Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности социально-психологических установок студентов с различной направленностью личности

Работа №14842

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3006
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы социально-психологических установок студентов 8
1.1. Рассмотрение категории «социальная установка» в зарубежной
психологии 8
1.2. Постановка проблемы социальной установки в отечественной
науке 15
1.3. Социально-психологическая характеристика студенчества 24
1.4. Определяющая функция направленности личности в проявлении
социально-психологических установок 30
Вывод по 1 главе 35
Глава 2. Эмпирическое изучение социально-психологических установок студентов с различной направленностью личности 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Описание результатов эмпирического исследования по изучению социально-психологических установок студентов с различной
личностной направленностью 39
Вывод по 2 главе 46
Заключение 47
Список литературы 50
Приложение 54


Круг проблем, на которые ученые-психологи обращают внимание при исследовании личности, достаточно масштабен. И каждая из них по-своему актуальна и перспективна в плане рассмотрения.
Среди множества вопросов, решаемых при изучении личности, особое место занимает проблема социальной установки. Особую значимость она приобретает при ее рассмотрении в плане профессионального становления и развития личности.
Если процесс социализации личности объясняет, каким образом идет усвоение социального опыта и его активное воспроизведение, то формирование социальных установок дает ответ на вопрос, как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и деятельности, в том числе и при освоении основ деятельности профессиональной.
Таким образом, учебная деятельность, как и любая другая, определяется установками, которые именно в этой деятельности находят свое выражение. А непосредственная реализация любой установки обусловлена особенностями данной деятельности (Л. Донога, Т.В. Черникова, Е.В. Маликова, Ю.А. Мазаева). Поэтому решение вопроса о том, чем же конкретно регулируется поведение и деятельность человека (в том числе и в рамах учебной деятельности), возможно лишь при изучении механизма взаимосвязи этих двух составляющих.
Исследования психологических аспектов проблемы социальных установок личности достаточно обширны.
В русле зарубежной психологии изучение социально-психологической установки складывалось в контексте социальной психологии (Т. Ньюкомб, М. Смит, Л. Тернстон, У. Томас, Г.Т. Фехнер и др.), где категориальный аппарат исследований и расставленные в них акценты ориентированы в большей степени на проблему социально-психологического знания. 
В отечественной психологии проблема установки преимущественно изучалась в школе Д.Н. Узнадзе и определялась как особое целостное состояние субъекта, возникающее вследствие так называемого «опредмечивания» (А.Г. Асмолов, В.А. Ядов и др.), как готовность действовать определенным образом (Ш.А. Надирашвили, Л.С. Рубинштейн и др.) и в определенном направлении.
Кроме этого, ориентирующую функцию деятельности личности выполняет и личностная направленность, которая является системообразующей (С.Л. Рубинштейн), стержневой характеристикой структуры личности.
Таким образом, возникает вопрос, имеются ли различия в проявлении социально-психологических установок личности с учетом ее направленности.
Цель исследования заключалась в выявлении особенностей социально-психологических установок студентов с различной направленностью личности.
Объект исследования: социально-психологические установки личности.
Предмет исследования: специфика проявления социально-психологических установок у студентов с различной направленностью личности.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что социально-психологические установки у студентов с различной личностной направленностью имеют специфику проявления, которая определяется степенью выраженности отдельных видов установок.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию проблемы
социальной установки личности.
2. Выявить доминирующую личностную направленность студентов.
3. Определить специфику проявления социально-психологических установок студентов с различной направленностью личности.
В качестве методов исследования использовались: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, эмпирические - тестирование (методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной; опросник «Направленность личности» Б. Басса), статистические - методы количественного и качественного анализа (описание и сравнение данных).
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе психолого-педагогического факультета АГГПУ им. В.М. Шукшина, выборку составили 46 студентов заочной формы обучения 1-5 курсов направления подготовки «Психология».
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов эмпирического исследования в деятельности психологической службы (при построении воспитательно-образовательного процесса преподавателями; при организации профилактических мер, проведении гармонизирующих мероприятий и консультативной практики, направленных на формирование позитивных социальных установок студентов).
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены и обсуждались:
- на заседании секции «Сопровождение участников современного образовательного пространства: теория и практика» в рамках 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (Бийск, 18 мая 2018г.);
- в публикации: Полькин Д.С. Особенности социально-психологических установок студентов [Электронный ресурс] / Д.С. Полькин / Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы ХХ Международной с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018г.). - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018. - 641с. - С. 425-428.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав (теоретической - «Теоретические аспекты изучения проблемы социально-психологических установок студентов» и практической - «Эмпирическое изучение социально-психологических установок студентов с различной направленностью личности»), заключения, списка литературы, приложения, содержит иллюстрационный материал (таблицы, рисунки-диаграммы и гистограммы).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ основных направлений изучения социально-психологических установок позволил сделать вывод о многообразии подходов к рассмотрению данной проблемы в психологической науке.
В разных подходах с разных сторон определяются содержание, роль и функции установок. С точки зрения одних направлений они выступают в качестве объяснительного принципа связи внутреннего и внешнего, другие изучают установки в качестве чисто субъективных (психологических) явлений; третьи показывают зависимость установок от переживаемого человеком смысла ситуации.
В отечественной науке установка изучалась с позиции общей психологии и была специальным предметом в школе Д.Н. Узнадзе, где рассматривалась как особое целостное динамическое состояние готовности субъекта к определенной активности, обусловленное двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией.
Наряду с разработкой проблемы установки в отечественной общей психологии складывалась совершенно иная традиция изучения социально-психологических установок в зарубежной социальной психологии.
Отличие этой линии исследований заключалось не только в том, что они опирались на иные теоретические и методические принципы, но и в том, что с самого начала вопрос был здесь обращен лицом к социальной психологии, то есть, категориальный строй исследований, расставленные в них акценты были ориентированы на проблему социально-психологического знания.
Нами установка рассматривалась с точки зрения социальной психологии, где она представлена как благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или кого-либо, которая выражается во мнениях, чувствах или целенаправленном поведении по отношению к объекту установки.
Проблема социальной установки особую значимость приобретает при ее рассмотрении в плане профессионального становления и развития личности. При изучении процесса формирования социальных установок можно получить ответ на вопрос, как усвоенный социальный опыт проявляет себя в действиях и деятельности личности, в том числе и при освоении основ деятельности профессиональной.
Таким образом, установки находят свое выражение в деятельности, в том числе и в учебной, определяя готовность субъекта учебной деятельности (студента) действовать определенным образом и в определенном направлении.
Кроме этого, ориентирующую функцию в любой деятельности выполняет и личностная направленность, которая является важной характеристикой структуры личности.
Опираясь на изложенные выше положения, мы предприняли попытку изучения социально-психологических установок студентов с различной личностной направленностью.
В качестве таковых нами рассматривались: «Я» направленность - направленность на себя, «О» направленность - направленность на общение и «Д» направленность - направленность на дело.
Результаты эмпирического исследования подтвердили предположение о том, что социально-психологические установки у студентов с различной личностной направленностью имеют специфику проявления, которая определяется степенью выраженности отдельных видов установок, и позволили нам сделать следующие выводы:
1. Студентам с личностной направленностью на себя характерно доминирование категорий «эгоизм», «власть», «результат» и «деньги», указывающих на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы, настойчивость в достижении статуса, властность и склонность к соперничеству.
2. Студентам с направленностью на общение свойственна наибольшая выраженность категорий «альтруизм», «процесс», «труд» и «свобода», направляющих и ориентирующих на совместную деятельность, на социальное одобрение и зависимость от группы, а также потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Для студентов с направленностью личности на дело свойственна интенсивность проявления категорий «процесс», «результат», «труд» и «альтруизм», проявляющихся в ориентации на деловое сотрудничество и способности отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.



1. Абдулина, О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки [Текст] / О.А. Абдулова // Высшее образование в России.
1993. - № 3. - С. 4-9.
2. Абульханова-Славская, К.А. О путях построения типологии личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - М. -
Том 4. - №1. - 1983. - С. 12-23.
3. Акопов, Г.В. Социальная психология студента как субъекта образовательного процесса [Текст] / Г.В. Акопов, А.В. Горбачева. - М.: «Машиностроение-1». 2003. - 280 с.
4. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретический подход [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс,
2001. - 286с.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - Москва: Аспект-Пресс, 2010. - 363с.
6. Асмолов, А.Г. XXI век: психология в век психологии [Текст] / А.Г. Асмолов // Вопросы психологии. - 1999. - №1. - С. 3-13.
7. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. - М., 1997. -
420с.
8. Бодалев, А.А. Основы социально-психологических исследований [Текст] / А.А. Бодалев, А.А. Дергач, Л.Г. Лаптев. - М.: Гардарики, 2007. - 336 с.
9. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы [Текст] : учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.
10. Бэрон, Р. Социальная психология [Текст] / Р. Бэрон. - СПб.: Питер, 2003.
- 512с.
11. Воялов, Б.С. Психология ранней юности [Текст] / Б.С. Воялов. - М.:
«Сфера», 2001 - 96с.
12. Головин, С.Ю. Установка [Текст] / С.Ю. Головин // Словарь практического психолога. - М.: Лига-Пресс, 2000. - 696с.
13. Донога, Л. Некоторые аспекты социальных установок старшеклассников [Текст] / Л. Донога // Univers pedagogic. - 2012. - №3. - С. 38-43. -
Режим доступа:
https://ibn.idsi.md/sites/default/filesZj nr lile/Univers Pedagogic 3 2012.pdf
(27.02.2018).
14. Донога, Л. Особенности взаимосвязи социально-психологической адаптации и социальных установок у старшеклассников [Текст] / Л. Донога // Univers pedagogic. - 2014. -№4. - С. 66-74. - Режим доступа: https://ibn.idsi.md/sites/default/files/j nr lile/Univers Pedagogic_4_2014.pdf
(10.04.2018).
15. Еникеев, М.И. Общая, социальная и юридическая психология: учебник для вузов [Текст] / М.И. Еникеев. - СПб.: Питер, 2003. - С. 236-239.
16. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь [Текст] / М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2010. - 342с.
17. Зинченко, В.П. Установка и деятельность: нужна ли парадигма? [Текст] / В.П. Зинченко. - Тбилиси: «Мецниереба», 1978. - 780с.
18. Каневская, М.Е. Основные типы и психологические особенности направленности личности [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / М.Е. Каневская. - М., 1985. - 190с.
19. Клюева, Н.В. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для студ. высш учеб заведений / Н.В. Клюева. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
20. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев. - Ленинград:
ЛГУ, 1963. - 234с.
21. Кон, Н.С. Психология ранней юности [Текст] / Н.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255с.
22. Кондаков, И.М. Диагностика профессиональных установок подростков [Текст] / И.М. Кондаков // Вопросы психологии. - 1997. - № 2. - С. 122-130.
23. Корецкая, И.А. Психология развития и возрастная психология [Текст] : учебно-практическое пособие / И.А. Корецкая. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 119с.
24. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2003. - 864с.
25. Крысько, В.Г. Установка [Текст] / В.Г. Крысько // Словарь - справочник. - Минск: Харвест, 2004. - 688с.
26. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Текст] : учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2011. - 432с.
27. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии [Текст] : учебное пособие / В.Я. Ляудис. - М.: УМК «Психология», 2003. - 128с.
28. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 688с.
29. Маликова, Е.В. Особенности социально-психологических установок
студентов, обучающихся в условиях современного социокультурного информационного пространства [Текст] / Е.В. Маликова, Ю.А. Мазаева // Информация и образование: границы коммуникаций: материалы VI Международной научно-практической конференции. - Горно-Алтайск. - 2014. - №6 (14). - С. 168-170. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=22084971 (02.11.2017).
30. Надирашвили, Ш.А. Понятие установка в общей и социальной психологии [Текст] / Ш.А. Надирашвили. - Тбилиси: «Мецнийреба», 1974. - 170с.
31. Немов, Р.С. Психологический словарь [Текст] / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 346с.
32. Норакидзе, В.П. Темперамент личности и фиксированная установка [Текст] / В.П. Норакидзе. - Тбилиси: «Мецниереба», 1979. -110с.
33. Прангишвили, А.С. Исследование по психологии установки [Текст] / А.С. Прангишвили. - Тбилиси: Изд-во «Мецниереба», 1967. - 203с.
34. Психологический словарь [Текст] / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П.
Зинченко. - М., 2008. - 468с.
35. Психология [Текст] : словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.
36. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. [Текст] / Д.Я. Райгородский. - Самара: «Бахрах-М», 2011. - 672с.
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн.
- СПб.: Питер, 2015. - 705с.
38. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст] / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 460 с.
39. Свенцицкий, А.Л. Краткий психологический словарь [Текст] / А.Л.
Свенцицкий. - М.: Проспект, 2017. - 446с.
40. Узнадзе, Д.Н. Психология установки [Текст] / Д.Н. Узнадзе. - СПб.: Питер, 2001. - 416с.
41. Узнадзе, Д.Н. Экспериментальные основы исследование установки
[Текст] / Д.Н. Узнадзе // Психологические исследования. - М., 1966. - 498с.
42. Черникова, Т.В. Социально-психологические установки и карьерные притязания студентов [Текст] / Т.В. Черникова // Известия
Волгоградского государственного педагогического университета. - 2011.
- С. 132-135. - Режим доступа: https: //cyberleninka.ru/article/n/sotsialno- psihologicheskie-ustanoyki-i-kariernye-prityazaniya-studentoy (05.12.2017).
43. Шептенко, О.Б. Системная детерминация профессиональных установок в реальной жизнедеятельности (на материале педагогического труда) [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.Б. Шептенко. - Барнаул: Изд-во БПГУ, 1998. - 14с.
44. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология [Текст] / П.Н. Шихирев. - М., 1999. - 267с.
45. Эсаулов, А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов [Текст] / А.Ф. Эсаулов. - М., 1982. - 223с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ