ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
|
Введение 4
Глава 1. Теоретическое исследование психолого-педагогических условий развития у детей 5-6 лет социального интеллекта 8
1.1 Понятие и структура социального интеллекта в онтогенезе 8
1.2 Психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет
социального интеллекта 12
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий развития у детей 5-6 лет социального интеллекта 20
2.1 Определение уровня развития у детей 5-6 лет социального
интеллекта 20
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития у детей
5-6 лет социального интеллекта 32
2.3 Результаты динамики уровня развития у детей 5-6 лет
социального интеллекта 45
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложения 56
Глава 1. Теоретическое исследование психолого-педагогических условий развития у детей 5-6 лет социального интеллекта 8
1.1 Понятие и структура социального интеллекта в онтогенезе 8
1.2 Психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет
социального интеллекта 12
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий развития у детей 5-6 лет социального интеллекта 20
2.1 Определение уровня развития у детей 5-6 лет социального
интеллекта 20
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития у детей
5-6 лет социального интеллекта 32
2.3 Результаты динамики уровня развития у детей 5-6 лет
социального интеллекта 45
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложения 56
В период дошкольного детства происходит развитие будущей личности: это формирование отношения к себе, к деятельности, к окружающим. А также идёт формирование таких социально-значимых качеств, как социальная активность, целеустремленность, общительность. Все вышеперечисленные умения характеризуют в целом психологический феномен социального интеллекта.
В западной психологической литературе проблему развития социального интеллекта изучали такие известные ученые, как Дж. Гилфорд, Н. Кэнтор, Г. Оллпорт, М. Салливен и Э. Торндайк, и другие.
В отечественной литературе проблеме развития у детей социального интеллекта посвящены исследования М.И. Бобневой, Г.П. Геранюшкиной, Е.В. Субботского, О.Б. Чесноковой, и др.
Социальный интеллект - это совокупность способностей, определяющая успешность социального взаимодействия. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации.
Социальный интеллект - это способность человека понимать окружающую среду и адекватно реагировать на социальное поведение. Ребенок формирует свой личный социальный опыт только в процессе общения и социальных отношений с ближайшим окружением. Он учится понимать не только вербальную сторону общения и отношений, но и невербальную сторону: мимику, позы, жесты.
Высокий уровень социального интеллекта дает возможность человеку адекватно оценить себя и других, а также способствует эффективному межличностному взаимодействию. Согласно последним исследованиям социальный интеллект начинает развиваться в дошкольном возрасте. Становление активности личности и её самореализации всегда сопровождается процессом развития социального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Исходя из этого, ученые считают, что дошкольное обучение призвано стать основой для формирования личности ребенка как части общества.
Наряду с пониманием актуальности исследования можно выделить также противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет социального интеллекта и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий данного процесса.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения обусловили проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет социального интеллекта?
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития у детей 5-6 лет социального интеллекта.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет социального интеллекта.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет социального интеллекта.
Гипотеза исследования: развитие у детей 5-6 лет социального интеллекта будет эффективным при следующих психолого-педагогических условиях:
- отобраны упражнения, развивающие диалогическую форму общения и повышающие коммуникативную компетентность детей 5-6 лет;
- включены в совместную деятельность педагога и детей сюжетно-ролевые игры, обеспечивающие активность и социальную направленность личности ребенка;
- отобраны и включены в образовательный процесс социально-ориентированные трудовые поручения, которые обеспечивают воспитание самостоятельности и ответственности у детей 5-6 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить и систематизировать исследования по проблеме развития у детей 5-6 лет социального интеллекта.
2. Подобрать и провести комплекс диагностических методик по выявлению уровня развития у детей 5-6 лет социального интеллекта.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет социального интеллекта.
Теоретическую основу исследования составили:
- положения о социальных аспектах развития личности в деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн);
- исследования социального интеллекта (Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, В.Н. Куницына, Р. Стернберг, Д.В. Ушаков);
- положения о роли общения, взаимодействия ребенка со взрослыми (З.М. Богуславская, М.И. Лисина, А.О. Смирнова).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме);
- эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент);
- методы обработки полученных результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
Новизна исследования: определены психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет социального интеллекта.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы и определены показатели и охарактеризованы уровни развития социального интеллекта у детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что педагоги и педагоги-психологи дошкольных образовательных учреждений могут использовать разработанное тематическое планирование для развития социального интеллекта с детьми 5-6 лет.
Экспериментальная база исследования: СП д/с «Теремок» с. Приволжье. В исследовании участвовали дети в возрасте 5-6 лет в количестве 14 человек.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (38 источников) и 5 приложений. Текст иллюстрирован 5 таблицами и 7 рисунками.
В западной психологической литературе проблему развития социального интеллекта изучали такие известные ученые, как Дж. Гилфорд, Н. Кэнтор, Г. Оллпорт, М. Салливен и Э. Торндайк, и другие.
В отечественной литературе проблеме развития у детей социального интеллекта посвящены исследования М.И. Бобневой, Г.П. Геранюшкиной, Е.В. Субботского, О.Б. Чесноковой, и др.
Социальный интеллект - это совокупность способностей, определяющая успешность социального взаимодействия. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации.
Социальный интеллект - это способность человека понимать окружающую среду и адекватно реагировать на социальное поведение. Ребенок формирует свой личный социальный опыт только в процессе общения и социальных отношений с ближайшим окружением. Он учится понимать не только вербальную сторону общения и отношений, но и невербальную сторону: мимику, позы, жесты.
Высокий уровень социального интеллекта дает возможность человеку адекватно оценить себя и других, а также способствует эффективному межличностному взаимодействию. Согласно последним исследованиям социальный интеллект начинает развиваться в дошкольном возрасте. Становление активности личности и её самореализации всегда сопровождается процессом развития социального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Исходя из этого, ученые считают, что дошкольное обучение призвано стать основой для формирования личности ребенка как части общества.
Наряду с пониманием актуальности исследования можно выделить также противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет социального интеллекта и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий данного процесса.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения обусловили проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет социального интеллекта?
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития у детей 5-6 лет социального интеллекта.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет социального интеллекта.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет социального интеллекта.
Гипотеза исследования: развитие у детей 5-6 лет социального интеллекта будет эффективным при следующих психолого-педагогических условиях:
- отобраны упражнения, развивающие диалогическую форму общения и повышающие коммуникативную компетентность детей 5-6 лет;
- включены в совместную деятельность педагога и детей сюжетно-ролевые игры, обеспечивающие активность и социальную направленность личности ребенка;
- отобраны и включены в образовательный процесс социально-ориентированные трудовые поручения, которые обеспечивают воспитание самостоятельности и ответственности у детей 5-6 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить и систематизировать исследования по проблеме развития у детей 5-6 лет социального интеллекта.
2. Подобрать и провести комплекс диагностических методик по выявлению уровня развития у детей 5-6 лет социального интеллекта.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет социального интеллекта.
Теоретическую основу исследования составили:
- положения о социальных аспектах развития личности в деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн);
- исследования социального интеллекта (Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, В.Н. Куницына, Р. Стернберг, Д.В. Ушаков);
- положения о роли общения, взаимодействия ребенка со взрослыми (З.М. Богуславская, М.И. Лисина, А.О. Смирнова).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме);
- эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент);
- методы обработки полученных результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
Новизна исследования: определены психолого-педагогические условия развития у детей 5-6 лет социального интеллекта.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы и определены показатели и охарактеризованы уровни развития социального интеллекта у детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что педагоги и педагоги-психологи дошкольных образовательных учреждений могут использовать разработанное тематическое планирование для развития социального интеллекта с детьми 5-6 лет.
Экспериментальная база исследования: СП д/с «Теремок» с. Приволжье. В исследовании участвовали дети в возрасте 5-6 лет в количестве 14 человек.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (38 источников) и 5 приложений. Текст иллюстрирован 5 таблицами и 7 рисунками.
Актуальность исследования заключается в том, что развитие социального интеллекта детей 5-6 летнего возраста определяется недостаточной изученностью этой проблемы в психолого-педагогической литературе. Особое значение развитие социального интеллекта приобретает на этапе вхождения ребенка в школьную среду. В тоже время отмечается особая значимость для ребёнка детско-родительских отношений в сложный для него период начала школьного обучения. Важным условием становления социального интеллекта является первичная структура социализации - семья. Непосредственное влияние оказывают, слили семейного воспитания. Особая роль в становлении социального интеллекта принадлежит индивидуально-психологическим особенностям личности, таким как темперамент, любознательность.
В результате теоретического исследования было выявлено, что проблемами социального интеллекта занимались такие ученые как Дж. Гилфорд, Н. Кэнтор, Г. Оллпорт, М. Салливен и Э. Торндайк, представители отечественной психологии: М.И. Бобнева, Г.П. Геранюшкина, Е.В. Субботский, О.Б. Чеснокова и др. На основе анализа научной литературы мы определили понятие «социального интеллекта», которое включает в себя понимание его как интегральной системы для накопления, систематизации, анализа своего социального опыта, и опыта других людей.
На констатирующем этапе изучения уровня развития социального интеллекта у детей 5-6 лет были получены следующие данные: большинство детей старшего дошкольного возраста находятся на среднем уровне - 50 % детей (7); 20% (3) на высоком уровне и на низком уровне развития социального интеллекта - 30 % (4) детей.
В ходе формирующего эксперимента были апробированы следующие психолого-педагогические условия:
- отобраны упражнения, развивающие диалогическую форму общения и повышающие коммуникативную компетентность детей 5-6 лет;
- включены в совместную деятельность педагога и детей сюжетно-ролевые игры, обеспечивающие активность и социальную направленность личности ребенка;
- отобраны и включены в образовательный процесс социально-ориентированные трудовые поручения, которые обеспечивают воспитание самостоятельности и ответственности у детей 5-6 лет.
После специальной формирующей работы по развитию социального интеллекта у детей 5-6 лет результаты значительно улучшились. Высокий уровень развития социального интеллекта был выявлен у 25 %, средний уровень у 65%, низкий у 10% детей. Результаты исследования могут быть использованы в качестве практических рекомендаций для дошкольников при построении системы работы по формированию социального интеллекта у детей 5-6 лет в процессе когнитивных исследований.
По результатам эксперимента можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, задачи исследования решены, а гипотеза доказана.
В результате исследования была выявлена проблема, требующая дальнейшего рассмотрения, а именно поиска альтернативных способов развития социального интеллекта у детей 5-6 лет на следующих возрастных стадиях.
В результате теоретического исследования было выявлено, что проблемами социального интеллекта занимались такие ученые как Дж. Гилфорд, Н. Кэнтор, Г. Оллпорт, М. Салливен и Э. Торндайк, представители отечественной психологии: М.И. Бобнева, Г.П. Геранюшкина, Е.В. Субботский, О.Б. Чеснокова и др. На основе анализа научной литературы мы определили понятие «социального интеллекта», которое включает в себя понимание его как интегральной системы для накопления, систематизации, анализа своего социального опыта, и опыта других людей.
На констатирующем этапе изучения уровня развития социального интеллекта у детей 5-6 лет были получены следующие данные: большинство детей старшего дошкольного возраста находятся на среднем уровне - 50 % детей (7); 20% (3) на высоком уровне и на низком уровне развития социального интеллекта - 30 % (4) детей.
В ходе формирующего эксперимента были апробированы следующие психолого-педагогические условия:
- отобраны упражнения, развивающие диалогическую форму общения и повышающие коммуникативную компетентность детей 5-6 лет;
- включены в совместную деятельность педагога и детей сюжетно-ролевые игры, обеспечивающие активность и социальную направленность личности ребенка;
- отобраны и включены в образовательный процесс социально-ориентированные трудовые поручения, которые обеспечивают воспитание самостоятельности и ответственности у детей 5-6 лет.
После специальной формирующей работы по развитию социального интеллекта у детей 5-6 лет результаты значительно улучшились. Высокий уровень развития социального интеллекта был выявлен у 25 %, средний уровень у 65%, низкий у 10% детей. Результаты исследования могут быть использованы в качестве практических рекомендаций для дошкольников при построении системы работы по формированию социального интеллекта у детей 5-6 лет в процессе когнитивных исследований.
По результатам эксперимента можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, задачи исследования решены, а гипотеза доказана.
В результате исследования была выявлена проблема, требующая дальнейшего рассмотрения, а именно поиска альтернативных способов развития социального интеллекта у детей 5-6 лет на следующих возрастных стадиях.
Подобные работы
- Психолого-педагогическое сопровождение развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическое сопровождение развития у детей 6-7 лет социального интеллекта
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА УЧАСТИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2019 - Развитие у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта посредством дидактических игр
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОСРЕДСТВОМ СИНТЕЗА ИСКУССТВ
Магистерская диссертация, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



