Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственная политика в области высшего педагогического образования в условиях становления новой России (1990 - 2000 гг.)

Работа №103425

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

история

Объем работы23
Год сдачи2006
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования. Сложные социально-политические и экономические процессы конца 80-х - начало 90-х гг. XX в. - распад СССР, суверенизация союзных республик, начала демократических преобразований общества, отказ от монополии коммунистической идеологии, приватизация, передел собственности - привели к смене политической и экономической модели развития России. Конец 1991г. стал годом рождения новой, демократической России.
В новых условиях назрела проблема комплексной структурной перестройки образовательной системы в целом и системы высшего педагогического образования в особенности, где все сильнее проявлялось отставание от потребностей страны, ставшей на путь экономических реформ. Однако экономические реформы, предпринятые в этот период, не имели достаточно обоснованного научного и законодательного обоснования и, в конечном счете, привели к сокращению производства, что вызвало ликвидацию отдельных предприятий, рост безработицы и другие негативные явления в экономике России. Следствием этого стали существенные нарушения в функционировании рынка труда, а с ними и системы высшего педагогического образования. Возникла необходимость не столько определения ее педагогических перспектив, сколько стабилизации и активной социальной и экономической защиты.
В марте 1991 г. состоялось Всероссийское совещание работников образования, которое приняло «Программу стабилизации и развития российского образования в переходный период». В нём значительное место было отведено анализу проблем и поиску механизмов более эффективного функционирования высшего профессионального образования в условиях рыночной экономики. Решения вызвали неоднородную оценку общественности. Как писал Э.Д. Днепров, «запущенный в январе 1992г. маховик рыночных реформ резко обострил ситуацию в образовании, сменив на время задачи стабилизации и развития образовательной системы драматической задачей выживания».
Длительная подготовка основополагающих документов, определяющих государственно-правовые основы развития образовательной системы в новых социально-экономических условиях России, была завершена принятием в июле 1992г. Закона РФ «Об образовании». Документом, определяющим стратегию и тактику практической реализации Закона, стала «Программа реформирования и развития системы образования РФ в условиях углубления социально-экономических реформ», одобренная Правительством в августе 1992 г. Она ставила задачу стимулировать этот процесс в ходе рыночных преобразований и придать ему целенаправленный, планомерный характер.
В последние годы ХХ века в российском обществе были проведены радикальные преобразования, которые привели к глубоким изменениям в экономической, политической, социальной, культурной областях, в том числе и в сфере высшего педагогического образования.
Разработка новых подходов в этой области осуществлялась на основе преемственности этапов становления и развития всего отечественного высшего образования в России. Изучение его истории позволит выявить наиболее существенные достижения и недостатки, обозначить приоритеты в реализации новой концепции образования России, в особенности его высшего педагогического звена.
Президент России В.В. Путин отмечал, что в наше время «должен быть изменен сам факт подхода к образованию. В эпоху глобализации и новых технологий это не просто социальная сфера, это - вложение средств в будущее».1 Вполне логично обращен взгляд на образовательную сферу, которая для многих развитых стран была и остается стратегической точкой роста, ибо создает самое эффективное «вещество» любого прогресса, самый мощный инвестиционный ресурс - человеческий потенциал.
Объектом исследования является система высшего педагогического образования Российской Федерации.
Предметом исследования является государственная политика в области высшего педагогического образования в условиях изменения общественно-политического строя и структуры высшей педагогической школы.
Хронологические рамки исследования охватывают последние десятилетие минувшего века (1990-2000 гг.), связанное с процессом разработки концептуальных и правовых основ политики правительства России, нового социально-политического строя, становления правового государства и гражданского общества.
Степень изученности темы. На рубеже 80-90-х гг. XX в. в отечественной историографии происходил сложный процесс смены методологических парадигм - отказ от формационного и переход к цивилизационному, структурно-функциональному и другим подходам. Методологический плюрализм позволил вскрыть многие проблемы истории высшей школы, в частности педагогического звена, которые ранее искажались или замалчивались.
В постсоветский период ряд работ по истории высшей школы подготовил НИИ ВО Минобразования РФ.1 Кроме того, В. А. Садовничий, В.В. Белокуров, В.Г. Сушко, Е.В. Шикин, В.И. Жуков, В.А. Шаповалов и другие ученые опубликовали ряд работ по философии образования, новым концептуальным подхода к работе высшей школы, проблемам и перспективам ее развития. Новый этап развития системы образования обусловил возникновение современной историографии, в том числе и непосредственно по вопросам образования и воспитания.
Образование 90-х годов ХХ века, шедшее в своем развитии по иному, отличному от прежних десятилетий руслу, только теперь, вооружив ученых- историков новой методологией и новым запасом эмпирических данных, начинает анализироваться более глубоко и фундаментально.
Первой работой общероссийского масштаба, затрагивающей тему российского образования в 90-е годы, можно назвать работу «История образования и педагогической мысли» В.Г. Пряниковой и З.И. Равкина. Авторы дают оценку процессам, которые еще не завершены, событиям, последствия которых еще не выявились. В работе анализируются попытки внести корректировки в структуру образовательной системы России в 1988 - 1991 гг., рассматриваются первые итоги реформ, которые нашли отражения в российском законе «Об образовании» (1992 г.).
В разработке названной проблематики несомненное лидерство принадлежит Э.Д. Днепрову, издавшему книги «Четвертая школьная реформа в России» и «Школьная реформа между «вчера» и «завтра»». В 1990-1992 гг. он был министром образования РФ и основным разработчиком закона «Об образовании». В этих монографиях Э.Д. Днепров высоко оценивает роль образования в реформировании России и обобщает первый опыт функционирования Минобразования в начале перестройки. Он пишет, «что сфера образования - это сфера стратегических интересов России» , и вряд ли кто ему может возразить, потому что это подтверждается опытом развития отечественного образования в 90-е годы ХХ века.
Среди других публикаций доминируют работы ученых РАО: Г.Б.Корнетова, Б.С. Гершунского, Н.Н. Пахомова и других. Они описывают критическую ситуацию и отсутствие ясной государственной политики в развитии образования как важнейшей «отрасли общественного развития». В изданных трудах видных деятелей российского образования: Миронова В.Б. Шадрикова В.Д. Пинского А.А. отражены процессы, происходящие в отечественной школе 90-х годов ХХ века.
Показателем творческой активности корпуса ученых и педагогов всегда были публикации статей в научной и педагогической периодической печати. Среди статей по проблемам истории образования в России 90-х годов хотелось бы выделить те, в которых раскрывается роль школы всех уровней и видов на рубеже XXI века. Это “Образование и национальная безопасность России” И. Болотина и Б. Митина, “Человек, культура и образование в кризисном социуме” Л. Чуевой, “Принципы демократизации профессионального образования” А.М. Новикова. Они рассматривают образование в качестве наиболее общей педагогической категории и трактуют его как целенаправленный организованный процесс воспитания и обучения.
Проблемы высшего педагогического образования довольно активно разрабатывались в рамках общих исследований проблем высшей школы. Результаты этих исследований широко использовались в практике построения новой отечественной системы образования. К этой группе авторов, занимающихся данными проблемами, необходимо отнести Б.М. Смирнова, В.И. Шкатуллу, В.Е. Шушкунова и других.
Успешное становление высшей школы в современных условиях непосредственно связано с ее главным стратегическим направлением - подготовкой научно-педагогических кадров. Значительную теоретическую базу для решения проблем подготовки научно-педагогических кадров к преподавательской деятельности создали многие отечественные исследователи: В.А. Сластенин, З.Ф. Есарева, А.И. Щербаков.
После смены прежней общественно-политической системы, воспитание, которое ранее именовалось «коммунистическим», было отодвинуто на второй план. Сегодня это явление критически рассматривается многими учеными, которые предлагают новые концепции и модели воспитания в современных условиях, учитывающие, с одной стороны, рыночную систему отношений, с другой - необходимость воспитания молодого человека в духе патриотизма, других установок гражданского демократического общества.
Достаточно большой интерес в этом отношении вызывают работы Е.В.Бондаревской, Л.П.Буевой, А.С.Запесоцкого. Анализ их работ показывает, что воспитание рассматривается этими исследователями, как общественное явление, как воспитательный процесс. Воспитание характеризуется особенностями генезиса, категориальным содержанием, функциональным и формальным своеобразием в зависимости от этапа общественно-исторического развития общества; оно тесно связано с такими формами общественного сознания, как политика, мораль, право, науки, искусство.
Плодом сотрудничества ученых Российской академии образования, МГУ, Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей социально-гуманитарных дисциплин, межвузовской проблемной группы «Философия образования», Международной академии педагогического образования и фонда «Новое тысячелетие» явился фундаментальный сборник статей, тематически охватывающий основные вопросы образования, включая 3 и его историю.
Составной частью реформирования высшего педагогического образования стало изменение его содержания в соответствии с современной социокультурной ситуацией. Принятие Государственных образовательных стандартов (ГОС) в 1994-1996 гг. законодательно закрепило многоступенчатую подготовку педагогических кадров, начатую рядом педвузов с 1992 года в порядке эксперимента. Как отмечают А.В.Суханов и Х.Г. Тхагапсоев, стандарты должны давать норму образованности, и эта норма должна иметь четкие контуры педагогической деятельности. Авторы отмечают, что в сложившейся практике подготовки педагогов высшей школы проявился ряд проблем. С одной стороны, есть государственный образовательный стандарт, но нет конкретики подготовки преподавателя вуза. С другой стороны, высшая школа должна готовить специалиста будущего, но в существующих стандартах нет перспективных пунктов, отражающих прогностические требования к деятельности преподавателя вуза.
Историографический анализ показывает, что исследований исторического плана, защищенных диссертаций по нашему периоду пока очень мало. Как нам представляется, это было связано с необходимостью коренного пересмотра целого ряда идейных позиций. В последние годы появились диссертации А.П. Березовского, И.Ю. Костюченко, М.Л. Михайловой, Т.А.Панковой и других.1 Однако в подавляющем своем большинстве эти работы не обобщающего характера, в них не представлено осмысление основных направлений образовательной политики в целом: они посвящены отдельным вопросам образования в исследуемый период. Кроме того, в названных диссертационных исследованиях отсутствует объективный анализ проблем образования, что в определенной степени затрудняет обосновать точку зрения каждого автора.
Особый интерес к теме исследования связан с ее дискуссионностью, переосмыслением ряда сложившихся в науке представлений о роли государственной политики в области высшего педагогического образования, а также о результатах проводимых в 90-х годах ХХ века мероприятий по стране в целом.
Целью исследования является комплексный анализ и обобщение исторического опыта развития системы высшего педагогического образования в 1990-2000 гг.
В соответствии с предметом и целью исследования автор ставит перед собой следующие основные задачи:
- рассмотреть ситуацию, сложившуюся в советской системе высшего педагогического образования к началу 90-х годов ХХ века;
-проанализировать разработку нормативно-правовой базы
функционирования педвузов, а также государственную политику правительства в сфере высшего педагогического образования;
- дать анализ качества подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров в России;
- исследовать учебно-воспитательную систему педвузов страны и перспективы ее развития;
- обобщить исторический опыт организации и управления научно-исследовательской работой в пединститутах и университетах;
- проанализировать систему создания и укрепления материальной базы педвузов в новых исторических условиях.
Методологическую основу диссертации составляют общенаучные и специальные исторические методы и принципы. В процессе отбора и классификации конкретно-исторического материала автором использовались методы объективности, историзма, диалектики, сравнительно-исторического анализа, статистики, прикладной социологии, системности и комплексности исследования.
Для реконструкции отдельных явлений применялся описательный метод, а также традиционный метод индукции.
Источниковая база диссертации. Весь комплекс источников, привлеченных для работы над диссертацией, можно подразделить на пять основных групп.
Первую группу составили правовые источники. Центральное место среди них занимают нормативные и законодательные акты. Это, прежде всего: Указ № 1 Президента РФ «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» от 11 июня 1991 года, Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Анализ нормативно-правовой базы высшей школы позволил охарактеризовать законотворческую деятельность правительства в сфере высшего педагогического образования.
Представление о состоянии дел в системе образования, проблемах, постановке конкретных задач дают сборники документов и отдельные нормативные акты, издаваемые правительством и федеральным министерством образования. Данные материалы помогли в процессе анализа российского высшего педагогического образования, определить направления его развития, позволили оценить степень эффективности принимаемых мер, выявить стимулирующие и тормозящие факторы в развитии педвузов отразившиеся на темпах реформы и ее результатах.
Ценным дополнением к делопроизводственным материалам являются ежегодные отчеты Научно-исследовательского института высшего образования (НИИ ВО), регулярно поступавшие в Министерство образования. Эти отчеты содержат большую информацию по интересующей нас проблеме. Анализ данных о профессорско-преподавательском составе (ППС) дал возможность уточнить и дополнить данные о научных педагогических кадрах высшей школы. При изучение финансовой стороны деятельности правительства рассматривались финансовые отчеты. Содержащиеся в них сведения позволили определить основные источники финансовых поступлений на развитие педагогических университетов и институтов. Все эти материалы хранятся главным образом в фондах Государственного архива РФ (ГАРФ).
Вторую группу источников незначительную по своему объему составляют статистические материалы. В них опубликованы лишь сведения о количестве студентов и (или) выпускников высших учебных заведений.
Работы третьей группы посвящены проблемам высшей школы в прошлом и настоящем. Их авторы являлись руководителями российского образования различных периодов: Э.Д. Днепров, Е.В. Ткаченко, В.Г. Кинелев, В.М.Филиппов.
Изучение новейшей отечественной истории, включая и сферу образования, невозможно без тщательного исследования материалов периодической печати, которые составляют четвертую группу источников. В условиях широкой гласности, господства плюралистического подхода к рассмотрению жизненных реалий наличие нескольких источников дает дополнительную возможность поиска объективной истины. Тем более, что многие периодические издания ориентируются непосредственно на документы Министерства образования и науки РФ и управлений народного образования в областях, краях, городах РФ. Во многих газетах и журналах те или иные руководящие документы публикуются полностью.
В своем исследовании мы использовали прежде всего, документы и материалы, опубликованные в «Учительской газете» и газетах «Первое сентября», «Поиск», в журналах «Народное образование» и «Педагогика». Изучались также документальные и информационные материалы в педагогических изданиях “Alma Mater”, “Magister”, “Официальные документы в образовании”, “Университет и школа”, “Мир образования”, “Высшее образование в России” и др.
Пятая группа источников включает в себя архивные документы. Это прежде всего документы, хранящиеся в Государственном архиве РФ (ГАРФ); архиве Министерства образования и науки РФ и содержащие более точную информацию о деятельности системы образования, об образовательной политике государства и правительства, которые подтверждают или не подтверждают достоверность сведений, взятых из других источников.
Говоря об источниковой базе исследования, нельзя не отметить актуальность использования документального материала, объединенного понятием «текущие архивы». Для нас этот вид архивов был особенно важен, так как хронологические рамки исследования очень близки к настоящему времени. При этом особенно тщательно исследовались материалы текущего архива Министерства образования России, где сосредоточен весь массив архивной документации, относящейся к исследуемой теме.
Перечисленные группы источников составили такую источниковую базу исследования, которая позволила с достаточной полнотой и достоверностью осветить все основные проблемы рассматриваемой темы, достигнуть намеченные цели и решить поставленные задачи.
Все это свидетельствует о том, что государственная политика в области высшего педагогического образования заслуживает специального исторического исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации впервые предпринята попытка комплексного изучения развития высшей педагогической школы в России в 90-х годах XX в. в период изменения всей структуры экономических, политических и социальных отношений в стране. На основе впервые введенных в оборот архивных материалов анализируются как положительные, так и отрицательные результаты этой политики.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его содержание и выводы способствуют развитию соответствующего научного направления отечественной истории. Системный анализ и осмысление того, что произошло с отечественным образованием в 90-е годы, дает импульс к дальнейшей разработке проблемы. Кроме того, материалы работы могут быть
12 использованы в исследованиях по истории России ХХ века, истории образования, в разработке учебных курсов в вузе и школе, а также в практической деятельности всей сферы образования.
Апробация работы. Основные положения исследования отражены в выступлениях автора на международных, всероссийских и региональных, научных и научно-практических конференциях: «Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе и социальной педагогике», Екатеринбург, РГ1П1У (март, 2003), «Формирование гуманитарной среды и внеурочная работа в вузе, техникуме, школе», Пермь, ПГТУ (май, 2003), «Социально-педагогическая и психологическая поддержка развивающейся личности в системе непрерывного образования», Соликамск, СГПИ (январь, 2004), «Проблемы и перспективы историко-культурного развития г. Соликамска», Соликамск, СГПИ (апрель, 2005).
Всего по теме диссертации опубликовано 10 печатных работ общим объемом 2,8 печатных листа.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении диссертации подведены общие итоги исследования, сделаны выводы по изученной проблеме. Автор отмечает, что высшая школа России (в частности высшая педагогическая школа) в конце 90-х годов ХХ века оказавшись в центре социально-экономических, общественно-политических и культурных процессов, порожденных потребностями российского общества, превращалась в важный социокультурный институт государственного механизма.
Подводя общие итоги исследования, можно сформулировать основные выводы. С 1990 года было принято несколько десятков нормативных документов, отражавших попытки государства ослабить или компенсировать последствия социально-экономических реформ в области высшего педагогического образования. Они не были подкреплены соответствующим механизмом их выполнения, например, в части доли финансирования системы высшего педагогического образования от расходной части бюджета. Финансирование образования всегда проводилось по остаточному принципу. Если за период с 1990 по 1993 год объем капиталовложений в образовании в целом сократился до 4,7 % и уменьшался до 1998 года (3,45 %), то в 1999 году он возрос до 3,63 %, а в 2000 году - до 3,75 %.
В 90-е годы ХХ века происходит абсолютное и относительное увеличение числа преподавателей, имеющих ученую степень кандидата наук (с 6,1 % в 1991 г. до 9,5 % в 2000 г.) и увеличение числа преподавателей, имеющих ученую степень доктора наук (с 4,2 % в 1991 г. до 8,7 % в 2000 г.).
Необходимо ориентировать научно-исследовательскую работу на фундаментализацию. Именно фундаментализация НИР поможет преодолеть имеющиеся разобщенности естественнонаучного и гуманитарного образования. Система педагогического образования должна создаваться на основе сочетания новейших естественнонаучных и гуманитарных знаний.
Государственные образовательные стандарты второго поколения отражают специфику подготовки кадров для сферы образования с учетом новейших достижений науки и технологии обучения. Поскольку сегодня перед системой высшего образования встают задачи, связанные с интеграцией РФ в мировое образовательное пространство, то введение и переход высшей школы на уровни бакалавриата и магистратуры должны позволить значительно расширить экспорт образовательных услуг.
В российской системе образования стала складываться новая культура воспитания в высшей школе. С одной стороны, отход от традиционной интерпретации воспитания и прежней системы (внеаудиторной) воспитательной работы, а с другой стороны, изменение механизмов и технологий воспитания, составляют гуманитарную насыщенность, нравственно-психологическую и ценностноформирующую направленность учебного процесса в педвузах.
В целом же государственная образовательная политика должна быть нацелена на триединую задачу - возродить, сохранить, модернизировать.



1. Подготовка и воспроизводство научно-педагогических кадров // Материалы VIII науч.-прак.конф.Соликамск: СГПИ, 2002. - С.266-269 (0,25 п.л.).
2. Роль аспирантуры и докторантуры в воспроизводстве научно-педагогических кадров высшей школы // Материалы VIII науч.- прак.конф. Соликамск: СГПИ, 2002. - С.269-273 (0,31 п.л.).
3. Формирование новой парадигмы педагогической деятельности // «Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе и социальной педагогике»: Материалы международной науч.-практ.конф. Екатеринбург: РГППУ, 2003.- С.107-110 (0,25 п.л.).
4. Личностно-деятельный подход к проектированию целей педагогического образования // «Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе и социальной педагогике»: Материалы международной науч.-практ.конф. Екатеринбург: РГППУ, 2003. - С. 128-131 (0,25 п.л.)
5. О негосударственном образовании в России // Материалы IX науч.- практ.конф. Соликамск: СГПИ, 2003. - С.29-33 (0,31 п.л.).
6. Гуманизация профессионального образования // «Формирование гуманитарной среды и внеурочная работа в вузе, техникуме школе»: Материалы всерос. науч.-практ.конф. Пермь: ПГТУ, 2003. - С.10-12 (0,18 п.л.).
7. Личностно-ориентированный подход в некоторых предпосылках гуманизации образования // «Формирование гуманитарной среды и внеурочная работа в вузе, техникуме школе»: Материалы всерос. науч.- практ.конф. Пермь: ПГТУ, 2003. - С.12-14 (0,18 п.л.).
8. Философское осмысление образования. Методологический аспект в образовательных системах // Материалы X науч.-практ.конф. Соликамск: СГПИ, 2003. - С.33-38 (0,37 п.л.).
9. Непрерывное образование как механизм развития личности в педагогическом процессе // «Социально-педагогическая и психологическая поддержка развивающейся личности в системе непрерывного образования»: Материалы межрегион.науч.-практ.конф. Соликамск: СГПИ, 2004. - С.14-16 (0,25 п.л.).
10. Региональный подход к развитию системы высшего педагогического образования // «Проблемы и перспективы историко-культурного развития г. Соликамска»: Материалы городской науч.-практ.конф. Соликамск: СГПИ, 2005. - С.71-78 (0,5 п.л.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ