Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интегративные уроки в начальной школе как современная форма обучения нестандартного типа

Работа №105805

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2019
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты исследования интегративных уроков в начальной школе как современной формы обучения нестандартного типа 7
1.1. Понятия «интеграция», «интегративные уроки» в психолого-
педагогической литературе 7
1.2. Интегрированный урок как форма нестандартного типа обучения 17
Выводы по 1 главе 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по внедрению интегративных уроков в начальной школе в ГБОУ СОШ №14 «Центр образования» г.о. Сызрань 24
2.1. Диагностика уровня подготовленности детей на начальном этапе
эксперимента 24
2.2. Содержание работы по внедрению интегративных уроков 31
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 40
Выводы по 2 главе 46
Заключение 48
Список используемой литературы 51
Приложения 55


Актуальность. В современных условиях наиболее эффективным способом достижения требований ФГОС НОО являются интегрированные уроки, которые в начальной школе соответствуют возрастным и психолого-педагогическим особенностям детей.
В настоящее время проблема интеграции в начальном образовании современна и важна как для теории, так и для практики. Необходимость её изучения обусловлена, во-первых, социальными запросами, предъявляемыми к сфере науки и производства, во-вторых, кардинальным обновлением системы отечественного образования, которое фиксируется преобразованиями в структуре и содержании всех составных элементов образовательного процесса, что приводит к повышению уровня качества знаний младших школьников. Данный уровень определяется тем, в какой степени ученик готов и способен применять освоенную систему знаний в практической деятельности.
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Достаточно известной формой организации интегрированного обучения в начальной школе является интегрированный урок.
Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющий учебный основной и дополнительный материал различных предметов для многоаспектного изучения и понимания явлений и процессов, обеспечивающих целостность взгляда на окружающий мир, а также для формирования умений устанавливать причинно-следственные связи в окружающей среде.
Интегрированное обучение в той или иной степени реализуется в образовательном «пространстве» начальной школы. Ученые-исследователи, изучая проблему интеграции, выявили возможные пути её решения.
Отдельные аспекты совершенствования обучения и воспитания школьников с позиций интеграции в обучении рассматривались в трудах известных педагогов-классиков; в работах советских дидактов И.Д. Зверева, М.А. Данилова, В.Н. Максимовой, С.П. Баранова, Н.М. Скаткина; учёных- психологов Е.Н. Кабановой-Меллер, Н. Талызиной, Ю.А. Самарина, Г.И. Вергелиса; учёных-методистов М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, Н.Н. Светловской, Ю.М. Колягина, Г.Н. Приступы и др.
Несмотря на то, что отсутствует общепризнанный подход к данной проблеме, интегрированное обучение является эффективным способом обновления содержания обучения, результатом которого является формирование у младших школьников целостного взгляда на окружающую действительность. Именно это и определяет актуальность данной темы.
Проблема исследования: какова эффективность интегрированных уроков в начальной школе?
Цель исследования: выявить и экспериментально доказать эффективность интегративных уроков в начальной школе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе в условиях реализации ФГОС.
Предмет исследования: использование интегративных уроков в начальной школе.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой эффективность обучения будет выше, если использовать в практической деятельности интегрированные уроки.
В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой были обозначены следующие задачи исследования:
1) провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) разработать диагностический комплект и выявить уровень развития у младших школьников;
3) разработать и внедрить комплекс мероприятий по внедрению интегративных уроков в начальной школе;
4) оценить интегративных уроков в начальной школе, сделать выводы.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- педагогическое наблюдение, анализ и обобщение педагогического опыта;
- диагностические методы: анкетирование, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент;
- систематизация и анализ данных;
- методы математической обработки данных исследования.
База исследования: ГБОУ СОШ «14 «Центр образования» г.о.Сызрань.
Новизна исследования заключается в систематизации психолого-педагогической литературы по вопросам интеграции в образовательном процессе. Кроме того, положительный результат внедрения интегрированных уроков может быть использован на занятиях в начальной школе.
Практическая значимость исследования состоит в разработке практических рекомендаций по внедрению интегрированных уроков в начальной школе.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Общий объём работы составляет 54 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, основной задачей образования на современном этапе является формирование конкурентоспособной личности, подготовка выпускника школы такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов ее решения, выбрать рациональный способ, обосновать свое решение.
Компетентностный подход сменил целевые ориентиры: от знающего ученика - к умелому ученику, от обученного ученика - к ученику, умеющему учиться. Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным уроком очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслом. Но чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель сам должен самосовершенствоваться.
Интегрированные уроки позволяют учителям развивать навыки и способности учеников одновременно со знанием и пониманием, активно вовлекать учащихся в обучение, делают обучение более актуальным, приятным и мотивирующим.
Интегрированные уроки являются мощным стимулятором мыслительной деятельности ребёнка и преследуют цель развития образного мышления ученика. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.
В рамках данной работы была проведена опытно-экспериментальная работа по внедрению интегративных уроков в процесс обучения.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ СОШ №14 «Центр образования» г.о.Сызрань.
В исследовании приняли участие 20 детей-первоклассников. В экспериментальную группу вошло 10 детей 1 «А» класса, в контрольную - 10 детей 1 «Б» класса.
Цель практической работы - доказать эффективность интегрированных уроков как современной формы обучения нестандартного типа.
Задачи практической части:
1. Выбор базы для эксперимента.
2. Подбор методик для проведения исследования.
3. Исследование уровня развития школьников.
4. Разработка и внедрение мероприятий, направленных на интегративных уроков в начальной школе.
5. Оценка эффективности интегративных уроков в начальной школе.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- педагогическое наблюдение, анализ и обобщение педагогического опыта;
- диагностические методы: анкетирование, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент;
- систематизация и анализ данных;
- методы математической обработки данных исследования.
На начальном этапе педагогического эксперимента было проведено исследование детей обеих групп (контрольной и экспериментальной) по ряду параметров, позволяющем судить об эффективности образования в сфере физической культуры:
- уровень физической подготовленности;
- уровень знаний о здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ);
- уровень мотивации к обучению.
В рамках исследования была разработана и апробирована работа по внедрению интегрированного подхода в обучении.
Интегративные уроки проводились с учениками 1 «А» класса (экспериментальная группа), дети 1 «Б» класса занимались по стандартной программе обучения. Интегративные уроки проводились 1 раз в неделю в экспериментальной группе вместо обычного урока по физической культуре.
После проведения интегрированных уроков был проведен контрольных эксперимент.
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что после проведения интегрированных уроков были улучшены все показатели, характеризующих эффективность обучения: были улучшены все исследуемы показатели в детей экспериментальной группы на контрольном этапе: и уровень физической подготовленности, и уровень знаний о здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ)и уровень мотивации к обучению.
Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы по внедрению интегрированных уроков в процесс обучения на занятиях по физической культуре.
Следовательно, гипотеза подтвердилась, цель работы достигнута.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.
2. Антонов Н.С. Слагаемые знаний. Сев-Зап. Кн. Изд-во. Архангельск, 1969. 186 с.
3. Аронова С. В. Интеграция художественного и логического в процессе формирования метапредметных компетенций на уроках изобразительного искусства // Начальная школа. 2015. № 2. С. 65-68.
4. Ахметбекова Р. Р. Интеграция предметов - одно из условий формирования познавательной активности школьников // Начальная школа. 2014. № 8. С. 14-16.
5. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. // Начальная школа. 1991. №8. С. 48-51.
6. Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, ее характеристики // Образование и общество. 2009. № 1. С. 43-49.
7. Волкова М. В. Интеграция технологий проблемного обучения и морального выбора в формировании личности школьников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2010. № 3(67), ч. 2. С. 62-67.
8. Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика. М. : Флинта, 2003. 768 с.
9. Груздева Н.В. Интеграция как методологический и дидактический принцип (на примере школьного естественнонаучного образования) // Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. СПб. 1996. С.70-80.
10. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д. : Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. 448 с.
11. Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблемы человека. М. : Республика, 2003. 494 с.
12. Журавская Е.Г. Региональная интеграция в развивающемся мире: немарксистские теории и реальность (на примере АСЕАН). М.: Наука, 1990. 79 с.
13.Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., Педагогика, 1991. 158с.
14.Золотова Т. А. Интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности как механизм обеспечения всестороннего развития обучающихся // Начальная школа. 2015. № 8. С. 41-46.
15. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] М. : Просвещение, 2010. 152 с.
16. Колягин Ю.М., Алексенко О.Л. Интеграция школьного обучения // Начальная школа. 1990. №9. С. 28-31.
17. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г.
Педагогическое наследие / сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М. : Педагогика, 1988. 416 с.
18. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник.-М.: Наука.1975. 720с.
19. Клименко И. В., Гуня Р. В. Методические рекомендации для педагогов и психологов. Интегрированный урок как современная образовательная технология. Тирасполь : Ликрис, 2014. 42 с.
20. Корожнева Л.А. Интегрированные уроки при изучении предмета «окружающий мир» // Начальная школа. 2009. № 4. С. 60-64.
21. Корожнева Л.А. Реализация идей интеграции в начальном образовании // Герценовские чтения. Начальное образование. Т.4. № 1. 2013. С. 45¬49.
22. Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 6 : Интегрированные уроки : научно-практическое пособие. Ростов-наДону. Учитель. 2018. 256 с.
23. Лихачева Н.В. Интеграция содержания образования как педагогическая проблема // Весник ВДУ. 2012. № 5. С. 108-113.
24. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического
образования. М.: Академия, 2001. 272 с.
25. Мун Л. Н. Инновационные интегрированные технологии в теории и практике учителей // Дидактика. 2013. № 1. С. 42-45.
26. Орлова Е. В. Интегрированный урок по чтению и природоведению // Начальная школа: плюс-минус. 2011. № 5. С. 18-22.
27. Петренко Л. А. Интегрированный урок и методика его проведения // Школа духовности. 2011. № 2. С. 61-65.
28. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения /
И.Г.Песталоцци. - М.: 7 Издательство АПН РСФСР, 1963. - т.2. .278 с.
29. Поляков А.А., Цветков В.Я. Компьютерные информационные
технологии в образовании.М.,2006. 96с.
30. Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении. // Начальная школа. 1990. №5. С. 57-60.
31. Сизганова Е. Ю. Теоретические основы интеграции в образовательном процессе современной начальной школы // Концепт. 2015. Т. 13. С. 2061 -2065.
32. Советский энциклопедический словарь/Гл.ред.А.М.Прохоров. 4 изд.- М.: Советская энциклопедия, 1989. 1632 с.
33. Соколова С.Г. Особенности организации интегрированных уроков в начальной школе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2017. № 3 (95). Ч.1. С. 166-171.
34. Сухаревская Е.Ю. Особенности интегрированного обучения в начальных классах [Электронный ресурс] / Е.Ю. Сухаревская. URL: http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200600101(13.04.2019).
35. Сорокина И. О. Теоретические основы понятия «интеграция», принципы ее осуществления // Менеджмент в России и за рубежом. 2018. № 2. С. 2-6.
36. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1974. 584 с.
37. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения. Л., 1990. 82 с.
38. Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост. Е.Ф.Губский. М.: Инфра-М, 1998. 181 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ