Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Жизнестойкость как фактор социально-психологической адаптации студентов первого курса

Работа №14751

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1237
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА 6
1.1. Теоретические подходы к вопросу изучения социально-психологической
адаптации студентов 6
1.2. Факторы социально-психологической адаптации 10
1.3. Адаптация первокурсников в период обучения в вузе 16
1.4. Значение жизнестойкости личности для социально-психологической адаптации 24
Вывод по первой главе 31
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
СТУДЕНТОВ 1 КУРСА 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Результаты исследования социально-психологической адаптации и
жизнестойкости студентов 1 курса 37
Вывод по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 59


Проблема адаптации актуальна для всех уровней образования. Несмотря на существующие различия в целевом, содержательном и процессуальном компонентах, на каждом образовательном уровне, процесс адаптации характеризуется наличием как специфичного, так и общего.
Потребность в адаптации у человека возникает тогда, когда он начинает взаимодействовать с какой-либо системой в условиях определенного рассогласования с ней, что порождает необходимость изменений. Эти изменения могут быть связаны с самим человеком или системой, с которой он взаимодействует, а также с характером взаимодействия между ними. То есть, пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его среды, при которой привычное для него поведение оказывается малоэффективным или вообще неэффективным, что порождает необходимость в преодолении затруднений, связанных именно с новизной условий.
Общеизвестно, что одной из важнейших педагогических задач любого вуза является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов.
Задача вуза в этот сложный для молодого человека период помочь ему как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям
Все это обуславливает необходимость изучения феномена жизнестойкости (hardiness), который предложил американский психолог С.Мадди, и который понимается им как паттерн структуры установок и навыков, позволяющий превратить изменения окружающей действительности в возможности человека.
Недостаточная научно-теоретическая и практическая разработанность проблемы взаимосвязи между выраженностью компонентов жизнестойкости социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе обусловила выбор темы исследования.
Цель: исследование жизнестойкости как фактора социально¬психологической адаптации студентов 1 курса.
Объект исследования - социально-психологическая адаптация студентов
Предмет исследования - жизнестойкость как фактор социально-психологической адаптации студентов 1 курса.
Гипотеза исследования: исследование строилось на предположении о том, что между выраженностью компонентов жизнестойкости и успешностью социально - психологической адаптации студентов 1 курса существует значимая связь.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие
задачи:
1) изучить литературу по проблеме исследования;
2) выявить уровень социально-психологическая адаптация студентов;
3) выявить уровень выраженности компонентов жизнестойкости
4) проанализировать полученные данные и сделать выводы;
5) составить рекомендации.
Методы исследования:
1) теоретический: анализ и обобщение литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: тестирование (методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; опросник «Жизнестойкость» С. Мадди, перевод и адаптация Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова)
3) методы математической обработки результатов исследования.
Апробация результатов исследования: результаты исследования обсуждались:
На кафедре педагогики и психологии;
На XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Бийск, 27 апреля 2018 г.).
По результатам исследования опубликована 1 статья:
Никулин, А. Жизнестойкость в контексте проблемы социально-психологической адаптации / А. Никулин // Наука и образование: проблемы и перспективы [Электронное издание]: материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.) / отв. ред. Т.Н. Зотова. - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018. - 1 электрон. опт. диск (CD-R).
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в процессе консультирования студентов-первокурсников, оказавшихся в сложной ситуации, связанной с адаптацией к условиям вуза. Они могут быть применены с целью диагностики и последующего развития компонентов жизнестойкости у студентов, принадлежащих к различным возрастным группам. Полученные данные могут применяться с целью разработки программ адаптации к условиям обучения в вузе.
База исследования: ФГБОУ ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшина». Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав,заключения, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Среди актуальных проблем, касающихся оптимизации процесса обучения и развития студентов в образовательной среде вуза, выделяется проблема социально-психологической адаптации первокурсников к новым условиям их жизнедеятельности. У первокурсников возникают трудности с социально-психологической адаптацией, приводящие к низкой эффективности усвоения учебной информации, повышенной утомляемости при обучении, нехватке времени для самоподготовки и т.п. Психологическое состояние первокурсника характеризуется повышенной тревожностью, чувством неполноценности, несостоятельности, беспомощности и низкой самооценкой.
Чем успешнее первокурсники адаптируются к новым условиям обучения в вузе, к новому коллективу, к новым нормам и ценностям студенчества, тем успешнее будет процесс их самореализации в студенческой жизни, как подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Социально-психологическая адаптация личности представляет собой изменение, перестройку психики индивида под воздействием объективных факторов среды, процесс ломки старого и установление нового динамического стереотипа поведения и ценностей личности. Процесс социально¬психологической адаптации имеет особое значение в развитии и становлении личности студента.
В ходе изучения литературы было выявлено, что жизнестойкость - это определенный ресурс, который может помочь справиться с трудными жизненными ситуациями. Жизнестойкость состоит из трех компонентов: «вовлеченность», «контроль», «принятие риска». Эти компоненты можно развивать в юношеском возрасте. Для развития вовлеченности принципиально важно принятие, поддержка и одобрение. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы, стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.
Исследование проходило на базе ФГБОУ ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшин» в течение 2017-2018 учебном году.
В исследовании приняли участие студенты 1 курса психолого-педагогического факультета (всего 30 человек).
В исследовании использованы следующие методики: тест социально-психологической адаптации (авторы Р. Даймонд, К. Роджерс); тест жизнестойкости С. Мадди (адаптированный Д.А. Леонтьевым).
В ходе эмпирического исследования проведенного на базе ФГБОУ ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшин» в течение 2017-2018 уч.г. В результате проведенного исследования была выявлена связь между выраженностью компонентов жизнестойкости и особенностями социально-психологической адаптации студентов.
Таким образом, гипотеза подтвердилась, а цель достигнута


1. АвДиенко, Г.Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза [Текст] / Авдиенко, Г.Ю // Вестник психотерапии. - 2007. - № 24. - С. 8-14.
2. Алёхин, И.В. Изменение условий подготовки студентов высших учебных заведений и их адаптации в условиях трансформации российского общества [Текст] / Алёхин, И.В // Вестник Башкирского университета. - 2008. - № 2. - С. 366-368.
3. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. [Текст] / Б.Г. Ананьев - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.
4. АнДреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. [Текст] / Г.М.Андреева - М.: Аспект Пресс, 2003. - 363 с.
5. Антипова, Л.А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе [Текст] / Антипова, Л.А. // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 52-56.
6. Архипова, А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности [Текст] / Архипова , А.А // Педагогические науки. - 2007. - № 3. - С. 173-177.
7. Абульханова, К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - СПб., 2001. - 304 с.
8. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психология социальных ситуаций / Сост. Н.В.Гришина. - СПб., 2001. - С.309 - 334.
9. Анцыферова, Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психология социальных ситуаций / Сост. Н.В.Гришина. - СПб., 2001. - С.285 - 309.
10. Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь/ под ред. О.В. Красновой. М. - 2001
11. Арсеньев А.С. Подросток глазами философа [Текст] / А.С. Арсеньев // Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учебн.пособие для студ. пед. вузов / сост.и науч.ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. - М.: Издательство центр «Академия». 2003.
12. Баева, И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. — СПб.: Речь, 2002.
13. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение [Текст] / И.А. Баева // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» Доступ:
14. Бобренко,О.С. Помощь педагогу-психологу в работе с критическим инцидентом/ Методическое пособие. - Ставрополь, 2013. - 120 с.
15. Бурмистров, Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.
16. БаДанина , Л.П. Анализ современных подходов к организации психолого-педагогического сопровождения студентов на этапе адаптации к вузу [Текст] / Баданина , Л.П // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 83. - С. 99-108.
17. Бисалиев, Р.В., Куц О.А., Кузнецов И.А., Деманова И.Ф. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов [Текст] / Бисалиев, Р.В., Куц О.А., Кузнецов И.А., Деманова И.Ф // Современные наукоемкне технологии. - 2007. - № 5. - С. 82-83.
18. Виноградова , А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе [Текст] / Виноградова , А.А // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2008. - № 3. - С. 37-48.
19. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. [Текст] / А.А. Вербицкий - М.: Высшая школа, 2013.
20. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога: [Электронный ресурс] / С.Ю. Головин // <#"justify">
21. Гончикова, О.Н. Этнопсихологические особенности процесса адаптации студентов к обучению в вузе [Текст] / Гончикова, О.Н // Вестник Бурятского государственного университета. - 2008. - № 5. - С. 69-73.
22. Гришина, Н.В. Исследование индивидуальности: человек как субъект жизни. Психология индивидуальности: материалы III Всерос. науч.конф., Москва, 1-3 декабря 2010: в 2-х ч. / отве.ред. А.Б.Орлов: Изд. дом Гос. у-та Высшей школы экономики, 2010. - ч.1.
23. Гурьянова, М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума [Текст] / М.П. Гурьянова //Педагогика - 2004 - № 1. - С. 12-18.
24. Егорова ,Л.З. Воспитать стрессоустойчивую личность. [Текст] / Л.З. Егорова // Воспитание школьников. - 2000.-№ 4.
25. Зинченко, В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. - М.: Педагогика, 2007. - 811 с.
26. Извольская, А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе [Текст] / Извольская, А.А. // Молодой ученый. - 2010. - № 6. - С. 327-329.
27. Карабанов, А.А., Погорелко А.Н., Ильин Е.А. Использование информационных технологий в процессе адаптации студентов младших курсов [Текст] / Карабанов, А.А., // Известия Института инженерной физики. - 2010. - № 15. - С. 21-23.
28. Кон, И. С. Психология ранней юности. [Текст] / Кон, И. С. //- М.: Просвещение, 2011.
29. Крушельницкая,О. В., Методология и организация научных исследований: [Текст] / Крушельницкая,О. В// Учебное пособие - М.: Кондор, 2009
30. Кузьминский, А. И. Педагогика высшей школы [Текст] / Кузьминский, А. И //: Учеб пособие - М.: Знание, 2005
31. Кий Н.М. Формирование у подростков жизнеутверждающих установок [Текст] /Н.М. Кий // Социальная педагогика, 5/2012.
32. Книжникова ,С.В. Педагогическая профилактика суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости (Монография). - Краснодар: «АСВ-полиграфия», 2009.
33. Крайг, Г. Психология развития. Учеб. пособие. Грейс Крайг, Дон Бокум; науч.ред.пер на рус.яз, ТВ.Прохоренко - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2004.
34. Край, Г. Психология развития. СПб., 2000. - 992 с.
35. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысло- вой реальности. [Текст] / Д.А. Леонтьев, // 2-е изд., испр. М., 2003.
36. Леонтьев, Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. [Текст] / Леонтьев, Д.А. //- М., 2006.
37. Логинова, М.В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов. [Текст] / Логинова, М.В //: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2010.
40. Мысова, О.Ф. Формирование жизнестойкости у детей: некоторые методические подходы [Текст] / О.Ф. Мысова // Воспитание школьников. - 2013. - № 6.
41. МузДыбаев, К. Стратегия совладания с жизненными трудностями [Текст] / Муздыбаев, К. // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, том 1, вып. 2. С.
42. МаДДи, С. Теории личности: сравнительный анализ. [Текст] / СПб.,2002.
43. Наливайко, Т.В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности [Текст] / Наливайко Т.В: // Дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 2006.
44. Наливайко, Т.В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности: дис. канд.психол.наук. Челябинск, 2006.
45. Петросянц, В.Р. Жизнестойкость и личностный адаптационный потенциал старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде //Преподаватель XXI век. - 2012. - № 3.
46. Свешникова, С.Л. Значение временной перспективы в развитии индивидуальности. Психология индивидуальности: материалы III Всерос. науч.конф., Москва в 2-х ч. / / отве.ред. А.Б.Орлов: Изд. дом Гос. у-та Высшей школы экономики, 2010. - ч.2.
47. Сериков, В.В. Компетентностный подход к разработке содержания образования: от идеи к образовательной программе // Известия ВГПУ. - Педагогические науки. 2003.
48. Сотниченко, Д.М. Жизнестойкость как психологический феномен. Его значение в современных условиях службы в армии // Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 8.
49. Фоминова, А.Н. Жизнестойкость личности. Монография. - М.: МПГУ, 2012. - М.: МПГУ, 2012.
50. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования/Вестник практической психологии образования. - 2011. - № 1. - С.45-54.
51. Чаусова, О.А. Особенности процесса формирования жизнестойкости у студентов в условиях современного образования // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 1.
52. Чаусова, О.А. Развитие жизнестойкости старшеклассников в условиях современного образования // Симбирский научный вестник. 2011. - № 3.
53. Юдина, Е.В. К проблеме синдрома выгорания у психологов- консультантов: экзистенциальный подход [Текст] Юдина,Е.В // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». - 2011. - № 1. - С. 109


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ