Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 9
§1. Краткая история становления олимпиадного движения по математике 9
§2. Понятие олимпиадных задач по математике и основные требования к ним 16
§3 Анализ олимпиад по алгебре разного уровня для учащихся основной школы 19
§4. Типы олимпиадных задач по алгебре для 7-9 классов 24
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 34
§5. Основные цели и задачи подготовки учащихся к олимпиадам по математике в 5-6 классах и по алгебре в 7-9 классах 34
§6. Методика обучения решению олимпиадных задач по математике для 5-6 классов 35
§7. Методика обучения решению олимпиадных задач по алгебре в основной школе 59
§8. Результаты участия тольяттинских школьников 5-9 классов в олимпиадах городского и выше уровнях 63
Выводы по второй главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
Актуальность темы исследования. Математическое образование имеет особое значение для формирующегося информационного общества, так как во многих отраслях человеческой деятельности наблюдается потребность в специалистах, владеющих современными, универсальными математическими методами моделирования и исследования реальных процессов и явлений. Важной тенденцией современного отечественного образования является осуществление комплекса мер по приведению системы образования в соответствие с современными мировыми стандартами.
Главная задача политики образования России - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования как на усвоение определенной суммы знаний, так и на развитие личности. Опора на богатейший опыт российской и советской школы, сохранение лучших традиций математического образования являются важными условиями для повышения качества общего образования [24, C. 2-4].
Мощным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.
Под олимпиадной задачей понимается задача, для которой характерна нестандартность условий и методов решения, требующих известной изобретательности. Исходя из этого, разработаны следующие требования к олимпиадным задачам: они должны соответствовать программе курса математики; быть нестандартными по своей тематике, иметь оригинальные и изящные решения; быть максимально понятными, с более краткими условиями; допускать вариативность решения; соответствовать тому уровню или тому этапу, на котором они предлагаются; быть доступными для решения.
Математические олимпиады школьников России имеют достаточно большую историю. В 2015 году научная и педагогическая общественность отмечала 80-летний юбилей со времени проведения первой Московской олимпиады школьников по математике, а в 2014 году такой же юбилей отмечала Ленинградская олимпиада.
Многие ученые и педагоги внесли большой вклад в становление олимпиад в России, в разработку методики организации проведения олимпиад. Проблемам подготовки к предметным олимпиадам по математике были посвящены диссертационные исследования Г.И. Алексеевой [7], И.С. Петракова [22].
Несмотря на то, что современная школа накопила богатый опыт проведения кружковых занятий по математике, неразрывно связанных с подготовкой к олимпиадам, в этом направлении имеются свои проблемы. Недостаточно разработан вопрос участия и подготовки к олимпиадам школьников среднего звена. В настоящее время, учитывая переход школ на новый образовательный стандарт, требования к учителям возрастают. ФГОС ООО предполагает активное участие в предметных олимпиадах. Учителя общеобразовательных школ испытывают нехватку современной методической литературы, предназначенной для работы со способными учащимися по организации и проведению кружковых занятий, олимпиад по математике. Учителя готовят учащихся к олимпиадам, опираясь на свой собственный опыт, взгляды, как правило, работа ведется на эмпирическом уровне без теоретической основы [23].
Проблема исследования состоит в выявлении методических особенностей организации подготовки обучающихся к решению олимпиадных задач в курсе алгебры основной школы.
Объект исследования: процесс организации подготовки обучающихся к решению олимпиадных задач в курсе алгебры основной школы.
Предмет исследования: методика организации подготовки обучающихся к решению олимпиадных задач в курсе алгебры основной школы.
Цель бакалаврской работы: выявить методические особенности организации подготовки обучающихся к решению олимпиадных задач в курсе алгебры основной школы, разработка методических рекомендаций по организации обучения решению олимпиадных задач по математике для 5-6 классов и по алгебре в 7-9 классах.
Задачи исследования:
1) рассмотреть исторические аспекты становления олимпиадного движения по математике;
2) рассмотреть понятие олимпиадных задач по математике и основные требования к ним;
3) провести анализ олимпиад по алгебре разного уровня для учащихся основной школы;
4) определить типы олимпиадных задач по алгебре для 7-9 классов;
5) выделить основные цели и задачи подготовки учащихся к олимпиадам по математике в 5-6 классах и по алгебре в 7-9 классах;
6) раскрыть методики обучения решению олимпиадных задач по математике для 5-6 классов и по алгебре в основной школе;
7) проанализировать результаты участия тольяттинских школьников 5-9 классов в олимпиадах городского и выше уровнях.
Решение поставленных задач потребовало привлечения следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, школьных программ, учебников и учебных пособий, изучение опыта работы отечественной школы, обобщение и систематизацию материала.
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по организации обучения решению олимпиадных задач по математике для 5-6 классов.
2. Методические рекомендации по организации обучения решению олимпиадных задач по алгебре в 7-9 классах.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, даны основные характеристики.
Глава I посвящена теоретическим основам подготовки обучающихся к решению олимпиадных задач в курсе алгебры основной школы. Раскрывается краткая история становления олимпиадного движения по математике, описываются основные типы олимпиадных задач по математике и основные требования к ним, анализируются олимпиад по алгебре разного уровня для учащихся основной школы. Рассматриваются типы олимпиадных задач по алгебре для 7-9 классов учащихся.
В Главе II представлены основные цели и задачи подготовки учащихся к олимпиадам по математике в 5-6 классах и по алгебре в 7-9 классах, а также методики обучения решению олимпиадных задач по математике для 5-6 классов и по алгебре в основной школе. Анализируются результаты участия тольяттинских школьников 5-9 классов в олимпиадах городского и выше уровнях.
В заключении приведены основные выводы и результаты исследования.
Список литературы содержит 37 наименований.
Целью бакалаврской работы являлось выявление методических особенностей организации подготовки обучающихся к решению олимпиадных задач в курсе алгебры основной школы.
В результате выполненной работы решены следующие задачи:
• рассмотрены исторические аспекты становления олимпиадного движения по математике;
• рассмотрено понятие олимпиадных задач по математике и основные требования к ним;
• проведен анализ олимпиад по алгебре разного уровня для учащихся основной школы;
• определены типы олимпиадных задач по алгебре для 7-9 классов;
• выделены основные цели и задачи подготовки учащихся к олимпиадам по математике в 5-6 классах и по алгебре в 7-9 классах;
• раскрыты методики обучения решению олимпиадных задач по математике для 5-6 классов и по алгебре в основной школе;
• проанализированы результаты участия тольяттинских школьников 5-9 классов в олимпиадах городского и выше уровнях.
В результате работы можно сделать следующие выводы.
1. Олимпиадное движение в России - это общественное движение со сложной иерархической организацией и богатым многообразием форм и проявлений. Организация олимпиад послужила толчком к созданию системы работы со способными учащимися по математике
2. Олимпиадная задача - это задача, алгоритм которой неизвестен, т.е. неизвестен ни способ её решения, ни то, на какой учебный материал опирается решение. Также рассмотрены основные требования к олимпиадным задачам.
Проведен анализ олимпиад по алгебре разного уровня для учащихся основной школы.
Определены типы олимпиадных задач по алгебре для 7-9 классов.
Подготовка учащихся к олимпиадам по математике 5-6 классов и по алгебре в 7-9 классах, проявляющих повышенный интерес к математике, которые участвуют в различных соревнованиях по математике, ставит следующие цели:
• ознакомление учащихся с некоторыми методами и приемами решения олимпиадных задач;
• развитие творческого потенциала школьников, их способностей к плодотворной умственной деятельности;
• расширение и углубление знаний учащихся по математике.
Для учащихся для 5-6 классов составлена программа обучения решению олимпиадных задач по математике.
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности являются практикумы, математические соревнования.
Программа курса составлена на год и предполагает занятия с учащимися по 1 часу в неделю. Объем курса - 35 часов.
Для учащихся для 7-9 классов разработан спецкурс, рассчитанный на 1 учебный год (35 часов), занятия проводится еженедельно, продолжительность занятия 1 учебный час.
При подготовке к олимпиадам одаренных детей в 7 - 9 классах рекомендуется использование информационно-компьютерных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения (наряду с целями экономии времени и повышения доли наглядности в обучении, приводимыми в некоторых электронных пособиях).
В целях повышения эффективности проведения различных этапов Всероссийской олимпиады школьников выполнен анализ результатов муниципального этапа олимпиады по математике за два учебных года.
Количество участников муниципального тура, участвующих впервые, уменьшилось, результативность участия выше, чем в предыдущем году.
Внеклассная образовательная деятельность становится для учащихся поприщем творческого самоопределения, самореализации, приобретения разнообразного познавательного опыта.
1. Агаханов, Н. X. 53-я Международная математическая олимпиада / Н.Х. Агаханов, И.И. Богданов, П.А. Кожевников, М.Я. Пратусевич, Д.А. Терешин // Математика в школе, 2012. - №9. - С. 79-80.
2. Агаханов, Н. X. Математика. Всероссийские олимпиады [Текст] / Н. X. Агаханов, О. К. Подлипский. - М.: Просвещение, 2009. -159 с.
3. Агаханов, Н. X. Математика. Международные олимпиады [Текст] / Н. X. Агаханов, П. А. Кожевников, Д. А. Терешин. - М.: Просвещение, 2010. - 127 с.
4. Агаханов, Н. X. Математика. Районные олимпиады. 6-11 классы [Текст] / HX. Агаханов, О.К. Подлипский. - М.: Просвещение, 2010. - 192 с.
5. Агаханов, Н.Х., Подлипский О.К. Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по математике в 2012/2013 учебном году. - Москва, 2012. - 9 с.
6. Агаханов, Н. Х. Всероссийские олимпиады школьников по математике 1993-2009: Заключительные этапы [Текст] / Н.Х. Агаханов, И.И. Богданов, П.А. Кожевников и др. - 2-е изд. - М.: МЦНМО, 2010. - 552 с.
7. Алексеева, Г.И. Из истории становления и развития математических олимпиад: опыт и проблемы: Дисс. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2002. - 144 с.
8. Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы Между- нар. науч. конф. - СПб.: Издательский дом «Свое издательство», 2016. - С. 106-109.
9. Вакульчик, П.А. Нестандартные и олимпиадные задачи по математике. [Текст] / П. А. Вакульчик. - Минск: УниверсалПресс, 2004. - 352 с.
10. Васильев, Н.Б., Савин А.П., Егоров А.А. Избранные олимпиадные задачи. Математика [Текст] / Н.Б. Васильев, А.П. Савин, А.А. Егоров. - М.: Бюро Квантум, 2007. - 160 с.
11. Горбунова, Т.А. Олимпиадные задачи по математике [Электронный ресурс] / Т.А. Горбунова. - Рубцовск, 2008. - Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/92578-pall.html - Последнее обновление 3.06.2017.
12. Гусев, В.А. Теория и методика обучения математике: психолого-педагогические основы [Текст] / В. А. Гусев. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 456 с.
13. Дышинский, Е. А. Игротека математического кружка. В 2 частях. [Текст] / Е. А. Дышинский. - М.: Просвещение, 1972. - 141 с.
14. Живолуп, А. Об итогах окружного (городского) этапа всероссийской олимпиады школьников 7-11 классов в 2016-2017 учебном году [Электронный ресурс] / А. Живолуп // Вся правда про Тольятти. - 2016. - Режим доступа: http://tltpravda.ru/blog/education/19410.html/ - Последнее обновление 31.05.2017.
15. Иванова, Т.А. Гуманитаризация общего математического образования: Монография [Текст] / Т.А. Иванова. - Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1998. - 206 с.
...