Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИИ

Работа №101584

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы136
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы профилактики социальных отклонений 13
1.1 Социальное отклонение: понятие и структура 13
1.2 Социальные институты в обеспечении безопасности студентов 22
1.3 Специфика профилактических мер по обеспечению социально­психологической безопасности студенческой молодежи 31
Глава 2. Практика обеспечения социально-психологической безопасности студентов в общежитии 40
2.1 Анализ практик по решению проблемы социально-психологической
безопасности студентов 40
2.2 Изучение обеспечения социально-психологической безопасности
студентов в общежитии 45
2.3 Проект «Социально-психологическая безопасность студентов в
общежитии» 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа исследования «Социально-психологическая безопасность студентов в общежитии» 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Б План работы воспитателя студенческого корпуса №8 на 2018/2019 учебный год 115
ПРИЛОЖЕНИЕ В Акт внедрения (использования) Результатов магистерской
диссертации 132

Актуальность диссертационного исследования. Актуальность изучения состояния, переживания, психологических и социальных возможностей современного студенчества возрастает в условиях нестабильности общества, так как именно эта социально-возрастная группа в большей степени восприимчива к происходящим в разных сферах жизни переменам, наиболее остро реагируют на новые социально-психологические проблемы и вызовы. Период освоения роли студента и применение функций данной роли - это сложный, эмоционально и психологически затратный процесс. В период студенчества молодой человек пытается влиться в среду вуза, он знакомится с новыми правилами, людьми, атмосферой
Еще сложнее становится процесс адаптации, если студент переезжает из родительского дома в общежитие. Многие специалисты считают неправильным отождествлять адаптацию в вузе и в общежитии. Они подчеркивает, что в этом случае студент проходит двойную адаптацию. В семейно-бытовой среде, обычно, дети выполняют второстепенную роль. Родители же выступают организаторами и руководителями в планировании, анализе, контроле и оценке семейно-бытовой жизни. В условиях общежития все вышеупомянутые роли ложатся на плечи самого студента. В это время, когда наступает бремя ответственности, самоконтроля, новые люди, проживающие с тобой в одной комнате, попадание в новую систему взаимоотношений, приобретение новых контактов - студент попадает в зону дискомфорта. В таких условиях может происходить эмоциональное выгорание, психологический дискомфорт, утрата чувства безопасности, ощущение угрозы, игнорирования, незащищенности, одиночества. На фоне вышеперечисленных угроз у студента могут сформироваться различные социальные отклонения (алкоголизм, наркомания, игромания, суицид и т.д.).
Доктором психологических наук, профессором кафедры психологии развития и образования Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Баевой Ириной Александровной было проведено исследование по определению проблемной загруженности студентов, проживающих в общежитии. Для этой цели была разработана анкета, которая имела три блока проблемных вопросов: проблемы, связанные с бытом общежития; проблемы, связанные со взаимоотношениями между студентами в общежитии; проблемы, связанные с ситуацией адаптации. Полученные результаты позволяют утверждать, что студенты, проживающие в общежитии, испытывают серьезные затруднения, в различных сферах жизнедеятельности - как в бытовой, так и в межличностной. Результаты анкеты показывают, что каждый из блоков имеет высокую нагруженность - более 50 %.
Чтобы избежать формирования у студентов социальных отклонений, а также свести к минимуму социально-психологическую нагруженность необходим поиск ресурсов, факторов и технологий, обеспечивающих безопасность, гармоничное развитие личности, формирование нравственных качеств студента. Общежитие в этой связи может выступать уникальным социальным институтом, где посредством создания условий для социально­психологической безопасности будет поддерживаться состояние динамического баланса внутреннего потенциала студента и внешних факторов, обусловленных наличием гармоничных, приносящих удовлетворение взаимоотношений, характеризующихся защищенностью. Это позволит реализовать духовно-психологический потенциал студента, проживающего в общежитии, в процессе жизнедеятельности, сохранить его целостность, способствовать профессиональному и личностному росту.
Важность изучения социально-психологической безопасности студентов в общежитии также обусловлена отсутствием исследований в данном направлении, как на территории Свердловской области, так и конкретно в студенческом городке Уральского Федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, однако необходимо отметить, что существуют исследования, в которых раскрываются проблемы студенческой молодежи. В одной из таких работ кандидат психологических наук С. Н. Илларионов отмечал следующие трудности, с которыми сталкивается студент в период адаптации в вузе: обработка больших массивов информации в сжатые сроки, конфликтные ситуации, низкий уровень психологической и социальной поддержки и на этом фоне развитие различного рода девиаций. По результатам его исследования 20 % студентов имеют низкую социально-психологическую поддержку, ощущают дефицит общения1.
Все вышеперечисленное, делает особенно актуальной тему нашего диссертационного исследования: Социально-психологическая безопасность студентов как фактор профилактики социальных отклонений.
Методологической базой исследования являются труды ученых и практиков в сфере психологии, социологии, педагогики: С. Л. Рубинштейн, И. А. Баева, А. В. Брушлинский, И. П. Стрельцова, И. В. Юдин, С. Н. Илларионов, а так же социологов: Р. Мертон, Э. Дюркгейм...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном мире, где общество отличается высокой мобильностью, в том числе академической, стоит проблема обеспечения социально- психологической безопасности студентов, в особенности проживающих в общежитии. Данная группа студенческой молодежи имеет двойную нагруженность: с одной стороны - требования вузов, связанные с успешностью обучения и приобретением, и повышением профессиональных компетенций, с другой - адаптация к социально-бытовым и социально­психологическим условиям общежития.
Молодые люди, не найдя ресурсов для преодоления вышеперечисленных трудностей могут «уйти» в различные рода социальные отклонения. Чтобы максимально профилактировать социальные отклонения в студенческом коллективе важно мобилизовать внешние (безопасная социально-психологическая среда) и внутренние (гармоничность, доверительность, удовлетворенность межличностным общением, отсутствие насильственных действий со стороны окружающих) ресурсы молодых людей. Консолидация, формирование и развитие данных ресурсов является гарантией развития полноценной личности студента с сформированными личностными компетенциями, активной жизненной позицией и с устойчивыми духовно-нравственными качествами.
В первой части диссертационного исследования были приведены теоретические основы профилактики социальных отклонений. Рассмотрено понятие и структура социальных отклонений; социальные институты, обеспечивающие безопасность студентов, а так же проанализирована специфика профилактических мероприятий по обеспечению социально­психологической безопасности студенческой молодежи. Было отмечено, что социальное отклонение может иметь различную природу появления у человека. Это могут быть и внешние и внутренние факторы, обусловленные как психологическим типом личности, так и условиями среды, в которой пребывает индивид. Важно понимание, что это отклонение от нормы и с 84
В процессе рассмотрения социальных институтов, обеспечивающих безопасность студентов были сделаны выводы о том, что потребность в безопасности и защите выступает одной из основополагающих потребностей человека. В студенческом возрасте, когда в силу не сформировавшихся духовно-нравственных ценностей, устойчивости к негативным воздействиям, необходимо комплексное влияние социальных институтов таких как молодежная политика, вуз, общежитие, чтобы в системе они обеспечивали социально-психологическую безопасность студенческой молодежи от негативных влияний среды.
Инструментом в обеспечении социально-психологической
безопасности студентов могут выступать специфические профилактические меры с учетом возрастных и психологических особенностей студенческой молодежи посредством организации внеучебной деятельности. Различные формы организации досуга студентов: мероприятия, беседы, тренинги и т.д. реализуются с целью профилактики отклонений в социальном и психологическом здоровье личности, помощи в стабилизации эмоционального состояния и межличностных отношений, а также направлены на содействие в приобретении личностью профилактических, психологических, социальных, правовых знаний, умений и навыков, необходимых для общего и профессионального развития. В процессе реализации организационно-профилактических, досуговых и иных мероприятий важно активизировать социально-психологический потенциал студента, во многом это зависит от развития системы межличностных отношений, овладения навыками налаживания связей с другими людьми, удовлетворенности личности своей жизнью, умение противостоять негативным воздействиям извне.
Во второй главе диссертационного исследования был произведен анализ практик по решению проблем социально-психологической безопасности, проведено исследование обеспечения социально­психологической безопасности студентов в общежитии, а так же разработан и внедрен проект «Социально-психологическая безопасность студентов в общежитии».
Анализ практик по решению проблем социально-психологической безопасности студентов дает возможность предположить, что комплексное действие и доступность различных служб (клиника, для дружественной молодежи, «Совет дружественной молодежи, служба социально­психологической безопасности студентов) в совокупности с разработанными проектами по организации и осуществлению внеучебной деятельности в социальных организациях и институтах, позволит студенческой молодежи реализовывать свой потенциал, повысить частоту и эффективность межличностных контактов, научиться противостоять негативным факторам социальной среды, а на этом фоне повысить уровень своей личностной и профессиональной компетенции.
Исследование по обеспечению социально-психологической
безопасности студентов в общежитии, сравнительный анализ показателей начала учебного года и окончания, беседа с администрацией и председателем совета студенческого корпуса, позволяют сделать вывод о том, что предложенный проект по формированию и развитию социально­психологически безопасной среды в общежитии имеет свой профилактический и социально-психологический эффект. Это проявляется в положительной тенденции к сокращению девиантного поведения среди студентов в общежитии, налаживании межличностных коммуникаций среди студентов, ощущении защищенности и безопасности в стенах общежития. Это, в свою очередь, говорит о возможности реализации проекта в последующие годы и внедрение его в других общежитиях объеденного студенческого городка УрФУ...


1 Асламов Б. С., Самихов Б.С. Криминологические и социально­психологические проблемы девиантного поведения подростков и молодежи в условиях трансформации общества / Труды академии МВД Республики Таджикистан. - 2018. - №2 (38). - С. 153-157.
2 Баева И. А. Психологическая безопасность студентов, проживающих в общежитии: проблемы и ресурсы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена.
2015. №174. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7psihologicheskaya- bezopasnost-studentov-prozhivayuschih-v-obschezhitii-problemy-i-resursy (дата обращения: 13.02.2019).
3 Баева Н. Н., Баева И. А. Психологические ресурсы защищенности студентов как показатель психологической безопасности личности [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. №1. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/1/Baev Baeva.phtml (Дата обращения: 19.02.2019)
4 Бакланова Н. К., Иванова Т. С., Колот В. В. К проблеме создания психологически безопасной образовательной среды: целостный подход / Вестник московского государственного областного университета. Серия: педагогика. 2018. - С. 13-24.
5 Бегина И. А. Социальные роли студентов в контексте безопасности в конфликтных ситуациях /И. А. Бегина// Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение. -
2016. - С. 83-88.
6 Болотова Е. Ю., Хаминова С. А., Гудимов Е. В. Профилактика негативных явлений в молодежной среде студенческого сообщества общежития на примере общежития ГБУ СПО СО «Камышловский педагогический коллеж» / Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы. - 2014. - С. 72-77.
7 Болтачева Е. В. Социально-культурное развитие студентов в рамках воспитательной деятельности в общежитии /Е. В. Болтачева// Педагогика. Общество. Право. 2013. - №3. - С. 48-53.
8 Бондаренко И. С. Спорт как способ профилактики социальных отклонений /И.С. Бондаренко/ Безопасность и адаптация человека к экстремальным условиям среды и деятельности. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2014. - С. 272-277.
9 Ботова С. Н., Красноруцкая С. Н. Социокультурная безопасность студентов в образовательной среде вуза / Актуальные вопросы научных исследований. - 2017. - С. 53-57.
10 Булатова Е. А., Кирэу Ю. В. Влияет ли на личность студента
проживание в студенческом общежитии? /
Устойчивое развитие регионов в бассейнах великих рек. - 2018. - 228­230.
11 Бушина Ю. В. К вопросу обеспечения безопасности: от тактики к стратегии /Ю. В. Бушина// Забайкальские социологические чтения. Социальные процессы: вызовы и пути решения. - 2018. - С. 155-158.
12 Бушина Ю. В. Методы профилактики девиаций среди студентов /Ю. В.
Бушина// Инновационный потенциал молодежи: социальная,
экологическая и экономическая устойчивость. - 2018. - С. 83-86.
13 Бушина Ю. В., Решетникова А. С. Социальный аспект в рекламе как технология профилактики девиантного поведения / Инновационный потенциал молодежи: информационная, социальная и экономическая безопасность. - 2017. - С. 683-686.
14 Галимова А. И., Корабельникова Ю. В. Безопасность как средство доступности среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья / Здравоохранение, образование и безопасность. - 2015. - №1. - С. 36­38.
15 Гегель Л. А., Зубкова В. И., Николаев Г. Г. Ценностные ориентации российской студенческой молодежи социально-политический и образовательный аспекты (отчет о всероссийском социологическом исследовании). - М.: Изд-во ООО Типография «Парадиз», 2008. - 200с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ