ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 7
1.1. Понятие и формы умственной отсталости 7
1.2. Особенности физического развития и двигательных способностей детей 144
1.3. Основные принципы физического воспитания учащихся
вспомогательной школы 19
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 255
2.1. Методы исследования 255
2.2. Организация исследования 29
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 311
3.1. Особенности и обоснование применения разработанных комплексов для
развития физической подготовленности детей с нарушением интеллекта 11¬12 лет 311
3.2. Результаты исследования 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 444
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 455
Актуальность исследования. Показатели физического развития детей с нарушением интеллекта сильно отстают от показателей здоровых детей. При этом и само физическое развитие протекает медленнее. Это происходит из-за трудностей в освоении новых видов деятельности, быстрой утомляемости детей, неустойчивости в эмоционально-волевой сфере, длительных пауз. Из практического опыта специалистов в области адаптивной физической культуры и врачей можно делать вывод, что дети с интеллектуальными нарушениями нуждаются в повышении физической активности. Главным условием подготовки к жизни детей с нарушением интеллекта является коррекция над моторикой и увеличение двигательных возможностей.
При решении специальных задач следует акцентировать внимание на коррекцию основных движений в ходьбе, беге, прыжках. В работе с детьми, имеющими нарушение интеллекта, следует проводить профилактику соматических нарушений, работать над скованностью и неточностью движений, а также воспитывать личность умственно отсталого ребенка.
Поэтому актуальным становится достижение умственно отсталыми детьми такого уровня физического развития, который позволит им адаптироваться к социальным нормам и предстоящей самостоятельной жизни.
«Процесс социализации детей с умственной отсталостью в большей мере зависит от овладения ими трудовых и двигательных умений и навыков, а также уровня развития двигательных способностей. Поэтому двигательная активность является одним из путей реабилитации и социальной адаптации для умственно отсталых детей. Именно двигательная активность направлена развитие всех систем и функций организма, способствует коррекции, компенсации и профилактики двигательных и психических нарушений, а также воспитания личности» - отмечается в научной работе А.Р. Маплер [31].
В связи с вышесказанным, выбранная тема исследовательской работы является актуальной и требует дальнейшего изучения, так как недостаточно глубоко изучены вопросы о развитии двигательных качеств у детей с умственной отсталостью.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс школьников с нарушением интеллекта при занятиях в секции ОФП.
Предмет исследования: комплекс физических упражнений, направленный на повышение уровня физической подготовленности детей с нарушением интеллекта.
Цель исследования: изучение физической подготовленности детей с нарушением интеллекта 11-12 лет на занятиях в секции ОФП.
Гипотеза исследования: предполагается, что занятия с секции ОФП будут способствовать повышению уровня физической подготовленности детей с нарушением интеллекта.
Задачи:
1. Оценить показатели физической подготовленности детей с нарушением интеллекта.
2. Разработать комплекс специальных упражнений для улучшения физической подготовленности школьников с нарушением интеллекта.
3. Исходя из полученных данных, определить эффективность разработанной методики.
Новизна исследования. В результате педагогического эксперимента были разработаны комплексы для развития физической подготовленности, рекомендуемые к применению в секциях ОФП для детей с нарушением интеллекта.
Практическая значимость. Результаты исследований, полученные в работе, могут быть использованы в учебно-тренировочном процессе школьников с нарушением интеллекта. Полученные результаты могут быть полезны для специалистов в области АФК, которые работают с детьми, имеющими умственную отсталость.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, трех глав, заключения. Список использованной литературы включает в себя 33 литературных источников. В работе содержится 2 таблицы и 6 рисунков.
В ходе исследования, мы наблюдали повышение уровня физической подготовленности в большей степени у экспериментальной группы. Таким образом, после проведения экспериментальной части исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1. При проведении предварительного тестирования мы выяснили, то результаты контрольной и экспериментальной группы находятся на одном уровне развития физической подготовленности. Из этого следует, что группы подобраны правильно.
2. В нашем исследовании было установлено, что показатели физической подготовленности детей в экспериментальной группе (ЭГ), значительно улучшились, по сравнению с контрольной группой (КГ). Что доказывает эффективность разработанных нами специальных комплексов, направленных на повышение уровне физической подготовленности детей с нарушением интеллекта.
3. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что экспериментальные комплексы упражнений, внедренные в учебно-тренировочные занятия секции ОФП, достаточно эффективны. Благодаря экспериментальной методике, дети с нарушением интеллекта быстрее повышают свой уровень физической подготовленности.
1. Азбука здоровья: Программа специальной (коррекционной) школы по лечебной физической культуре для детей с нарушением интеллекта / Сост. Г.И. Гербцова. - СПб. Образование, 2010. - 202 с.
2. Азбукин, Д.И. Физическое воспитание в специальной школе [Текст]/ Д.И. Азбукин // Учебно -воспитательная работа в специальных школах. - М.: Учпедгиз, 2003. - 86 с.
3. Андреева, К.А. Коммуникативные способности дошкольников с
умственной отсталостью / К.А. Андреева // Молодой ученый. - 2014. - Вып. 2. - С. 715-718.
4. Астафьев, Н.В. Организация, формы и содержание дополнительного физкультурного образования умственно отсталых детей и подростков в современных социально-экономических условиях / Н.В. Астафьев, Н.Л. Литош // Адаптивная физическая культура. - 2003. - Вып. 1 (13). - С 12-16.
5. Башмакова, С.Б. Психология нарушенного развития с основами организации коррекционной помощи [Текст]: учебное пособие / С.Б.Башмакова. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. - 101с.
6. Бердова, О.С. Инновационный подход к организации физического воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида [Текст] / О.С. Бердова // Коррекционная педагогика. - 2010. - Вып. 4. - С . 25-28.
7. Бетанова, С.С. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости / С.С. Бетанова // Вестник Московского государственного областного университет. - 2012. - Вып. 3. - С. 97-107.
8. Баранцев, С.А. Совершенствование бега на скорость. V класс / А.С. Баранцев, В.В. Баранников // Физкультура в школе. - 2002. Вып. 3. - С. 32-34.
9. Баранцев, С.А. Совершенствование техники бега на скорость. VIII-XI классы / А.С. Баранцев, А.М. Шлемин, Г.В. Бериуцин // Физкультура в школе. - 2003. - Вып. 5. - С. 19-22.
10. Борякова, Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению детей с ЗПР Н.Ю. Борякова.- М.: Издат. Центр «Академия», 2003. - 135 с.
11. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: учебное пособие [Текст] / Т. В. Варенова. - Мн.: ООО Асар, 2013. - 288 с.
12. Веневцев С.И. Оздоровление и коррекция психофизического развития учащихся начальных классов в процессе обучения физическим упражнениям: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. - 22 с.
13. Выготский Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выгодский. - СПб, и др.: ЛАНЬ: С. -Петерб. психол. о -во, 2003. - 654 с.
14. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
15. Дмитриев А.А. Коррекционно -педагогическая, работа' по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития / А.А. Дмитриев. - М: Мок. псих. - соц. ин-т, 2004. - 223 с.
16. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание // Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. М.: Просвещение, 2003. - 271 с.
17. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие/ С. П. Евсеев. Л. В. Шапкова. - М.: Советский спорт, 2010. - 240 с.
18. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры [Электронный ресурс]: учебник/ Евсеев С.П.- Электрон. текстовые данные. - М.: Спорт, 2016. - 616 с.
19. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической
деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. - 6-е изд., перераб. - М.:
Издательский центр «Академия», 2013. - 288с.
20. Здравоохранение в России. 2015: Стат.сб./Росстат. - М., 2015. - 174 с.
21. Д.Н. Исаев, Т.А. Колосова. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков [Текст] / Исаев Д.Н., Колосова Т.А. - М.: КАРО, 2012. - 176 с.
22. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика [Текст] / Г.И. Колесникова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 230 с.
23. Маплер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью/ А. Р. Маллер, Г. В. Цикото: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия». 2013. - 208 с.
24. Мозговой, В.М. Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся [Текст] / В.М. Мозговой // Дефектология. - 2003. - Вып. 3. - с. 19-21.
25. Пузанов Б.П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] / Б. П. Пузанов. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 439с.
26. Пузанов, Б.П. Методические рекомендации для самостоятельной работы 51 студентов по дисциплине «Олигофренопедагогика» для специальности 03170 «Олигофренопедагогика» [Электронный ресурс]/ Пузанов Б.П.- Электрон. текстовые данные. - М.: Прометей, 2011. - 44 с.
27. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) [Текст] / учеб.пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин; под ред. Б.П.Пузанова. - Вып. -е изд. - М.: Издательский центр «Академия»,
2010. - 272с.
28. Стребелева Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Стре- белева Е.А.- Электрон. текстовые данные. - М.: ПАРАДИГМА,
2011. - 256 с.
29. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст] / учеб.пособие для студ. Высш. Пед. Учебн. Заведений / / под ред. У.Е Ульенкова, О.В.Лебедева. М.: Издат. Центр «Академия», 2012. - 176с.
30. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. [Текст] / учебное пособие для ст-тов высш. учеб. заведений. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2010. - 480 с.
31. Чумаков В.Н. Разработка системы педагогических воздействий на основе 52 средств и методов физической культуры, направленной на реабилитацию детей-инвалидов и спорт / В.Н. Чумаков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - Вып. 5. - С. 46-49.
32. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. Пособие [Текст] / Л.В. Шапкова. - М.: Сов. спорт, 2004. - 464с.
33. Шапкова, Л.В. Взаимосвязь адаптивной физической культуры и специальной педагогики/ Л.В. Шапкова // Адаптивная физическая культура. -2000. - Вып. 1-2. - С.5-8.
34. Шапкова, Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии [Текст] / Л.В. Шапкова. - М.: Советский спорт, 2003. - 151с.