Исследование влияния средств лечебной физической культуры на детей с последствиями детского паралича
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Общая характеристика детей с ДЦП 8
1.2. Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 14
1.3. Адаптивное физическое воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 25
Выводы по главе 30
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1. Задачи исследования 31
2.2. Методы исследования 31
2.3. Организация исследования 33
Выводы по главе 34
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 35
3.1. Внедрение предложенных методов в занятия детей с патологиями опорно-двигательного аппарата 35
3.2. Результаты исследования и их обсуждение 22
Выводы по главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Общая характеристика детей с ДЦП 8
1.2. Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 14
1.3. Адаптивное физическое воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 25
Выводы по главе 30
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1. Задачи исследования 31
2.2. Методы исследования 31
2.3. Организация исследования 33
Выводы по главе 34
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 35
3.1. Внедрение предложенных методов в занятия детей с патологиями опорно-двигательного аппарата 35
3.2. Результаты исследования и их обсуждение 22
Выводы по главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Актуальность исследования. Адаптивное физическое воспитание является важной частью общей системы воспитания и обучения детей с церебральным параличом. По данным ВОЗ, детей с диагнозом ДЦП рождается с каждым годом все больше. Все мероприятия, направленные на улучшение качества жизни детей с ДЦП являются востребованными, и это поясняет актуальность нашей работы.
Данной работе предшествовал ряд экспериментальных исследований, направленных на изучение физических особенностей детей с ДЦП. Изучением возможностей детей занималась К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, Н.М. Махмудова. Было показано, что при своевременном лечении и физическом воспитании учащиеся обнаруживают тенденцию к улучшению двигательных навыков.
Как пишет Акош К.М. [3]: «Дети, страдающие ДЦП, - это самая распространенная и трудная категория больных детей, потому что повреждения мозга у детей на разных этапах развития приводят к часто необратимым последствиям: к двигательным нарушениям, нарушениям мыслительной функции, слепоте, глухоте. Такие дети не имеют счастливого детства».
По мнению Баранова А. А., Клочковой О. А. [11]: «Основная причина, по которой в России в три раза выше частота ДЦП, чем в других европейских странах, является перенесенный инсульт плода или новорожденного ребенка, наступающий вследствие гипоксии. Гипоксия (кислородное голодание) - это самая частая патология беременности, нередко к ней приводят кистозы. Профилактика ДЦП, которой пока в стране практически не существует, является важнейшей задачей, потому что дети - это будущее нашей страны».
Согласно данным исследований Гончаровой Н.М. [19]: «Церебральный паралич входит в более широкую категорию нарушений развития, которая включает в себя нарушения опорно-двигательного аппарата. Дети с такими нарушениями характеризуются наличием недостатков мышечной, скелетной систем и определенным состоянием центральной нервной системы».
Следует отметить, что ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом при правильном лечении, реабилитации и коррекционно-педагогической работе состояние ребенка, как правило, улучшается.
Зельдин Л.М., автор книги «Развитие движения при различных формах .ДЦП» [38] пишет: «Детский церебральный паралич является резидуальным состоянием, т.е. не имеет прогрессирующего течения. Однако, по мере развития ребенка различные проявления недостаточности двигательных, речевых и других психических функций могут видоизменяться, что связано с возрастной динамикой морфофункциональных взаимоотношений патологически развивающегося мозга. Кроме того, более выраженные проявления декомпенсации могут определяться нарастающим несоответствием между возможностями поврежденной центральной нервной системы и требованиями, предъявляемыми окружающей средой по мере роста ребенка».
Как считает Клочкова Е.В. [41]: «Методика лечения детей с детским церебральным параличом сугубо индивидуальна и зависит от возраста, формы и степени тяжести заболевания. Она включает медикаментозное лечение, лечебную физкультуру, массаж, игло- и рефлексотерапию, ортопедический режим, поэтапное гипсование, физиотерапию, хирургическое лечение, логопедические занятия».
По убеждению Епифанова В.А. [49]: «Лечебный массаж и лечебная физкультура (ЛФК), в соответствии с назначением, занимает основное место в лечении детей больных детским церебральным параличом. По мере роста детского организма и прибавления в весе, наблюдается общее отставание в физическом развитии из-за специфического тонуса, гиподинамии, растягивания нервно-мышечного и связочного аппарата. Поэтому, при работе с детьми необходимо учитывать: возраст, степень тяжести и форму детского церебрального паралича, скрытые потенциальные возможности. Необходимо соблюдать дидактические принципы доступности, систематичности, от простого к сложному, от известного к неизвестному».
Объект исследования: процесс развития двигательных действий у детей с последствиями церебрального паралича средствами ЛФК.
Предмет исследования: методика лечебной физической культуры, направленная на развитие двигательных возможностей у детей с последствиями церебрального паралича.
Цель исследования: развитие двигательных возможностей у детей с последствиями церебрального паралича.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень развития двигательных действий у детей с последствиями церебрального паралича в начале исследования.
2. Разработать методику лечебной физической культуры, направленную на развитие двигательных возможностей у детей с последствиями церебрального паралича.
3. Оценить эффективность влияния экспериментальной методики на развитие двигательных возможностей у детей с последствиями церебрального паралича.
Гипотеза исследования заключалась в предположении, что применение специально разработанной методики лечебной физической культуры позволит улучшить двигательные возможности детей с ДЦП.
Для решения поставленных в работе задач нами были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ литературных источников,
2. Методы контрольного тестирования.
3. Педагогическое наблюдение,
4. Педагогический эксперимент,
5. Математическая обработка результатов.
Практическая значимость - результаты проведенного исследования могут быть использованы при планировании процессов физической реабилитации и адаптивного физического воспитания для лиц с последствиями церебрального паралича.
Исследование по теме бакалаврской работы организовано на базе физкультурно-оздоровительного центра (ФОК) института физической культуры и спорта (ИФКиС) Тольяттинского государственного университета (ТГУ).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 2 таблицы, 12 рисунков, список используемой литературы из 97 источников. Основной текст работы изложен на 53 страницах.
Данной работе предшествовал ряд экспериментальных исследований, направленных на изучение физических особенностей детей с ДЦП. Изучением возможностей детей занималась К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, Н.М. Махмудова. Было показано, что при своевременном лечении и физическом воспитании учащиеся обнаруживают тенденцию к улучшению двигательных навыков.
Как пишет Акош К.М. [3]: «Дети, страдающие ДЦП, - это самая распространенная и трудная категория больных детей, потому что повреждения мозга у детей на разных этапах развития приводят к часто необратимым последствиям: к двигательным нарушениям, нарушениям мыслительной функции, слепоте, глухоте. Такие дети не имеют счастливого детства».
По мнению Баранова А. А., Клочковой О. А. [11]: «Основная причина, по которой в России в три раза выше частота ДЦП, чем в других европейских странах, является перенесенный инсульт плода или новорожденного ребенка, наступающий вследствие гипоксии. Гипоксия (кислородное голодание) - это самая частая патология беременности, нередко к ней приводят кистозы. Профилактика ДЦП, которой пока в стране практически не существует, является важнейшей задачей, потому что дети - это будущее нашей страны».
Согласно данным исследований Гончаровой Н.М. [19]: «Церебральный паралич входит в более широкую категорию нарушений развития, которая включает в себя нарушения опорно-двигательного аппарата. Дети с такими нарушениями характеризуются наличием недостатков мышечной, скелетной систем и определенным состоянием центральной нервной системы».
Следует отметить, что ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом при правильном лечении, реабилитации и коррекционно-педагогической работе состояние ребенка, как правило, улучшается.
Зельдин Л.М., автор книги «Развитие движения при различных формах .ДЦП» [38] пишет: «Детский церебральный паралич является резидуальным состоянием, т.е. не имеет прогрессирующего течения. Однако, по мере развития ребенка различные проявления недостаточности двигательных, речевых и других психических функций могут видоизменяться, что связано с возрастной динамикой морфофункциональных взаимоотношений патологически развивающегося мозга. Кроме того, более выраженные проявления декомпенсации могут определяться нарастающим несоответствием между возможностями поврежденной центральной нервной системы и требованиями, предъявляемыми окружающей средой по мере роста ребенка».
Как считает Клочкова Е.В. [41]: «Методика лечения детей с детским церебральным параличом сугубо индивидуальна и зависит от возраста, формы и степени тяжести заболевания. Она включает медикаментозное лечение, лечебную физкультуру, массаж, игло- и рефлексотерапию, ортопедический режим, поэтапное гипсование, физиотерапию, хирургическое лечение, логопедические занятия».
По убеждению Епифанова В.А. [49]: «Лечебный массаж и лечебная физкультура (ЛФК), в соответствии с назначением, занимает основное место в лечении детей больных детским церебральным параличом. По мере роста детского организма и прибавления в весе, наблюдается общее отставание в физическом развитии из-за специфического тонуса, гиподинамии, растягивания нервно-мышечного и связочного аппарата. Поэтому, при работе с детьми необходимо учитывать: возраст, степень тяжести и форму детского церебрального паралича, скрытые потенциальные возможности. Необходимо соблюдать дидактические принципы доступности, систематичности, от простого к сложному, от известного к неизвестному».
Объект исследования: процесс развития двигательных действий у детей с последствиями церебрального паралича средствами ЛФК.
Предмет исследования: методика лечебной физической культуры, направленная на развитие двигательных возможностей у детей с последствиями церебрального паралича.
Цель исследования: развитие двигательных возможностей у детей с последствиями церебрального паралича.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень развития двигательных действий у детей с последствиями церебрального паралича в начале исследования.
2. Разработать методику лечебной физической культуры, направленную на развитие двигательных возможностей у детей с последствиями церебрального паралича.
3. Оценить эффективность влияния экспериментальной методики на развитие двигательных возможностей у детей с последствиями церебрального паралича.
Гипотеза исследования заключалась в предположении, что применение специально разработанной методики лечебной физической культуры позволит улучшить двигательные возможности детей с ДЦП.
Для решения поставленных в работе задач нами были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ литературных источников,
2. Методы контрольного тестирования.
3. Педагогическое наблюдение,
4. Педагогический эксперимент,
5. Математическая обработка результатов.
Практическая значимость - результаты проведенного исследования могут быть использованы при планировании процессов физической реабилитации и адаптивного физического воспитания для лиц с последствиями церебрального паралича.
Исследование по теме бакалаврской работы организовано на базе физкультурно-оздоровительного центра (ФОК) института физической культуры и спорта (ИФКиС) Тольяттинского государственного университета (ТГУ).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 2 таблицы, 12 рисунков, список используемой литературы из 97 источников. Основной текст работы изложен на 53 страницах.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что показатели двигательных возможностей детей с патологиями опорно-двигательного аппарата в результате диагноза «ДЦП» будут увеличиваться, если применять предложенные упражнения и подвижные игры в занятиях.
1. В начале педагогического эксперимента было проведено предварительное тестирование двигательных возможностей детей с ДЦП. По результатам тестирования было установлено, что у обеих групп отмечается низкий уровень развития двигательных возможностей.
2. На основе анализа литературных источников были подобраны методы, направленные на развитие двигательных возможностей у детей с ДЦП (спастическая диплегия). Основным методом построения занятий был игровой метод. В основе игрового метода лежат подвижные игры. Подобранные подвижные игры были включены в занятия экспериментальной группы.
3. В результате проведения повторного тестирования двигательных возможностей детей с ДЦП было установлено, что в экспериментальной группе результаты увеличились в значительной мере, в то время, как в контрольной группе прирост был незначительный. Данные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу.
• В тесте «Подъем туловища из положения, лежа на спине за 30 сек», (кол-во раз) в ЭГ показатель улучшился, в среднем, на 3,7 раз; тогда как прирост в КГ оказался незначительным, всего 1,3 раз.
• В тесте «Цапля» (сек) в ЭГ прирост в показателях, в среднем, составил 6 сек, в то время, как в КГ, в среднем, всего 2 сек.
• В тесте «Наклон вперед», (см) ЭГ также превзошла по показателям контрольную группу, в среднем, на 3 см.
• В тесте «Отведение ноги», (см) в экспериментальной группе результаты изменились с 58,5 до 87,2 см, прирост, в среднем, составил 21,7 см, в то время как в контрольной - 60,5 до 65,5 см, всего на 5 см.
1. В начале педагогического эксперимента было проведено предварительное тестирование двигательных возможностей детей с ДЦП. По результатам тестирования было установлено, что у обеих групп отмечается низкий уровень развития двигательных возможностей.
2. На основе анализа литературных источников были подобраны методы, направленные на развитие двигательных возможностей у детей с ДЦП (спастическая диплегия). Основным методом построения занятий был игровой метод. В основе игрового метода лежат подвижные игры. Подобранные подвижные игры были включены в занятия экспериментальной группы.
3. В результате проведения повторного тестирования двигательных возможностей детей с ДЦП было установлено, что в экспериментальной группе результаты увеличились в значительной мере, в то время, как в контрольной группе прирост был незначительный. Данные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу.
• В тесте «Подъем туловища из положения, лежа на спине за 30 сек», (кол-во раз) в ЭГ показатель улучшился, в среднем, на 3,7 раз; тогда как прирост в КГ оказался незначительным, всего 1,3 раз.
• В тесте «Цапля» (сек) в ЭГ прирост в показателях, в среднем, составил 6 сек, в то время, как в КГ, в среднем, всего 2 сек.
• В тесте «Наклон вперед», (см) ЭГ также превзошла по показателям контрольную группу, в среднем, на 3 см.
• В тесте «Отведение ноги», (см) в экспериментальной группе результаты изменились с 58,5 до 87,2 см, прирост, в среднем, составил 21,7 см, в то время как в контрольной - 60,5 до 65,5 см, всего на 5 см.





