Развитие композиционного мышления на занятиях по дисциплине «Проектирование, технология и производственное мастерство» у студентов 1 курса направления подготовки «Художественная обработка металла
Введение
Глава 1 Феномен «композиционное мышление» в художественно-творческой деятельности
1.1Композиционное мышление как процесс творческой деятельности
человека
1.2Роль композиции в ювелирном искусстве
Глава 2. Эскизирование как средство формирования композиционного мышления
2.1Эскизирование как этап творческого поиска в создании дизайна
ювелирных украшений
2.2Педагогические условия развития композиционно мышления у студентов специальности «Художественная обработка металла» средствами эскизирования
2.3Модель методической системы развития композиционного
мышления у студентов специальности «Художественная обработка металла»
Глава 3 Внедрение экспериментальной модели развития композиционного мышления студентов направления подготовки «Художественная обработка металла»
3.1Диагностика начального уровня развития композиционного
мышления у студентов специальности «Художественная обработка металла»
3.2Экспериментальная работа по развитию композиционного мышления у студентов в процессе внедрения модели методической системы «Развитие композиционного мышления средствами эскизирования»
3.3Содержание и результаты экспериментальной работы по развитию композиционно-образного мышления студентов направления подготовки «Художественная обработка металла»
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Приложение А Примеры ювелирных изделий
Приложение Б Констатирующий эксперимент. Задание 1. Анкета на выявление начального уровня знаний по композиции
Приложение В Констатирующий эксперимент. Задание 1. «Передача эмоционального состояния с помощью линии и точки». Примеры работ студентов
Приложение Г Констатирующий эксперимент. Задание 2 «Передача материальности и фактуры». Примеры работ студентов
Приложение Д Констатирующий эксперимент. Задание 3 «Эскизирование ювелирных изделий». Примеры работ студентов
Приложение Е Констатирующий эксперимент. Задание 4 «Стилизация в ювелирном искусстве средствами аппликации». Примеры работ студентов
Приложение Ж Формирующий эксперимент
Приложение И Контрольный этап эксперимента. Задание «Создание макета ювелирного изделия». Примеры работ студентов
Процесс продумывания образа и конструкции ювелирного изделия известно человечеству с давних времен, являясь особо важным компонентном творческой деятельности в сфере ювелирного дизайна. Одним из важнейших этапов в создании ювелирного изделия является его проектирование. Художественное проектирование ювелирного изделия - сложный и длительный процесс, в который входят такие этапы, как генерирование художественной идеи, непосредственное ее проектирование путем тщательного продумывания образа в процессе эскизирования и вычленение из всего множества поисковых эскизов единственного, образ которого будет воплощен в материале. Отсюда следует, что цель этого процесса - это материализация идеи или образа. Проектирование ювелирных изделий - это трудоемкий процесс, который заключает в себе работу с учетом физических и химических свойств драгоценных металлов и камней, и вместе с тем обладание полным объемом теоретической базы в рамках ювелирного искусства.
Современная ювелирная отрасль - это перспективная область для развития личности в профессиональной и творческой среде. Ювелирный мир постоянно находится на стадии изменений, а особенно сейчас, в современном мире, где присутствует многообразие технологий изготовления ювелирных изделий и разнообразие возможных материалов. Но несмотря на это изобилие, мир отрасль ювелирной промышленности постоянно нуждается в новых профессиональных квалифицированных кадрах. Их наличие несомненно будет обуславливать дальнейший рост и развитие индустрии ювелирного дизайна.
Высшее профессиональное образование в сфере ювелирного искусства - это особая структура знаний, профессиональных умений и навыков. Получая их, студент приобретает все навыки создания ювелирного изделия - от зарождения идеи до преобразования данной идеи в материал. В процессе проектирования изделия студент знакомится различными техниками исполнения и материалами для создания изделий. Но помимо теоретических и практических аспектов в работе с материалом в процессе проектирования изделия, будущему специалисту важно понимать элементарные основы композиции для правильного создания такого ювелирного изделия, которое будет соответствовать эргономике и общей гармоничной композиции. Это подтверждает тот факт, что знание основ композиции присущи каждой творческой сфере. Поэтому высококвалифицированный специалист должен обладать не только базой знаний, которую он будет применять на практике, но и композиционным мышлением, а также творческим воображением.
Знание основ композиционного мышления играет большую роль на стадии проектирования ювелирного изделия, когда происходит процесс превращения художественного замысла в жизнь. «Рассуждения» дизайнера- ювелира на определенную тему выражаются в форме поисковых эскизов. Так, перебирая множество разных вариантов и отсеивая ненужное, художник-ювелир приходит к единому истинному варианту, тому, которое впоследствии предстанет перед зрителем в материальном образе. Но выполнение в материале может стать невозможным, если процесс эскизирования выполняется с нарушением художественных
закономерностей, закономерностей восприятия, а также при нарушении композиционных правил. Это может привести к созданию дисгармоничного образа в украшении, не соответствующего основным техническим и технологическим требованиям. Таким образом, можно сделать вывод, что у высококвалифицированного дизайнера ювелирных изделий должно быть развитое композиционное мышление.
Проблемы композиции изучало большое множество известных исследователей и теоретиков. К примеру, В. Кандинский, Е. Кибрик, В. Фаворский, А. Лосев. Однако, их исследования и научные труды, в основном, были направлены на композицию в рамках изобразительного искусства, ювелирное же искусство ими не затрагивалось и было изучено мало.
Современное образование в сфере ювелирного искусства реализует раскрытие творческого потенциала и художественного мышления студентов. Важно отметить, что знание основ композиции способствует развитию у студентов композиционного мышления. Но поскольку в настоящее время исследований о композиции в ювелирном дизайне сравнительно мало, следует обратиться к другим сферам искусства и, проанализировав, почерпнуть и перенести данные знания в сферу ювелирного дизайна.
Вышеизложенная информация позволяет определить актуальность диссертационного исследования - развитие композиционного мышления в процессе создания дизайна ювелирных украшений средствами эскизирования на занятиях «Проектирование, технология и производственное мастерство» у студентов направления подготовки «Художественная обработка металла» объясняется заинтересованностью сферы ювелирного дизайна высококвалифицированными и творчески активными специалистами.
Вместе с тем, процесс обучения студентов декоративно-прикладному искусству предполагает собой учет множества научно-педагогических программ и рекомендаций по развитию профессиональных качеств. Основоположниками, наметившими пути в разработке форм обучения декоративно-прикладному искусству, являются И.Я. Богуславская, доктор искусствоведения («Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов»), искусствовед А.В. Бакушинский
(«Художественное творчество и воспитание», 1925 г), Б.П. Юсов, выдающийся современный ученый («Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство»). Именно они наметили пути в развитии творческого потенциала учеников во время учебно-воспитательного процесса в данных областях. Но кроме того теория отдельно взятой «ювелирной» композиции на данный момент изучена слабо. Именно от уровня развития композиционного мышления студентов в ювелирном дизайне зависит их уровень профессиональной и творческой подготовки. Множество видов обучения декоративно-прикладного искусства могут быть освоены студентами в рамках специальных дисциплин, поскольку в их основе лежат работы ведущих педагогов, теоретиков и искусствоведов. Однако, теория обучения ювелирному искусству, а в частности развития композиционного мышления в рамках ювелирного дизайна крайне скудна - по данной теме очень мало научных работ.
Стоит отметить важнейшие учебные пособия для обучения ювелиров, авторами которых являются В.И. Марченков и Э. Бреполь. Они внесли большой вклад в развитие ювелирного ремесла у учащихся. В данных пособиях содержание направлено на развитие практических и технических навыков в рамках определенной ювелирной техники, они не затрагивают развитие художественно-образного воображения, которое так важно при дизайне ювелирных изделий. Однако исследований в этой области знаний недостаточно.
Исследование данного в системе высшего образования в сфере ювелирного искусства помогло обозначить противоречие между необходимостью творческого развития будущих дизайнеров-ювелиров и недостаточной разработанностью решения проблем педагогического спектра в области профессионального ювелирного образования.
Следом за противоречием перед исследователями встает вопрос: каким образом необходимо проектировать учебный процесс на основе существующих методик и технологий обучения, чтобы развить навык композиционного мышления у студентов направления подготовки «Художественная обработка металла».
Проблема научного исследования: недостаточная разработанность вопросов формирования композиционного мышления в обучении студентов приводит к получению усредненного результата формирования профессиональных качеств студентов направления подготовки «Художественная обработка металла». Поставленная проблема требует комплексного подхода к изучению решению и использованию специальных методик и педагогических технологий, эффективно формирующих композиционное мышление у студентов у студентов 1 курса направления подготовки «Художественная обработка металла».
Все вышеперечисленное обуславливает выбор темы научного исследования: «Развитие композиционного мышления на занятиях по
дисциплине «Проектирование, технология и производственное мастерство» у студентов 1 курса направления подготовки «Художественная обработка металла» средствами эскизирования»
Объект исследования - деятельность, направленная на развитие композиционного мышления в процессе проектирования ювелирных изделий средствами эскизирования.
Предмет исследования - композиционное мышление студентов направления подготовки «Художественная обработка металла».
Цель исследования ставит перед собой решение задач:
-исследовать феномен композиционного мышления;
-изучить специфику композиционного мышления в изобразительном творчестве;
-изучить психолого-педагогические и учебно-методические требования к организации учебного процесса, способствующие формированию и развитию композиционного мышления студентов направления подготовки «Художественная обработка металла»;
-изучить процесс эскизирования для создания ювелирных украшений;
-разработать структуру и содержание комплекта учебнометодических материалов для развития композиционного мышления студентов направления подготовки «Художественная обработка металла»;
-разработать критерии эффективной организации процесса развития композиционного мышления студентов направления подготовки «Художественная обработка металла»;
-разработать систему заданий по курсу «Эскизирование ювелирных изделий» в контексте дисциплины «Проектирование, технология и производственное мастерство»;
-провести педагогический эксперимент по обучению и формированию композиционного мышления при создании ювелирных украшений студентов направления подготовки «Художественная обработка металла» в контексте дисциплины «Проектирование, технология и производственное мастерство»;
-обосновать технологии организации, ход и результаты экспериментальной работы по формированию композиционного мышления студентов направления подготовки «Художественная обработка металла».
Гипотеза исследования - формирование композиционного мышления у студентов направления подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (профиль «Художественная обработка металла») будет наиболее эффективным, если:
-спроектировать образовательную модель формирующую и
развивающую композиционное мышление на этапе эскизирования ювелирных изделий, включающую специально разработанную, направленную на развитие композиционного мышления обучающихся систему заданий, способствующих раскрытию активной композиционно-преобразовательной деятельности
студентов;
-использовать современные тенденции развития ювелирного
искусства при разработке образовательной модели;
-практиковать индивидуальный, личностно-ориентированный и
практико-ориентированный подходы в обучении студентов с учетом
эмоциональных, психолого-педагогических особенностей
возрастной группы обучающихся;
-разработать критерии и уровни развития композиционного мышления у учащихся;
-разработать и включить в образовательный процесс методическую систему развития композиционного мышления при создании ювелирных украшений средствами эскзирования у студентов направления подготовки «Художественная обработка металла»;
-разработать методические рекомендации к проведению занятий по эскизированию и развитию у студентов композиционного мышления в процессе создания ювелирных украшений.
Методологическую и теоретическую базу исследования составили: учебные пособия по ювелирному искусству Э. Бреполя («Теория и практика ювелирного дела», 1982) и В.И. Марченкова («Ювелирное дело», 1992); научные-исследовательские работы по изучению истории декоративно-прикладного искусства Б.А. Рыбакова (монографии «Ремесло Древней Руси», 1948; «Русское прикладное искусство X-XIII веков»),
A.В. Тимохина («Традиции и перспективы развития ювелирного искусства», 2015 г.); научные исследования в области проектирования ювелирных изделий А.В. Тимохиной («Методы художественного проектирования ювелирных украшений с применением компьютерных программ», 2016; «Методы художественного проектирования ювелирных украшений. Становление и развитие», 2017); исследования в области композиции В.В. Кандинский, Р.В. Паранюшкин, А.В. Степанов,
B.И. Мальгин, В.Б. Устин; научные исследования в области развития композиционно-образного мышления Н.В. Севрюковой, А.В. Гаврикова,
A.В. Свешникова, Е.И. Игнатьева, Б.С. Мейлах, В.В. Канащенкова,
B.Л.Илющенко, Л.И. Панкратовой, М.С. Лунченко, А.А. Адаскина,
Н.В. Банников; научные исследования теории мышления
C.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина; исследования теории художественных способностей А.А. Мелик- Пашаева, С.Л. Рубинштейна, Н.Н. Ростовцева.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в магистерской диссертации использовались теоретические и эмпирические методы исследования. Общетеоретическими методами здесь выступают анализ педагогической, художественной, методической, научной, научноисследовательской литературы, которая посвящена ювелирному искусству и системе образования в области ювелирного дизайна и художественной обработки металла. Эмпирическими методами исследования в данной работе являются наблюдение, анкетирование, эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы, а также анализ студенческих работ по разработанным критериям и уровням оценки.
Научная новизна исследования магистерской диссертации заключается в том, что на основе изученных аспектов системы ювелирного образования разработана педагогическая модель развития
композиционного мышления студентов в процессе создания дизайна ювелирных украшений; научно обоснованы принципы реализации данной педагогической модели, а также учтены и соблюдены условия формирования у студентов композиционного мышления. Внедрение данной методической системы в различные уровни процесса обучения будет способствовать появлению востребованных
высококвалифицированных специалистов в области ювелирного дизайна; определены психолого-педагогические и учебно-методические требования к организации учебного процесса, способствующие формированию и развитию навыка композиционного мышления у учащихся направления подготовки «Художественная обработка металла».
Научные положения и результаты исследования, выносимые на защиту:
- теоретическое обоснование модели организации работы со студентами, включающее структуру и содержание комплекта учебно-методических материалов;
-теоретическое и методическое обоснование методической системы развития композиционного мышления у студентов направления подготовки «Художественная обработка металла»;
-апробированная система обучения ювелирному эскизированию с использованием комплекта учебно-методических материалов, направленного на последовательное формирование и развитие навыка композиционного мышления в рамках дисциплины;
-психолого-педагогические и учебно-методические требования к организации учебного процесса.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что экспериментально проверена разработанная педагогическая модель по развитию композиционного мышления на занятиях по дисциплине «Проектирование, технология и производственное мастерство» у студентов курса направления подготовки «Художественная обработка металла» средствами эскизирования; разработана система творческих заданий; создана образовательная модель по изучению процесса эскизирования при проектировании ювелирных изделий; результаты исследования могут быть использованы в качестве обучающих материалов для студентов направления подготовки «Художественная обработка металла».
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования педагогической модели на различных уровнях образовательного процесса в сфере ювелирного искусства, результаты диссертационного исследования могут быть использованы в образовательный процесс при подготовке лекций, практических занятий по изучению одноименных разделов.
В результате исследования получены результаты исследования, достоверность которых обеспечивается:
-анализом литературы по исследуемой проблеме;
-совокупностью теоретических и методологических аспектов исследования;
-соразмерностью начальных теоретических положений исследования основополагающим положениям педагогики, теории и методики преподавания изобразительного искусства, а также основным положениям педагогики искусства;
-применением методик, адекватных целям, задачам и логике исследования;
-применением принципов дидактики обучения и общепринятых методов исследования, а также объективным анализам, которые были получены в результате исследования;
-апробацией учебно-методических разработок;
-обоснованием результатов исследования.
База исследования
Исследовательская работа проводилась в течение двух лет с 2019 по 2020 гг. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Тольяттинского государственного университета (ТГУ), института изобразительного и декоративно-прикладного искусства со студентами группы ДПИб-1902 направления подготовки «Художественная обработка металла».
Таким образом, цель научного исследования заключается в разработке, апробации, применении педагогической модели в обучении «Развитие композиционного мышления средствами эскизирования», включающей комплект учебно-методических материалов, к дисциплине «Проектирование, технология и производственное мастерство», направленный на развитие композиционного мышления в процессе создания ювелирных украшений. Данная педагогическая модель реализует концепцию личностноориентированного, компетентностного, практико-ориентированного и системного подходов в образовании.
Структура магистерской диссертации соответствует логике исследования и включает в себя следующие этапы: введение, три главы, выводы по главам, заключение, приложение и перечень используемых источников. Во введении обосновывается актуальность, уточняется противоречие и исходящая из него проблема исследования; определяются объект, предмет, цель; выдвигается гипотеза решения поставленной проблемы; формулируются задачи; раскрывается теоретическая и практическая значимость исследования; обозначаются методологические основы и методы исследования.
Магистерская диссертация состоит из трех глав. Первая глава раскрывает собой цель проанализировать научную литературу по теоретическим вопросам композиционного мышления, а также изучить роль композиционного мышления в сфере ювелирного проектирования. Во второй главе рассматривается процесс эскизирования как средство проектирования ювелирных украшений, изучаются психолого-педагогические и учебнометодические требования к организации учебного процесса. Третья глава характеризуется диагностикой в виде эксперимента на выявление начального уровня развития композиционного мышления у студентов, полной структурой опытно-экспериментальной модели развития композиционного мышления студентов и ее последующей реализацией. Кроме того, данная глава содержит обоснование хода, результатов и анализа экспериментальной работы, а также проверяется эффективность разработанной методической системы путем проведения контрольного эксперимента и выявлением динамики композиционного мышления учащихся. В заключении диссертационного исследования подводятся результаты, выделяются основные выводы, подтверждающие гипотезу исследования. Список литературы включает (72) наименований источников на русском языке.
В соответствии с современными требованиями, которые предъявляются художнику-ювелиру, высшее профессиональное образование предполагает собой особую структуру учебного процесса, построенную на грамотном и логичном ее построении.
Композиционное мышление демонстрирует способность цельного восприятия различных факторов процесса формирования творческой мысли. Развитие композиционного мышления способствует формированию профессиональных знаний, умений и навыков, которые особо важны высококвалифицированному специалисту. Поэтому рекомендуется внедрить в процесс обучения модель методической системы «Композиция в ювелирном искусстве» в рамках дисциплины «Проектирование, технология и производственное мастерство» для более емкого развития у студентов композиционного мышления с применением нетрадиционных творческих заданий и используемых материалов в работе.
В течение разработки модели методической системы была подтверждена гипотеза, озвученная в начале диссертационного исследования: успешное развитие композиционного мышления у студентов профиля «Художественная обработка металла» объясняется совокупностью следующих факторов:
-спроектированной образовательная модель, формирующая и
развивающая композиционное мышление на этапе эскизирования ювелирных изделий, включающая специально разработанную, направленную на развитие композиционного мышления обучающихся систему заданий, способствующих раскрытию активной композиционно-преобразовательной деятельности
студентов;
-использование современных тенденций развития ювелирного искусства;
-выявленных педагогических условии реализации модели, направленной на развитие композиционного мышления;
-внедрения индивидуального, личностно-ориентированного и практико-ориентированного подходов в обучении;
-разработки критериев оценки и уровней развития композиционного мышления студентов;
-разработки и внедрения в образовательный процесс модели методической системы, направленной на развития композиционного мышления при создании ювелирных украшений средствами эскзирования;
Таким образом, достигнута цель и решены поставленные задачи диссертационного исследования: разработана педагогическая модель
обучения по развития композиционного мышления средствами эскизирования, появилась положительная динамика в развитии
композиционного мышления у студентов направления подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (профиль «Художественная обработка металла»). Динамика роста знаний и умений студентов в процессе проведения диссертационного исследования доказывает эффективность обучающей программы.
На основе теоретического и практического исследования можно сделать следующие выводы:
Магистерское исследование отличается новизной, которая заключается в том, что на основе выявленных исторических аспектах формирования композиции и ее основных приемов в сфере ювелирного дизайна, феномена композиционного мышления, особенностей процесса эскизирования ювелирных изделий разработана педагогическая модель развития у студентов композиционного мышления.
Практическая значимость исследования, состоит в том, что данная педагогическая модель может быть внедрена в образовательный процесс при подготовке высококвалифицированных художников-ювелиров, а материалы исследования могут быть востребованы при подготовке лекций, 118
практических занятий по изучению одноименных разделов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что экспериментально проверена разработанная педагогическая модель по развитию композиционного мышления на занятиях по дисциплине «Проектирование, технология и производственное мастерство» у студентов курса направления подготовки «Художественная обработка металла» средствами эскизирования; разработаны творческие задания, где средствами реализации творческой мысли выступают эскизирвоание, проектирование, аппликация и макетирование; результаты исследования могут быть использованы в качестве обучающих материалов для студентов направления подготовки «Художественная обработка металла».
Формирование композиционного мышления реализуется
совокупностью следующих факторов:
-изучение феномена композиции и ее основных приемов, а также их применение в истории ювелирного искусства;
-изучение процесса эскизирования при проектировании ювелирных изделий;
-соединение художественно-образного начала, конструктивной составляющей и композиции. В результате данного симбиоза готовые ювелирные украшения будут соответствовать принципу эргономичности и функциональности, а также содержать в себе идейную наполненность;
-представление о процессе проектирования ювелирного изделия;
Методическая разработка «Композиция в ювелирном искусстве» является первым этапом в формировании композиционного мышления и выполнении художественно-творческих проектов в области ювелирного дизайна, что является необходимой характеристикой выпускника направления подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы профиль «Художественная обработка металла».
1.Адаскина А.А. Чувство композиции как показатель художественного воображения [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 4. C. 51-64 URL: 10.17759/psyedu.2017090406
2.Архангельский С.И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований. М., 1975. — 43 с.
3.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.
4.Ахадуллин В.Ф. Формирование творческого воображения у студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией: Автореферат дис . канд. пед. наук. М., 1999. - 16 с.
5.Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Психология»: В 3-х т./ Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. — М.: изд-во МГУ, 1981. — с. 13 - 21.
6.Бакушинский A.B. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие статьи [Текст] / А.В. Бакушинский. — М.: Советский художник, 1981. — с. 352;
7.Балакришнан У.Р., Вечерина О.И., Пешехонова Л.Н, Скарисбрик Д.
Индия. Драгоценности, покорившие мир. - М.: Индийско-российский
ювелирный фонд, 2014. - 429 с.: ил.
8.Банников В.Н. Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративноприкладным искусством: Автореферат дис. канд. пед. наук. - М., 2000. - 18 с.
9.Беннет Д., Маскетти Д. Ювелирное искусство. Иллюстрированный справочник по ювелирным украшениям. Пер. с англ. И.Д. Голыбиной. -М.: Арт-родник, 2010. - 497 с.: ил
10.Богуславская З.Б. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов: Художник РСФСР, 1981. — с. 16-43;
11.Богодушко О.Н. Изобразительное искусство. Технология. 2 класс: рабочие программы по учебникам Т.А. Копцевой и Н.М. Конышевой / УМК "Гармония". ФГОС, 2014. - с. 60.
12.Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела [Текст] / Э. Бреполь; перевод с нем. В.П. Кузнецова. — Л. : Машиностроение, 1982. — с. 384;
13.Британская высшая школа дизайна [Электронный ресурс] // Официальный сайт. URL: http://britishdesign.ru/about/ (Дата обращения 20.05.2020 г.).
14.Леонардо Да Винчи. Мастера об искусстве. Три книги о живописи. В 7 т. Т.2/ Л. Альберти: под ред. А.А. Губера. - М.: Искусство, 1996. с.138 [1 138]
15.Ванюшова Р.А. Ювелирные изделия: иллюстрированный
типологический словарь / P.A. Ванюшова, Б.Г. Ванюшов СПб.: Политехника,
2000.— 240 с....