Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования коррупции 8
1.1 Понятие, признаки и виды коррупции 8
1.2 Антикоррупционная политика как разновидность правовой политики 14
1.3 Общая характеристика антикоррупционного законодательства Российской Федерации 20
Глава 2 Реализация антикоррупционной политики в Центральном банке Российской Федерации 38
2.1 Направления антикоррупционной деятельности Центрального банка Российской Федерации 38
2.2 План Центрального банка Российской Федерации по противодействию коррупции на 2018 - 2020 годы 51
2.3 Система мер по противодействию коррупции, применяемых в отношении сотрудников Центрального банка Российской Федерации 57
Глава 3 Центральный банк Российской Федерации как субъект международного сотрудничества по предупреждению коррупции и сопутствующих и связанных с ней противоправных явлений (терроризма, экстремизма, организованной преступности) 81
Заключение 100
Список используемой литературы и используемых источников 103
В последнее десятилетие, после принятия Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [65], обсуждение вопросов об успешности борьбы с коррупцией в российском обществе не утихает. Если посмотреть статистические данные, приводимые государственными органами или публикуемые средствами массовой информации, курируемыми органами государственной власти, то в Российской Федерации все складывается более или менее, борьба с коррупцией успешно продолжается и показатели очень оптимистичные. Так, в соответствии с опросом, проведенным Службой специальной связи и информации Федеральной службы охраны в 36 регионах Российской Федерации, с начала 2020 года наблюдается снижение коррупции, так считают 23 % опрошенных, вместо 17,2 % в 2019 году [27]. Вместе с тем, аналогичный опрос, проведенный среди предпринимателей, показал, что бизнесмены считают антикоррупционную борьбу, проводимую в государстве неэффективной (69,4 % опрошенных), отмечают рост коррупции и не доверяют деятельности силовых структур (20,8 % опрошенных).
По опросам, проводимым Автономной некоммерческой организацией «Аналитический Центр Юрия Левады», включенной в список иностранных агентов, почти треть российских граждан считает, что проблему коррупции в Российской Федерации разрешить невозможно, а наиболее коррумпированные это работники ГИБДД и полиции, на это указали 43 % и соответственно 39 % опрошенных, губернаторов и судей подозревают в коррупции 29 % и 26 % опрошенных [17].
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что для реализации стратегических национальных целей развития России, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [49], необходимо совершенствовать правовые механизмы борьбы с коррупцией, обеспечить совершенствование и четкое исполнение мероприятий по предотвращению конфликта интересов.
Все эти планы может перечеркнуть системная угроза безопасности страны - коррупция, которая негативным образом оказывает влияние на экономический сектор, государственную политику и препятствует развитию рыночной экономики. Все это приводит к массовым нарушениям российского законодательства, отсутствию стабильности законности и правопорядка, и противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
Борьба с проявлениями коррупции в банковской системе - это одна из актуальных тем сегодняшнего дня. Большинство российских граждан связывают коррупцию с взяточничеством, но это не верно, любое злоупотребление служебным положением - это тоже коррупция.
Форпостом в борьбе с коррупцией в банковской сфере выступает Центральный банк Российской Федерации.
В данном исследовании мы рассмотрим вопросы реализации антикоррупционной политики в Центральном банке Российской Федерации и меры, предпринимаемые Банком России, как субъектом международного сотрудничества по предупреждению коррупции.
Степень разработанности темы по антикоррупционной политике является достаточно высокой. Изучению вопросов о сущности коррупции и мерах противодействия ее распространению посвящены работы Куракина А.В., Левина М.И., Лунеева В.В., Сатарова Г.А., Талапиной Э.В, Тихомирова Ю.А., Трикоз Е.Н., Цирина А.М., Южакова В.Н. и других авторов.
Исследования Абдулманапова С.Г., Бондаренко Г.И., Макарычева А.С., Старостина A.M. посвящены изучению тематики противодействия коррупции в органах государственной власти на региональном уровне. Алексеев С.В., Астанин В.В., Левин М.И., Малько А.В., Сатаров Г.А. одними из первых охарактеризовали основные принципы и направления антикоррупционной политики.
Большинство опубликованных исследований делает акцент на правовые и экономические методы противодействия коррупции в органах государственной власти. Именно это открывает простор для проведения самостоятельного исследования.
Цель исследования состоит в проведении исследования путей и методов реализации антикоррупционной политики в Центральном банке Российской Федерации.
Задачи исследования:
• исследовать нормативные правовые акты Центрального банка Российской Федерации по противодействию коррупции;
• исследовать основные направления антикоррупционной деятельности Центрального банка Российской Федерации;
• исследовать мероприятия предпринимаемые Центральным банком Российской Федерации по противодействию коррупции;
• исследовать систему мер по противодействию коррупции, применяемых в отношении сотрудников Центрального банка Российской Федерации;
• выявить проблемы, возникающие при проведении мероприятий по предупреждению коррупции;
• исследовать мероприятия, предпринимаемые Банком России, как субъектом международного сотрудничества по предупреждению коррупции.
Объектом исследования - является комплекс общественных отношений, возникающий в сфере противодействия коррупции.
Предмет исследований - федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, указы и положения Центрального банка Российской Федерации по противодействию коррупции.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: труды отечественных ученных в сфере теории государства и права, истории государства и права, конституционного, административного и гражданского права, сравнительного правоведения.
Методологическая основа исследования базируется на использовании традиционных положений диалектического способа научного познания и логических методах обработки информации: анализе, синтезе, аналогии. Использован системный подход, метод сравнительного правоведения, статистический метод.
Нормативную правовую основу исследования составили Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты в сфере противодействия коррупции, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, указы и положения Центрального банка Российской Федерации, иные нормативные правовые акты.
Научная новизна исследования заключается в:
• проведении исследования основных направлений антикоррупционной деятельности и мероприятий, предпринимаемых Центральным банком Российской Федерации по противодействию коррупции;
• выявлении проблем, возникающих в Центральном банке Российской Федерации при проведении мероприятий по предупреждению коррупции и выработке вариантов их решения.
Теоретическая значимость исследования заключается в актуальности изложенных в работе положений, нацеленности представленных рекомендаций на усовершенствование мер по предупреждению и противодействию коррупции.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы работы могут найти свое практическое применение для обучения специалистов банковской сферы в сфере противодействия коррупции.
На защиту выносятся:
1. Антикоррупционная политика Банка России выступает основой для разработки нормативных и иных актов Банка России в части их соответствия антикоррупционной политики проводимой в Российской Федерации, используется при выполнении Банком России функций по организации деятельности Банка России, организации закупочной деятельности, осуществлению контроля, за введенными в банке ограничениями, запретами и обязанностями по выполнению требований антикоррупционного законодательства.
2. Выявление и предотвращения конфликта интересов является одним из основных инструментов при проведении антикоррупционных мероприятий в Банке России.
3. Меры, предпринимаемые Банком России, как субъектом международного сотрудничества по предупреждению коррупции и сопутствующих и связанных с ней противоправных явлений (терроризма, экстремизма, организованной преступности).
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в опубликованной научной статье «Антикоррупционная политика Банка России и пути ее реализации» в журнале «Молодой ученый», 2020 год, № 7 (297).
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит пять рисунков, девять таблиц, список используемой литературы и используемых источников (83 источника). Основной текст работы изложен на 115 страницах.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что за последние 12 лет с момента выхода закона «О противодействии коррупции» российское законодательство в области противодействия коррупции не стояло на месте, а развивалось. Законодательные нормы становились более согласованными между собой, но очень часто эффективность принятого законодательства сводится к нулю, когда в нем обнаруживаются лазейки для осуществления коррупционной деятельности проводимой чиновниками разного ранга.
Можно долго обсуждать эффективность того или иного нормативного правового акта, или «петь дифирамбы» о том, как Российская Федерация успешно борется с коррупцией, но получив очередные статистические данные «Трансперенси Интернешнл-Р» по индексу восприятия коррупции или аналитический обзор Торгово-промышленной палатой Российской Федерации понимаешь, что пробелов, нестыковок и недоработок в российском антикоррупционном законодательстве еще множество. И от того, насколько законодатель готов вносить изменения в действующие правовые нормы зависит, сможет ли российское государство коренным образом переломить текущий ход борьбы с коррупцией и предпринять радикальные меры по снижению темпов роста коррупции, тем самым достигнув снижения уровня системной угрозы стоящей перед российским государством.
Проводимая Центральным банком Российской Федерации антикоррупционная политика направлена на создание в банковской сфере эффективной системы противодействия коррупции. Система противодействия коррупции не находится в аморфном, застывшем состоянии, она постоянно развивается и совершенствуется.
В рамках проведенного исследования были сделаны выводы:
а) избавиться от коррупции невозможно, но можно ее значительно снизить;
б) коррупция стала массовым и просто привычным явлением для рядового гражданина, и ограничение масштабов коррупции для современной России, представляет одну из первостепенных проблем, которая самым непосредственным образом влияет на обеспечение государственной и общественной безопасности;
в) для успешного проведения антикоррупционной политики необходимо:
1) ратифицировать Конвенцию Совета Европы о гражданско- правовой ответственности за коррупцию и принять соответствующие поправки в российское законодательство;
2) повысить значимость антикоррупционной экспертизы российского законодательства, которая позволит выявить наличие коррупциогенных факторов не только в принимаемых законодательных актах, но и в ранее принятых действующих нормативных актах;
г) Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации необходимо активизировать разработку законопроекта «О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования и ущемления их прав и законных интересов», что позволит обеспечить защиту заявителей о коррупционных преступлениях и позволит обеспечить их материальное вознаграждение за предотвращение нанесения ущерба государственной или муниципальной казне или имуществу;
д) с целью исключения служебных и корпоративных связей между работниками, входящими в состав Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению служащих Банка России и урегулированию конфликта интересов, большая часть состава комиссии должна состоять из представителей общественности. В этих случаях, комиссии будут принимать объективные решения, не зависящие от воли и мнения руководителя органа, в котором функционирует комиссия;
е) с целью принятия Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению служащих Банка России и урегулированию конфликта интересов унифицированных решений по факту не применения служащими Банка России мер по урегулированию конфликта интересов, Банку России необходимо установить дифференциацию мер наказаний за невыполнение служащими тех или иных запретов, ограничений и требований;
ж) Банк России, в рамках международного сотрудничества, должен более активно запрашивать информацию у зарубежных органов финансового контроля и активнее налаживать сотрудничество с международными финансовыми учреждениями, осуществляющими надзорную деятельность;
и) в целях предотвращения использования криптовалюты в преступных схемах по отмыванию денежных средств необходимо в российском законодательстве одновременно отразить решение следующих задач:
1) предупреждение совершений преступлений с использованием криптовалюты;
2) ввести требования об обязательной идентификации владельцев цифровых активов и лиц, участвующих в их обороте;
3) установить режим конвертации криптовалюты в наличные денежные средства;
4) разработать порядок лицензирования деятельности связанной с созданием и оборотом криптовалюты.
1. Бабичева Ю.А. Борьба с легализацией преступных доходов: опыт и перспективы // Финансы и кредит. 2013. № 16 (544). С. 2-7.
2. Банк России намерен законодательно закрепить ограничения для своих сотрудников по кредитованию в коммерческих банках и получению подарков [Электронный ресурс]: Информационно-аналитический интернет- проект Законодательство & Инвестиции. URL: http://www.lin.ru/news_item.htm?id=6267567572480822009 (дата обращения: 09.02.2020).
3. Большой юридический словарь / под ред. А.В. Малько. М.: Проспект, 2009. С. 35.
4. Борзенков Г.Н. Уголовно-правовые меры борьбы с коррупцией // Вестник МГУ. Сер. 11. 1993. № 1. С. 30.
5. В России рекордно выросло число осужденных за крупные взятки. [Электронный ресурс]: РБК, 30 апреля 2020 г. URL: https://www.rbc.ru/society/30/04/2020/5e9daa0e9a794771cc07e9bd?from=center (дата обращения 12.06.2020 года).
6. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. № 5 ст. 410.
7. Директор юрдепартамента ЦБ: Мы против институтов для организации выпуска криптовалюты в России. [Электронный ресурс]: Центральный банк Российской Федерации, 17 марта 2020 г. URL: http://www.cbr.ru/press/event/?id=6512#highlight=криптовалюта (дата обращения: 11.08.2020).
8. Дыбова Е.Н. «Анализ коррупционных рисков при осуществлении предпринимательской деятельности. [Электронный ресурс]: Торгово-промышленная палата Российской Федерации. URL: http://ach.tpprf.ru/barometer/stage6/ (дата обращения 24.03.2020 года).
9. Егорова Н.А. Об антикоррупционной уголовной политике России на современном этапе // Российский криминологический взгляд. 2007. № 4. С. 138-142.
10. Комиссаров В.С. Уголовно-правовые аспекты борьбы с коррупцией // Вестник МГУ. Сер. 11. 1993. № 1. С. 26.
11. Комментарий к Федеральному закону «О противодействии коррупции» (постатейный). [Электронный ресурс]: Центральный банк Российской Федерации. URL: https://cbr.mybook.ru/author/kollektiv-avtorov/kommentarij -k-federalnomu-zakonu-o-protivodej stvii/ (дата обращения 24.03.2020 года).
12. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237.
13. Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. [Электронный ресурс]: Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ. URL: https://home.garant.ru/#/document/71958442/paragraph/102:3 (дата обращения: 09.07.2020).
14. Кочанова Т. Вынужденная коррупция. [Электронный ресурс]: Журнал «Административное право» № 1. 2019 год. URL: https://www.top- personal.ru/adminlaw.html?40 (дата обращения 24.03.2020 года).
15. Криминология: учебник для юридических вузов / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. А.И. Долговой. М.: Норма, 2005. - 912 с.
...