррупционной направленности и история становления и развития российского законодательства об уголовной ответственности за взяточничество.
Дипломные работы, ВКР, . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2013 - Исследование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам
Дипломные работы, ВКР, оперативно-розыскная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОКАЗЫВАНИИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О НЕЗАКОННОМ СБЫТЕ НАРКОТИКОВ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



