Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условие психологической безопасности студентов института искусств

Работа №80963

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы140
Год сдачи2020
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО САМОСОЗНАНИЯ
МЕТОДОМ КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ КАК УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 4
1.1. Рефлексивное самосознание студентов как предмет научного
исследования в философии и психологии 10
1.2. Особенности взаимосвязи рефлексивного самосознания и
психологической безопасности студентов института искусств 24
1.3. Модель развития рефлексивного самосознания методом комплексной
сказкотерапии как условия психологической безопасности студентов института искусств 30
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕФЛЕКСИВНОГО САМОСОЗНАНИЯ МЕТОДОМ КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ КАК УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 41
2.1. Этапы, методы и методики исследования 41
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего
исследования 46
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕФЛЕКСИВНОГО САМОСОЗНАНИЯ МЕТОДОМ КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ КАК УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 56
3.1. Программа развития рефлексивного самосознания методом
комплексной как условия психологической безопасности студентов
института искусств 56
3.2. Анализ эффективности реализации программы развития рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия психологической безопасности студентов института искусств..62
3.3. Психолого - педагогические рекомендации для педагогов по развитию рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия психологической безопасности личности. .71
3.4. Технологическая карта внедрения результатов опытно-экспериментального исследования программы развития рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия
психологической безопасности студентов института искусств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методики диагностики по теме «Развитие рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия психологической безопасности студентов института искусств» 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты исследования самосознания студентов института искусств 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Программа развития рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия психологической безопасности студентов института искусств 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты опытно-экспериментального исследования развития рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия психологической безопасности студентов института искусств 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Технологическая карта внедрения результатов исследования развития рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия психологической
безопасности

Развитие личности предполагает ее постепенную готовность, и умение управлять процессом сознания, которая предполагает способность обратить внимание на самого себя, на свои собственные процессы, собственные продукты и осуществлять адекватный самоанализ. Данные проявления указывают на условия позитивной адаптации и социализации личности, ее конструктивного самоизменения и самореализации современном быстро меняющемся мире.
Сенситивной особенностью выбора жизненного пути и самоопределения наиболее актуально на этапе юношеского периода личности и считается особенностью данного возраста. На этом этапе жизненного пути рефлексивный компонент сознания обретает статус направленности и происходит процесс формирования жизненной позиции. Слаборазвитая способность понимать себя, связанное с недостаточной способностью использования рефлексивного процесса. Она становится одной из преград для осмысления и понимания происходящих событий, а также лишает возможности видеть свою жизнь более целостно.
Актуализация потребности в осознании мотивов собственной деятельности на этапе юношеского взросления приводит к осознанию возможности лучшего понимания своих истинных желаний и потребностей, что дает возможность для лучшей самоактуализации, способствующей принятию своей самоидентичности.
Стремление личности распознавать собственные мотивы, а также желание ими управлять - одна из важных характеристик зрелой личности, это показатели гармонии и целостности личности. Стремление познать себя как индивидуальность, как личность часто приводит к рефлексивному процессу, как неизбежному явлению, а также запускает процесс самоанализа. Желание и потребность личности в реализации задач самосовершенствования рождает процесс познания себя и других как ее закономерное явление.
Одной из видимых трудностей рефлексивного процесса сознания в юношеском периоде, как отмечал А.С. Макаренко, является желание совместить ближнюю и дальнюю перспективы.
Ближняя перспектива — это актуальные состояние на «сегодня и завтра», т.е. ближайшие цели. Дальняя перспектива рассматривается, как долгосрочные жизненные личные и общественные планы. Это совмещение дается молодому человеку, не без труда.
Мечтая об сегодня отдаленном будущем, современная молодежь хочет быстрого получения осязаемых и значимых результатов, а также стремится немедленного удовлетворить свои желания. Это в свою очередь указывает на проблему изучения рефлексивного самосознания на этапе юношеского периода.
Область изучения рефлексивного самосознания связана с проблемами формирования личности, ее самоопределения и самовоспитания (Н.М. Борытко, А. В. Иващенко, Л. В. Зубова, А.В. Карпов, И. И. Меркулов, А. В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Т.Г. Стоцкая, О.А. Щербина, Эйдельман, Е. Халидей и др.) и по мнению ученых- исследователей предполагает прежде всего «развитие субъектной позиции, рефлексивной самооценки, самоконтроля, умения приписывать себе ответственность за события, контролировать и управлять ими» [ цит. по 65].
Многие различные аспекты развития рефлексивного процесса и развития субъектной позиции личности в процессе жизнедеятельности достаточно изучены, но можно с уверенностью сказать, что в настоящее время еще нет единого определения «рефлексивного самосознания», не обозначены в его структуре его компоненты и уровни, недостаточно изучены условия его развития и совершенствования.
Проблема исследования обусловлена необходимостью изучения рефлексивного самосознания на этапе юношеского периода.
Исходя из выше указанного, была выбрана тема для исследования: «Развитие рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия психологической безопасности студентов института искусств».
Цель работы: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность программы по развитию рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия психологической безопасности студентов института искусств.
Объект исследования: рефлексивное самосознание студентов института искусств.
Предмет исследования: развитие рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия психологической безопасности студентов института искусств.
Гипотеза исследования: развитие рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия психологической безопасности личности студентов института искусств будет эффективным, если :
- будут проанализированы и учтены корреляционные взаимосвязи межу показателями рефлексивного самосознания и основными компонентами психологической безопасности студентов института искусств;
- будет разработана модель развития рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии студентов института искусств, характеризующейся прежде всего ее целостностью, согласованностью, а также взаимосвязанностью составляющих ее блоков;
- средством реализации модели выступит психологическая программа развития рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия психологической безопасности студентов института искусств, включающая 4 блока: теоретический, диагностический, формирующий и аналитический.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы поставлены следующие задач:
1. Проанализировать рефлексивное самосознание студентов института искусств как предмет научного исследования в философии и психологии;
2. Изучить особенности взаимосвязи рефлексивного самосознания и психологической безопасности студентов института искусств;
3. Разработать и реализовать модель развития рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия психологической безопасности личности;
4. Описать этапы, методы, методики исследования;
5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты констатирующего эксперимента;
6. Разработать и реализовать программу развития рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия психологической безопасности студентов института искусств;
7. Проанализировать результаты опытно - экспериментального исследования развития рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия психологической безопасности студентов института искусств;
8. Составить психолого - педагогические рекомендации по развитию рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия психологической безопасности студентов института искусств.
9. Разработать технологическую карту внедрения результатов исследования в программу развития рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия психологической безопасности студентов института искусств.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы и исследований по проблеме, целеполагания, моделирования.
2. Эмпирические: экспериментальный (констатирующий и формирующий), тестирование по психодиагностическим методикам:
- методика диагностики индивидуальной меры выраженности рефлексивности (А. В. Карпов);
- опросник «Дифференциальный тип рефлексии» Д. А. Леонтьева, Е. М. Лаптевой, Е. Н. Осина, А. Ж. Салиховой (2009 год);
- опросник «Качество межличностных отношений в образовательной среде (КМЛО в ОС);
- анкета - опросник для студентов «Психологическая диагностика образовательной среды» по И. А. Баевой;
3. Математико - статистические: методы описательной статистики: rs-критерий Спирмена (связи между явлениями), Т-критерий Вилкоксона ( для сравнения двух связанных (парных) выборок). Для обработки данных были использованы пакеты программ «Statistic 6.0.
Экспериментальная база и выборка исследования. Базой исследования выступил факультет музыкального искусства ГБОУ ВО « Южно - Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского». В исследовании приняли участие студенты 4 курса СПО, факультета музыкального искусства, в количестве 25 человек.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- сделаны теоретические обобщения и выводы, которые расширяют общепсихологические и психолого-педагогические представления о рефлексивном самосознании, психологической безопасности личности и способах ее обеспечения у студентов вуза.
- теоретически обоснована и эмпирически установлена взаимосвязь рефлексивного самосознания и психологической безопасности личности студентов института искусств;
- разработана модель развития рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия психологической безопасности студентов института искусств;
- уточнены психологические особенности формирования
психологической безопасности студентов;
Практическая значимость исследования работы заключается в том, что она раскрывает содержание психологических особенностей рефлексивного самосознания личности студента и выявляет значимость ее составляющих. Создана и апробирована комплексная программа развития рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии студентов института искусств.
Мы полагаем, что проведенное исследование будет способствовать саморазвитию студента, культуре самопознания, повышению интереса в общении, развитию познавательных потребностей и мотивов и др.
Разработанная программа развития рефлексивного самосознания может быть использована специалистами психологических служб, колледжей, вузов при построении развивающей и консультативный работы со студентами, сформированный по итогам исследования теоретический и эмпирический материал может быть использована при проведении лекционных и семинарских занятий по студентами, изучающими психолого-педагогические дисциплины, предложен апробированный комплекс психодиагностических методик для развивающей работы.
Статьи по теме:
1. Мухибуллина Э. Г. Проблемы рефлексивного самосознания личности в поликультурном пространстве / Э. Г. Мухибуллина // Культурологические чтения - 2018. Межкультурный плюрализм в поликультурном и полиязычном мире: сборник материалов международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 14-15 марта 2018 г.). -Екатеринбург: УрФУ, 2018. - С. 223 - 2


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, феномен рефлексивного самосознания рассматривается как проявление способности личности обратить процесс сознания на саму себя, на собственные процессы, собственные продукты и осуществлять самоанализ.
Рефлексивное самосознание динамичное личностное образование, развитие которого обусловлено ростом и развития личности, условиями ее деятельности и процессом общения, связанное с тем, что делает человека самостоятельным субъектом личной и общественной жизни, связанное с вопросами саморазвития, самоопределения и самовоспитания. Структура рефлексивного самосознания включает в себя оценочно - эмотивный, волевой и ценностно - нравственный компоненты и имеет взаимосвязанные уровни субъектно-личностный и социальный.
Процессы «рефлексивного самосознания личности» и «ощущение психологической безопасности» взаимосвязаны. Личность, обладающая более выраженной способностью к рефлексивному процессу, менее подвергается внешнему влиянию, поскольку способность осмыслять направлена и на оценку поступающей информации из вне. Это является одним из условий позитивной адаптации и социализации личности, ее конструктивного самоизменения и самореализации современном быстро меняющемся мире.
Для организации проведения формирующей программы использовался метод построения «дерева целей». Дерево целей - это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). Также была построена модель развития рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия психологической безопасности студентов института искусств. Модель состоит из четырех блоков: целевого, диагностического, формирующего, аналитического.
Исследование рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия психологической безопасности студентов института искусств проходило в три этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий.
В исследовании рефлексивного самосознания студентов института искусств были использованы следующие методы и методики:
теоретические - анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, синтез, моделирование, целеполагание; эмпирические - экспериментальный (констатирующий), тестирование по методикам.
Для диагностики были применены следующие методики: методика диагностики индивидуальной меры выраженности рефлексивности (А. В. Карпов), опросник «Дифференциальный тип рефлексии» Д. А Леонтьева, Е. М. Лаптевой, Е. Н. Осина, А. Ж. Салиховой (2009 год), опросник «Качество межличностных отношений в образовательной среде ( КМЛО в ОС), анкета - опросник для студентов «Психологическая диагностика образовательной среды» по И. А. Баевой, методы математической статистики: критерий Спирмена и критерий Вилкоксона.
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента рефлексивного самосознания, можно сделать выводы о том, что студенты 4 курса СПО, факультета музыкального искусства института искусств в большинстве имеет низкий и средний уровень рефлексивного процесса, что указывает на недостаточную сформированность данной способности, показатели качества межличностных отношений в группе испытуемых указывают, что студенты не могут точно оценить уровень взаимодействия. Качество межличностных отношений оценивается ситуативно, отношения и в группе больше оцениваются как формальные. Также они затрудняются более конкретно и точно оценить свой уровень психологической защищенности в образовательной среде.
В ходе использования математического критерия Спирмена, была выявлена корреляция уровня развития системной рефлексии с такими показателями как «агрессия» и « уровень психологической безопасности», корреляция «уровня индивидуальной меры выраженности рефлексии» и с показателем «агрессии», корреляция показателя «квазирефлексии» и «индексом негативного значения» качества межличностных отношений образовательной среды.
Студентам 4 курса факультета музыкального искусства рекомендуется принять участие в программе развитие рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия психологической безопасности студентов института искусств.
Проанализировав содержание факторов, влияющих на развитие рефлексивного самосознания студентов института искусств, мы можем констатировать следующее, что наибольшую нагрузку несет фактор, «Уровень рефлексии» и «Системной рефлексии» и «Агрессия». Особенно выделяется фактор «Агрессии», который значительно оказывает влияние на уровень психологической безопасности.
Таким образом, нами было принято решение о проведение программы по развитию рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия психологической безопасности студентов института искусств. В программе приняли участие 100 % испытуемых, в количестве 25 человек, обладающие несформированной способностью к рефлексивному процессу и менее удовлетворенные уровнем психологической безопасности. Программа по развитию рефлексивного самосознания включает в себя просветительский и диагностический блоки по работе со студентами, освещая вопросы необходимости развития рефлексивного самосознания для личности.
В программе по развитию рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия психологической безопасности студентов института искусств приняли участие 100% испытуемых (25 человек), у которых уровень рефлексивного самосознания по итогам констатирующего эксперимента находится на низкой и среднем уровнях.
Статистический анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия психологической безопасности студентов института искусств подтвердил эффективность программируемой развивающей деятельности, на основании полученных Тэмп = 25, Тэмп = 41,5 Тэмп = 20, Тэмп = 19,5.
Выдвинутая нами гипотеза о том, что развитие рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия психологической безопасности студентов института искусств будет эффективной, если будут проанализированы и учтены корреляционные взаимосвязи между показателями рефлексивного самосознания и основными компонентами психологической безопасности личности студентов института искусств, будет разработана модель развития рефлексивного самосознания студентов института искусств и средством реализации модели выступит психологическая программа развития рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия психологической безопасности студентов института искусств подтверждена.
По итогам работы были разработаны психолого-педагогические рекомендации по развитию рефлексивного самосознания на основе метода комплексной сказкотерапии.
Для эффективной реализации программы развития рефлексивного самосознания методом комплексной сказкотерапии как условия психологической безопасности студентов института искусств была разработана технологическая карта внедрения развития в педагогическую практику.



1. Барцалкина, В. В. О взаимосвязи самосознания и форм рефлексии в онтогенезе [Текст] : / В. В. Барцалкина // Проблемы логической организации рефлексивных процессов: тезисы научной конференции. - Новосибирск. - 1986. - С. 234 -236.
2. Безменова, И. К. Самосознание как единица исследования онтогенеза личности (на материале подросткового и юношеского возраста) [Электронный ресурс] : диссертация канд. пс. наук/ И. К. Безменова. - Москва: РГБ, 2015. - Режим доступа: http://www.dissercat.com.- Загл. с экрана.
3. Белкина, В. П. Рефлексивное сознание как условие профессионального становления личности педагога [Текст] : / В. П. Белкина, И. И. Ревякина // Вестник Костромского государственного университета. - 2015. - № 3. - с.13-15
4. Белобрыкина, О. А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онто- и социогенеза [Текст] : автореф. дисс. / О. А. Белобрыкина. - Новосибирск: [б. и.], 2013. - 23 с.
5. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] : учеб. пособие / Р. Бернс. - Москва: Генезис, 2015. - 421 с.
6. Болотова, А. К. Развитие самосознания личности: временной аспект [Текст] : / А. К. Болотова // Вопросы психологии. - 2013. - № 2. - С. 116 -125.
7. Большой психологический словарь, [Текст] : / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Москва: Генезис, 2015. - 672 с.
8. Бороздина, Л. В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки (место в структуре самосознания, возрастная динамика, соотношение с уровнем притязаний, влияние на продуктивность деятельности) [Электронный ресурс] : диссертация канд. пс. наук / Л. В. Бороздина. - Москва: РБГ, 1999. - Режим доступа:http://www.dissercat.com.- Загл. с экрана.
9. Вачков, И. В.Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст] : / И. В. Вачков - Москва: Генезис, 2015. - 245 с.
10. Всемирная энциклопедия, [Текст] : философия / под ред. А.А. Грицанова. - Москва: АСТ, 2013. - 1312 с.
11. Ганичева, И.А. Развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования в процессе обучения в вузе [Текст] : //Научно-методический электронный материал «Концепт»,2016 № 1 с 36-40 - Режим доступа:https://e-koncept.ru/2016/16008.htm.- Загл. с экрана.
12. Гегель, Г. Философия религии [Текст] : в II - х т.; Т. II / под ред.
A. В. Гулыгин; пер. с нем. П. П. Гайдаченко. - Москва: Мысль, 2013. - 573 с. - (Философское наследие).
13. Герасимова, А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии [Текст]: А. С. Герасимова. - Москва: Институт психологии РАН, 2014. - 430с.
14. Глуханюк, Н. С. Практикум по психодиагностике [Текст] : учеб. пособие / Н. С. Глуханюк. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Логос, 2015. - 352 с.
15. Деева, Н. А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой формы [Электронный ресурс]; диссертация на соискание учен. ст./ Н. А. Деева. - Москва: РБГ. -
Режим доступа: http://www.dissercat.com. - Загл. с экрана.
16. Долгова, В. И., Изучение ценностных ориентаций старших подростков
[Текст] : / В. И. Долгова, Н. И. Аркаева, М. А. Ершова // Культура и
образование: от теории к практике. - 2016. - № 1. - С. 14-19.
17. Долгова, В. И. Формирование позитивной я-концепции старших школьников [Текст] : / В. И. Долгова, И. П. Ордина // Вестник Орловского государственного университета. - Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2012. - № 4 (24). - С. 63 - 65.
18. Донцов, И. А. Самовоспитание личности. Философско-этические проблемы [Текст] : / И. А. Донцов. - Москва: Политиздат, 2013. - 285с.
19. Захарова, Б. В. Структурно-динамическая модель самооценки [Текст] : / Б.
B. Захарова // Вопросы психологии. - 2013. - № 1. - С. 5-14
20. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] : / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург: ООО «Речь», 2015. - 310 с.
21. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии [Текст] : / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Санкт- Петербург: "Златоуст", 2012. - 352 с.
22. Каяшева, О. И. Библиотерапия и сказкотерапия в психологической практике [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Самара: Издательский Дом «Бахрам-М», 2012. - 286с.
23. Иващенко, А. В. Теоретико-методологические основания для определения индивидуально - типологических особенностей асоциальной личности [Текст] : / Казанский государственный университет; А. В. Иващенко, Л. В. Зубова // Образование и саморазвитие. - 2015. - № 4 (10). - С. 165-169.
24. Кайгородов, Б. В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте [Текст] : диссертация канд. пс. наук. / Б. В. Кайгородов. - Москва: РБГ, 2015. - Режим доступа: http://www.dissercat.com. - Загл. с экрана.
25. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] : пособие для учителей / под ред. А. Г. Асмолова. - Москва: Просвещение, 2012. - 151 с.
26. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности [Текст] : учебник / А. В. Карпов. - Москва: Институт психологии РАН, 2012. - 430с.
27. Кедярова, Е. А. Самосознание дошкольников и роль воспитателя в его формировании [Электронный ресурс]: диссертация канд. пс. наук / Е. А. Кедярова. - Москва: РБГ, 2012. - Режим доступа: http://www.dissercat.com. - Загл. с экрана.
28. Кислицина, Т. А. Организация рефлексивных процессов в самовоспитании студентов [Текст] : / Т. А. Кислицина // Проблемы логической организации рефлексивных процессов: тез. науч. конф. - Новосибирск, 2014. - С. 196 - 197.
29. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] : / Е. А. Климов. - Ростов на Дону: 2014. - 304 с.
30. Ковалев, А. Г. Психология личности. [Текст] : 3-е изд., переработ. и
доп. - Москва: Генезис, 2014. - 289 с.
31. Краткий психологический словарь [Текст] : / под ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Москва: Политиздат, 2014. - 431 с.
32. Кудзилов, Д. Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии [Текст] : / Д. Б. Кудзилов, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург: Речь, 2014. - 146.с.
33. Лекторский, А. В. Деятельностный подход: Смерть или возрождение? [Текст] : / А. В. Лекторский // Вопросы психологии. - 2014. - № 2. - С. 56-65.
34. Леонтьев, Д. А. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от
объяснительной модели к дифференциальной диагностике [Текст] : / Д. А. Леонтьев, Е. Н. Осин // Психология Высшей школы экономики. - 2014. - №11. - с.110-135.
35. Линецкий, Ю. Л. Развитие личностной рефлексии в подростковом возрасте [Текст] : автореф. диссертации / Ю. Л. Линецкий. - Москва: [б. и], 2014. - 22 с.
36. Локк, Д. Сочинения [Текст] : в III т.; Т. I / под ред. И. С. Нарского, А. Н. Савина; пер. с англ. А. Н. Савина. - Москва: Мысль, 2012. - 621 с. - (Философское наследие).
37. Ляшенко, О. Г. Влияние средств массовой коммуникации на формирование нравственного самосознания [Электронный ресурс] : диссертация / О. Г. Ляшенко. - Москва: РГБ, 2013. - Режим доступа: http://www.dissercat.com. - Загл. с экрана.
38. Лящук, А. В. Рефлексивность в обеспечении информационно психологичес
кой безопасности личности [Текст] : / А. В. Лящук // «Психологические
науки». - С.73.
39. Мерлин, В. С. Структура личности: характер, способности, самопознание [Текст] : учеб. пособие / В. С. Мерлин. - Москва: Генезис, 2013. - 110 с.
40. Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа
[Текст] : / Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М. Р. Щукин. - Москва: Смысл, 2012. - 636 с.
41. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя [Текст] : / Л. М. Митина. - Москва: Генезис, 2012. - 200 с.
42. Морозюк, С. Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышения эффективности учебной деятельности [Электронный ресурс] : автореф. дисс. / С. Н. Морозюк. - Москва: РБГ, 2015. - Режим доступа; http://www.dissercat.com. - Загл. с экрана.
43. Моросанова, В. И. Саморегуляция и самосознание субъекта [Текст] : / В. И. Моросанова, Е. А. Аронова // Психологический журнал. - 2014. - т.29. - № 1. -С.14-22.
44. Моросанова, В. И. Самосознание и саморегуляция [Текст] :/ В. И. Моросанова, Е. А. Аронова. - Москва: Институт психологии РАН, 2015.- 213с.
45. Мухина, В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов [Текст] : - Москва: Генезис, 2015. - 432 с.
46. Нестерова, Н.Б. Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности [Текст]. - Москва: Генезис, 2016. - 83 с.
47. Орлова, И. В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии [Текст] : учеб. пособие / И. В. Орлова. - Санкт-Петербург: Речь, 2012. - 128 с.
48. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст] : /Д. Я.
Райгородский. - Самара: Бахрам, 2012 -.672 с.
49. Психология самопознания [Текст]; хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХРАМ-М», 2012. - 672 с.
50. Рамуль, К.А. О психологии ученого, и в частности, о психологии ученого психолога [Текст] : // Вопросы психологии. - 2012. - №6. - с. 126-136.
51. Реут, Д. В. Рефлексивные горизонты субъекта общественного здоровья [Электронный ресурс] : / Д. В. Реут // Рефлексивные процессы и управление. Т-4 июль - декабрь 2014. - Режим доступа: www.reflexion.ru. - Загл. с экрана.
52. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир [Текст] : / С. Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. - 1973. - № 5. - С. 255-285.
53. Слободчиков, В. И. Становление рефлексивного сознания в раннем
онтогенезе [Текст] : / В. И. Слободчиков // Проблемы рефлексии. -
Новосибирск, 2012. - 321с.
54. Скотникова, И. Г. Проблемы субъективной психофизики [Текст] : / И. Г. Скотникова. - Москва: Институт психологии РАН, 2012. - 384 с.
55. Смит, Н. Психология. Современные системы [Текст] : / Н. Смит; пер. с англ. под ред. А. А. Алексеева. - Санкт-Петербург: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2012.-543 с.
56. Спиркин, А. Г. Самосознание и саморазвитие [Текст] : / А. Г. Спиркин. - Москва: Генезис, 2013. - 304 с.
57. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] : / В. В. Столин. - Москва: Изд-во Московского университета, 1983. - 286 с.
58. Филиппенко, С. Н. Проблема самопознания личности в отечественной и зарубежной психологии [Текст] : / СевКавГТУ; С. Н. Филиппенко // Сборник научных трудов СевКавГТУ - 2012. - № 2. - С. 162-164.
59. Черепанова, Е. В. Психологические факторы развития самосознания личности и условия их реализации [Электронный ресурс] : автореф. дисс. / Е. В. Черепанова. Москва: РГБ, 2012. Режим доступа: http://www.dissercat.com.-Загл. с экрана.
60. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии [Текст] : / И. И. Чеснокова. - Москва: Генезис, 2014. - 144 с.
61. Чеснокова, И. И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности [Текст] : Сб. материалов симпозиума / И. И. Чеснокова. - Москва: Наука, 2012. - 122 с.
62. Шаров, В. С. Психология ограниченного субъекта [Текст] : / В. С. Шаров. - Томск: Томский гос. ун-т, 2000. - 214 с.
63. Щедровицкий, Г. П. Мышление - понимание - рефлексия [Текст] : / Г. П. Щедровицкий. - Москва: Наследие, 2015. - 218 с.
64. Эпова, Н.П. Развитие рефлексивного самосознания учащихся в условиях изменения системы оценивания учебных результатов [Электронный ресурс]:
автореф. дисс. / Н. П. Эпова - Москва: РГБ, 2011. - Режим доступа
http://www.dissercat.com. - Загл. с экрана.
65. Юсупов, И. М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты) [Текст] : автореф. диссертации / И. М. Юсупов. - Санкт-Петербург: [б, и], 2012. - 38 с.
66. Morin A. Neurocognitive and Socioecological Model of Seif-Awareness [Электронный ресурс] // Genelik, Social and General Psychology Monograf - 2012. - Режим доступа: http://www.seach.ebscohost.com. - Загл. с экрана.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ