Введение 4
Глава 1. Теоретические вопросы организации интегративных уроков как современной формы обучения нестандартного типа 7
1.1 Проблема исследования процессов интеграции в обучении
нестандартного типа 7
1.2 Особенности учебной деятельности учащихся начальной школы при
организации интегративных уроков 16
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния интегративных уроков на успешность обучения учащихся начальной школы 26
2.1 Выявление уровня успешности обучения младших школьников 26
2.2 Разработка и внедрение интегративных уроков в начальной школе как
формы обучения нестандартного типа 37
2.3 Контрольный срез эффективности проведенной опытно-практической
работы 43
Заключение 48
Список используемой литературы 51
Приложения
Процесс модернизации современного начального образования подразумевает не только обновление его содержания, но и активное использование нестандартных форм обучения. Развитие познавательных способностей обучающихся и повышение качества образования выступает в качестве традиционного объекта исследований современных педагогов- практиков. В данной связи особо следует выделить интегрированное обучение. В результате реализации образовательных возможностей интегративного урока в начальной школе достигается целостное восприятие младшими школьниками действительности, что способствует формированию научной картины мира.
Интеграция в рамках учебно-образовательного процесса в начальной школе разнообразных учебных предметов обеспечивает более заинтересованное, личностно значимое и осмысленное восприятие младшими школьниками знаний, способствует усилению мотивации к учению, позволяя с большей эффективностью использовать время урока посредством исключения дублирования учебного материала.
Систематическое подкрепление понятий и навыков с использованием нового предметного материала способствует эффективному формированию у младших школьников умений оптимально использовать приобретенные ранее и усвоенные знания.
В этой связи реформирование системы образования, на наш взгляд, требует нового методологического подхода к его организации и содержанию, ключевая идея которого заключается в интеграции учебного материала. Проблемы интеграции в педагогике интересовали многих исследователей. Например, в работах В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками. Г.Д. Глейзер и В.С. Леднев раскрывают пути интеграции в процессе образования. В.А. Сухомлинский считал, что знакомство детей с каждым предметом будет эффективным лишь при рассмотрении его связи с другими, предметами и явлениями. Этим объясняется естественно-природный процесс познания мира учащимися начальной школы. Познавательная деятельность ученика возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса.
В силу своей актуальности, эта тема требует дальнейшей разработки. Основываясь на этом, и была выбрана следующая тема выпускной квалификационной работы: «Интегративные уроки в начальной школе как современная форма обучения нестандартного типа».
Цель исследования: разработка и реализация интегративных уроков как формы обучения нестандартного типа.
Объект исследования: учебно-образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: условия организации интегративных уроков в начальной школе как современной формы обучения нестандартного типа.
Состояние проблемы, цель исследования, позволили нам сформулировать следующую гипотезу: уровень успешности обучения младших школьников будет повышаться при условии систематического и целенаправленного внедрения в учебно-образовательный процесс интегративных уроков.
Цель исследования конкретизирована в следующих задачах:
5. Проанализировать педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования;
6. Выявить уровень успешности обучения младших школьников;
7. Разработать и внедрить направления работы по повышению успешности обучения и учебно-познавательного интереса младших школьников посредством использования в учебно-образовательном процессе интегративных уроков;
8. Осуществить контрольный срез эффективности проведенной опытно-практической работы;
Методы исследования:
- обзорно-аналитическое изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования;
- анализ педагогической документации, наблюдение за детьми в процессе учебно-образовательного процесса;
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологическая основа исследования: исследования, раскрывающие сущность и особенности учебной деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдов, Е. И. Щербакова и др.); исследования, посвященные проблеме межпредметной интеграции (И. Г. Огородников, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин), практические аспекты межпредметной интеграции в начальной школе (А. Я Данилюк, В. Т. Фоменко, К. Ю. Колесина, О. Г. Гилязова, А. Г. Кузнецов и др.); исследования, посвященные возрастным особенностям младших школьников (М. М. Безруких, И. И. Бурлакова, А. А. Коробейников и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные нами результаты эмпирического исследования могут быть использованы учителями начальных классов общеобразовательных учреждений в работе по улучшению качества учебно -образовательного процесса.
Структура работы отражает логику, содержание, результаты исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Анализ педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, а также результаты опытно-практической работы, позволяют сделать следующие выводы:
Проблема интеграции обучения в рамках учебно-образовательного процесса начальной школы является весьма важной, как для теории, так и для практической работы. Интеграция смежных дисциплин - это определенная система в деятельности педагога, которая подразумевает конкретный результат, заключающийся в росте познавательной активности, в повышении уровня знаний, в изменении уровня интеллектуальной деятельности, в эмоциональном развитии учащихся. Проведение уроков с элементами интеграции позволяют педагогу учитывать опыт младших школьников, разнообразить приёмы и методы работы, избегать ненужных повторов одного и того же материала в обучении различным учебным предметам, тем самым уменьшая временные и мыслительные затраты младшего школьника на усвоение знаний и повышение качества последних.
Эффективность реализации интегративного подхода в рамках учебно-образовательного процесса в начальной школе предусматривает создание специальной образовательной среды интегративного характера. Организация учебного процесса с использованием возможностей интеграции, имеет значительные объективные возможности повышения уровня качества знаний и активизации учебно-познавательной деятельности. Обучающиеся начальной школы в ходе учебной деятельности повышают свой интеллектуальный уровень, развивая основные аспекты мыслительных операций. В рамках интегративного обучения подобное формирование и развитие реализуется существенно быстрее и эффективнее посредством реализации системности и обобщенности усвоения программных знаний.
Опытно-экспериментальная работа по повышению уровня успешности обучения у младших школьников и активизации их познавательной деятельности средствами проведения интегративных уроков осуществлялась в три этапа:
1 этап - Выявление уровня успешности обучения младших школьников, интенсивности познавательной потребности и уровня сформированности учебно-познавательного интереса у детей младшего школьного возраста, анализ и обобщение результатов, интерпретация выводов;
2 этап - Разработка и внедрение направлений работы по повышению успешности обучения младших школьников посредством использования в учебно-образовательном процессе интегративных уроков;
3 этап - проведение повторной диагностики с целью выявления эффективности проведенной работы; анализ и обобщение результатов исследования, формулировка выводов.
По результатам первичной диагностики выявлено, что в данной группе испытуемых преобладает количество детей с достаточным уровнем знаний. Почти четвертая часть детей - отличники (высокий уровень). Также следует отметить, что в данной группе респондентов учащихся с неудовлетворительным уровнем учебной деятельности не выявлено. Познавательные потребности испытуемых в большинстве своем сформированы на среднем уровне. Присутствуют и показатели низкого уровня познавательного интереса, что является недостаточным для школьного обучения и эффективного овладения школьной программой начальной школы. Познавательный интерес непостоянен и ситуативен. Результаты констатирующего этапа опытно-практической работы свидетельствуют о необходимости проведения дополнительной, специально организованной работы, направленной на активизацию познавательной деятельности младших школьников. С этой целью мы предлагаем в рамках учебного процесса использовать возможности интегративных уроков. В рамках данного исследования в ходе практической работы мы использовали уроки технологии, интегрируя их с другими предметами общеобразовательного цикла. Цель разработки комплекса интегративных уроков - оптимизация учебного процесса и повышение уровня успешности обучения учащихся начальной школы. Задачи: повышение уровня знаний по различным предметам; повышение уровня интеллектуальной деятельности; рост познавательной активности школьников; включение обучающихся в творческую деятельность, в качестве результата которой могут быть их собственные произведения.
После проведения формирующего эксперимента с целью выявления эффективности использования проделанной работы, мы провели контрольный эксперимент. В результате опытно-экспериментальной работы можем отметить наличие динамики по всем показателям. Повторная диагностика выявила увеличение количества детей со средним и высоким уровнем, соответственно количество детей с низким уровнем снизилось, либо отсутствует вовсе. У преобладающего большинства детей наблюдается устойчивый учебно-познавательный интерес, деятельность этих детей длительна и устойчива, дети ориентированы на постоянное получение новой информации. Также обнаружена активно формирующаяся потребность в знаниях, в саморазвитии и самообразовании. Диагностирована сознательная способность перехода от одного вида деятельности к другому без усилий и видимых затруднений. Дети проявляют высокую умственную активность, хорошо развиты навыки самоконтроля. Это свидетельствует о том, что при регулярном проведении интегративных уроков успешность учебной деятельности и уровень овладения программой обучения третьего класса, а также их познавательный интерес к учению существенно повышается.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов /Г.С. Абрамова.- М.: Академический Проект, 2010.- 623 с.
2. Архиреева Т.В. // Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста. 2012. № 2. С. 92—103.
3. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. - М.: Знание, 2012. - 192 с.
4. Берулава М. Н. Интеграция содержания образования. - М.:
Совершенство, 1998. - 192 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
6. Бордовская К.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов / К.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2011.- 96с.
7. Братчикова Ю.В. Успешность младшего школьника в учении [Текст]: (по материалам психол.-пед. исслед.) / Ю.В. Братчикова // Журнал практического психолога. 2008. № 2. C. 8-14.
8. Венгер А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2007. - 159 с.
9. Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности Текст. / И.И. Вартанова // Вестник МГУ. Сер.4. Психология. - 2011. - №4. -С.33¬41.
10. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Как готовить учителей к введению ФГОС // Начальная школа. - 2016.- № 5. - С. 3-17.
11. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для пед. вузов. - М.:Академия, 2011.-624 с.
12. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский. -М.: Смысл: Эксмо, 2015. - 512 с.
13. Гаджиева С.Н. Интегрированный подход к обучению в начальной школе // В сборнике: Проблемы теории и практики образовательного процесса в современных условиях. Материалы научно-практической конференции. 2016. С. 175-182.
14. Глизбург В.И. Профессиональная подготовка магистров
педагогического образования к интегрированному обучению школьников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 1 (31). С. 27-32.
15. Дереклеева Н.А. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы / Н.А. Дереклеева. - М.: ВАКО, 2008. - 240 с.
16. Деменева Н.Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики /Н.Н. Деменева. - М., 2015.
17. Дубровина И.В. Младший школьник: развитие познавательных
способностей / И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.
18. Железнякова О.М., Буздалова Н.В. Индивидуально-самостоятельная познавательная деятельность учащихся на уроке // Педагогическое образование и наука. 2016. №1. С. 124-127.
19. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. - М.:
Педагогика, 1987. - 159 с.
20. Зеленина Л.В. Интегрированное обучение как форма повышения интереса школьников к процессу обучения // В сборнике: Актуальные проблемы профессионального и технического образования . Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 114-116.
21. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы /Е.П.Ильин - Спб: Изд-во «Питер», 2010 - 512с.
22. Кедров Б. М. Взаимодействие наук. - М.: Наука, 2006. - 320 с.
23. Киселева Ю.В. Дидактические условия и этапы формирования учебной деятельности младших школьников // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 1. - С. 259-262.
24. Кулагина И.Ю., Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 2011. № 2. С. 102— 109.
25. Леднев В. С. Содержание образования. Проблемы структуры. - М.: Высшая школа, 1989. - 360 с.
26. Нестерева Н.М. Интегрированный подход к обучению математике младших школьников // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 16. С. 96-98.
27. Никифорова Г.В. Работа с информацией в начальной школе на основе интегративного подхода // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016. № 2. С. 23-26.
28. Нижегородцева Н.В. Понятие учебной деятельности:
системогенетический подход / Н.В. Нижегородцева // Материалы чтений К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания в современной психолого-педагогической теории и практике. Часть 2. Ярославль: изд- во ЯГПУ, 2008.
29. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов Текст.; под ред. П.И. Пидкасистого. М. : Педагогика, 2007. - 603 с.
30. Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Методические рекомендации по формированию ключевых компетнтностей учащихся начальной школы. - Самара: Издательский дом «Федоров». - 2007.
31. Подласый И. П. Педагогика: учеб. для пед. Вузов /И.П. Подласый. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2013. - 432 с.
32. Пак М. Теоретические основы интегративного подхода в процессе химической подготовки учащихся ПТУ: дис....докт. пед. наук. - М., 1991. -308 с.
33. Пальцева Л.И. Интегрированный подход к обучению учащихся начальных классов // В сборнике: Наука, образование и инновации. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 164-166.
34. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
35. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии / под ред. С.А. Смирнова. - М. : Академия, 2014.
36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2012. - 720 с.
37. Соломенникова А.С. Интегрированный подход к обучению и
воспитанию // Начальная школа плюс До и После. 2008. № 9. С. 69-72.
38. Соловьева Е. А. Как определить успешность обучения (Из опыта работы по учебникам образовательной системы «Школа 2100» // Начальная школа. - 2014. - № 10. - С. 27-29.
39. Сухоруков Д.В., Сорокина Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. №1. С. 38-42.
40. Сухаревская, Е. Ю. Технология интегрированного урока : практ. пособие для учителей начальной школы, студ. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов н/Д : Учитель, 2013. - 128 с.
41. Ужан О.Ю. Интегрированное обучение как следствие модернизации образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. № 2 (4). С. 90-94.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
43. Чехлова А.Г. Интегрированный подход к обучению в начальных классах // В сборнике: Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку. Сборник материалов Межрегиональной конференции.. 2015. С. 394-396.
44. Шадриков В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. - М.: Изд. Корпорация «Логос», 1994.- 320 с.
45. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика. 2013. - 208 с.
46. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб.пособие для студ. вузов.- М., 2011.
47. Якиманская И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. - М.: Педагогика, 2004. - 144 с.