Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование влияния игрового метода на детей с двигательными нарушениями

Работа №104831

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы56
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
106
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (ДЦП) 8
1.1. Психофизические особенности детей с различными формами ДЦП 8
1.2. Средства и методы физической реабилитации детей 10-11 лет с ДЦП 15
Выводы по главе 24
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Задачи исследования 25
2.2. Методы исследования 25
2.3. Организация исследования 27
Выводы по главе 29
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 30
3.1. Изучение уровня развития физической подготовленности детей 10 -11 лет с ДЦП до педагогического эксперимента 30
3.2. Обоснование методики, направленной развитие физических качеств детей 10 -11 лет с ДЦП 31
3.3. Эффективность влияния коррекционно-развивающей методики на уровень развития физических качеств у детей 10 - 11 лет с ДЦП 38
Выводы по главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48

Актуальность. Детский церебральный паралич (ДЦП) - тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. Согласно данным Аксеновой Л.И. [4], «...за последние годы церебральный паралич стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей (в среднем, 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом)».
Исходя из сведений Бадалян Л.О., Журбы Л.Т., Тимониной О.В. [7]: «ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом, вследствие поражения двигательных центров коры головного мозга, наблюдаются различные психомоторные нарушения: двигательные, интеллектуальные, речевые». Как пишет ученый в очерках по физиологии движений и физиологии активности: «Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими; у детей с ДЦП отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание ребенка-инвалида и реакция на физический дефект. В результате, семья и инвалид привыкают к хронической природе заболевания, возникают проблемы, связанные с изоляцией его от сверстников и отчуждением. Не обнадеживающая перспектива занятости инвалидов и недостаточные условия для их самостоятельного проживания оставляют ребенку-инвалиду небольшой выбор жизненных перспектив и вызывают глубокую озабоченность и тревогу за будущее».
Вопросу о взаимодействии психических и двигательных качеств у детей с ДЦП посвящено много работ. Согласно наблюдениям Дерябиной Г.И. [29]: «Нарушение моторного развития ребенка, обусловленное аномальным распределением мышечного тонуса и, в связи с этим, дефектом движений, возникает риск гиподинамии. Как следствие ограничения движений у детей возникают искривления опорно-двигательного аппарата, нарушения трофических функций, различные внутренние заболевания. Врожденные пороки развития центральной нервной системы суживают аспекты приспособления к реальным условиям внешней среды, затрагивают физические данные, эмоциональную сферу, интеллект».
В связи с этим, возникает актуальный вопрос использования средств физической культуры в рамках учебных занятий на уроках адаптивной физической культуры, а также использование доступных средств физической культуры при самостоятельных занятиях. Поскольку, использование систематических занятий физическими упражнениями в системе реабилитационных мероприятий повышает эффективность процесса реабилитации, социальной адаптации, и свидетельствует о возможности участия инвалидов во всех сферах деятельности, независимо от степени двигательных нарушений.
Исходя из сведений Жукова Е.К., Барбашовой З.И., Федорова В.В. [37]: «Любая патология, которая приводит человека к инвалидности, непременно отражается на двигательной функции. Малоподвижность инвалида приводит к гипокинезии и гиподинамии, которые проявляются целым рядом негативных последствий, снижая работоспособность, условия самореализации, потерей бытовой независимости и др.».
В связи с этим, актуально исследование влияния внеурочных занятий по адаптивной физической культуре на уровни физического развития, физического здоровья, физической подготовленности, а также на формирование положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями школьников 10 - 11лет с ДЦП.
Теоретической базой исследования стали:
• концепции и основные линии исследований, в которых рассматриваются особенности детей с последствиями церебрального паралича [Шамарина Т.Г., Белова Г.И., 2006; Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В., 2008; Гридасова Е.Г., 2008; Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В., 2015; Зельдин Л.М.,2015; Акош К.М., 2016; Финни Н.; 2017; Гординская Н.Э., 2017; Козявкин В.И., Шестопалова Л.Ф., Подкорытов В.С.];
• исследования влияния средств и методов физической культуры на организм человека [Григоренко В.Г., Сермеев Б.В., 2001; Вельтищев Ю.Е., Клембовская А.И., 2003; Жуков Е.К., Барбашова З.И., Федоров В.В., 2003; Естафьев В.В., 2006; Железняк Ю.Д., Петров П.К., 2009; Герцен Г.И., Ловенко А.А., 2011; Боген М.М., 2015; Зотов В., Белов М., 2015];
• технологии и методики, применяемые в специальной педагогике и психологии [Верхало Ю.Н., 2004; Гросс Н.А., 2005; Истратова О.Н., Эксакусто Т.В., 2005; Зеленина Е.В., Манухина З.П., 2014; Аксенова Л.И., 2015; Бурякин Ф.Г., 2015; Коваленко Е.А., Туровский Н.Н., 2017; Крылов А.А., Головей Л.А., Розе Н.А., 2017];
• современные методики и научные работы в адаптивной физической культуре [Валеев Н., Захарова Л., Ганзина П.И., 2003; Вернер Д., 2003; Багимов Ю.С., 2008; Гончарова М.Н., 2014; Бортфельд С.А., Рогачева Е.И., 2016; Епифанов В.А., 2016; Андрианов В.А., 2017; Жиленкова В.П., 2018].
Объект исследования - процесс занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими последствия церебрального паралича.
Предмет исследования - методика развития физических качеств у детей 10 - 11-ти лет с церебральным параличом.
Цель работы: исследование влияния физических упражнений и подвижных игр на развитие физических качеств у детей 10 -11 лет с ДЦП.
Для достижения цели исследования в работе решались следующие задачи:
1. Определить уровень развития физических качеств у школьников 10 - 11 лет с ДЦП.
2. Разработать и внедрить методику развития физических качеств детей коррекционных классов, имеющих последствия церебрального паралича.
3. Оценить эффективность разработанной методики, направленной на развитие физических качеств у детей 10 - 11 лет с данной патологией.
Гипотеза: использование подвижных и спортивных игр способствует повышению уровня физической подготовленности детей 10 - 11 лет с последствиями церебрального паралича.
Для решения поставленных в работе задач нами были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ литературных источников,
2. Изучение архивов (учебных журналов, медицинских карт),
3. Методы контрольного тестирования.
4. Педагогическое наблюдение,
5. Педагогический эксперимент,
6. Математическая обработка результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование по теме бакалаврской работы организовано на базе физкультурно-оздоровительного центра (ФОК) института физической культуры и спорта (ИФКиС) Тольяттинского государственного университета (ТГУ).
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы при планировании процессов физической реабилитации и адаптивного физического воспитания для лиц с последствиями церебрального паралича.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 4 таблицы, 6 рисунков, список используемой литературы включает 88 источников. Основной текст работы изложен на 56 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенного исследования можно сделать следующее заключение:
1. Реализация предложенной программы (с использованием спортивных и подвижных игр, арттерапии) привела к росту показателей физической подготовленности у детей - участников исследования. Более высокие темпы прироста отмечены у детей экспериментальной группы в развитии гибкости, быстроты, скоростно - силовых и координационных способностей.
2. Эффективность методики выражается в том, что в экспериментальной группе произошло достоверное повышение уровня физической подготовленности. Так, прирост:
• гибкости составил у детей ЭГ - 88%, у участников КГ - 47%;
• скоростно - силовых способностей у испытуемых ЭГ - 32%, у детей КГ - 26%;
• быстроты - у детей ЭГ - 48%, у участников КГ - 33%;
• статического равновесия, соответственно, 29% и 8%;
• координационных способностей, соответственно, 41% и 35%.
3. У детей с ДЦП контрольной группы также отмечалась положительная динамика в развитии двигательных качеств, но значимые изменения выявлены только в показателях развития гибкости и быстроты, прирост показателей составил, соответственно, 47% и 33%.
4. Методика, направленная на развитие физических качеств средствами подвижных и спортивных игр, положительно влияет на уровень знаний о здоровом образе жизни детей с ДЦП, существенно повышает уровень их мотивации к занятиям физической культурой и веру в свои возможности и, тем самым, способствует формированию у младших школьников с детским церебральным параличом ценностного отношения к адаптивной физической культуре и своему здоровью.


1. Адаптивная саморегуляция функций /Под ред. Н.Н. Василевского. - М.: Медицина, 1997.-328 с.
2. Айзерман М.А., Андреева Е.А., Кандель Э.И., Тетенбаум Л.А. Механизмы управления мышечной активностью: Норма и патология. - М.: Наука, 1974.-166 с.
3. Акош К.М. Помощь детям с церебральным параличом. Кондуктивная педагогика. - 2-ое изд.испр. и доп. - М.: Просвещение. - 2016. - 248с.
4. Аксенова Л.И. Специальная педагогика: уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 434с.
5. Андрианов В.А., Затекин А.И., Козюков Е.В. Организация восстановительного лечения детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата в Российской Федерации// Восстановительное лечение детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. - СПб., 1991. - С. 3-6.
6. Багимов Ю.С. Возрастные и индивидуально-типологические характеристики обучаемости упражнениям с удержанием равновесия тела: Дис. канд. пед. наук. - М.: Медицина, 2008. - 327 с.
7. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. - Киев: Здоровье, 2008. - 326 с.
8. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. Руководство для врачей в 2 т. - Т.2. - М.: Медицина, 2007- С. 24-29.
9. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966. - 345 с.
10. Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям: Теория и методика. - М.: КД Либроком, 2019.-226с.
11. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физкультура и массаж при детском церебральном параличе. - 2-е изд перераб. и доп.- СПб.: Форум Медиа, 2016.-212с.
12. Бурякин Ф.Г. Развитие зрительно-моторной координации посредством компьютерных технологий// Физкультурно-оздоровительные технологии в XXI веке: Матер. I Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. М.А.Причалова . - Малаховка: МГАФК, 2015. - С. 29-34.
13. Валеев Н., Захарова Л., Ганзина П.И. Поиск новых форм физкуль­турно-рекреативной деятельности в процессе реабилитации инвалидов с последствиями детского церебрального паралича// Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации, 2003. - №3. - С. 38-41.
14. Вельтищев Ю.Е., Клембовская А.И. Теоретическая медицина и педиатрическая практика. Факторы формирования хронической патологии у детей. - М.: Просвещение, 2007. -С.65-76.
15. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. - М.: Филантроп, 2005.-405с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ