ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1 ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В
СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ» 7
1.2 ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В 26
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ 26
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ 32
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 32
2.1 ДАННЫЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ
ВУЗОВ 32
2.2 МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ 40
2.3 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ЕЕ ОЦЕНКЕ 48
3 ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К
ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 59
3.1 АНАЛИЗ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 59
3.2 АПРОБАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
На сегодняшний день сфера высшего образования развивается очень динамично, она приобретает все новые черты, при этом меняются ее функциональные, структурные, организационные и качественные принципы.
Стремление субъектов рынка к высоким конкурентным позициям свидетельствует о возрастании значимости человеческого капитала в целом, а также о возрастании требований к образовательному уровню конкретного работника.
На сегодняшний день сфера высшего образования развивается очень динамично, она приобретает все новые черты, при этом меняются ее функциональные, структурные, организационные и качественные принципы.
Опираясь на принципы экономического развития, можно отметить, что наблюдается повышение требований к рынку образовательных услуг, в том числе в контексте необходимости модернизации образовательных программ, особенно в области высшего образования.
В связи с этим, в высших учебных заведениях осуществляются большие преобразования: увеличиваются требования общества к качеству предлагаемого образования, постоянно совершенствуются технологии обучения, меняются экономические условия деятельности вузов, и несомненно, усиливается конкурентная борьба на рынке образовательных услуг. В связи со всем вышесказанным появляется проблема повышения конкурентоспособности вуза и образовательной программы.
В условиях непрерывного развития рынка образовательных услуг конкурентоспособность - это уже не просто термин в экономике, это философия работы образовательного учреждения, которая включает всё разнообразие стратегических и тактических приемов для его жизнедеятельности и успешного развития.
Обзор особенностей высшего образования в различных странах также представляет большой интерес. Необходимо выявить, что отличает российскую систему образования от аналогов за рубежом.
Объект исследования - высшие учебные заведения.
Предмет исследования - процессы, связанные с реализацией программ магистратуры в вузах.
Целью магистерской диссертации является разработка методического подхода к оценке конкурентоспособности образовательных программ магистратуры.
Цель магистерской диссертации обусловила постановку следующих задач:
• исследовать понятия «конкурентоспособность» в сфере образования и рассмотреть понятия «конкурентоспособность высшего учебного заведения» и «конкурентоспособность образовательной программы»;
• изучить подходы к оценке конкурентоспособности в области образования определить основные маркетинговые инструменты, используемые в образовательной сфере;
• рассмотреть систему высшего образовании за рубежом и предоставить актуальные данные о деятельности российских вузов;
• определить основные показатели, необходимые для оценки
образовательных программ магистратуры;
• разработать и апробировать методический подход к оценке
конкурентоспособности образовательных программ магистратуры.
Степень разработанности проблемы. Теоретическим исследованиям проблем, связанных с оценкой конкурентоспособности образовательных программ в высших учебных заведениях посвящено достаточно работ отечественных и зарубежных авторов. Тематика диссертационной работы потребовала ознакомления с широким кругом вопросов, затрагивающие как теоретические основы оценки конкурентоспособности в сфере образования, так и практические аспекты измерения конкурентоспособности образовательных программ.
Основу исследования составили труды таких отечественных ученых, как Банслова В.Б., Васильев Ю.С., Федоров М.П., Фатхутдинов Р.А., Волгина С.В., Анашенко И. К., Мокроносов А. Г., Маврина И. Н., Комаров О.Е., Кельчевская Н.Р., Трубецкая К.И., Воскобайникова М., Пугачева Н., Чепурышкин И., Петерсонс А. и других, а также труды зарубежных авторов - Друкера П., Портера М., Фокс К., Cookson C., Sursock, A., Smidt, H. и других.
Тем не менее наличие ряда исследований по рассматриваемой теме не исключает необходимости дальнейшего развития ее теоретических и практических аспектов. работ, представленных по теме исследования, говорит о том, что при достаточном многообразии существующих в настоящее время методов оценки конкурентоспособности и расчету ее основных показателей, некоторые вопросы остаются недостаточно освещенными.
Теоретической и методической основой для написания магистерской диссертации послужили следующие источники:
• монографии отечественных и зарубежных авторов;
• статьи отечественных и зарубежных авторов;
• законодательные и нормативные акты государственной власти РФ
Информационную базу исследования составили:
• данные Федеральной службы государственной статистики;
• официальные сайты российских и зарубежных вузов;
• расчетные данные, полученные в результате исследования;
• иные электронные ресурсы.
В ходе работы применялись графические, экономико-статистические, аналитические методы ситуационного, сравнительного и SWOT - анализа.
Научная новизна исследования.
Развит существующий методический подход к оценке конкурентоспособности образовательных программ магистратуры путем определения интегрального коэффициента конкурентоспособности на основе специфических показателей образовательной деятельности, стратегического позиционирования и финансовой устойчивости образовательной программы, что позволит объективно оценить уровень конкурентоспособности и выработать ряд управленческих решений для улучшения позиций вуза на образовательном рынке.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Основное содержание работы изложено на 89 страницах текста, содержит 23 таблицы, 7 рисунков. Список использованных источников содержит 62 наименования российских и зарубежных источников.
В ходе исследования на основе изучения теории и практики конкурентоспособности высших учебных заведений и образовательных программ, предлагаемых в них, установлено что определяющие показатели для потребителей в значительной степени совпадают. В их число входят качество предоставляемых услуг, имидж учебного заведения, предоставляемый сервис, т. е. материальное обеспечение учебного процесса, система культурно-бытовых объектов, общежитий и прочее.
1 В магистерской диссертации изучены теоретические аспекты конкурентоспособности в области образования, которые включили рассмотрение понятий «конкурентоспособность вуза» и
конкурентоспособность образовательной программы» и выявлены их основные отличия.
2 В работе проведен анализ образовательной деятельности в высших учебных заведениях за рубежом и представлены актуальные данные по ведущим российским вузам. Выявлено, что в последние годы наблюдается отрицательная динамика количества вузов и общего числа студентов. Но несмотря на это происходит значительный рост интереса к программам магистратуры. Среди существующих отечественных подходов к оценке конкурентоспособности образовательных программ отмечены такие недостатки, как отсутствие оценок качества разработанных вузом образовательных программ, недостаточный учет основных рыночных показателей (например, цены и спроса), использование системы показателей, отражающих, в основном, внутреннюю среду образовательного учреждения и слабо учитывающих конкурентные преимущества с позиции потребителя.
2 Предложен методический подход к оценке конкурентоспособности образовательных программ магистратуры, в основе которого лежит расчет интегрального показателя конкурентоспособности.
3 Произведен сравнительный анализ и расчёт уровня
конкурентоспособности программы «Экономика предприятия» УрФУ и программы «Экономика фирмы» УрГЭУ.
Полученные результаты показали, что программа магистратуры «Экономика предприятия», реализуемая в УрФУ является более конкурентоспособной, чем программа «Экономика фирмы» УрГЭУ (62% и 47% соответственно). Это объясняется, прежде всего, тем, что Уральский федеральный университет является одним из самых крупных и известных в России, и магистерская степень, полученная в нем, престижна, узнаваема и востребована работодателями. Магистратура в УрГЭУ привлекает студентов, в первую очередь, своей стоимостью. Также одним из важнейших факторов является желание студентов после окончания бакалавриата продолжать учебу в магистратуре по тому же направлению.
Анализ конкурентоспособности позволяет оценить, соответствует ли качество и цена образовательных программ тем характеристикам, которые являются ключевыми для потребителей. Более глубокий анализ помогает выявить, какая из составляющих отрицательно влияет на конкурентоспособность, а какая - положительно.
Исходя из результатов анализа можно выработать план мероприятий, который позволит повысить конкурентоспособность образовательной программы или вуза.
Активное и заинтересованное применение вузами предложенного методического подхода позволит выявить направления повышения конкурентоспособности образовательных программ, отчего напрямую зависит конкурентоспособность самого учебного заведения.
Задачи, поставленные в работе, выполнены, цель достигнута.
1. Портер М. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. 496 с.
2. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные
отношения, 1993, 895 с.
3. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России, 2006. № 9 - с. 37-40.
4. Пащенко Н.И. Конкурентоспособность вуза и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции // Политика. - Тюмень: Тюм.ГНГУ, 2014. № 2. - с. 88-92.
5. Малинин А.С. Межвузовская и внутривузовская конкуренция образовательных программ высшего профессионального образования // Современная конкуренция, 2007. № 6 - с. 52.
6. Петерсонс А. Корпоративная культура негосударственного вуза как фактор обеспечения устойчивого развития // Труд и социальные отношения. 2008. № 3. - с. 79-84.
7. Баталова О. С. Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг // Молодой ученый. 2010. № 10. - с. 53 - 58.
8. Воскобайникова М., Пугачева Н., Чепурышкин И. Качество образования как фактор конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. 2008. № 5. - с. 139-143.
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Проспект- 2015. С. 4
10. Сагинова О.В., Ковалева Е.И. Рейтинги, имидж вуза и цели высшего образования // Экономика образования. - 2015. №1. с. 12-23.
11. Куликова Ю.П. Роль интеграции образования и науки в процессе модернизации национального образования // Вестник НГУ. Серия: Социальноэкономические науки. 2013. №1. - с. 48-56.
12. Кельчевская Н.Р. Экономическая устойчивость высшего учебного заведения / Н.Р. Кельчевская, Екатеринбург: ГОУ УГТУ-УПИ, 2002, 77 с.
13. Цуприк В. Г., Сумская К. В. Проектный подход в организации управления образовательной программой ВПО как фактор обеспечения качества обучения // Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов как основа инновационных процессов в системе профессионального образования: Материалы Всерос. науч.- практ. конф., 5-6 июня 2013 г. / Хабар. краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере проф. образования. Хабаровск, 2013. с. 139-143.
14. Управление проектами /А.М. Немчин и др. СПб.: Два-Три, 2006. 610 с.
15. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®). 5-е изд. Project Management Institute, 2013...