Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ (CLIL) В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Работа №33893

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3092
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДМЕТНОЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ . 7
1.1. Предпосылки возникновения метода CLIL 7
1.2. Аспекты CLIL и способы их реализации в средней школе 12
1.3. Анализ отечественных и зарубежных интегрированных методов
обучения иностранному языку и предметному содержанию 20
Выводы по первой главе 23
Глава 2. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДМЕТНОЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 25
2.1. Этапы внедрения метода CLIL в средней школе 25
2.2. Разработка урока по технологии CLIL 36
2.3. Исследование результатов экспериментального урока по технологии CLIL 51
Выводы по второй главе 68
Заключение 69
Список использованной литературы 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Во всем мире развитие цивилизованного общества связано с образованием. Перед общеобразовательными учреждениями стоит следующая главная задача, которая заключается в развитии поликультурной личности. В школе должны создаваться условия к изучению ряда иностранных языков, а также проводиться стимулирование школьников к их изучению, так как изучение иностранным языкам является базой поликультурного образования.
Главной проблемой, возникающей в практике школ, заключается в отсутствии и небольшом количестве высококвалифицированных и имеющих творческих подход к работе учителей неязыковой специальности со знанием иностранного языка. К проблеме так же можно отнести небольшую оснащенность учебно-методическим обеспечением, так же не проработаны учебные пособия по изучению предметов на иностранном языке. Так же к проблеме современных школ можно отнести отсутствие применения современных образовательных технологий по изучению английского языка.
Несмотря на то, что во многих школах применяются усилия по развитию обучения иностранным языкам, общий уровень знаний учащихся не могут выйти на должный уровень. Эффективность языкового образования, согласно анализу Европейской комиссии, остается неудовлетворительной, несмотря на очевидное снижение проблем доступности изучения иностранного языка в школах.
В связи с существующими проблемами возникает необходимость изменения подхода к качественному обучению иностранным языкам. В различных странах к данному вопросу подходят с разных точек зрения. Наиболее популярной технологий в последние годы считается технология предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL), при которой иностранный язык используют при изучении неязыковых предметов. Несмотря на то, что в европейских школах, в которых уже практикуется данная методика, у многих учителей до сих пор остаются вопросы в области применения технологии CLIL. В России данный метод практически не применяется.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается анализе технологии CLIL, суть которой заключается в обучении дисциплинам на втором иностранном языке. По методу CLIL иностранный язык можно применять на всех уроках по всем учебным дисциплинам, кроме родного языка, фактически иностранный язык является не объектом обучения, а его средством.
Актуальность рассматриваемой проблемы послужила основанием для определения темы исследования: «Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) в средней школе». Согласно ФГОС нового поколения преобладает личностно - ориентированный тип образования. Современные образовательные учреждения все больше применяют нестандартные, нетрадиционные формы и методы обучения. Идея интегрированного обучения также занимает свою нишу в новой школе.
Цель работы- разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка методики CLIL в средних классах общеобразовательной школы.
Объект исследования- процесс обучения предметному знанию на английском языке в средних классах школы.
Предмет исследования- моделирование обучения физики на английском языке в 7 классе на основе интегрированного предметно- языкового подхода.
Гипотеза исследования: Технология CLIL повышает возможность изучения языка и языковой практики без увеличения часов в рамках общей образовательной программы и объема аудиторных часов преподавателей.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
-разработать теоретические основы обучения иностранному языку на основе интегрированного предметно-языкового подхода;
- описать предпосылки возникновения метода CLIL;
- рассмотреть аспекты CLIL и способы их реализации в средней школе;
- провести анализ отечественных и зарубежных интегрированных методов обучения иностранному языку и предметному содержанию;
- изучить этапы внедрения метода CLIL в средней школе;
-разработать урок физики на иностранном языке в 7 классе средней школы;
- провести исследование результатов экспериментального урока по технологии CLIL.
Научная новизна работы заключается в раскрытии сущности и содержания предметно-языкового интегрированного подхода.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в доведении ряда теоретических выводов и положений до конкретных предложений и рекомендаций, которые повышают степень знаний учеников средней школы с применением технологий предметно - языкового интегрированного обучения иностранному языку.
Решение поставленных задач и проверка рабочей гипотезы потребовало применения в работе следующих методов и инструментариев исследования: изучение и анализ теоретических и практических работ по теме; проведение экспериментального обучения.
Информационной базой к данной работе послужили книги отечественных и зарубежных авторов, материалы периодических изданий.
Структура работы определена в соответствии с целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) это новая ступень в обучении иностранному языку, где школьные предметы даются на иностранном языке, что делает обучение билингвальным, а обучающихся бикультурными личностями. Данный метод позволяет развить навыки межкультурного общения, сформировать лингвистические компетенции и улучшить языковое общение, повысить мотивация к изучению иностранного языка, получить знания, соответствующие международным требованиям, что позволяет выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда.
Термин CLIL расшифровывается как «Content and Language Integrated Learning». С каждым годом данный метод набирает популярность во многих школах мира, причиной этому стало эффективность данной концепции по сравнению с другими методами. CLIL представляет собой «изучение предметов посредством второго или третьего языков и совершенствование владения языками через изучение предметных областей, т.е. достижение предметных и языковых целей одновременно».
На основе проведенного анализа психологической и педагогической литературы дали нам возможность определить основную проблему проектирования обучения на английском языке на основе предметноязыкового интегрированного подхода.
Безусловно, такое изучение не может полностью заменить изучение соответствующего предмета на родном языке, однако оно может существенно его дополнить. Материал по учебному предмету должен быть подобран на уровне сложности чуть ниже актуального уровня знаний учащихся на этом предмете на родном языке.
Таким образом, в данной работе была доказана необходимость применения интегрированного обучения иностранному языку в средних классах общеобразовательной школы в выработке коммуникативной, литературоведческой компетенций как показатель способности обучающихся в умении интерпретировать тексты. Обучение на английском языке по методике CLIL обеспечивает метапредметные связи и предоставляет возможность достижения практических результатов внедрения принципов новых ФГОС, а именно развивает культурную осведомленность, интернационализацию, языковую компетентность, готовность не только к обучению, а также способность применить новые знания в жизни и соответственно повышение жизненной мотивации, нацеленность на успех, что в конечном итоге, приводит к достижению основной цели - формированию профессиональной компетентности будущих выпускников, повышению их мобильности и способности адаптироваться в быстро меняющихся жизненных ситуациях.



1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата
обращения: 01.02.2019)
2. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от
22.01.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 286474/ (дата обращения:
01.02.2019)
3. Агальцова Д.В. Использование метода CLIL учителем английского языка в процессе преподавания школьных предметов // В сборнике: Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации сборник статей. Под редакцией А.Л. Назаренко. 2016. С. 21-24.
4. Артемов, В. А. Психология обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1969. - 279 с.
5. Беляева Т.В. Междисциплинарный подход в обучении: CLIL и ОУР // В сборнике: Сахаровские чтения 2017 года: экологические проблемы XXI века Материалы 17-й международной научной конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией С.А. Маскевича, С.С. Позняка . 2017. С. 42-43.
6. Берулава, М. Н. Интеграция содержания образования. - М.: Педагогика, 1993. - 172 с. 5.
7. Борисова И.В., Самкова И.Н., Кадерова А.С. Принципы предметно-языкового интегрированного обучения// Научно-методический журнал Поиск. 2018. № 3 (63). С. 38-42.
8. Боровикова М.В. Реализация предметно-языкового интегрированного обучения в условиях гимназии // В сборнике:
Многоязычие и межкультурная коммуникация: Вызовы XXI века 2016. С. 283-286.
9. Борозенец, Г. Л. Ингегративный подход к формированию коммуникативной компетентности студентов неязыковых вызов средствами иностранного языка: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Г. К. Борозенец ; Тольятин. гос. ун-т. - Тольятти, 2005. - 434 с.
10. Ватаман Ю.М. Методика CLIL // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. 2018. № 8. С. 5.
11. Выготский, Л. С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
12. Гальскова Д. Иностранные языки в школе. - 2003. - № 2. - С. 12-16.
13. Герасименко Т.Л., Варенина Л.П. Спорные вопросы и перспективы использования предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) в образовательном процессе // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 10. С. 59-61.
14. Глущенко О.А. Использование методики CLIL на неспециальных факультетах // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 3-4 (22). С. 16-17.
15. Гокжаева Т.Г. Целеполагание в планировании занятий по иностранному языку в контексте CLIL-технологий // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. № 2. С. 57-62.
16. Григорьева, К. С. Формирование у студентов технического вуза иноязычной компетенции в сфере профессиональной коммуникации на основе технологии CLIL: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / К. С. Григорьева ; Казан. федер. ун-т. - Казань, 2016. - 223 с.
17. Гудкова С.А., Яшина Н.В. Методические возможности использования CLIL-технологии при преподавании английского языка в начальной школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. № 2 (29). С. 31-35.
18. Добаев К.Д., Саванкова М.В., Добаева А.К. Методика интегрированного обучения языку и предмету: особенности, преимущества и способы реализации // Известия Кыргызской академии образования. 2017. № 3 (43). С. 33-39.
19. Дьяченко М.В. О роли интегративного обучения иностранному
языку в школе // В сборнике: Россия в XXI веке: итоги, вызовы, перспективы III Международная научно-практическая конференция: Материалы и
доклады. НОУ "Институт экономики и предпринимательства". 2012. С. 244249.
20. Круглякова О.В. Методика предметно-языкового интегрированного обучения в преподавании дисциплины "Профессионально ориентированный иностранный язык" // В сборнике: Экономическое и правовое обеспечение таможенного дела в Евразийском экономическом союзе сборник научных трудов. Российская таможенная академия, Владивостокский филиал; под общей редакцией В.И. Дьякова. Владивосток,
2015. С. 218-221.
21. Лаптева Т.Г. Некоторые аспекты использования методики CLIL при обучении иностранным языкам // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2012. Т. 1. № 6. С. 237-239.
22. Маслова Г.Г. Новые подходы к индивидуализации в обучении иностранному языку // В сборнике: Мировые языки. Язык и культурная идентичность в современном мире. Материалы III международной научнопрактической конференции. К. В. Кобызь (отв. редактор). 2014. С. 136-142.
23. Машрапова А.С. Использование методики CLIL на уроках со вторым языком обучения // Молодой ученый. 2017. № 18-1 (152). С. 48-51
24. Миловзорова О.В. Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2018т // Сборник трудов международного научнотехнического форума: в 11 томах / Под общ. ред. О.В. Миловзорова. 2018. Том 9
25. Назарова М.В. Опыт применения методики CLIL в обучении английскому языку // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2015. № 31. С. 63-67.
26. Назарова М.М. Применение CLIL технологии у младших школьников // В книге: Иноязычное образование в поликультурной среде // материалы и доклады XXIV научно-практической конференции Национальной ассоциации преподавателей английского языка (NATE2018). 2018. С. 175-177.
27. Новохатская О.Э. Предметно-языковое интегрированное обучение как новая образовательная технология // В сборнике: International scientific review of the problems of pedagogy and psychology Collection of scientific articles I International scientific specialized conference. 2018. С. 49-52.
28. Санжарова И.Э. Предметно-языковое интегрированное обучение в пространстве непрерывного образования //В книге: Управление процессами обучения в системе непрерывного образования Отв. редактор Л.С. Каменская. 2017. С. 117-118.
29. Салехова Л.Л., Григорьева К.С. Content and Language Integrated Learning как основа формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов технических вузов. Иностранный язык для профессиональных целей: традиции и инновации: сборник статей II заочного Республиканского Симпозиума. Казань: КФУ, 2013. С. 89-94 10.
30. Салехова Л.Л., Данилов А.В. CLIL- Интегрированное предметноязыковое обучение: концептуальная идея, преимущества, модели // Казанская наука. 2015. № 12. С. 226-229.
31. Соколовская С.В. Предметно-языковое обучение в общеобразовательной школе // Соколовская С.В., Набатова О.А. / Пермский педагогический журнал. 2015. № 7. С. 60-64.
32. Токарева Е.Ю. Предметно-языковое интегрированное обучение как методика активизации процесса обучения иностранному языку // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6. № 22. С. 81-88.
33. Токтамысова Б.А. Использование технологии интегрированного обучения для иноязычного образования // В сборнике: Современная наука и практика высшего образования в формате устойчивого развития общества Материалы международной мультидисциплинарной научно-практической конференции. 2017. С. 250-254.
34. Ториков В.Е., Резунова М.В. Предметно-языковое интегративное обучение (CLIL) в высшей школе // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2016. № 4 (56). С. 73-78
35. Трифонова Е.В. Профилизация преподавания иностранного языка путем применения элементов методики CLIL // Иностранный язык и культура в контексте образования для устойчивого развития / Межвузовский сборник научно-методических статей. Псковский государственный университет. Издательство: Логос Плюс. Псков, 2015. С. 178-183.
36. Туктамышов, Н. К. Определение уровня сформированности коммуникативных качеств математической речи у студентов, обучающихся на двуязычной основе // Философия и культура.2013. №3. С.307-314
37. Халяпина Л.П. Современные тенденции в обучении иностранным языкам на основе идей предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) // Журнал: Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. С.46-52.
38. Широков О.Н. Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии // Сборник материалов V Международной научно-практической конференции / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018.
39. Щерба, Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе общ. вопр. методики / Л. В. Щерба ; под ред. И. В. Рахманова. - М. : Высш. шк., 1974. - 112 с.
40. Якушева Т.С. Требования к профессиональной подготовке будущих преподавателей иностранного языка // Наука и современность.
2013. № 25-1. С. 158- 161.
41. Яцикевичюс, А. И. Психология формирования многоязычия [Текст]: автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 21.960 / А. И. Яцикевичюс; Вильнюс. гос. ун-т им. В. Капсукаса. - Вильнюс, 1970. - 54 с. 35.
42. Focus on Exceptional Children. - 1995. - V. 28, № 3. - P. 3-16. 49. Coyle, D. CLIL: Content and language Integrated Learning / D. Coyle, P. Hood, D. Marsh. - Cambridge : Cambridge University Press, 2010.
43. David Marsh. The relevance and potential of content and language integrated learning (CLIL) for achieving MT+2 in Europe // Jyvaskylan Iliopisto, FI. 2002.
44. Savankova M.V., Satylganova U.N. CLIL: A new ‘hybrid’ teacher // Евразийский союз ученых. 2018. № 4-5 (49). С. 15-22.
45. Pokrivcakova, S. et al. CLIL in Foreign Language Education: e- textbook for foreign language teachers. 2015.
46. Marsh D. CLTL / EMILE - the European Dimension: Actions, Trends and Foresights Potential. Brussels: The European Union, 2002.
47. Marsh // European Centre for Modern Languages. [Электронный
ресурс] Режим доступа:
http: //archive. ecml. at/mtp2/CLILmatrix/pdf/wsrepD3E2006 6. pdf (дата
обращения: 01.02.2019)
48. Коченкова О.М. Возможности профилизации преподавания иностранных языков с помощью применения элементов методики CLIL. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kochenkova.ru/publ/html (дата обращения: 01.02.2019)
49. Крашенинникова А.Е. К вопросу об использовании предметно
языкового интегрированного обучения CLIL. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rusnauka.com/5_126661.doc.html (дата обращения: 05.02.2019)
50. Салехова Л.Л, Зарипова Р.Р. Филология и культура. - 2013. - №
4. - С. 307-314. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=21223715 (дата обращения: 01.02.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ