Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена экологической проблематикой, которая в настоящее время стала глобальной, затрагивает все сферы жизни. Для ее решения необходимо объединение усилий специалистов различных отраслей науки, производства и искусства. Дизайн как проектная деятельность откликается на актуальные проблемы современности: экономические, политические, социокультурные, в том числе ведется поиск путей решения проблемы взаимодействия общества и природы.
Дизайн является межпредметной деятельностью, интегрирует материальную и художественную культуру, содержит в себе научно-техническую, эстетическую и мировоззренческую составляющие, обеспечивает утилитарные и духовные потребности общества. Дизайн стал глобальным феноменом современности, является одним из основных проявлений проектной культуры, охватывает всю предметно-пространственную среду обитания человека, «вторую природу» , присутствуя в повседневной жизни как материальная составляющая бытия и неотъемлемая часть массовой культуры, воздействует на общественно-политические, экономические и производственные процессы, социокультурные коммуникации. Дизайн- проектирование влияет на производство и технологии, на качество и экологические характеристики искусственной среды, формирует ориентиры эстетических предпочтений, вкус, культуру потребления, ценностные и мировоззренческие установки в обществе, в конечном счете - культурные парадигмы, модели поведения. Однако связь процессов дизайна и взаимоотношений человека и природы изучена недостаточно. В связи с этим, необходимо выявить возможности дизайна в решении задач устойчивого развития и формирования экологической культуры общества, проанализировать и обобщить опыт экологического проектирования, разработать его теорию и методологию, определить перспективы развития.
1. Панкина, МВ. Ответственное отношение к природе. Экологические аспекты художественного воспитания (из опыта обучения студентов технологиям формирования субъектного отношения школьников к природным объектам) / М.В. Панкина, С.В. Захарова // «Искусство в школе» № 3, 2010 г. - С. 30-33 / (0,5 п.л./0,3 п.л.)
2. Панкина, МВ. Методы творческого мышления как составляющая содержания научно-исследовательской подготовки студентов педагогических вузов / М.В. Панкина, С.В. Захарова // Образование и наука: Известия УрО РАО. 2011. № 8 (87). - С. 37-45 (0,5 п.л./0,3 п.л.)
3. Панкина, МВ. Методы творческого мышления как составляющая подготовки к научно-исследовательской деятельности студентов-экологов / М.В. Панкина, С.В. Захарова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. том 13, № 1 (6). - С. 63-67 (0,5 и.л./0,3 п.л.)
4. Панкина, М.В. Экологический дизайн как интегрирующее содержание профессиональной подготовки дизайнеров и специалистов в области экологического образования / М.В. Панкина, С.В. Захарова // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 6 (часть 2). - С. 373-377. (0,5 п.л./0,3 п.л.)
5. Панкина, М.В. Экологическая парадигма дизайна / М.В. Панкина // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2012. - №2. - С. 90-92.
6. Панкина, М.В. Экологический дизайн как направление современного дизайна. Определение понятия / М.В. Панкина, С.В. Захарова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4; ГГИГ: 11йр:/Лулулу.8с1епсе- education.ru/110-9670 (0,5 п.л./0,3 п.л.)
7. Панкина, М.В. Истоки экологического дизайна / М.В. Панкина, С.В. Захарова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5; иВЬ: http://www.science-education.ru/lll-9930 (0,5 п.л./0,3 п.л.)
8. Панкина, М.В. Функции экологического дизайна / М.В. Панкина, С.В. Захарова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6; иВЬ: http://www.science-education.ru/113-10542 (0,5 п.л. /0,3 п.л.)
9. Панкина, М.В. Принципы экологического дизайна / М.В. Панкина, С.В. Захарова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№ 1; иКП: http://www.science-education.ru/115-12128 (0,5 п.л. /0,3 п.л.)
10. Панкина, М.В. Приемы экологического дизайна среды / М.В. Панкина, С.В. Захарова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2; иВП: http://www.science-education.ru/116-12740 (0,5 п.л./0,3 п.л.)
11. Панкина, М.В. Эволюция принципов дизайн-проектирования: культурологический анализ / М.В. Панкина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2014. - № 2 (38). - С. 50-55.
12. Панкина, М.В. Аксиологические основания дизайна в концепции устойчивого развития / М.В. Панкина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики / «Грамота». - 2014. - № 10-3 (48). - С. 157-159.
13. Панкина, М.В. Интегративная модель экологического дизайна: содержательный, технологический и эстетический компоненты / М.В. Панкина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики / «Грамота». - 2015. - № 2 (48). - С. 157-159.
14. Панкина, М.В. Дуальность как проектная сущность дизайна / М.В. Панкина // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-16. - С. 3629¬3633; иВЬ: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10007102
15. Панкина, М.В. Роль дизайна в контексте экологической проблематики и устойчивого развития / М.В. Панкина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики / «Грамота». - 2015. - № 2 (48). - С. 157-159.
16. Панкина, М.В. Дихотомия дизайна: онтопроектный анализ / М.В. Панкина // Вопросы культурологии. - 2015. - № 9. - С. 80-85.
17. Панкина, М.В. Дизайн как фактор потребительской культуры: экологический контекст / М.В. Панкина // Культура и цивилизация. - 2016. - №1.-С. 45-51.
Публикации в зарубежных научных изданиях:
1. Pankina, М. Objectives of design-education for sustainable development / M.V. Pankina, S.V. Zakharova // International Conference on Arts, Design and Contemporary Education (ICADCE 2015) April 22-23, 2015 in Moscow, Russia. Amsterdam - Beijing - Paris: Atlantis Press, 2015 (Web of Science) (0,5 /0,3 п.л.)
2. Pankina, M. E The Need for Ecologization of Design-Education / M.V. Pankina, S.V. Zakharova // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - Amsterdam: Elsevier, 2015; URL: http://www.journals.elsevier.com/procedia-social- and-behavioral-sciences (Web of Science) (0,6 п.л./0,3 п.л.)
3. Pankina, M. V Environmental design as a new vector of vocational education / M.V. Pankina, S.V. Zakharova // UK Academy of Education Ltd, 17 St Martin, s Road, Edmonton Green, London. - 2012. - №1. - p. 29-30 (0,5 п.л./ (0,3 п.л.)
4. Pankina, M.V. Socio-Cultural and Environmental Aspects in the Contents of Designer Education / M.V. Pankina // Design, Business and the Society. Dimensions of Interaction. Cumulus conference Ural State Academy of Architecture and Arts, Ekaterinburg. - Helsinki: Cumulus Working Papers. Publication Series G Aalto University School of Arts, Design and Architecture, 2014. - 92 p. - P. 66-68.
5. Pankina, M. V Ecologization modem design / M.V. Pankina, S.V. Zakharova // «Science, Technology and Higher Education» : materials of the II international research and practice conference, Vol. II, Westwood, April 17th, 2013 / publ. Accent Graphics - Westwood - Canada, 2013. - 720 p. - P. 379-383. (0,5 п.л./0,3 п.л.)
6. Pankina, M. V Ecologization design-education / M.V. Pankina // UK Academy of Education: scientific magazine. - 2014. - № 3. - P. 89-95.
7. Pankina, M.V. Ecological paradigm of design education for sustainable development / M.V. Pankina, S.V. Zakharova // Modem european researches: Salzburg, Austria, № 1, 2015. - 132 p. - p. 82-86. (0,5 п.л./0,25 п.л.)
8. Pankina, M. V. Strategy of design for sustainable development / M.V. Pankina,
S.V. Zakharova // Proceedings of the 2nd International conference on development of history of art and cultorology in Eurasia. Proceedings of the Conference (January 30, 2015). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna, 2015. - 78 p. - P. 46-49. (0,5 п.л./0,25 п.л.)
9. Панкина, M.B. Экологический дизайн как новое направление профессиональной подготовки / М.В. Панкина, С.В. Захарова // Материалы 10 межд. НПК «Настоящи изследвания и развитие - 2014». Том 14. Педагогически науки. София: «Бял ГРАД-БГ» ООД - 96 стр. - с. 37-40. (0,5 п.л./0,3 п.л.)
Публикации в других научных изданиях:
1. Панкина, М.В. Принципы дизайна: от функционализма к экологизации / М.В. Панкина, С.В. Захарова // Современные научные исследования. Выпуск 2 / Под ред. П.М. Горева и В.В. Утемова. - Концепт. - 2014. - Приложение № 20. - URL: http://e-koncept.ru/ext/61 (дата обращения: 12.05.2015) (0,5 п.л./0,25 п.л.)
2. Панкина, М.В. Экологическая культура и дизайн-образование: перспективы интеграции / М.В. Панкина, С.В. Захарова // Материалы II Международного форума «Культура и экология - основы устойчивого развития России. Приоритет культуры в образовании и науке» (г Екатеринбург, 14-15 апреля 2014 г). - Екатеринбург: УрФУ, 2014. - 378 с. С. 63-66. (0,5 п.л./0,25 п.л.)
3. Панкина, М.В. Экологическая культура как профессиональное качество дизайнера / М.В. Панкина, С.В. Захарова // Материалы III Международного форума «Культура и экология - основы устойчивого развития России. Защита природного и культурного наследия» (г. Екатеринбург, 13-15 апреля 2015 г). - Екатеринбург: ФГАОУ ВПО УрФУ, 2015. - 378 с. С. 63-66. (0,35 п.л./0,2 п.л.)
4. Панкина, М.В. Экологическая культура как аксиологическое основание дизайн-образования / М.В. Панкина // Материалы XX Межд. конф. «Экологическое образование в интересах устойчивого развития: шаг в будущее». - Москва: изд-во МНЭПУ, 2014. - 397 с. - С. 232-235.