Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Части особого назначения и органы милиции в Екатеринбургской губернии

Работа №101845

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

история

Объем работы24
Год сдачи2020
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы 2
Методология и методы исследования 11
Содержание работы 13
Заключение 18
Список литературы 22

Актуальность исследования. Октябрьская революция 1917 г. и последовавшая за ней Гражданская война стали знаковыми событиями в отечественной истории ХХ века. Социальные и политические установки, сформированные во время внутреннего противостояния и в первые послевоенные годы, явились отправной точкой в определении путей развития Советского государства. В настоящее время научное осмысление политических потрясений столетней давности способно не только содействовать консолидации общества, но и выявить закономерности, необходимые для успешного государственного развития.
Противостояние военно-политических сил в период Гражданской войны показало, что вопрос установления государственной власти не был до конца решен. Силы различной политической направленности вели вооруженную борьбу за укрепление своего влияния во всех без исключения регионах страны. Советское правительство, сформированное после событий октября 1917 г., старалось укрепить свои позиции и остаться на вершине политической власти. Одновременно с организацией вооруженных сил создавались административно-политические органы, главной целью которых являлось подавление антиправительственных выступлений и наведение
конституционного порядка на территориях, подконтрольных советской власти. Наряду с Всероссийской Чрезвычайной комиссией (ВЧК) такими органами являлись Части особого назначения (ЧОН) и Рабоче-Крестьянская Красная милиция (РККМ). Несмотря на то, что деятельность данных структур в некоторых случаях осуществлялась параллельно, основной задачей Чрезвычайной комиссии являлась борьба с различными проявлениями контрреволюции, тогда как для ЧОН и РККМ отстаивание политических интересов советской власти являлось одной из функций, среди которых также выделялись административные и полицейские.
Процессы создания и функционирования Частей особого назначения и органов милиции имеют схожую периодизацию, которая является отражением административных и социально­политических изменений, произошедших не только на территории региона, но и во всем советском государстве. В то же время обращение к региональному опыту строительства советско- 3
партийных органов позволяет выявить специфику и уникальность протекания процесса становления советской государственности. В этом отношении территория Урала в 1919-1923 гг. являлась регионом, где шло не поэтапное, а параллельное становление партийных и советских административных и карательных органов, что в комплексе с социальными, военными и экономическими региональными особенностями формировало особую среду, способствовавшую принятию уникальных управленческих решений.
Формирование ЧОН и РККМ началось в условиях тяжелой экономической ситуации с полным отсутствием опытных руководящих кадров и стало не только уникальным примером создания исполнительных советско-партийных органов в чрезвычайных условиях Гражданской войны, но и показателем всех противоречий нового строя. Комплексный анализ особенностей формирования и деятельности Частей особого назначения и органов Рабоче-крестьянской милиции Екатеринбургской губернии, осуществляемый в немалой степени на основе неизученных документов, позволяет осветить различные аспекты функционирования первых советских административных органов, выявить закономерности их развития, а также определить особенности внутриструктурных процессов...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении работы автор дает оценку предпосылкам формирования, кадровой и экономической политике, эффективности применения политико-административных органов, а также обосновывает периодизацию их существования, тем самым обобщая промежуточные выводы исследования.
Екатеринбургская губерния в 1919-1923 гг. находилась в состоянии глубокого экономического, административного и управленческого кризиса, при этом, наряду с экономическими и управленческими проблемами, напряженной оставалась социально­политическая обстановка. Продовольственная политика государства являлась причиной недовольства крестьянства, которое в отдельных районах губернии перерастало в силовое противодействие. Разногласия в политических установках, а также экономические проблемы приводили к необычайным масштабам бандитизма, дезертирства, мошенничества и должностной преступности.
С момента установления Советской власти на территории Урала, советское руководство пыталось создать эффективную структуру политико-административных органов, способных не только контролировать исполнение распоряжений правительства, но, и в случае необходимости, оказать силовое воздействие на политических противников. Однако, отсутствие документов инструкционного характера, а также отказ от привлечения опытных специалистов, не подходящих под теорию классового отбора, привели к отсутствию единообразной системы формирования и дефициту профессиональных кадров, а начавшаяся летом 1918 г. активная фаза Гражданской войны привела к установлению на Урале антибольшевистской власти. Лишь летом 1919 г. на территории Урала возобновился процесс советского строительства.
К этому моменту опыт создания и применения карательных и милиционных органов, накопленный в 1918 г., не отвечал
политическим, социальным и экономическим особенностям региона. В рамках формирования партийно-советских управленческих структур отряды особого назначения и Рабоче­крестьянская милиция, появившиеся на Среднем Урале к осени 1919 г., заняли очень важное положение: коммунистические
подразделения планировалось использовать для защиты власти от внутриполитических угроз, тогда, как органы милиции являлись средством охраны правопорядка и законности в новом обществе.
Отряды особого назначения являлись военизированными формированиями, комплектуемыми из членов РКП(б), РКСМ и кандидатов в данные организации. В функции подразделений входило отстаивание интересов советской власти на местах, также, помимо силового подавления политических противников, они выполняли задачи тайного наблюдения за территориями, охраняли железные дороги, заводы и фабрики. В задачи милиции входил контроль соблюдения законности и исполнения всех декретов органов власти. Часто в сферах охраны правопорядка и борьбы с политическим и криминальным бандитизмом, деятельность милиции и коммунистических боевых отрядов осуществлялась параллельно.
Период сравнительно недолгого существования ЧОН и РККМ Екатеринбургской губернии имел свою внутреннюю динамику, носившую специфические черты для каждой из структур и выраженную в характере взаимодействия Частей особого назначения и милиции с партийно-советскими административными структурами, в кадровой политике и системе снабжения.
На начальном этапе своего становления (1919 г.) отряды особого назначения и органы милиции характеризовались отсутствием единой системы формирования и управления, для личного состава этих структур был характерен низкий уровень военной подготовки и дисциплины. В это же время подобные структуры, действовавшие в центральных регионах государства, составляли наиболее лояльную и боеспособную основу советской власти.
В ноябре 1919 г. отряды особого назначения, имевшие на начальном этапе исключительно партийное подчинение и юридически являвшиеся «общественной организацией», получили двойную систему управления, опирающуюся не только на партийные комитеты разного уровня, но и на отделы Всевобуча. Участие Частей особого назначения Екатеринбургской губернии в подавлении восстаний в Камышловском и Шадринском уездах показало низкую эффективность этих подразделений, что в комплексе с общегосударственным опытом повлекло за собою выделение ЧОН из структуры Всевобуча. Весной 1921 г. были созданы обособленные управленческие органы Частей особого назначения при партийных организациях разных уровней.
Трансформация систем подчинения ЧОН происходила параллельно с изменением кадровой политики. Первоначальный принцип отбора личного состава, основанный исключительно на партийной принадлежности, привел к искусственному дефициту опытных сотрудников, что заставило советское руководство обратиться к более прагматичным критериям отбора. С конца 1922 г. главным критерием отбора постоянного состава ЧОН стала не столько партийная принадлежность, сколько наличие военного и управленческого опыта. Анализ материалов кадрового делопроизводства показывает, что в октябре - ноябре 1922 г. личный состав штаба ЧОН Екатеринбургской губернии лишь на 25% состоял из членов партии, однако, при этом большее внимание уделялось уровню образования и военному опыту сотрудников. Подобные изменения кадровой политики и структур подчинения Частей особого назначения явились показателем невозможности существования партийных силовых структур без обособленной системы управления и отбора личного состава. Стоит отметить, что в центральных регионах государства благодаря массовости большевистских организаций, отбор кадров по партийному признаку применялся весь период существования ЧОН. Другим важным фактором усиления эффективности деятельности Частей особого назначения как боевых подразделений, явилось совершенствование системы снабжения ЧОН, которая выражалась не только в формировании обособленных внутренних хозяйственных подразделений, но и в поиске поддержки со стороны советских и государственных учреждений.
Рабочая милиция первоначально имела тройную схему управления: на государственном уровне Губмилиция подчинялась Главной милиции Республики (Главмилиции). Руководящим органом Главмилиции являлась коллегия, включавшая одного представителя ЦК РКП(б), представителя ВЧК и сотрудника милиции. На уровне Губернии милиция контролировалась Губотуправом и Губчека. Высшим совещательным органом губернской милиции являлась Коллегия. Стоит отметить, что подобная управленческая структура оказалась относительно эффективной, и за исключением появления дополнительных отделов, направленных на улучшение снабжения, обработки документации, обучения и политического контроля, оставалась неизменной на протяжении всего изучаемого периода.
Одной из важнейших причин, характерных для периода становления РККМ, выступал недостаточный уровень снабжения. Милиционеры не только имели сравнительно низкие доходы, но и были лишены какой-либо социальной поддержки. Задержки заработной платы, отсутствие продуктового и вещевого снабжения делали службу в милиции непопулярной и являлись причиной текучести кадров. С данной проблемой милицейское руководство боролось путем снижения требований к кандидатам, что негативно сказалось на качестве выполняемых задач. В конце 1922 г. была пересмотрена система снабжения органов охраны правопорядка. Если до этого обеспечение губернской милиции осуществлялось за счет отчислений центральных органов охраны правопорядка, то с указанного периода содержание милиции было включено в обязанности местных советских органов. Распределение средств на местах не только позволило эффективнее воздействовать на проблемные зоны, но и контролировать целевое применение выделенных финансов. Важным является то, что снабжение милиции Москвы и Петрограда, в отличие от российских регионов, поддерживалось на достаточном уровне и, с момента образования в 1918 г. данные структуры обладали высоким профессионально­кадровым потенциалом.
Проводя сравнительный анализ основных критериев формирования и деятельности изучаемых структур, мы приходим к выводу о том, что Части особого назначения и органы РККМ стали формами мобилизации общественных сил в целях защиты политического строя, охраны общественного порядка и контроля за выполнением распоряжений правительства. Коммунистические отряды являлись не только очагами идейного сплочения, но и центрами отработки управленческих форм и методов обучения, необходимых для дальнейшего формирования армии, построенной на милиционном принципе комплектования. В центральных и восточных регионах коммунистические подразделения являлись серьезной боевой силой, подавлявшей выступления противников новой власти. В Екатеринбургской губернии партийные отряды выполняли роль своеобразной сдерживающей силы, а практическое применение Частей особого назначения не оказало влияния на развитие событий в регионе.
Рабоче-крестьянская милиция являлась структурой, осуществлявшей охрану общественного порядка и контролировавшей исполнение распоряжений правительства на местах. Роль милиции в деле стабилизации политической обстановки в регионе и выстраивании организованных социальных отношений являлась значительной. Проблемы, проявлявшиеся на всем пути существования органов охраны правопорядка, были вызваны не только экономическим кризисом Екатеринбургской губернии, но и прямым следствием отказа от опыта, наработанного в дореволюционной России. Создание милиции можно считать уникальным примером организации силовых структур «с нуля», а основы, сформированные в начальный период, являлись актуальными для органов охраны общественного порядка долгие годы.


1. Сильченко, И. С. Из истории формирования Частей особого назначения Нижне-Тагильского уезда Екатеринбургской губернии в 1919-1923 гг. / И. С. Сильченко // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - № 422. - С. 161-165 (0, 25 п. л.) (Web of Science [WoS]).
2. Сильченко, И.С. К вопросу о формировании Частей особого назначения Екатеринбургского уезда (1919-1923 гг.) / И. С Сильченко // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. - 2017. - Т. 166. № 19 (3). - С. 97­104 (0, 4 п. л.) (Web of Science [WoS]).
3. Сильченко, И. С. Административно-кадровые особенности формирования милиции Екатеринбургской губернии в конце 1919 г. / И. С. Сильченко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2018. - Т. 18. № 2. - С. 110-114 (0, 25 п. л.).
4. Сильченко, И. С. Организационно-кадровые проблемы формирования отрядов и Частей особого назначения Екатеринбургской губернии в 1919-1923 гг. / И. С. Сильченко // Вестник Омского государственного университета. Серия Исторические науки. - 2018. - № 1. - С. 80-89 (0, 5 п. л.).
Другие публикации:
5. Сильченко, И. С. Формирование органов власти Екатеринбургской губернии в 1919 г. / И. С. Сильченко // Вопросы всеобщей истории. - Вып. 19 / ФГБОУ «Урал. Гос. Пед. Ун-т». - Екатеринбург, 2017. - С. 266-270 (0, 25 п. л.).
6. Сильченко, И. С. Регулирование продажи и потребления спиртных напитков в Екатеринбургской губернии в 1919-1923 гг. / И. С. Сильченко // Запад, Восток и Россия: Социальные и политические проекты прошлого: Вопросы всеобщей истории. - Вып. 20 / ФГБОУ «Урал. Гос. Пед. Ун-т» - Екатеринбург, 2018. - С. 180-185 (0, 25 п. л.).
7. Сильченко, И. С Преступность в рядах милиции Екатеринбургской губернии в 1919-1923 гг. / И. С. Сильченко // Документ архив история современность. Сборник научных трудов.
• Вып. 18 / Изд-во Уральского университета - Екатеринбург, 2018.
• С. 119-125 (0, 3 п. л.).
8. Сильченко, И. С. Из истории формирования горно-приисково­промышленной милиции Екатеринбургской губернии. / И. С. Сильченко // Урал индустриальный. Бакунинские чтения. Индустриальная модернизация Урала и России в УШ-ХХ1 вв. Материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург: изд-во Уральского университета, 2018. - С. 119-125 (0, 3 п. л.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ