Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Российская нравственная культура: поливариантность эмпирических моделей

Работа №103412

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

культурология

Объем работы34
Год сдачи2005
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы
Основное содержание работы
Публикации

Актуальность темы исследования. Диссертация посвящена исследованию сущности, структуры, содержания и специфики функционирования российской нравственной культуры. Актуальность темы исследования определяется значимостью нравственной культуры для жизнедеятельности общества. Выступая в качестве духовной предпосылки всякой человеческой деятельности, нравственная культура оказывает воздействие на содержание и форму взаимоотношений между людьми, на отношение людей к духовным и материальным ценностям прошлого и настоящего, на экономические, экологические, политические, правовые, управленческие, образовательные и другие процессы общества. Стабильность гражданских прав, например, обеспечивается не столько формами их общественно-политической деятельности, сколько нравами и привычками. Возрастающая во всем мире тенденция социально ориентированной организации экономики не может осуществляться без возрастания моральной ответственности ее организаторов и исполнителей перед своими и будущими поколениями за минимизацию ущерба в процессе хозяйственной деятельности, без оберегающего отношения человека к окружающим людям.
Подробные конкретные знания о содержании и специфике российской нравственной культуры необходимы и для совершенствования рыночных отношений: возрастание объемов организационно-предпринимательской деятельности выявило острую потребность в формировании отечественного варианта корпоративной культуры. Мировая практика ее становления свидетельствует о том, что в каждой стране она может быть создана только на основе национальных форм нравственного поведения (Генри Форд, Кодзума Татаиси и др.).
Особую остроту в последние годы приобретает соотношение нравственной культуры населения и его деятельности в области природопользования. Ведущими экологами страны отмечается, что угрожающей проблемой во взаимоотношениях индивида и природы остается его потребительское отношение к природе.
Трудно переоценить воздействие нравственной культуры на взаимоотношения людей. Совпадающие нравственные представления о жизненных ценностях - не единственное, но непременное условие формирования дружеских отношений, семьи, сохранения счастливого брака, успешного воспитания детей. И, наконец, нравственная культура является одной из высших духовных ценностей человечества.
Происходящие во второй половине ХХ - начале ХХ1 века изменения выявили невозможность ограничиваться в ее понимании только традиционными представлениями. Это обстоятельство обязывает науку предоставить практике более глубокие знания о нравственной культуре, осмыслить и сформулировать факт несовпадения сложившихся и функционирующих вариантов нравственных представлений и норм поведения.
Значимость научных знаний о нравственной культуре особенно возрастает в эпохи деформации культурных традиций и дискредитации идеологических устоев общества. Неизбежное в этих условиях нарастание новых представлений о формах проявления добра и зла в значительной степени разрушает существовавшие ранее нравственные идеалы и моральные критерии оценок поведения людей и стимулирует у них проявление растерянности или вседозволенности. В то же время этот процесс обогащает конструктивный потенциал нравственной культуры, что представляет для науки особый интерес. Такой эпохой в современной России стал процесс ее экстремального перехода к рыночной экономике, существенно усилившей легализацию в поведении разных культурных групп несовпадающих друг с другом нравственных ориентаций и привычек поведения.
Поскольку конкуренция значительно повышает значимость личностного ресурса при вхождении индивидов в профессиональную среду, то новые представления о нравственной культуре способствуют как обогащению, так и затруднению процесса их самореализации. Индивид оказался перед необходимостью оптимизации своего отношения к труду и собственности, к бедности и богатству, к себе и окружающим и т.п. Коррекция отношения индивидов к окружающей действительности невозможна без осознанного выбора ими моральных принципов и образцов поведения, наиболее адекватных особенностям собственной личности.
Сопутствующий конкуренции процесс деидеологизации фактически переложил ответственность за выбор человеком индивидуальных морально-нравственных ориентиров поведения на него самого. В процессе их поиска человек встречает в повседневных поведенческих практиках взаимоисключающие стереотипы: от святости и оберегающего отношения к миру до плутовства и пренебрежительного отношения к нему. Несовпадающие или взаимоисключающие представления культурных групп о содержании и формах проявления чести, достоинства, совести, скромности, долга, ответственности и других нравственных ценностей для одних индивидов устраняют преграды, а для других - становятся препятствием на пути самоидентификации и самореализации.
Дефицит знаний и представлений индивидов об особенностях современной российской нравственной культуры препятствует проектированию и осуществлению ими продуктивных коммуникативных практик, делового сотрудничества, личных взаимоотношений, становится предпосылкой возникновения недоверия разных культурных групп по отношению друг к другу. Недостаток научных знаний о специфике нравственной культуры не позволяет создавать полноценные программы работы с молодежью, программы оптимизации семейного воспитания, программы формирования толерантных отношений между разными культурными группами.
Несмотря на высокую значимость нравственной культуры для жизнедеятельности общества и самореализации человека, она пока не стала предметом пристального внимания отечественной науки, представления которой о нравственной культуре достаточно скупы. Они носят, главным образом, оценочный характер. Нравственная культура рассматривается как «высокая - низкая», «достаточная - недостаточная», «достойная - недостойная» и т.п. Недостаток научных знаний о ее сущности, структуре, содержании и специфике функционирования объясняется тем, что само понятие «нравственная культура» сложилось первоначально не в науке, а в социальной практике. В научном обороте оно используется менее полувека. По сей день оно не включено ни в «Философский энциклопедический словарь» (М., 1983), ни в «Российскую социологическую энциклопедию» (М., 1998), ни в словарь «Культура и культурология» (М., Екатеринбург, 2003), ни в «Энциклопедический словарь по этике» (М., 2001). В социальных науках пока отсутствует представление о функционирующих в разных культурных группах вариантах нравственной культуры. Не сформулировано и обоснование целесообразности и значимости содержания групповых систем нравственных ценностей для жизненного мира и самореализации соответствующих культурных групп.
Возрастание потребности в исследовании сущности, структуры, содержания и специфики функционирования нравственной культуры обусловлено, с одной стороны, заложенным в ней морально-нравственным потенциалом, с другой стороны, - состоянием и логикой развития историко-культурологического, социологического и этического знания, существующей в российской науке традицией взаимодополнения науки и искусства. Потребность проникновения в сущность феномена нравственной культуры и созданная диссертантом стратегия ее анализа позволяют исследовать ряд важных для культурологии проблем.
К ним относятся выявление элементов нравственной культуры, определение ее системы, рассмотрение проблемы несовпадающих представлений разных культурных групп о морали и нравственности, проблемы обоснования сосуществования разнообразных нравов и их классификации, проблемы легализации универсальной нравственной культуры, проблемы формирования и воспроизводства ее различных вариантов, проблемы их типологизации, проблемы создания эмпирической модели каждого функционирующего в России типа нравственной культуры, проблемы вариантов их сосуществования, проблемы значимости каждого исследованного в диссертации типа нравственной культуры для индивида и общества.
Состояние научной разработанности темы. Для рассмотрения столь обширного спектра проблем оказалось недостаточно воспользоваться данными какой-либо одной науки. В процессе исследования был привлечен обширный междисциплинарный материал: работы по культурологии, этике, философии, социологии, истории, психологии, а так же историческая, художественная, мемуарная литература, опубликованные дневники ряда выдающихся личностей. Рассмотрение проблем понимания человеком смысла жизни, блага, добра и зла, счастья, личных добродетелей, способов их достижения, права человека на свободный выбор собственных действий характерно для античной философии (Аристотель, Платон, Сократ, Эпикур и др.). Философы Средневековья и Возрождения (Ф. Ларошфуко, Ф. Честерфилд и др.) создали конкретные рекомендации по использованию норм нравственного поведения и хороших манер. Осмыслению особенностей морали, нравственности и нравов способствовали труды Б. Спинозы, И. Канта, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, Л. Фейербаха и др. Идея социальной детерминированности морали и нравственности рассмотрена на основе философии марксизма (К. Каутский, В. Ленин, К. Маркс, Г. Плеханов, Ф. Энгельс и др.).
Обоснованию субъективной обусловленности не совпадающего у разных культурных групп представления о морали и нравственности способствовали разработанные физиологами и психологами (гештальтпсихология, В. Бехтерев, А. Леонтьев, М. Привес и др.) идеи доминирования в процессе деятельности индивида его внутренних предпосылок над внешними. Полезной для понимания особенности функционирования нравственной культуры явилась сложившаяся в мировой социологии концепция морального плюрализма (Б. Малиновский, А. Радклифф - Браун, Р. Бенедикт, и др.). Она позволила предположить реальное сосуществование многообразия вариантов нравственной культуры. В отечественной науке принцип морального плюрализма реализован в концепции Р. Апресяна, рассматривающего базовые нормативно-этические программы. Существенный вклад в изучение нравственной культуры внесла концепция социологической интерпретации культуры и морали, согласно которой, культура и мораль рассмотрены как условие социализации личности (Д. Белл, Т. Парсонс и др.).
Интерес отечественной науки к содержанию понятия «нравственная культура» проявился в 70 - 80 годы минувшего века в ряде статей С. Анисимова, Р. Апресяна, Л. Архангельского, В. Бакштановского, В. Бачинина, З. Бербешкиной, В. Блюмкина, В. Богдановичюс, В. Василенко, Л. Волченко, В. Ганжина, А. Гусейнова, С. Добрынина, В. Жямайтиса, Ю. Согомонова, Е. Фрадлиной и др. Внимание других исследователей (В. Иванова, М. Кагана, В. Коблякова, И. Кона, Л. Когана, Н. Рыбаковой, Н. Эйнгорн, Я. Якубсона) было привлечено к изучению отдельных ее структурных элементов, особенностям ее функционирования. Работы указанных авторов показали связь нравственной культуры с ее другими видами: художественной, политической и т.д.
Анализ особенностей нравственной культуры осуществлялся в отечественной науке на основе нормативного и прескриптивного подходов. Прескриптивный подход, основанный на учете обычаев и традиций, предполагал деление нравственной культуры на подлинную и не подлинную (С. Анисимов, Л. Волченко, Т. Назарова, Н. Рыбакова и др.). Нормативный подход Л. Архангельского, А. Гусейнова, О. Дробницкого, А. Титаренко и др. представил способы приобщения человека к идеалам и нормам нравственности.
Большое значение для осознания сущности и функций нравственной культуры имеют социально-философский и социологический подходы к рассмотрению культуры, развиваемые в работах В. Бакштановского, В. Блюмкина, А. Гусейнова, М. Кагана, Л. Когана, Э. Маркаряна, Ю. Согомонова, О. Ханова и др. В этих работах прослеживается генетическая связь культуры с человеческой деятельностью. В мировой социологии эта концепция наиболее характерна для работ М. Вебера и Э. Дюркгейма. Согласно этой концепции, нравственная культура представляет собою результат развития индивида как субъекта истории.
В процессе исследования обусловленности приобщения индивидов к тем или иным нормам нравственного поведения оказались полезными разработанные в социологии две противоположные концепции. Одна из них акцентирует внимание на подражательном восприятии индивидами образцов поведения окружающих его людей (С. Батенин, В. Демин, М. Добрынин, А. Мялкин, Х. Сабиров, Г. Смирнов, И. Фролов и др.). Согласно этой концепции, основанной на игнорировании отличий индивидуальности социализирующегося человека от индивидуальности окружающих его людей, индивид приобщается к нравственным привычкам поведения либо под давлением общественного мнения, либо на основе подражания поведению людей ближайшего окружения. Для осмысления диссертантом этико-культурологических проблем оказалась полезной и вторая тенденция, основанная на учете избирательности индивида и предпочтения им в качестве нравственных ориентиров из всего разнообразия окружающих норм поведения совершенно определенных из них (Р. Апресян, В. Бакштановский, А. Гусейнов, Ю. Согомонов, А. Титаренко).
Для интерпретации изучаемых поведенческих практик оказался целесообразным сложившийся в мировой социологии принцип толерантности (М. Вебер, Э. Дюркгейм). Его осмыслению способствовали так же работы Р. Апресяна, А. Гусейнова, А. Перцева, В. Петрицкого, Я. Якубсона и других авторов. Аксиологическому осмыслению нравственной культуры способствовала разработка отечественной наукой проблемы нравственных ценностей (С. Анисимов, Л. Архангельский, В. Василенко, В. Иванов, Ю. Согомонов, В. Тугаринов, А. Федосова и др.).
Создание эмпирической модели нравственной культуры оказалось возможным на основе разработки в социологии методов наблюдения и мысленного моделирования. Основные его положения рассматриваются в работах Э Абгаряна, И. Андреева, Б. Глинского, Б. Грязнова, Э. Каракозовой, Е. Никитина, Г. Поварова, В. Штоффа, В. Шубкина и др.
Однако, несмотря на научную ценность существующих в разных науках трудов об отдельных проявлениях нравственной культуры и разнообразных подходах к ее изучению, целостного представления о ней пока не сложилось. Поэтому стала особенно актуальной задача дифференцированного осмысления и систематизации характерной для российского общества нравственной культуры.
Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать особенности российской нравственной культуры, выявить и проанализировать существующие в ней типы групповых нравственных культур и способов их реализации в повседневных поведенческих практиках.
В задачи диссертации входит:
1. Исследовать феноменологические характеристики нравственной культуры, раскрыть значимость феномена нравственной культуры для жизнедеятельности индивидов и общества, выяснить своеобразие социальной потребности в нравственной культуре.
2. Уточнить содержание исходных понятий «мораль», «нравственность», «нравы», «нравственная культура», выявить их специфику и теоретико-методологический потенциал.
3. Очертить основной круг функций морали, нравственности и нравов. Установить характер взаимосвязи явлений морали, нравственности, нравов и нравственной культуры между собой. Раскрыть сущность и структуру нравов как формы практического проявления нравственной культуры в жизнедеятельности людей.
4. Исследовать сущность и специфику нравственной культуры как духовно-практической предпосылки человеческой деятельности, проявляющейся в реальных нравах.
5. Определить уровни формирования и воспроизводства нравственной культуры и особенности ее функционирования на каждом из этих уровней.
6. Разработать теоретическую модель групповой нравственной культуры. Проанализировать взаимосвязь образов нравственной культуры и способов деятельности людей, осуществить типологизацию групповых образов нравственной культуры.
7. Описать эмпирические модели характерных для российской истории второй половины XVIII- XX вв. типов нравственной культуры, выявить общее и особенное в их функционировании, раскрыть значимость каждого из них в становлении и развитии российского общества.
8. Выявить значимые для современной России проблемы, связанные с особенностями функционирования различных типов нравственной культуры, выявить истоки, причины и способы разрешения этих проблем.
Теоретико-методологические основы исследования.
Решение поставленных задач оказалось возможным на пути исследования повседневных человеческих взаимоотношений в контексте комплексного подхода, позволяющего учитывать сложившуюся и реально существующую в России множественность типов нравственной культуры. Комплексный подход характерен для культурологических исследований в целом, поскольку позволяет отображать сверхсложный объект - культуру, в том числе, и нравственную культуру. Он предполагает сочетание разных методов, каждый из которых не является самодостаточным, но приобретает качество взаимодополнительности. Взаимодополняющее друг друга использование разных методов и принципов позволяет преодолеть невозможность описания на одном языке сложного явления. Для решения сформулированных нами задач были отобраны именно те методы и принципы, которые адекватны самому объекту исследования.
Проникновение в сущность феномена нравственной культуры потребовало использования системного подхода, позволившего установить взаимосвязь между явлениями, обозначаемыми в науке понятиями «мораль», «нравственность», «нравы», «нравственная культура», представить нравственную культуру как систему необходимых для нее элементов: морали, нравственности и нравов и определить их взаимосвязь. Системный подход позволил также рассмотреть систему каждого из элементов нравственной культуры: морали, нравственности и нравов, что способствовало более углубленному их пониманию и недопустимости их отождествления друг с другом.
Апробация работы. Концептуальные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры акмеологии общего и профессионального образования Российского государственного профессионально-педагогического университета. Диссертация обсуждена на расширенном заседании кафедры культурологии Ур ГУ им. А.М. Горького. Материалы диссертации были представлены в многочисленных выступлениях автора на региональных, всероссийских, всесоюзных, международных научно-теоретических и научно-практических конференциях (Санкт-Петербург - 1991, Екатеринбург - 1999, 2002, 2003, 2004, 2005. Владимир - 1992, Новгород -1990, Белгород - 1991, Вильнюс - 1990 др.).
Многие идеи и положения работы апробированы в лекционных курсах «Этика», «Нравственная культура», «Социально-этические основы социальной работы», «Социально-этические основы имиджелогии», «Корпоративная культура (специфика российской модели)», читаемые автором для студентов УрГУ им. А.М. Горького, УрГЭУ, Гуманитарного университета, слушателей ИППК при РГППУ, слушателей УМЦО и др.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух разделов, 9 глав, заключения и библиографии. Содержание работы изложен на 326 страницах, в тексте приводятся 5 схем, список литературы содержит 256 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Нравственная культура: кризис или нетрадиционный способ функционирования? // Известия Уральского госуниверситета. Серия «Гуманитарные науки» Вып. 7, № 31. Изд-во Урал. гос. ун-та, 2004. - 0,5 п.л.
2. Нравственная культура человека как ресурс его совершенствования // Образование и наука. Известия Урал. отдел. Российской Академии образования. № 4 (34). Изд-во РГППУ, 2005. - 0,5 п.л.
Монографии и учебные пособия
3. Российские нравы: истоки и реальность (Азбука этического плюрализма): Учеб. пособие. - Екатеринбург: изд-во Урал.ун-та. 1999. - 21 п.л.
4. Нравственная культура: стратегия исследования идеального образа. Монография. Екатеринбург: Изд-во РГППУ. 2005. - 10 п.л.
5. Корпоративная культура и корпоративные ценности современной фирмы: международный опыт и российская практика / Д.Л. Стровский, А.С. Франц, Л.Е. Стровсий и др. Под ред. Д.Л. Стровского. - Екатеринбург: УГТУ - УПИ, 2003. - 2/16,1 п..л.
6. Профессионально-нравственная культура студентов торговых специальностей (Материалы в помощь куратору). - Свердловск: СИНХ, 1985. Деп. В ИНИОН, 29.01. 1986. №23917. - 1 п..л.
7. Нравственное воспитание // План социально-экономического развития г. Красноуральска на ХП пятилетку. Свердловск: СИНХ, 1987. Деп. В ИНИОН № 1850010529. - 5/27 п..л.
Статьи
8. Семья как фактор нравственного формирования личности // Специфика морали и нравственного воспитания личности. Сборник научных трудов. Свердловск: Ур ГУ.1983. - 0,5 п..л.
9. Уважение человеческого достоинства как принцип нравственного воспитания личности // Нравственное воспитание в системе формирования нового человека. Сборник научных трудов. Свердловск: Ур ГУ. 1985. - 0,5 п..л.
10. Противоречивость нравственного воспитания.// Методы и средства нравственного воспитания. - М.: АН СССР, Ин-т философии АН СССР. 1986. - 0,4 п..л.
11. Феномен гражданской проповеди // Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм и внедрение: Материалы Междунар. Науч.-практ. конф. Белгород 18-20 апр. 1991 г.: В 4 ч. Ч. 3. Белгород: Б.и., 1991. - 0,4 п..л.
12. Социально-этический анализ конфликтности // Социальные и экономические детерминанты российской цивилизации. (Тезисы докладов и сообщений участников конференции «Россия на пути к свободе: общество, государство, демократия» 27-28 апреля 1993 г.). Челябинск: Б.и. , 1993. (В соавторстве). - 0,4 п.л.
13. Нигилистические истоки конфликтности // Социальные и экономические детерминанты российской цивилизации. (Тезисы докладов и сообщений участников конференции «Россия на пути к свободе: общество, государство, демократия»27-28 апреля 1993 г.). Челябинск: Б.и., 1993. - 0,4 п.л.
14. Гримасы нравственности в зарождающемся рынке // Между прошлым и будущим. Сборник научных трудов. Екатеринбург: Изд-во эконом ун-та, 1994. - 0,8 п..л.
15. От нравоцентризма к этическому плюрализму // Связь с общественнстью России: Уральский вариант. Екатеринбург: Изд-во Правит. Свердл. обл. 1999. - 0,3 п.л.
16. Мировоззренческая основа дифференциации нравственной культуры // Мировоззрение и культура. Сборник статей. Екатеринбург: Изд-во «Банк культурной информации», 2002. - 0.5 п.л.
17. Глобализация и нравственная культура // Глобализация: реальность, противоречия, перспективы. Екатеринбург: Изд-во Гуманит. Ун-та, 2002. - 0,5 п.л.
18. Корпоративная культура и женщина // Бизнес - скайнет , 2002, №5, - 0,5 п.л.
19. Нравственная культура как ценность // Имиджелогия. Тенденции и перспективы развития. Сборник материалов 1 Всероссийского научного семинара Лиги Профессиональных Имиджмекеров и Института индустрии Моды 19 - 20 апреля 2003 г. М.: Б. и. 2003. - 0, 3 п.л.
20. Нравственная культура как одно из условий реализации предрасположенности человека к творчеству // Педагогические системы развития творчества (Материалы 2-ой Всероссийской научно-практической конференции 9-10 декабря 2003 г.): В 2 ч. ч. 1. Екатеринбург: Изд-во РГППУ. 2003. - 0,3 п.л.
21. Нравственная культура как фактор развития способностей и потребностей человека // Акмеология общего и профессионального образования. Материалы региональной научно-практической конференции. Екатеринбург: Изд-во РГППУ. 2004. - 0,3 п.л.
22. Этапы формирования творческой активности преподавателя высшей школы. // Педагогические системы развития творчества. (Материалы 3-ей Всероссийской научно-практической конференции 14-15 декабря 2004 г.): В 2-х ч., ч.1. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004. С. - 0,3 п.л.
23. Этико-культурологические знания студента как необходимый компонент его образования // Акмеология профессионального образования. (Материалы 2 региональной научно-практической конференции). Екатеринбург: Изд-во РГПП, 2005. - 0,3 п..л.
24. Природная предрасположенность студента и его профессиональная компетентность // Акмеология профессионального образования. (Материалы 2 региональной научно-практической конференции). Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. - 0,3 п.л.
25. Педагогическая потребность в толерантности преподавателя // Акмеология профессионального (Материалы 2 региональной научно-практической конференции). Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. - 0,3 п..л.
26. Дифференцированный подход в осмыслении роли интеллигенции в жизни российского общества // Социально-институциональные и ценностно-мировоззренческие проблемы модернизации России (Материалы Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета 17-18 мая 2005 г.): В 2-х т. Т.1. Екатеринбург: Изд- во Гуманит. Ун-та, 2005. - 0,4 п.л.
27. Специфика российской корпоративной культуры. // Научные чтения, посвященные памяти заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора экономических наук, профессора Н.Г. Веселова «Экономические проблемы современной России и пути их решения». Екатеринбург: Изд-во Урал. .гос. экон. ун-та, 2005. - 0,4 п.л.
Тезисы выступлений на конференциях
28. Актуальные проблемы профессиональной этики // Профессиональная этика: производственные и непроизводственные аспекты. (Тезисы докладов и выступлений областной научно-практической конференции в г. Владимире 28-29 сентября 1982 г.). Владимир: Политехн. гос. ин-т, 1982. - 0,2 п.л.
29. Нравственное воспитание студентов экономического вуза // Актуальные проблемы нравственного воспитания студентов. Межвузовский сборник. Саратов. Изд-во Саратовского ун-та, 1983. - 0,2 п.л.
30. Пути формирования предприимчивости и предупредительности у студентов торговых специальностей.// Профессиональная этика и вуз (Профессиональная этика и воспитание специалистов). Владимир: Политехн. Ин-т, 1984. - 0,2 п.л.
31. Современные тенденции общения в семье // Проблемы нравственной культуры
общения (Материалы научной конференции). Вильнюс: Изд-во АН Лит. ССР, 1986. - 0,2 п.л.
32. Сможем ли вернуться к рефлексированию? // Новое мышление и пути нравственного развития человека. (Материалы научной конференции). Новгород: Изд-во Новг. Гос. пед. ин-та, 1989. - 0,2 п.л.
33. Этическое осмысление рефлексии // Рефлексивные процессы и творчество. (Тезисы докладов и сообщений к Всесоюзной конференции 3-5 апреля 1990 г.). Новосибирск: Б.и., 1990. - 0,2 п.л.
34. Политика во власти нравов // Этика и социология политической деятельности.
(Тезисы к симпозиуму). Владимир: Б.и., 1990. - 0,2 п.л.
35. Воинствующий гуманизм: истоки и результаты // Судьбы идеологии в современном мире. (Тезисы докладов и выступлений к научно-практической конференции зоны Урала. Свердловск, 17-18 мая 1991 г.). Свердловск: Изд-во Урал. Соц.-полит. ин-та, 1991. - 0,2 п.л.
36. Политика на фоне нравственно-психологических представлений общества // Соотношение общей и политической культуры. (Тезисы республиканской конференции). Комсомольск - на- Амуре: Б.и., 1991. - 0,2 п.л..
37. Выживет ли творческая индивидуальность? // Предпринимательство: нормы и ценности. (Тезисы докладов Всероссийской научно-теоретической конференции). Владимир: Изд-во политехн. ин-та, 1992. - 0,2 п.л.
38. Неоднозначность оценки конфликта и конфликтности // Конфликты в экономике и политике. (Тезисы Всероссийской научно-практической конференции). Владимир: Изд-во политехн. ин-та, 1993. - 0,2 п.л.
39. Установка на конфликтность и попытка ее девальвации // Конфликты в экономике и политике. (Тезисы Всероссийской научно-практической конференции). Владимир: Изд-во политехн. ин-та, 1993. - 0,2 п.л.
40. О диалоге морали и нравственности // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге ХХ1 века. (Тезисы 3 Саранских Междунар. Бахтинских чтений): В 2 ч., ч.1. Саранск: Изд- во Морд. ун-та, 1995. - 0,2 п.л.
41. Проблема формирования корпоративной культуры в России // Российская культура на рубеже пространства и времени. Екатеринбург: Изд-во Гуман. ун-та, 1998. - 0,25 п.л.
42. Невидимые властители // ХХ1 век: будущее России в философском измерении: В 4 т. Т.3 «Философская антропология и философия культуры». (Материалы Второго Российского филос. конгресса 7-11 июня 1999). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. - 0,1 п.л.
43. Экономический и гуманистический потенциал корпоративной культуры //Экономика и управление профессиональным образованием. (Материалы научно-практической конференции 11-12 апреля 2002 г.). Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2002. - 0,2 п.л.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ