Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития 11
1.1 Особенности развития интеллектуальной готовности к школе детей
6-7 лет с задержкой психического развития 11
1.2 Психолого-педагогические условия и современные технологии
развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития 23
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Экспериментальное исследование психолого-педагогических условий развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет
с задержкой психического развития 33
2.1 Выявление уровня развития интеллектуальной готовности к школе
детей 6-7 лет с задержкой психического развития 33
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития
интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития 43
2.3 Определение динамики уровня развития интеллектуальной
готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития 54
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложения
Актуальность исследования заключается в том, что перед педагогическим коллективом остро встает задача дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательной деятельности с детьми 6¬7 лет, подготовки их к школьному обучению. Для эффективного решения поставленной задачи педагогическому коллективу необходимо умение определять уровень психического развития детей, своевременно выявлять его отклонения и на их основании планировать коррекционную работу.
Проблема готовности детей к обучению в школе была актуальна всегда. В наше время значимость проблемы обуславливается многочисленными условиями. Исследования современных педагогов и психологов показывают, что 30-40% выпускников детского сада не готовы к обучению в школе. По данным многочисленных исследований Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, У.В. Ульенковой, ребенок с задержкой психического развития программу, предусмотренную в начальной школе, усваивает не в полном объеме. К 6 годам у детей с задержкой психического развития обнаруживается несформированность компонента интеллектуальной готовности, а именно развитости восприятия, памяти, внимания и воображения, речевой и мыслительной готовности.
Проблемой диагностики и коррекции интеллектуальной готовности к школе занимались такие педагоги и психологи как: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, А. Керн, А.Р. Лурия, М.С. Пчелина, Е.Н. Ращикулина, Е.О. Смирнова и др.
Авторы раскрывают не только обзор требуемых знаний, навыков и умений ребенка при поступлении в школу, но и рассматриваются методики определения готовности ребенка к обучению, а также способы и методы коррекции недостатков и рекомендации по работе с детьми с задержкой психического развития и их родителями.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, мы выяснили, что для поступления ребенка с задержкой психического развития в школу и результативного дальнейшего обучения, необходимо развивать у него интеллектуальную готовность к школе. При поддержке педагогов и своевременной коррекции задержки психического развития, дети могут обучаться в массовых классах общеобразовательных учреждений.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить противоречия:
- между социальным заказом общества на развитие интеллектуальной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и существующим традиционным подходом в дошкольных организациях для достижения данного результата;
- между необходимостью развития интеллектуальной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данной работы с детьми в дошкольных организациях;
- между наличием программ по развитию интеллектуальной готовности к школе у детей с нормой и недостаточной методической обеспеченностью данного процесса для работы с детьми с задержкой психического развития.
Поэтому проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Отталкиваясь от актуальности нашего исследования, нами была сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что развитие интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития возможно, если созданы следующие психолого-педагогические условия:
- определены показатели развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития - уровень развития произвольного внимания, мыслительных операций; произвольной памяти; воображения; речи (словарного запаса);
- организован комплекс псхокоррекционных занятий с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей), направленный на развитие показателей интеллектуальной готовности;
- обеспечена подготовка субъектов образовательной организации к развитию интеллектуальной готовности детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1) проанализировать теоретические основы проблемы развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
2) выявить уровень развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
3) разработать и апробировать психолого-педагогические условия развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
4) определить эффективность психолого-педагогических условий развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая основа исследования:
- положения общей концепции становления личности ребенка с задержкой психического развития, обоснованные в трудах отечественных ученых (Н.Л. Белопольская, Л.С. Выготский, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович);
- положения личностно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающей работе с ребенком (Н.И. Непомнящая, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова);
- исследования интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер);
- исследования психолого-педагогических условий развития интеллектуальной готовности к школе у детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова, В.С. Мухина, М.С. Певзнер).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности);
- эмпирические (наблюдение, беседы с детьми, тестирование; констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Экспериментальной базой исследования является МБУ детский сад № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В эксперименте принимали участие 12 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Организация и этапы исследования.
Исследования проводились в три этапа в период с 2017 - 2019 гг.
Первый этап - поисково-аналитический (2017 - 2018 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы; определение показателей и уровней интеллектуальной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Осуществлялась подготовка публикаций по теме исследования.
Второй этап - экспериментальный (2017-2019 гг.). Разработка и апробация психолого-педагогических условий развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Также был проведен контрольный этап эксперимента.
Третий этап - аналитико-обобщающий (2019 г.). Обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, выводы по результатам работы, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития в созданных психолого-педагогических условиях; определен комплекс диагностических методик по выявлению у детей 6-7 лет с задержкой психического развития уровня интеллектуальной готовности к школе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были уточнены показатели и охарактеризованы уровни развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития, определены психолого-педагогические условия развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость состоит в возможности использования на практике педагогами-психологами дошкольных организаций апробированных материалов по диагностике интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития; комплекса псхокоррекционных занятий с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития, направленного на развитие показателей интеллектуальной готовности.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения специальной психологии и коррекционной педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и экспериментального исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования систематически докладывались, и обсуждались в отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» в рамках проведения Дней науки ТГУ, на научно-практических конференциях различного уровня (всероссийских, региональных, городских). Материалы исследования нашли отражение в 4 публикациях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Интеллектуальная готовность к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития - это оптимальный уровень сформированности познавательной деятельности, психических процессов: способность ребенка наблюдать, находить взаимосвязи, классифицировать, сравнивать предметы, воспроизводить образ, произвольность и концентрация внимания, опосредованное запоминание, достаточный для возраста объем словарного запаса.
2. Дети 6-7 лет с задержкой психического развития характеризуются следующими особенностями интеллектуальной готовности к школе: низкой произвольностью и концентрацией внимания (дети часто отвлекаются, им трудно сосредоточиться); недостаточным объемом произвольной, опосредованной памяти; недостаточным уровнем развития мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации; преобладанием низкого уровня оригинальности воображения; бедностью словарного запаса.
3. Развитие у детей 6-7 с задержкой психического развития интеллектуальной готовности к школе обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: определены показатели развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития - уровень развития произвольного внимания, мыслительных операций; произвольной памяти; воображения; речи (словарного запаса); проведены групповые психокоррекционные занятия с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития, направленные на развитие показателей интеллектуальной готовности; обеспечена подготовка субъектов образовательной организации к развитию интеллектуальной готовности детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
4. Показатели развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития: 1. уровень развития произвольного внимания; 2. уровень развития мыслительных операций; 3. уровень развития произвольной памяти; 4. уровень развития воображения; 5. уровень развития словарного запаса.
Структура диссертации. Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (39 источников), 3 приложений. Текст иллюстрирован 2 рисунками, 21 таблицей.
В результате теоретического исследования было выявлено, что проблема изучения психолого-педагогических условий развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с ЗПР является актуальной. Нами были изучены различные подходы к определению понятия «интеллектуальная готовность». В нашем исследовании интеллектуальная готовность рассматривается как «соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных психических процессов, а именно: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь. Характеристикой интеллектуальной (умственной) готовности детей к школьному обучению - является умение будущего ученика к овладению такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация.
У ребенка с задержкой психического развития сформированность компонентов интеллектуальной готовности, а именно развитие восприятия, памяти, внимания, воображения, речевой и познавательной готовности значительно ниже, чем у ребенка с нормативным развитием.
На констатирующем этапе для выявления уровня развития интеллектуальной готовности к школе, нами была проведена диагностика. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали недостаточный уровень развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с ЗПР. Высокий уровень развития интеллектуальной готовности к школе условно выявлен у 2 детей, что составило 15%. Средний уровень развития интеллектуальной готовности к школе выявлен у 4 детей, что составило 35%. Низкий уровень развития интеллектуальной готовности к школе у 6 детей, что составило 50%.
В процессе формирующего эксперимента мы реализовывали психолого-педагогические условия развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с ЗПР, а именно:
- определены показатели развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с задержкой психического развития - уровень развития произвольного внимания, мыслительных операций; памяти; воображения; речи (словарного запаса);
- организован комплекс псхокоррекционных занятий с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей), направленный на развитие показателей интеллектуальной готовности;
- обеспечена подготовка субъектов образовательной организации к развитию интеллектуальной готовности детей 6-7 лет с задержкой психического развития: проведены семинары для родителей, посвященные особенностям детей с задержкой психического развития и формирующие представление о методах развития интеллектуальной готовности; организованно психопросвещение воспитателей ДОУ в вопросах интеллектуального развития детей 6-7 лет с ЗПР.
На этапе контрольного эксперимента после проведенной нами работы по развитию интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с ЗПР у детей произошли качественные изменения. Количество детей с высоким уровнем развития интеллектуальной готовности к школе детей 6-7 лет с ЗПР увеличилось на 20%. Количество детей со средним уровнем увеличилось на 15%. Количество детей с низким уровнем уменьшилось на 35%.
Таким образом, можно сделать вывод, что полученные результаты экспериментального исследования свидетельствуют об эффективности проведенной работы по развитию интеллектуальной готовности к школе у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
1. Анастази, А. Психологическое тестирование: Т.2 [Текст] / А. Анастази. - М., 1992. - 210 с.
2. Акимова, О.И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О.И. Акимова. - Изд-во Московского городского психолого-педагогического университета, 2012. - С. 10-11.
3. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей. Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / Н.В Бабкина. - М.: Айрис-пресс (Дошкольное воспитание и развитие), 2006. - 142 с.
4. Бабкина, Н.В. Лаборатория содержания и методов помощи детям с трудностями в обучении [Текст] / Н.В. Бабкина // Дошкольное воспитание. - 2006. - №12. - С. 48-53.
5. Бгажнокова, И.М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспективы развития [Текст] / И.М. Бгажнокова // Дефектология. 2012. - №3 - С. 53.
6. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению [Текст] / Л.И. Божович. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1976. - 227 с.
7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. Кн. Для воспитателя детского сада. [Текст] / А.К. Бондаренко - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
8. Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с ЗПР. [Текст] / Н.Ю. Борякова. Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2002. - №1. - С. 35-42.
9. Борякова, Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына — М.: В.Секачёв, 2007. - 78 с.
10. Браташникова, И.А. Учись играя. Тренировка интеллекта / И.А. Браташникова, А.А. Браташников. - Харьков: Фолио, 2000. - 414 с.
11. Вешневицкая, О.В. Интеллектуальная готовность как компонент
школьной готовности. [Электронный ресурс] / О.В. Вешневицкая, Н.Н. Карачевцева - М., 2015. - Режим доступа:
https://sibac.info/conf/pedagog/viii/36842(дата обращения: 14.02.2019).
12. Волков, В.С. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностики. [Текст] / В.С. Волков, Н.В. Волкова. - 2004 - 192 с.
13. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] /Т.А.Власова, М.С.Певзнер. - М.: «Просвещение», 1973. - 176 с.
14. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] /
Н.И. Гуткина - М., 2013. - С. 143.
15. Дробинская, А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь [Текст] / А.О. Дробинская - М.: Школьная Пресса, 2005. - 96 с.
16. Егорова, Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии [Текст] /Т.В. Егорова - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 150 с.
17. Екжанова, Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. [Текст] / Е.А. Екжанова. - 2002, №1. - С. 25.
18. Запорожец, А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников. [Текст] / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание - 2008. - №4. - С. 37-42.
19. Землянухина, Т.М. Познавательная и коммуникативная активность ребенка при подготовке его к обучению в школе. [Текст] / Т.М. Землянухина // Начальная школа, 2002. - №6. - С. 50.
20. Лобанова, Е.К. Готовность к школе детей с ЗПР. [Текст] / Е.К. Лобанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011. №2. - С. 47-54.
21. Лебединская, К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст] / Под ред. К.С Лебединской. - М.: Просвещение,1998. - 128 с.
22. Лубовский, В.И. Дети с ограниченными возможностями. Проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании [Текст]: хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова - М.: Академия, 2005. - 135 с.
23. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. Для студентов пед. инс-тов / Под ред. Л.А.Венгера. - М.: Просвещение, 2004. - 177 с.
24. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов - Учеб. для студ.
высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное
психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
25. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР [Текст]: пособие для психологов и педагогов / В.Б Никишина. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 1229 с.
26. Переслени, Л.И. К проблеме отбора детей в коррекционно-развивающие классы и коррекция недостатков в психическом развитии младших школьников. [Текст] / Л.И. Переслени, Н.П.Слободяник, А.А. Шушковская // Дефектология. - 1998. - № 2. - С. 10-17.
27. Савина, Л.Б. Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности) [Текст] / Л.Б. Савина, Р.П. Руднева, С.Ф. Шевченко // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 57-59.
28. Слепович, Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.С. Слепович - М.: Аквариум, 1990. - 155 с.
29. Стригунова, А.Г. Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / А.Г. Стригунова // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 1290-1293.
30. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. [Текст] / У.В. Ульенкова. - М.: Педагогика, 2010. - 150 с.
31. Черных, А. Готовность ребенка к школе. [Электронный ресурс] / А. Черных - М., 2017. - Режим доступа:https://www.edukids.ru/articles/333(дата обращения: 14.02.2019).
32. Шамарина, Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения / Е.В. Шамарина. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. - 80 с.
33. Шевченко, С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 [Текст] / Под общей ред. С.Г. Шевченко -
M. : Школьная Пресса, 2003. - 96 с.
34. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. [Текст] / Д.Б. Эльконин - М., 1989, - С. 287.
35. Willenbrink, M. Oil Painting for the Absolute Beginner: A Clear & Easy Guide to Successful Oil Painting (Art for the Absolute Beginner) [Text] / M. Willenbrink. - USA: North Light Books, 2010. - 128 p.
36. Association for Children's Mental Health. «Problems at school» [Text] / Association for Children's Mental Health. - USA: North Light Books, 2010. - 67 p.
37. Currie, Janet. «Children with Disabilities: Introducing the Issue» [Text] / Janet Currie, Robert Kahn. - USA: North Light Books, 2014. - 125 p.
38. Davis, Carol. Keeping in Touch with Families All Year Long. [Text] / Carol Davis, Alice Yang. - USA: North Light Books, 2013. - 98 p.
39. Zill, Nicholas. Role of Early Childhood Education Intervention Programs in Assisting Children With Successful Transitions to school. [Text] /
N. Zill, G. Resnick. - Child and Family Studies, Westat, USA, 2009. - 145 p.