Ведение 4
Глава 1 Теоретическое исследование проблемы развития у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта посредством синтеза искусств 10
1.1 Психолого-педагогический анализ исследований по проблеме развития у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта 10
1.2 Синтез искусств как средство развития у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта 19
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта посредством синтеза искусств 31
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта 31
2.2 Содержание работы по развитию у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта посредством синтеза искусств 47
2.3 Выявление динамики в развитии у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта 58
Заключение 69
Список используемой литературы 72
Приложение А Список детей, участвующих в исследовании 76
Приложение Б Сводная таблица результатов диагностического задания 1 констатирующего этапа эксперимента 77
Приложение В Протоколы проведения диагностического задания 2 на констатирующем этапе эксперимента 79
Приложение Г Сводная таблица результатов диагностического задания 3 констатирующего этапа эксперимента 85
Приложение Д Сводная таблица результатов диагностического задания 6 констатирующего этапа эксперимента 86
Приложение Е План формирующего этапа эксперимента 88
Приложение Ж Сводная таблица результатов диагностического задания 1 контрольного этапа эксперимента 92
Приложение И Протоколы проведения диагностического задания 2 на контрольном этапе эксперимента 94
Приложение К Сводная таблица результатов диагностического задания 3 контрольного этапа эксперимента 100
Приложение Л Сводная таблица результатов диагностического задания 6 контрольного этапа эксперимента 101
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне продиктована тем, что дошкольное детство - это важный период для становления и развития основных эмоциональных выражений. Эмоции детей в этот период импульсивны, быстротечны и, как правило, переменчивы. Многие дети нередко поздно начинают контролировать свои эмоциональные проявления, а также критично относиться к себе, своему поведению, радоваться своим хорошим поступкам или наоборот огорчаться неправильным.
Развитие эмоционального интеллекта у детей часто игнорируется на этапе дошкольного обучения, но своевременное развитие позволит ребенку научиться адекватно реагировать на различные ситуации, на эмоции и поведение окружающих, корректно выражать свои собственные чувства и эмоции, что поможет ему в будущем обучении в школе и будущих отношениях с окружающими людьми.
Одна из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», где прописано «развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками» также обуславливает необходимость развития у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта.
Актуальность на научно-теоретическом уровне продиктована тем, что при существующей потребности в развитии эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет остаются недостаточно изучены условия его развития.
Стоит отметить, что связь когнитивных функций и способности к решению прикладных задач неоднократно становилось предметом специального изучения в работах У. Визингера и Й.Б. Тайлакера. Ими было установлено, что более значимую роль в социальной успешности личности играет именно уровень развития эмоционального интеллекта, а коэффициент умственного интеллекта лишь 20 % ее часть.
В работах О.А. Айгунова, Н.Б. Полковникова, А.И. Савенкова эмоциональный интеллект представлен как часть социальной компетентности, в которой основной задачей является развитие социально и педагогически значимых отношений, что отражает мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную стороны психики ребенка. А.Ю. Гусева в своих исследованиях рассматривала значение детского сада в развитии эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста . А.О. Куракина и Е.В. Куцева, Н.А. Лужбинская в своих работах представляют компоненты эмоционального интеллекта дошкольников.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена необходимостью развития эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет, что является приоритетом при организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Анализ научно-методической литературы показывает, что в данный период времени все больше внимания исследователей обращено к проблеме развития эмоционального интеллекта детей не только старшего, но и всего дошкольного возраста, так как, по мнению большинства ученых, в этот период происходит формирование всей эмоциональной сферы, что в целом приводит к успешной жизни в будущем.
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в дошкольных учреждениях выявил следующие противоречия:
- между потребностью развития у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта в педагогической практике дошкольного образования и недостаточной разработкой методов и средств для реализации данного направления работы;
• между необходимостью развития у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта и недостаточным использованием синтеза искусств, для данного процесса.
Следуя за необходимостью разрешения данных противоречий в теории и практике современного дошкольного образования, была сформулирована проблема исследования: каковы возможности синтеза искусств в развитии у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта посредством синтеза искусств.
Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта.
Предмет исследования: развитие у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта посредством синтеза искусств.
Гипотеза исследования: в данном исследовании мы исходили из предположения о том, что развитие у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта посредством синтеза искусств будет возможно, если:
• конкретизировано понятие эмоционального интеллекта и его компоненты, соответствующие возрастным возможностям детей 6-7 лет;
• подобраны необходимые для синтезирования произведения по разным видам искусства: литература, живопись, классическая музыка, способствующие эмоциональному развитию детей;
• определены и реализованы этапы и содержание работы с детьми, обеспечивающие развитие эмоционального интеллекта посредством синтеза искусств.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования.
1. Проанализировать современные научные подходы по проблеме исследования, дать характеристику понятию и процессу развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностический инструментарий и выявить уровень развития у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта.
3. Подобрать и реализовать содержание работы по развитию у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта посредством синтеза искусств.
4. Выявить динамику в развитии у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
• положения об эмоциональном развитии в дошкольном детстве (А.В. Запорожец, К. Изард, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн);
• положения о развитии эмоционального интеллекта в дошкольном детстве (У. Визингер, А.О. Куракина, Дж. Майер, Т.Д. Савенкова, П. Саловей, Й.Б. Тайлакер);
• положения о возможностях использования элементов искусства и его синтеза в развитии эмоционального интеллекта (Д.Б. Лихачев, В.В. Медушевский, Г.П. Степнов, Б.М. Теплов, Б.П. Юсов).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение практического опыта, системный анализ); эмпирические (беседы с педагогами, наблюдение, диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (количественный и качественный анализы полученных данных).
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад №79 «Гусельки» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 24 детей 6-7 лет (12 детей экспериментальная группа, 12 детей контрольная группа).
Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе: (2019г.) осуществлялась деятельность по изучению состояния исследуемой проблемы на современном этапе развития общества в психолого-педагогической литературе и практике дошкольного образования; формулировалась тема исследования, уточнялся концептуальный аппарат исследования, определялась структура, содержание и методика его организации.
На втором этапе: (2020-2021гг.) осуществлялась экспериментальная деятельность, разрабатывалось содержание работы по развитию у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта посредством синтеза искусств. Проведены констатирующий и формирующий этапы эксперимента.
На третьем, заключительном этапе: (2021г.) проводился сопоставительный анализ результатов экспериментальной работы, их систематизация и обобщение; уточнялись полученные данные; формулировались выводы; был оформлен текст диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлена степень исследования проблемы, разработано содержание работы по развитию у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта посредством синтеза искусств.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены основные компоненты и показатели эмоционального интеллекта детей 6-7 лет; охарактеризованы уровни развития эмоционального интеллекта детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что подобранное содержание работы с детьми 6-7 лет, обеспечивающие развитие эмоционального интеллекта посредством синтеза искусств может быть использовано в работе дошкольных образовательных организаций педагогами-психологами и педагогами.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: опорой на фундаментальные положения педагогической науки, теоретико-методическим обоснованием исходных позиций автора, применением комплекса теоретических и экспериментальных методов, адекватных цели, задачам и логикой диссертационного исследования; полнотой информационной базы по научным источникам, федеральным и ведомственным нормативным документам; положительными результатами экспериментальной работы, воспроизводимостью данных исследования и их репрезентативностью.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, в разработке и апробации критериально-диагностического аппарата и содержания образовательной деятельности по развитию эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет посредством синтеза искусств.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки в ТГУ» (2020 г., 2021г.), отчетные конференции по практике. По итогам исследования опубликованы четыре статьи.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Эмоциональный интеллект у детей 6-7 лет определяется как способность распознать и умение адекватно выражать собственные чувства и эмоции, управлять ими, а также понимать эмоции и чувства других, чтобы строить эффективные отношения с окружающими людьми.
2. Развитие у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта осуществляется поэтапно посредством синтеза разных видов искусства (литература, живопись, классическая музыка). К каждому виду искусства подбираются произведения, направленные на эмоциональное развитие детей.
3. Компоненты и уровни развития у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта характеризуются степенью овладения распознаванием различных эмоциональных состояний человека, пониманием и анализом собственных и чужих эмоций, умением управлять эмоциональным состоянием и сопереживать партнеру по общению.
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (37 источников) и 10 приложений. В тексте содержится 17 таблиц. Основной текст работы изложен на 75 страницах.
Эмоциональный интеллект у детей 6-7 лет определяется как способность распознать и умение адекватно выражать собственные чувства и эмоции, управлять ими, а также понимать эмоции и чувства других, чтобы строить эффективные отношения с окружающими людьми.
Структура эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста включает в себя следующие компоненты: распознавание эмоций, самопознание, саморегуляцию, эмпатию.
Рассмотрев особенности развития эмоционального интеллекта с рождения до окончания дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что на протяжении этого возрастного периода чувства ребенка становятся более осознанными, формируются высшие чувства, осваиваются социально одобряемые формы проявления чувств и нормы поведения.
Являясь частью духовной культуры человечества, искусство является важным средством, с помощью которого можно осознать и познать мир. Восприятие искусства пробуждает в детях эмоционально-творческое начало, эстетический вкус и тем самым развивает их эмоциональный интеллект.
Синтез произведений искусства таких, как живопись, музыка, литература усиливает восприятие искусства и тем самым его эмоциональное воздействие на ребенка.
Синтез искусств - это сочетание нескольких различных видов искусств, живописи, музыки, литературы, внедренных в образовательно-воспитательный процесс, что оказывает всестороннее воздействие на личность ребенка, не только в эстетическом, но и духовном, и эмоциональном плане. Таким образом, такое воздействие можно считать развивает духовно, эстетически и эмоционально, задействуя все сферы личности человека.
Проанализировав результаты научных исследований в области педагогики и психологии, мы теоретически обосновали возможность использования средств искусства в развитии у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта.
На констатирующем этапе исследования установили, что: 34 % детей экспериментальной группы и 25 % детей контрольной группы имеют низкий уровень развития эмоционального интеллекта. 58 % детей экспериментальной группы и 58 % детей контрольной группы имеют средний уровень развития эмоционального интеллекта. 8% это один ребенок экспериментальной группы и 15 % это 2 ребенка в контрольной группе имеют высокий уровень развития эмоционального интеллекта.
На основе этого возникла необходимость разработки и апробирования мероприятий, направленных на развитие у детей экспериментальной группы эмоционального интеллекта. В ходе формирующего этапа исследовательской работы апробировали разработанный нами план формирующего эксперимента.
Если до проведения нашей работы по развитию у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта они были скованные в выражении своего мнения по тому или иному поводу, были зажаты в эмоциональных проявлениях и в большинстве случаев не проявляли наблюдательность, чуткость и эмпатию по отношению к сверстникам, то после проведения нами мероприятий по совместной деятельности были замечены немало важные сдвиги в их поведении и умениях.
Проведенный план мероприятий по развитию у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта позволил обогатить эмоционально-интеллектуальный опыт детей новыми яркими впечатлениями, познакомить их с предметами искусства и их авторами, закрепить представления детей об эмоциональных состояниях, подвести их к пониманию причин таких состояний и умению их определять. Дали детям не только почву для размышлений, но новые знания, умения и навыки для выражения своих эмоций и чувств при общении со сверстником, понимать эмоциональные состояния других людей и их возможные причины, действовать в соответствии со своим эмоциональным состоянием и выражать эмпатию по отношению к окружающим.
Контрольный этап показал, что после апробирования разработанных мероприятий у детей в экспериментальной группе получена положительная динамика в развитии у детей экспериментальной группы эмоционального интеллекта. Детей с высоким уровнем развития творческого воображения стало на 25 % больше, чем на констатирующем этапе, в то время как в контрольной группе этот уровень практически не изменился. Это произошло за счет повышения уровня развития эмоционального интеллекта у троих детей экспериментальной группы - это Илья Г., Даша К., Максим М. Детей со средним уровнем тоже стало больше на 8 % экспериментальной группы. С низким на то же количество уменьшилось - это произошло за счет перехода с низкого уровня на средний четырех детей экспериментальной группы - это Амина П., Ульяна П., Никита С. и Никита А.
Следовательно, делаем вывод о том, что включение элементов искусства в воспитательно-образовательный процесс имеет положительное влияние на развитие у детей 6-7 лет эмоционального интеллекта, это подтверждает выдвинутую гипотезу в начале исследования и правомерность вынесенных на защиту положений.
1. Агафонова И. Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника : учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург : СПбАППО, 2006. 81 с.
2. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / под ред. Б. П. Юсова. Луганск, 1999. 180 с.
3. Вилюнас В. К. Психология эмоций : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М. : Питер, 2007. 496 с.
4. Громова Т. В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. М. : УЦ «Перспектива», 2002. 48 с.
5. Гусева А. Ю. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ // Лучшая научно-исследовательская работа 2016: сборник статей III Международного научно-практического конкурса. 2016. С. 105-111.
6. Данилина Т. А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ Социально-педагогическое партнерство ДОУ с родительским сообществом при домашнем образовании старших дошкольников : реализация модели образования с вариативными формами организации педагогического процесса : методическое пособие. Великий Новгород : Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2007. 267 с.
7. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. М. : Просвещение, 2006. 176 с.
8. Изард К. Э. Психология эмоций. М. : Питер, 2009. 460 с.
9. Изотова Е. Н., Никифирова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высш.учеб.заведений. М. : Издательский дом «Академия», 2004. 288 с.
10. Костина Д. С. Развитие эмоционального интеллекта, как проблема воспитания и развития детей дошкольного возраста современном этапе развития общества // Проблемы образования на современном этапе : материалы студенческой научно-практической конференции, 13-17 апреля 2020 г. Выпуск IX / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. Тольятти : НаукоПолис, 2020. С.147-152.
11. Костина Д. С. Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста и его развитие посредством синтеза искусств // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики : электронный сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Тольятти, 19 ноября 2019 года / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. - Тольятти : НИЦ «НаукоПолис», 2019. С. 471-479.
12. Куракина А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-3. С. 546-550.
13. Куцева Е. В. Эмоциональный интеллект детей старшего дошкольного возраста // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2013. № 10. С. 366-368.
14. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М. : ЧеРо : Омега-Л : МПСИ, 2009. 288 с.
15. Лихачев Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников. М. : Педагогика, 2007. 183 с.
...