Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДОМИНИРУЮЩИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ В СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Работа №20146

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы140
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
727
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Проблема актуализации культурных смыслов в общественном
сознании 19
1.1 Общественное сознание: основные понятия и концепции 19
1.2 Культурные смыслы в общественном сознании: понятие, типы и
условия актуализации 40
2. Актуальные смыслы в сознании современной молодёжи:
культурологический и социологический анализ 59
2.1 Выбор и обоснование культурологического и социологического
инструментария для исследования доминирующих смыслов в сознании современной молодежи 59
2.2 Доминирующие культурные смыслы в сознании современной
молодежи (на основе культурологического анализа СМИ и социологического исследования мнения молодежи) 78
Заключение 111
Список использованной литературы 116
Приложение А 126


Актуальность темы исследования
Исследование, направленное на изучение доминирующих культурных смыслов в сознании современной молодежи, представляется чрезвычайно актуальным. Оно может в определенном смысле дать ответ на вопрос о формировании культурной идентичности в нашем обществе. Этот вопрос сегодня, в эпоху глобализации культурных процессов, высокой проницаемости культур по отношению к общецивилизационным явлениям, стремление народов Европы к высокой толерантности, массовому переселению выходцев с Ближнего Востока, Африки в Европу, а также широкому распространению здесь восточных традиций и обычаев, является наиболее проблемным.
Культурные смыслы и межкультурная коммуникация стали важнейшим средством международного и межгосударственного диалога, что очень важно в эпоху всеобщей нестабильности, локальных войн, в которые оказываются вовлеченными большое число стран. Отсюда, проистекает особая актуальность содержания культурных смыслов, доминирования в них стремлений к миру и всеобщему благополучию, ненасилия и толерантности.
Изучение культурных смыслов актуально и с точки зрения их социального содержания. В конце ХХ века в России стала широко распространяться идеология потребления, чему в немалой степени способствовала реклама западного типа, направленная не только на продвижение конкретных товаров, но и на воспроизведение определенного стиля жизни и формирования определенных потребительских мотиваций. Все это не может не отразится на срезе культурных смыслов и, как мы предполагаем, может выразится в утрате части национальных культурных традиций и коммуникаций.
Избранная тема актуальна особенно в разрезе изучения молодежной среды. Исследование культурных смыслов молодежи позволяет увидеть и степень культурной идентификации молодого поколения по отношению к носителям традиционных культурных ценностей, и наличие ценностного конфликта поколений, и специфику культурных смыслов молодежи в части спектра ценностных ориентаций и идеологических установок.
Научная проблема исследования сформулирована как противоречие между растущей актуальностью данной проблематики как в национально-культурной сфере, так и в пространстве межкультурного диалога в связи с развитием глобализации, увеличением межнациональных, религиозных и межгосударственных конфликтов, усилением ценностного конфликта поколений, с одной стороны, и недостаточной изученностью данной проблематики в прикладном плане в отечественной науке, с другой.
Степень изученности проблемы.
Избранная для исследования проблематика получила свое отражение в самых различных отраслях научного знания. Многочисленные аспекты общественного сознания имеют большие традиции исследования в философии, психологии, социологии.
Общественное сознание исследуют в различных аспектах. Истоками изучения общественного сознания в Европе можно считать античных философов Платона и Аристотеля. Платон: познать истину возможно лишь, изучая мир идей. Аристотель: рассмотрение такого вида души как «душа разумная» у человека с познанием. Причем Аристотель, обращаясь к данному понятию, полагает, что начало всякого познания - удивление. А в Древней Индии, в частности, сознанием занимались философские школы учения Чарвака-локаять, где плотную подошли к пониманию того, что сознание - свойство высокоорганизованной материи. Сознание возникает из махабхут, когда они, соединяясь должным образом между собой, образуют живое тело. Сами по себе ваю - воздух, агни - огонь, ап - вода и кшити - земля сознанием не обладают. Однако свойства, первоначально отсутствовавшие в разделенных частях целого, могут появиться как нечто новое при соединении этих частей. Скомбинированные земля, вода, воздух и огонь вызывают появление наделенного сознанием живого тела.
С Нового времени в рамках философии сознание рассматривалось с различных подходов: субстанциональный (Р.Декарт, Г.Лейбниц), натуралистически-функциональный (Ж. Ламетри, П. Кабанис, П. Гольбах), трансцендентальный (И. Кант, Г. Гегель), диалектико-материалистический (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин), феменологический (Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр). Изучение проблем сознания, в частности политического, связано со становлением массового общества, с изучением массовой психологии, теоретическим осмыслением роли массы и ее сознания в государственном управлении. Существование сознания рассматривалось в ключе бессознательного и языковых структур представителями психоанализа (3. Фрейд), структурализма (Ф.Соссюр, К. Леви-Стросс, П.-М. Фуко), герменевтики (В. Дильтей, П. Рикер, Ю.Хабермас).
Русская философская мысль конца XIX - начала XX веков внесла весомый вклад в осмысление проблемы политического сознания. Были подняты вопросы соотношения героя и толпы и его влияние на формирование массового политического сознания. В трудах российских исследователей того времени социально-психологический компонент политического процесса отражал наличие волевого фактора, влияние психики с ее побуждениями и инстинктами на формирование и развитие властных отношений, а также их нравственное основание и религиозную окраску: метафизика всеединства, идея богочеловечества, понимание христианства не только как данности, но и как задания (В.Соловьёв), религиозно-метафизический идеализм (П.Б. Струве, С.Булгаков, Н. Бердяев, С.Л.Франк и др.). После 1917 года усиливается экзистенциальная трактовка бытия и познания, при которой «прорыв в бытие» через трагические экзистенциальные потрясения рассматривается в качестве средства преодоления объективирующей роли традиционного человеческого мышления и действия (Н Бердяев, Л.И.Шестов), интуитивизм (Н.О. Лосский), концепция «непостижимого» (Л.И.Франк). С развитием русской философской мысли просматривается явная тенденция в исследовании сознания к персоналистическому индивидуализму (Н. Бердяев, Л.И.Шестов), к мягкому универсализму (С.Л.Франк, И.Ильин), ориентирование на обоснование путей утверждения в общественной жизни религиозных социально-правовых форм, гарантирующих права и свободы человека без атомизации общества.
С возникновением марксистской теории исторического материализма феномен сознания стал рассматриваться в тесной связи с общественным бытием и, прежде всего, как отражение последнего. При этом обращалось внимание и на активность самого сознания, его социальную природу, различные формы существования и способы функционирования. В работах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г.В. Плеханова, В.И.Ленина исследуется содержание именно массового сознания как атрибута массового общества, а политическое сознание, согласно марксистской теории, является элементом политической системы и одной из важнейших форм массового сознания.
В современной науке понятие «сознание» также рассматривается с разных сторон.
В книге М.К. Мамардашвили «Сознание и цивилизация» представлен взгляд на состояние общественного сознания в России в период кризиса современной культуры, на трансформации национального самосознания в аспекте представлений о свободе и человеческом предназначении, о всесообщенности поля сознания и цивилизации как форме человеческого общежития, открывающей пространство свободного действия. В монографии С. Э. Полякова «Мифы и реальность современной психологии» представлен новый взгляд на фундаментальные проблемы психологии в контексте общественного сознания и сознания личности:
критически анализируются доминирующие взгляды на проблему «Я», сознание, бессознательное, некоторые актуальные вопросы языка, речи и многое другое.
Билалов М. И. в работе «Гносеологические идеи в структуре религиозного сознания», опираясь на комплекс гносеологических идей в исламе, в христианстве, в философии суфизма, предпринимает попытку рассмотреть веру как акт и этап познавательной деятельности. Различные аспекты проблемы языка и сознания рассматриваются в одноименной монографии А. Р. Лурия. Работа В.Р. Бганба «Социальная экология» рассматривает социальную экологию как один из аспектов социальных отношений и общественного сознания.
Кара-Мурза С. Г. в своей книге «Манипуляция сознанием» выявляет особенности механизма манипуляции общественным сознанием как технологии господства. Автор подчеркивает, что для России переход к этому новому типу власти означает смену культуры, мышления и языка. В книге описаны «главные блоки манипуляции и причины уязвимости русского характера» . В другой своей работе «Евроцентризм - скрытая идеология перестройки» философ доказывает губительность идеологии евроцентризма для общественного сознания России. Экономист и социолог Самир Амин в своей книге «Евроцентризм как идеология: критический анализ» отмечает, что «утопизм распространения либеральной идеологии Запада на все страны мира и негативные черты реально существующего сегодня капитализма».
В книге Н. Амосова «Кредо» уже с медико-биологической точки зрения дается определение разума как аппарата для оптимального управления объектами через действия с их моделями. «За счет этого разум все время изменяется, преобразует себя» . Эти рассуждения можно экстраполировать и на особенности коллективного разума в управлении обществом. В статье данного автора «Реальности, идеалы и модели» уточняются «особенности связи между верой и общественной практикой в формировании и идеалов или отказе от них».
Курс лекций «Современные политические теории» Алексеевой Т.А. раскрывает наиболее важные направления развития политической мысли на Западе в XX веке. Знакомство с основными школами и течениями современной западной политической мысли автор осуществляет через наиболее значимые и яркие фигуры политических мыслителей, представляющие рассматриваемые направления. Так, современный марксизм представлен фигурами Антонио Грамши и Никоса Пуланзаса, бихевиоризм — Гарольда Лассуэлла, постструктурализм — Мишеля Фуко, постмодернизм — Фредерика Джемесона, Энтони Гидденса и других.
В работе Биккенина Наиля Бориевича «Политическое сознание» говориться о том, что роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. «Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать огромное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества, а также на все другие сферы общественной жизни. Кроме того, от уровня политического сознания зависит политическое поведение, характер политической деятельности как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений. По этим причинам состояние политического сознания как общества, так и составляющих его классов, слоев, групп крайне важно учитывать в практике политического управления общественными процессами. В этом плане власти, политические партии должны стремиться к формированию такого сознания, которое способствовало бы поддержанию социально-политического равновесия, наиболее полно выражало бы потребности социального прогресса государства».
Леденева Виктория Юрьевна в своей диссертации «Эволюция массового политического сознания в условиях трансформации российского общества (Социологический анализ)» отмечает, что «переход от прежней к новой модели социально-экономического и политического устройства российского общества обусловил существенные изменения в массовом политическом сознании россиян. В числе позитивных перемен в его содержании можно отметить плюрализм политических установок, что выражается в раскрепощенности людей в определении ими политических позиций, вариативности электорального выбора и т.д. Вместе с тем, девальвация прежних идеологических ценностей при отсутствии новых идей, интегрирующих общество, вкупе с неблагоприятными социально¬экономическими процессами, обусловила определенный идейно¬политический вакуум в массовом сознании».
Отдельное направление исследования - уточнение представлений о мире в сознании современной молодежи. Этому посвящена статья О. Мясоутова «Политическое сознание молодежи в современных условиях социального бытия», которая анализирует особенности политического сознания молодого поколения и проблемы его формирования в современных условиях общественного развития. Автор на основе собственного анализа предлагает рекомендации по дальнейшему формированию политического сознания молодежи в современных условиях.
Немировская в своей статье «Ценности в массовом сознании: структура и динамика» на материалах социологических исследований показывает основные тенденции изменений в массовом сознании населения Красноярского края в период с 1991 по 2004 гг, и в том числе в сознании молодых людей. Книга Аксеновой Ю. А. «Символы мироустройства в сознании детей» посвящена психологическому аспекту исследования картины мира в сознании современного человека, подростка и ребенка.
Калугина М. А. в диссертации «Политическое сознание студенческой молодежи малых и средних городов: проблемы и способы формирования: на примере Дальнего Востока РФ» рассуждает о изменениях, произошедших во всех сферах общественной и политической жизни в современной России в последние двадцать лет, которые повлекли за собой активизацию политической и духовной жизни молодёжи. Трансформация тоталитарного политического режима в демократический усилила значение субъективной составляющей политического процесса. В связи с этим повысилась роль политического сознания. «Стабильность в государстве при дальнейшем его реформирование обеспечивается с учетом субъективных политико-психологических механизмов, определяющих социально-политическое поведение людей. В современной России новые элементы социального и политического устройства сосуществуют с прежними, сохранившимися с периода существования социалистического строя. Социально-психологическая адаптация к новым условиям капиталистической жизни вовсе не означает полного и безоговорочного принятия всех изменений со стороны власти. Политическое сознание может решительно отвергать какие-либо нововведения или элементы нового политического устройства, влияя на политическое поведение людей, что, в свою очередь, может сказаться на эффективности проводимых реформ. Переход от прежней модели социально¬экономического и политического устройства российского общества к новой обусловил существенные изменения и в политическом сознании. В числе позитивных перемен в его содержании можно отметить плюрализм политических установок, что находит свое выражение в свободном определении населением их политических ориентации и позиций, вариативность электорального выбора и т.п» .
Авторы пособия «Неформальные объединения молодежи» раскрывают мотивы участия подростков в неформальных группировках, рассказывают о механизмах группового влияния, дают рекомендации родителям и педагогам с целью достижения взаимодействия с детьми для обеспечения их безопасности в уличной среде. В пособии рассматриваются социокультурные и психологические аспекты становления и деятельности неформальных объединений молодежи, даются характеристики современных подростково-молодежных сообществ асоциальной направленности. Раскрываются особенности развития личности подростка в неформальном объединении, условия и механизмы формирования асоциального поведения. Описываются стратегии и методы позитивной профилактики асоциального поведения личности и группы. Пособие включает в себя элементы практикума, позволяющие апробировать предлагаемые рекомендации.
Об стратегиях и методах позитивной профилактики асоциального поведения личности и группы так же говорится в книге Игоря Семеновича Кона «Психология ранней юности», где представляется расширенное и переработанное издание пособий «Психология юношеского возраста» и «Психология старшеклассника», изданных в 1979—1982 гг., которое дает систематическое изложение основных психологических проблем 14—18¬летних школьников и учащихся. Новое издание переработано с учетом новейших научных данных. Добавлена новая глава «Девиантное поведение». Существенно расширен материал о неформальных юношеских группах и субкультурах, психосексуальном развитии подростков и т. д.
Теории смысла и аспекты культурного смысла рассматриваются в рамках философии, психологии, лингвистики, логики, культурологии, социологии, культурной (социальной) антропологии. Карлова О. А., в монографии «Миф разумный» рассматривая «мифологическую составляющую общественного сознания, выделяет миф как главный смысловой феномен, уточняет роль традиционных национальных мифологий и новых феноменов общественной практики таких как реклама и имиджелогия в формировании общественного сознания».
В своем программном труде «Мифический образ» американский ученый, исследователь природы мифа и символа Джозеф Кэмпбелл, проводя сравнительный анализ мифологий различных народов мира, приходит к выводу, что, несмотря на видимое разнообразие культурных и религиозных традиций, в основе каждой из них лежат общие архетипические общекультурные образы.
В работе Кравченко И.И. «Политическая мифология: вечность и современность» разбирается пространство политики как активное пространство мифов. Общая схема психологических основ мифологического сознания и поведения. Изучение особенностей формирования индивидуального и коллективного мифологического сознания, эмоционально-чувственный аспект.
Автор работы Рюмкова Оксана Геннадьевна «Политический миф: теоретические основания и современная политическая практика», пишет, что «на протяжении тысячелетий человечество участвует в процессе мифотворчества, но до сих пор дискуссионными остаются вопросы о сущности, функциях, месте и роли мифа в современной культуре, что способствует образованию различных, порой диаметрально противоположных точек зрения и концепций. Существуют попытки как демифологизации массового сознания, так и целенаправленного конструирования политических мифов. В силу этого возникает необходимость осмысления такого сложного явления, как политический миф, обращения к его исходным понятиям и системным структурам.
Важно знать, какими особенностями и возможностями может обладать политический миф в политическом процессе как стабильных обществ, так и (что особенно важно для современной России) для обществ, находящихся на пути преобразований».
Монография Дмитрия Валентиновича Сергеева «Онтология культурного смысла» раскрывает проблему истинности культурного смысла, сложность его интерпретации в контексте существующей культурной семантики. Автор обращает внимание на общие характеристики культурного смысла, раскрывает его структуру, закономерности функционирования, а также предлагает типологию, отражающую динамику смысла в культурном поле. В работе исследуются формы проявления культурного смысла в традиционных обществах и обществах информационного типа, определяются общие закономерности семантических процессов, которые реализуются в кризисные периоды культурного развития. Проанализированы семантические процессы в истории культуры, а также трансформация и функционирование смысловых систем в межкультурном взаимодействии.
Козловский В.П. в монографии «Культурный смысл: генезис и функции» разбирает понятие генезиса культуры как «особый мир человеческого бытия, жизнедеятельности и сферы развития человеческих способностей. Духовность культуры и критерия культурного развития, определяют особенности культурной детерминации духовной жизни человека, исследует культурные основания человеческой индивидуальности» .
В исследовании под редакцией В.Ю. Колмакова «Идеология: дух, смысл, разум» разбираются разные подходы к пониманию сущности
идеологии, в том числе и проявление определённых смыслов отдельных общественных групп.
Автор монографии «Дуалистическая революция и смыслогенез в истории» Пелипенко А.А. посвящен описанию истории человечества как смены больших эпох или макрокультурных систем, каждая из которых основывается на базовом типе человеческого субъекта. Типология смысла, по мнению автора, задается доминирующим типом ментальности. Таким образом, эволюция ментальности оказывается генеральным фактором общеисторического развития. Анализ истории позволяет автору осмысливать современные процессы и намечать логику дальнейшего развития.
В. Иванов, Е. Быстрицкий, Н. Тарасенко, В. Козловский в монографии «Мировоззренческая культура личности» освещают малоразработанный аспект мировоззрения: культурно-исторические условия его становления и реализации, раскрывают содержание мировоззренческой культуры личности как духовной основы ее общественной активности.
Монография «Технология власти: Философско-политический анализ» ответной редакции Р. И. Соколовой, посвящена анализу различных исследовательских подходов и теорий, пытающихся ответить на вопрос о генезисе, сущности, формах властных отношений в обществе. В книге даётся анализ соотносительности категорий власти и влияния и их трансформации в рамках демократического общества; раскрываются сущностные основания политической и социальной утопии; анализируется ценностная легитимация политической власти; рассматривается становление новой политологической категории «политический человек» в сопряжении с проблемой власти. Большое внимание уделяется практическим средствам и методам реализации власти.
Анализ степени изученности проблемы в данной работе демонстрирует, что в научном осмыслении актуализации культурных 16
смыслов в общественном сознании и, особенно, в сознании современной молодежи, имеются определенные лакуны со сложившимся исследовательским дефицитом.
Объект исследования: сознание современной молодежи и его отражение посредством массовых и индивидуальных коммуникаций.
Предмет исследования: доминирующие культурные смыслы в сознании современной молодежи.
Цель исследования: исследовать специфику доминирующих культурных смыслов в сознании современной молодежи в культурологическом и прикладном социологическом аспектах.
Задачи:
1. Дать рабочее определение понятий «сознание», «общественное сознание», «сознание отдельных социальных групп», «сознание молодежи», в контексте избранной проблематики;
2. Проанализировать основные концепции существования и развития общественного сознания;
3. Дать рабочее определение понятие «культурный смысл» в контексте общественного сознания;
4. Вычленить и классифицировать типы культурных смыслов в общественном сознании и уточнить условия актуализации того или иного культурного смысла;
5. Выбор и обоснование культурологического инструментария;
6. Выбор и обоснование социологического инструментария;
7. Выявление доминирующих культурных смыслов в СМИ с помощью избранного инструментария;
8. Выявление доминирующих культурных смыслов через социологическое исследование и сравнение полученных результатов первого и второго исследования.
Апробация: результаты данной работы могут быть использованы для комплексных исследований общественного сознания современного общества, в целях эффективного формирования общекультурного национального диалога. Это исследование может использоваться в практической работе с молодежью. Предложенный культурологический и социологический инструментарий может быть использован в дальнейших исследованиях такого рода. Материалы данного исследования были привлечены для написания статьи «Особенности формирования молодежного сознания в современном обществе», которая была представлена в виде доклада на научно-практической конференции «Проспект Свободный -2017».
Методология. культурологический метод (контент-анализ СМИ), социологический метод (интернет-опрос).
Новизна: Даны рабочие определения понятий «сознание», «общественное сознание», «сознание отдельной социальной группы», «сознание молодежи», а также понятия «культурный смысл» в контексте избранной в нашем исследовании проблематики; проведена краткая систематизация концепций существования и развития общественного сознания; классифицированы типы культурных смыслов в общественном сознании; выбраны для соответствующего анализа и обоснованы с точки зрения репрезентативности культурологический и социологический инструментарии; введены в научный оборот данные проведенного контент-анализа СМИ и интернет-опроса молодежных групп респондентов, свидетельствующие о доминировании определенных культурных смыслов в сознании молодежи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование посвящено выявлению доминирующих культурных смыслов в сознании современного молодого поколения. Для решения поставленных задач проработано около сотни научных источников, привлечено к контент-анализу средств массовой информации явления молодежной культуры, которые непосредственно связаны с молодежными ценностями и интересами. Для этого в качестве материала мы привлекали выступления молодых людей в СМИ, молодежных ток-шоу, в социальных сетях, в ходе публичных молодежных протестов, а также художественные тексты с молодежным авторством, маркированные лозунгами и логотипами молодежные события. В ходе количественного социологического исследования, проведенного для уточнения правильности сформулированной гипотезы, проанализированы ответы около сотни респондентов. Все это позволило получить ряд научных результатов произведенного исследования, имеющих определенную новизну.
Для решения поставленных в работе задач потребовался соответствующих философско-культурологический инструментарий. В ходе его выработки был проработан массив научной литературы. Это позволило сформулировать рабочие определения в контексте избранной проблематики ряда важнейших понятий. Так, сознание в нашей работе понимается как состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и смыслов жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. Общественное сознание мы рассматриваем как многогранный динамический процесс, поддерживаемый активностью индивидуальных сознаний, в котором содержатся устойчивые представления, связанные с некоторой системой норм и принципов, теории, пытающиеся обобщить особенности различных сторон общественной жизни.
Выделив такой слой общественного сознания как сознание социальной группы, мы понимаем его как исторически обусловленный уровень осознания членами большой социальной группы своего положения в системе существующих социально-политических отношений, а также своих специфических социально-групповых потребностей и интересов. Отсюда сознание молодежи интерпретируется как состояние психической жизни самостоятельной социально-демографической общности, выражающееся в субъективном переживании совокупности возрастных субъективных свойств и специфической активной жизненной позиции, проявляющейся в различных формах социальной и политической деятельности данного поколения.
Краткое научное реферирование основных концепций существования и развития общественного сознания в философии и культурологии позволило определить методологическое основания последующего исследования. Важными представляются выводы Сократа, Аристотеля, Платона об особенностях общественного сознания в контексте личности индивида и возможности манипуляции индивидуальным сознанием. Также существенными для данного исследования мы считаем концепции Мотескье и Вольтера, обращавшиеся к понятию «национального сознания» через призму «национального духа»; работы Фридриха Карла фон Мозера о роли языка и культуры в становлении сознания; труды Фихте, где разработана проблема свободы сознания. Определенные аспекты понимания проблемы возникли в связи с проработкой взглядов Гегеля, связывающего сознание с Абсолютом, а также теорий Гедера, М. Лацаруса, Г. Лебона, X. Штейнталя, в которых сознание рассматривается в аспекте народного духа; трудов Шопенгауэра о сознании в контексте культурной идентичности и Ницше, понимавшего сознание в его непосредственной слитности с жизненной реальностью как спонтанную самопроизвольную силу. Учтена также марксистская точка зрения на сознание как отражение общественного бытия.
Анализ ряда культурологических источников в контексте семиотики (науки о знаковых системах) позволил дать рабочее определение понятия «культурный смысл» в контексте избранной нами проблематики. Под культурными смыслами мы понимаем знаки информационной системы, выработанной историческим опытом в общественном сознаний людей, посредством которой определенное сообщество людей, создающих свой образ жизни и культуру, постигает и понимает окружающий мир и свое предназначение в нем.
При классификации типов культурных смыслов мы выявили такие основные группы смыслов, как политические; религиозные и духовно¬нравственные; семейно-бытовые; личные и психологические; смыслы других культур; экономические и материальные; смыслы, связанные с информационно-техническими инновациями в контексте технологических укладов современной жизни человечества.
Исследование показало, что к условиям актуализации культурных смыслов относятся: мощное влияние средств массовой информации и интернета, культурные практики самой молодежной среды, иностранное кино и сериалы, телевизионные ток-шоу, иностранная музыка, пропаганда западного образа жизни, популярные аспекты восточной культуры.
Проведенный контент-анализ СМИ выявил основные культурные смыслы молодежи: стремление проявить себя и доказать свою значимость; желание самоутвердиться; прославиться, не взирая на культурные ограничения и запреты, а порой осознанно пренебрегая ими; утверждение своей самостоятельности, которая нередко оказывается мнимой; молодежный протест как доминирующая форма, содержание которой может быть самым различным; недовольство властью; стремление к самовыражению; увлечение различными течениями субкультур и «культурными миксами»; использование современной сленговой речи; стремление к обогащению; карьерный поиск; подражание кумирам; желание обладать самыми брендовыми продуктами; психологическая зависимость от социальных сетей, компьютерных игр и видеоблогов; просмотров кинофильмов и сериалов; желание уехать в другое более перспективное место или страну на совсем или попутешествовать по миру. Культурные смыслы, связанные с понятием «войны и мира», с проблемами родных и близких, а также с созданием собственной семьи отходят на второй план; так же, как желание заниматься общественными проблемами, проявляющееся у относительно небольшой части молодых людей.
Проведенный интернет-опрос молодых респондентов выявил доминирование таких культурных смыслов, как предпочтение западного образа жизни, образцы которого транслируются иностранными кинофильмами; общение с друзьями своего круга, чаще всего не лично, а через социальные сети; привязанность к современной громкой иностранной музыке (как западной, так и азиатской); обеспокоенность угрозой войны; массовое использование интернет-пространства; желание переехать в более перспективный город или страну; желание путешествовать по миру; стремление создать семью, основанную на любви и материальном достатке; неприемлемость однополых браков; недовольство властью; не желание заниматься общественными проблемами; стремление к творчеству и к занятиям спортом; потребность в поддержке родителей в важных и сложных жизненных ситуациях. Опрос также выявил, что в выборе работы на первое место ставится заработная плата, далее сам процесс труда и атмосфера в коллективе.
Сравнивая данные контент-анализа молодежи в СМИ и интернет- опроса респондентов, можно убедиться, что наиболее доминирующими культурными смыслами в сознании современной молодежи является ее зависимость от социальных сетей, интернета, компьютерных игр, современного западного кинематографа и сериалов. Существенным также является «стремление к перемене мест» на более перспективные и комфортные, материальная денежная составляющая; недовольство властью как форма молодежного протеста; не желание заниматься общественными проблемами. Данные культурные смыслы являются доминирующими, то есть транслируемыми практически всеми без исключения молодыми людьми.
Что же касается других культурных смыслов - склонности проявить свою значимость в мире; желания самоутвердиться; прославиться, стремления к самостоятельности; той или иной формы самовыражения; увлечения различными течениями субкультур и «культурными миксами» и так далее - то они присущи в разной мере различным группам молодежи.
Стратификации молодежи в современном российском обществе достаточно велика, молодежные интересы охватывают профессионально¬карьерное пространство, связаны с обширной спортивной и творческой деятельностью, различными формами досуга, группами в социальных сетях, общественными молодежными объединениями и так далее. Поэтому исследование российской молодежи и доминирующих культурных смыслов в ее сознании имеет большие научные перспективы.



1. Ажибекова К. А. Молодежь и проблемы психологии религии и атеизма в условиях современной НТР [Текст] / Клара Ажибековна Ажибекова; АН КиргССР,Ин-т философии и права. - Фрунзе: Илим, 1989. - 189 с.
2. Алексеев П. В. Социальная философия [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Философия» / П. В. Алексеев. - Москва: Проспект, 2005. - 253, [1] с.
3. Аксенова Ю. А. Символы мироустройства в сознании детей [Текст] / Ю. А. Аксенова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 267, [1] с.
4. Амосов Н. ^едо. «Волосы философии», Диалог. — 1994. — № 1.
5. Амосов Н. Реальности, идеалы и модели. «Литеpатуpная газета», 1988 г. — с. 13.
6. Амин С. Евpоцентpизм как идеология: критический анализ. Москва. СИМС, 1996. 384 с.
7. Базаревская А. Е. Тенденции в динамике массового сознания населения Красноярского края за десятилетний период реформ (ценностный подход) [Текст] /А. Е. Базаревская//Проблемы обществоведения: материалы V межрегиональной научной конференции аспирантов и соискателей, 23 марта 2004 года/М-во образования Рос. Федерации, Краснояр. гос. акад. цветных металлов и золота. - Красноярск: ГАЦМиЗ, 2004.
8. Балашов Е. М. Школа в российском обществе, 1917-1927 гг. [Текст]/ Е. М. Балашов. - Санкт-Петербург: Буланин Д, 2003. - 236, [2] с.
9. Барковская А. Ю. Социальная экология [Ксерокопия]: учебное пособие /А. Ю. Барковская, С. М. Дементьев. - Волгоград: ВолгГАСА, 2001. - 86, [1] с.
10. Бганба В. Р. Социальная экология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / В. Р. Бганба. - Москва: Высшая школа, 2004. - 308, [1] с.
11. Бердяев Н. А. Смысл истории. Париж, 1969. С. 23 - 24.
12. Берлянд И. Е. Игра как феномен сознания [Текст] / И. Е. Берлянд.
- Кемерово: Алеф, 1992. - 94 с.
13. Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. — СПб: Б.&К., 2000. — 212 с.
14. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество [Текст]: опыт социального прогнозирования / Даниел Белл; пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. - Москва: Academia, 2004. - 783, [2] с.
15. Беседы о скрытом смысле [Электронный ресурс]: великие классики персидской литературы / Регион. обществ. орг. развития культ. связей с Ираном «Персия». - Москва: Звуковая книга: РОО «Персия», 2011.
- 1 эл. опт. диск.
16. Биккенин Н.Б. Политическое сознание // Общественное сознание и его формы / Общ. ред. В.И. Толстых. - М.: Политиздат, 2016. - С. 70.
17. Билалов М. И. Гносеологические идеи в структуре религиозного сознания [Текст] / М. И. Билалов. - Москва: Academia, 2003. - 126 с.
18. Бондаренко И. А. Жизнь сознания [Текст]: Конституирование новой онтологии сознания в культуре XX века / И. А. Бондаренко. - Омск: ОмГУ, 2002. - 319 с.
19. Вачков И. В. Приключения во внутреннем мире [Текст]: психология для старшеклассников / И. В. Вачков. - Москва: Академия, 1996. - 92, [1] с.
20. Вебер М. Протестантская данныека и дух капитализма. М.: Прогресс. 1989 г.
21. Вольтер. Собрание сочинений в 50 тт. — Р. 1877—1882.
22. Гартман. Э // Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ильичева и др. — М.: Советская энциклопедия, 1983.
23. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. B 4-х тт. Т. 1. М.: Искусство, 1968. С. 196-198
24. Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения [Текст]: очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина: в 4 книгах. - Москва: Прогресс- Традиция, 2003 -. Жизнь 2-я: Эпоха Брежнева, ч. 1. - 2003. - 442, [1] с.
25. Деннет Д. Виды психики: на пути к пониманию сознания [Текст] / Дэниел С. Деннет; пер. с англ. А. Веретенникова, под общ. ред. Л. Б. Макеевой. - Москва: Идея-Пресс, 2004. - 183, [1] с.
26. Дельгадо Х. М. Мозг и сознание [Текст] / Х. Дельгадо; пер. с англ. Л. Я. Белопольского; под ред. Г. Д. Смирнова. - Москва: Мир, 1971. - 264 с.
27. Драч Г.В. Культурология [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под науч. ред. Г. В. Драча. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998. - 576 с.
28. Дюргейм. Э. О разделении общественного труда. — М., 1996.
29. Задорин А. В. Массовое сознание молодежи и демографический кризис: характеристика ценностных ориентаций красноярской молодежи периода «перестройки» [Текст] / А. В. Задорин // Молодежь и наука: материалы VIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 155-летию со дня рождения К. Э. Циолковского г. Красноярск, 19-27 апреля 2012 г.: [в 4 томах] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Сиб. федерал. ун-т; [отв. за вып. О. А. Краев]. - Красноярск: СФУ, 2012. - Т. 1. - с. 154-159.
30. Заикин Н. И. Сознательное мировоззрение [Текст]: учебник развития сознания. - Санкт-Петербург: Академия развития Сознания, 1998 -. - (Сознательное мировоззрение). Кн. 3: Теория мига: введение. - 1999. - 277, [1] с.
31. Захарова Е.М. Отношение современной молодёжи к политической жизни России. Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Научное изд-во: «Институт стратегических исследований» № 2073-0071.
32. Иванов В. Мировоззренческая культура личности. // В. Иванов, В. Козловский, Е. Быстрицкий, С. Пролеев, В. Малахов// Под ред: Вадим Иванов // Издательство: Наукова думка: 1986 - 296 с.
33. Идеология: дух, смысл, разум [Текст]: монография / [отв. ред. В. Ю. Колмаков]. - Красноярск: ЛИТЕРА-принт, 2011. - 300, [1] с.
34. Иодль Ф. Л. Фейербах, его жизнь и учение. — СПб. 1905.
35. Ирхин Ю. В. Социология культуры [Текст]: учебник: [для студентов высших учебных заведений по курсам «Социология культуры», «Политическая социология», «Социология международных отношений»] / Ю. В. Ирхин. - Москва: Экзамен, 2006. - 525, [1] с.
36. Калугина М. А. Политическое сознание студенческой молодежи малых и средних городов: проблемы и способы формирования: на примере Дальнего Востока РФ. // Дальневосточный государственный университет. Владивостокский институт международных отношений. - Владивосток, 2015. - 189 с.
37. Каминская Е.А. Культурные смыслы религии и их отражение в традиционном фольклоре. // Современные проблемы науки и образования. 13 — Культура. Культурология. № 6 / 2014.
38. Капицын В. М. Приручить Левиафана: о молодежи в меняющемся мире политики [Текст] / В. М. Капицын, Е. Ю. Красова. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1991. - 190, [1] с.
39. Каргалова М. В. Молодежь Европы в поисках выхода [Текст] / М. В. Каргалова. - Москва: Профиздат, 1990. - 215 с.
40. Кара-Мурза С.Г., Пискунов Д.И. Наука и идеология. М.: АЦ АН СССР. 1991.
41. Кара-Мурза С. Евроцентризм - скрытая идеология перестройки / Москва. СИМС, 1996. c 143.
42. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М: ЭКСМО, 2007
43. Карлова О. А. Методологические основания актуальной теории мифа //Вестник Красноярского государственного университета.
Гуманитарные науки. — Красноярск: КрасГУ, 2004. — Вып. 4. — С. 14 — 16.
44. Карлова О. А. Миф и мифологическое сознание: гносеологические и онтологические основания / автореферат дис. ... доктора философских наук: Красноярск: Сиб. аэрокосм. акад. им. акад. М. Ф. Решетнева, 2001. — 42 с.
45. Косарецкая С. В. Неформальные объединения молодежи [Текст]: профилактика асоциального поведения: [учебно-методическое пособие] / С. В. Косарецкая, С. Г. Косарецкий, Н. Ю. Синягина. - Санкт-Петербург: КАРО, 2006. - 387, [1] с.
46. Катин В. Свободное общество защищается. «Независимая газета», 19 авг. 1993 г.
47. Клакхон К. Понятие культуры. // К. Клакхон. У. Келли. // СПб:Евразия 1945 г.
48. Кожинов В. В. О русском национальном сознании [Текст] / Вадим Кожинов. - Москва: Эксмо: Алгоритм, 2004. - 410 с.
49. Козловский В. П. Культурный смысл: генезис и функции [Текст] / В.П. Козловский; АН УССР, Ин-т философии. - Киев: Наукова думка, 1990. - 126, [2] с.
50. Колесов Д. В. Человек и толпа [Текст]: учебно-методическое пособие / Д. В. Колесов. - Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 457, [3] с.Коротич В. Историческая традиция. «Новый взгляд», No. 1993 г.
51. Кон И. С. Психология ранней юности [Текст]: книга для учителя / И. С. Кон. - Москва: Просвещение, 1989. - 254, [1] с.
52. Кошкина А. А. Способы манипулирования сознанием в прессе (на материале красноярских газет) [Текст] / А. А. Кошкина // Духовно-исторические чтения / Краснояр. гос. архитектурно-строит. акад., Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск: КрасГАСА, 2004. - Вып. 9. - с. 217-223.
53. Кэмпбелл Д. Мифический образ [Текст] / Джозеф Кэмпбелл; [пер. с англ. К. Е. Семенова]. - Москва: АСТ, 2004. - 686 с.
54. Леденева В. Ю. Эволюция массового политического сознания в условиях трансформации российского общества (Социологический анализ): Дис. ... канд. социол.наук: 23.00.02: Москва, 2014 167 c. РГБ ОД, 61:04-22/260.
55. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям «Психология», «Клиническая психология» / А. Н. Леонтьев; [науч. ред. и предисл. Д. А. Леонтьева]. - Москва: Смысл: Academia, 2004. - 345, [1] с.
56. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — 3-е изд., доп. — М.: Смысл, 2007. — 511 с.; 2- изд. — 2003; 1-е изд. — 1998.
57. Лесли Уайт, Избранное: Эволюция культуры, М., «Российская политическая энциклопедия», 2014 г., с. 82.
58. Лурия А. Р. Язык и сознание [Текст] / А. Р. Лурия. - Москва: МГУ, 1979. - 319 с.
59. Люшер. М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство М.: Гиппо, 2003 г.
60. Мамардашвили М. К. Сознание и цивилизация [Текст]: тексты и беседы / М. К. Мамардашвили. - Москва: Логос, 2004. - 271 с.
61. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К. Энгельс Ф // Собр. соч., изд. 2, т. 13. — М.: Политиздат, 1959. — 771 с.
62. Минделл А. Ученик создателя сновидений [Текст]: Использование более высоких состояний сознания для интерпретации сновидений / Арнольд Минделл; [пер. с англ. А. Киселева; науч. ред. В. Майков]. - Москва: АСТ: Институт трансперсональной психологии: Издательство К. Кравчука, 2003. - 204 с.
63. Мир человека [Текст]: [ежегодник / сост. А. Романов; науч. ред. И. Кичанова; худож. С. Гета]. - Москва: Молодая гвардия, 1983. - 191 с
64. Митев П. Социология лицом к лицу с проблемами молодежи. София, 1983. С.29.
65. Монтескьё. Ш. «О духе законов» — М., 1955.
66. Мясоутов О. В. Политическое сознание молодежи в современных
условиях социального бытия // Концепт. - 2015. - Современные научные исследования. Выпуск 3. - ART 85546. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/85546.htm. Стариков П. А. Типы религиозно-этического сознания студенческой молодежи [Текст] / П. А. Стариков /Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2001. - Вып. 1. - с. 60-66.
67. Немировская А. В. Ценности в массовом сознании: структура и динамика [Текст]/А. В. Немировская. - Красноярск: КГУ, 2005. - 123 с.
67. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Пер. с нем. В. М. Бакусева, Ю. М. Антоновского, Я. Э. Голосовкера и др.; Ред. совет:
A. А. Гусейнов и др.; Ин-т философии РАН. — М.: Культурная революция, 2005—2014.
69. Пак О. В. Социальное самочувствие молодежи Сибири [Текст]: международное исследование: Новосибирск и Новосибирская область / О.
B. Пак, Э. Глендиннинг, Ю. В. Попков. - Новосибирск: Нонпарель, 2004. - 51 с.
70. Пелипенко А. А. Дуалистическая революция и смыслогенез в истории [Текст] / А. А. Пелипенко; [предисл. А. С. Ахиезера]. - Москва: URSS: Либроком, 2011. - 379, [1] с.
71. Перушкин В. Разговор с интересным человеком. «АиФ», N 18, 1993.
72. Петров Н. К унижениям в своем отечестве нам не привыкать. «Независимая газета». 1993 г.
73. Поляков С. Э. Мифы и реальность современной психологии [Текст] / С. Э. Поляков. - Москва: УРСС, 2004. - 492 с.
74. Почепцов Г. Г. Пропаганда и контрпропаганда [Текст] / Георгий Почепцов. - Москва: Центр, 2004. - 252, [1] с.
75. Психологические аспекты изучения направленности личности учащейся молодежи [Текст]: межвуз. сборник научных трудов / отв. ред. А. С. Ростов. - Новосибирск: НГПИ, 1988. - 123 с.
76. Реализация государственной политики в области воспитания детей и молодежи [Текст]: Методические рекомендации для руководителей всех уровней, слушателей ФПКиППРО, учителей, студентов / КГПУ, Ин-т психол., пед. и упр. образов. - Красноярск: [КГПУ], 2003. - 72 с.
77. Русалеева О. В. К вопросу о молодежных субкультурах в малом городе [Текст]: (на примере города Лесосибирска) / О. В. Русалеева, А. Деордиева, Е. Каракуц // Психологическая наука и практика образования: современные тенденции: материалы III всероссийской научно¬практической конференции, 16-17 апреля 2009 года / ГОУ ВПО «Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева» [и др. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2009. - с. 103-105.
78. Рюмкова О. Г. Политический миф: теоретические основания и современная политическая практика. Дис. ... канд. полит.наук: 23.00.01: Москва, 2014 152 c. РГБ ОД, 61:05-23/32.
79. Сергеев Д. В. Онтология культурного смысла [Текст]: [монография] / Д. В. Сергеев; отв. ред. М. И. Гомбоева. - Новосибирск: Наука, 2009. - 164, [2] с.
80. Сергеев Д. В. Структура культурного смысла и законы его функционирования / Д.В. Сергеев // Личность. Культура. Общество. - 2008. - Т. 10. № 3
81. Сибирский субэтнос: культура, традиции, ментальность [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической Интернет-конференции на
сайте sib-subethnos.narod.ru, 1 марта - 1 декабря 2004 года. - Красноярск: КГПУ, 2005 -. Вып. 1. - 2005. - 246, [1] с.
82. Советская повседневность и массовое сознание, 1939-1945 [Текст] / сост. А. Я. Лившин, И. Б. Орлов. - Москва: РОССПЭН, 2003. - 470, [1] с.
83. Семеновских Т.В. «Клиповое мышление» — феномен современности. Интернет-журнал Науковедение. Народное образование. Педагогика. Выпуск № 5 (24) / 2014. 14
84. Теоретические вопросы формирования сознания советской молодежи [Текст]: Межвузовский сборник / Алт. гос. ун-т; [Редкол: В.А. Ельчанинов (отв. ред.) и др.]. - Барнаул: Алтайский университет, 1987. - 221 с.
85. Тимофеева С. В. Духовность и ее воспитание [Текст]: [монография] / С. В. Тимофеева. - Красноярск: Сибирь, 2009. - 256 с.
86. Типология моделей идеалов массового сознания молодежи в период перехода к посттоталитарному обществу [Текст]: Методическая разработка / Сост. Е.В.Жижко. - Красноярск: [б. и.], 1994. - 29 с.
87. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс. 1991 г.
88. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений [Текст]: (теория и практика): сборник научно-методических статей / М-во образования Рос. Федерации, Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 366, [1] с.
89. Толстых А. В. Подросток в неформальной группе [Текст] / А. В. Толстых. - Москва: Знание, 1991. - 80 с.
90. Тульчевский А. И. Молодежь в политике // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 527-529.
91. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности [Текст]: избранные труды: в 2 томах. - Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005 -. - (Психологи России). Т. 2. - 2005. - 453, [1] с.
92. Формирование толерантного сознания и профилактика экстремизма в молодежной среде [Текст]: монография / [Л. Г. Почебут и др.; под общ. ред. Н. В. Лалетина]. - Красноярск: СФУ, 2013. - 191 с.
93. Фридберг И. Драматургия истории: опасность всегда исходила только с Востока. «Независимая газета», 1992 г.
94. Хайдеггер М. К вопросу о назначении дела мышления // Философия сознания в XX веке: проблемы и решения. Межвуз. сб. науч. тр. — Иваново: ИвГУ, 1994. — С. 225—235.
95. Хант Г. О природе сознания [Текст]: с когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения / Гарри Хант; [пер. с англ. А. Киселева; науч. ред. канд. фил. наук В. Майков]. - Москва: АСТ: Институт трансперсональной психологии: Издательство К. Кравчука, 2004. - 555 с.
96. Художественное сознание и действительность [Текст]: межвузовский сборник / под ред. проф. А. Г. Березиной. - Санкт- Петербург: СПбГУ, 2004. - 367 с.
97. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры: традиция и современность [Текст] / В. С. Швырев. - Москва: Прогресс-Традиция, 2003. - 172, [2] с.
98. Шопенгауэр А. Собрание сочинений в пяти томах. Том первый. Перевод Ю.И. Айхенвальда под редакцией Ю.Н. Попова. М., «Московский клуб», 1992.
99. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Дополнение к первому тому. Дополнения к 4й книге. Перевод Ю.И. Айхенвальда под редакцией Ю.Н. Попова. М., «Московский клуб», 1992.
100. Юнг К. Г. Синхронистичность: акаузальный объединяющий принцип. /В сб. К. Г. Юнг. Синхронистичность. — М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ