ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО МОЛОДЕЖИ: АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ
|
РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОЛОНТЕРСТВА МОЛОДЕЖИ 11
1.1. Политическое волонтерство как объект исследования: подходы к
определению, специфические характеристики и основные функции 11
1.2. Нормативно-правовые аспекты развития политического волонтерства
молодежи в Российской Федерации 24
1.3. Потенциал политического волонтерства молодежи: концептуальная рамка
исследования 34
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОЛОНТЕРСТВА МОЛОДЕЖИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 48
2.1. Характеристика деятельности операторов политического волонтерства в
Свердловской области 48
2.2. Оценка потенциала политического волонтерства молодежи в
Свердловской области 69
2.3. Рекомендации по развитию политического волонтерства молодежи в
Свердловской области 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 94
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОЛОНТЕРСТВА МОЛОДЕЖИ 11
1.1. Политическое волонтерство как объект исследования: подходы к
определению, специфические характеристики и основные функции 11
1.2. Нормативно-правовые аспекты развития политического волонтерства
молодежи в Российской Федерации 24
1.3. Потенциал политического волонтерства молодежи: концептуальная рамка
исследования 34
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОЛОНТЕРСТВА МОЛОДЕЖИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 48
2.1. Характеристика деятельности операторов политического волонтерства в
Свердловской области 48
2.2. Оценка потенциала политического волонтерства молодежи в
Свердловской области 69
2.3. Рекомендации по развитию политического волонтерства молодежи в
Свердловской области 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 94
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Одно из приоритетных направлений развития Российской Федерации сегодня - это развитие активного гражданского общества, базирующегося на инициативе и высоком уровне правовой культуры. В контексте достижения этой цели работа должна вестись не только на уровне государственного аппарата и административных решений. Инициатива должна исходить «снизу», развитие гражданского общество может происходить только при участии самого общества. Волонтерское движение, являясь акселератором наиболее социально активных граждан может стать одной из движущих сил развития современного гражданского общества. В данном случае очень важна роль людей, занимающихся политическим волонтерством, так как существование гражданского общества невозможно без демократичных и открытых политических процессов.
Чаще всего волонтерство не ассоциируется с политической работой, а связывается с другими видами волонтерства, например, социальное волонтерство, спортивное волонтерство, культурное волонтерство, экологическое волонтерство, событийное волонтерство, корпоративное волонтерство. В настоящее время наблюдается ограниченность представлений о политическом волонтерстве и недостаточно эффективное использование ресурсов политического волонтерства в развитии гражданского общества.
Политическое волонтерство способно выполнять ряд важных функций, таких как: политическая социализация, инструмент достижения политической власти и продвижения общественно-политических инициатив, социальный лифт. В данном контексте важно понимать, что политические волонтеры, являясь серьезным ресурсом различных политических сил, способны своей работой изменять политическую ситуацию как в отдельных регионах, так и в целых странах. Идейные, готовые работать для достижение высшей политической и идеологической цели молодые люди оказываются мощным инструментом для достижения политической власти. При неправильном использовании этого потенциала в обществе могут возникнуть негативные явления, такие как радикализм, экстремизм и революционные движения. Молодые люди, привыкшие быть частью организованной общности, но потерявшие позитивные политические ориентиры могут представлять опасность даже для стабильности политической системы в целом.
Степень разработанности проблемы исследования.
Исследовательская работа базируется на ряде ключевых понятий, таких как волонтерство, политическое волонтерство, гражданское участие, политическая социализация и связанных с ними теориях.
Д. Вилсон, О. И. Холина, Е.И. Холостова, В. В. Тен, Е. А. Романенко, Е. В. Онищенко, Г. П. Бодренкова, С. Е. Кораванщиков. Р. Стеббинс, Л. А. Кудринская раскрывали особенности и основные характеристики волонтерской деятельности, разрабатывали классификации видов волонтерства, основные функции волонтерского труда.
П. Деккер, А. Циммер, Д. Г. Смит, А. Алижла, А. Г. Истомина, О. А. Оберемко, Е. В. Лоскутова, Л. Милбрат, М. Л. Гаель отдельно рассматривают политическое волонтерство как особый вид волонтерской деятельности, предлагают определения традиционного и нетрадиционного политического активизма.
Несмотря на наличие большого объема работ на тему волонтерства, политическое волонтерство разработано недостаточно глубоко. Вне пристального внимания исследователей остаются многие аспекты политического волонтерства, такие как политическая социализация молодежи и социальные лифты.
Целью исследования является оценка потенциала развития политического волонтерства в молодежной среде.
Задачи исследования:
- проанализировать подходы к определению термина «политической волонтерство», выделить специфические характеристики, основные функции и типовые практики политического волонтерства;
- проанализировать нормативно-правовые аспекты развития политического волонтерства молодежи в Российской Федерации;
- разработать концепцию исследования потенциала политического волонтерства на основе его функций;
- рассмотреть деятельность операторов политического волонтерства молодежи в Свердловской области;
- оценить потенциал политического волонтерства в Свердловской области;
- разработать рекомендации по развитию политического волонтерства в Свердловской области.
Объектом исследования является политическое волонтерство молодежи.
Предметом исследования являются функции и потенциал развития политического волонтерства молодежи.
Теоретико-методологическую базу исследования составили подходы к пониманию феноменов «волонтерство», «политическое волонтерство», «политическая социализация», разработанные в отечественной и зарубежной научной литературе.
Использованы структурно-функциональный и системный подходы, которые позволили определить функциональное назначение политического волонтерства для общества, функции и потенциал политического волонтерства на макро-, мезо- и микроуровнях.
Эмпирическую базу исследования составили материалы проведенного автором комплексного социологического исследования, которое включало:
- анкетирование молодежи Свердловской области в возрасте от 14 до 30 лет;
- экспертное интервью с лидерами общественно-политических объединений, являющихся операторами политического волонтерства;
- включенное наблюдение.
Авторский вклад заключается в личной разработке программы и инструментария эмпирического исследования, проведении опросов через социальные сети, личном проведении интервью, обработке, анализе полученных данных, их интерпретации.
Научная новизна исследования заключается в том, что было:
1. Сформулировано интегративное определение политического волонтерства как особого вида волонтерской деятельности, выделены функции и типовые практики политического волонтерства;
2. Предложена концепция исследования потенциала политического волонтерства, основанная на возможных позитивных эффектах реализации функций политического волонтерства на макро-, мезо- и микроуровнях;
3. Разработаны рекомендации по развитию политического волонтерства на макро-, мезо- и микроуровнях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Проанализированы подходы к определению термина «политической волонтерство», выделены специфические характеристики, основные функции и типовые практики политического волонтерства. Политическое волонтерство - это добровольная и безвозмездная деятельность граждан, направленная на изменение политического влияния тех или иных политических идей и структур через организацию политических акций, митингов, пикетов, участие в избирательных кампаниях в качестве агитаторов и наблюдателей, организацию информационной работы в сети интернет, сбор подписей за петиции с конкретными политическими инициативами, участие в деятельности политически ориентированных некоммерческих организаций, политических партий и общественных структур политической направленности, таких как общественные палаты, общественные советы, молодежные парламенты и правительства, молодежные советы при городских думах и администрациях, правозащитных и экологических организациях, движениях за мир, и ассоциациях.
2. На основе анализа нормативно-правовых документов, регулирующих различные практики политического волонтерства молодежи в Российской Федерации, установлено, что теория и практика политического волонтерства не противоречит законодательству Российской Федерации, но при этом политическое волонтерство как вид волонтерской деятельности не имеет юридического признания в России.
3. Позитивные эффекты, возникающие при реализации функций политического волонтерства, представляют собой потенциал данного феномена. Оценка потенциала политического волонтерства молодежи возможна путем анализа эффективности реализации функций политического волонтерства на трех уровнях: как инструмента политической социализации на макроуровне, как инструмента продвижения общественно-политических инициатив и достижения политической власти на мезоуровне и в качестве социального лифта на микроуровне;
4. В результате исследования деятельности операторов политического волонтерства молодежи в Свердловской области сделан вывод о том, что политическое волонтерство представлено широким кругом практик и значительным числом организаций-операторов, координирующих деятельность политических волонтеров в регионе. Деятельность организаций- операторов, преимущественно, сводится к вовлечению политических волонтеров в проведение публичных мероприятий, вызывающих эмоциональный отклик у различных групп населения, участие в акциях и мероприятиях, имеющих политический подтекст, участие в выборах в качестве агитаторов.
5. Основываясь на результатах эмпирического исследования, можно утверждать, что политическое волонтерство молодежи в Свердловской области обладает высоким потенциалом, который обусловлен эффективностью реализации функций политического волонтерства на макро-, мезо- и микроуровнях.
6. В соответствии с полученными в ходе исследования результатами рекомендуется внесение изменений в Федеральный закон от 11.08.1995 № 135- ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» с целью включить политическое волонтерство в список видов волонтерской деятельности, а также рекомендуется создание избираемых прямым голосованием органов молодежного самоуправления во всех муниципальных образованиях Свердловской области.
Теоретическая значимость работы заключается в приращении теоретических знаний о политическом волонтерстве как особом виде волонтерской деятельности. Предложена концепция исследования потенциала политического волонтерства.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для существенной корректировки работы политических партий и общественно-политических объединений в сфере развития политического волонтерства для более эффективной реализации функций политического волонтерства. Благодаря внедрению рекомендаций, основанных на результатах исследования, может быть существенно повышена эффективность политической социализации молодежи за счет политического волонтерства, что влечет за собой более стабильное и конструктивное развитие гражданского общества и политической культуры общества.
Апробация результатов исследования. Результаты магистерского исследования были представлены в Департаменте молодежной политики Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, а также в Свердловском региональном отделении Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России». Представителями данных организаций были сделаны заключения о возможном позитивном влиянии рекомендованных решений и о готовности использовать данные рекомендации в реальной работе.
Также основные положения магистерской диссертации были представлены на научно-практических конференциях:
1. V Международная научно-практическая конференция «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий». В сборнике материалов конференции опубликована статья «Политическое волонтерство как объект исследования» (Екатеринбург, 22-23 апреля 2019 г.).
2. Всероссийская научно-практическая конференция XXII Уральские социологические чтения. В сборнике статей конференции опубликована статья «Политическое волонтерство как инструмент политической социализации и способ достижения политической власти» (Екатеринбург, 17-18 марта 2020 года).
3. VI Международная научно-практическая конференция «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий». В сборнике статей конференции опубликована статья «Политическое волонтерство как инструмент политической социализации» (Екатеринбург, 27-28 марта 2020 г.).
Чаще всего волонтерство не ассоциируется с политической работой, а связывается с другими видами волонтерства, например, социальное волонтерство, спортивное волонтерство, культурное волонтерство, экологическое волонтерство, событийное волонтерство, корпоративное волонтерство. В настоящее время наблюдается ограниченность представлений о политическом волонтерстве и недостаточно эффективное использование ресурсов политического волонтерства в развитии гражданского общества.
Политическое волонтерство способно выполнять ряд важных функций, таких как: политическая социализация, инструмент достижения политической власти и продвижения общественно-политических инициатив, социальный лифт. В данном контексте важно понимать, что политические волонтеры, являясь серьезным ресурсом различных политических сил, способны своей работой изменять политическую ситуацию как в отдельных регионах, так и в целых странах. Идейные, готовые работать для достижение высшей политической и идеологической цели молодые люди оказываются мощным инструментом для достижения политической власти. При неправильном использовании этого потенциала в обществе могут возникнуть негативные явления, такие как радикализм, экстремизм и революционные движения. Молодые люди, привыкшие быть частью организованной общности, но потерявшие позитивные политические ориентиры могут представлять опасность даже для стабильности политической системы в целом.
Степень разработанности проблемы исследования.
Исследовательская работа базируется на ряде ключевых понятий, таких как волонтерство, политическое волонтерство, гражданское участие, политическая социализация и связанных с ними теориях.
Д. Вилсон, О. И. Холина, Е.И. Холостова, В. В. Тен, Е. А. Романенко, Е. В. Онищенко, Г. П. Бодренкова, С. Е. Кораванщиков. Р. Стеббинс, Л. А. Кудринская раскрывали особенности и основные характеристики волонтерской деятельности, разрабатывали классификации видов волонтерства, основные функции волонтерского труда.
П. Деккер, А. Циммер, Д. Г. Смит, А. Алижла, А. Г. Истомина, О. А. Оберемко, Е. В. Лоскутова, Л. Милбрат, М. Л. Гаель отдельно рассматривают политическое волонтерство как особый вид волонтерской деятельности, предлагают определения традиционного и нетрадиционного политического активизма.
Несмотря на наличие большого объема работ на тему волонтерства, политическое волонтерство разработано недостаточно глубоко. Вне пристального внимания исследователей остаются многие аспекты политического волонтерства, такие как политическая социализация молодежи и социальные лифты.
Целью исследования является оценка потенциала развития политического волонтерства в молодежной среде.
Задачи исследования:
- проанализировать подходы к определению термина «политической волонтерство», выделить специфические характеристики, основные функции и типовые практики политического волонтерства;
- проанализировать нормативно-правовые аспекты развития политического волонтерства молодежи в Российской Федерации;
- разработать концепцию исследования потенциала политического волонтерства на основе его функций;
- рассмотреть деятельность операторов политического волонтерства молодежи в Свердловской области;
- оценить потенциал политического волонтерства в Свердловской области;
- разработать рекомендации по развитию политического волонтерства в Свердловской области.
Объектом исследования является политическое волонтерство молодежи.
Предметом исследования являются функции и потенциал развития политического волонтерства молодежи.
Теоретико-методологическую базу исследования составили подходы к пониманию феноменов «волонтерство», «политическое волонтерство», «политическая социализация», разработанные в отечественной и зарубежной научной литературе.
Использованы структурно-функциональный и системный подходы, которые позволили определить функциональное назначение политического волонтерства для общества, функции и потенциал политического волонтерства на макро-, мезо- и микроуровнях.
Эмпирическую базу исследования составили материалы проведенного автором комплексного социологического исследования, которое включало:
- анкетирование молодежи Свердловской области в возрасте от 14 до 30 лет;
- экспертное интервью с лидерами общественно-политических объединений, являющихся операторами политического волонтерства;
- включенное наблюдение.
Авторский вклад заключается в личной разработке программы и инструментария эмпирического исследования, проведении опросов через социальные сети, личном проведении интервью, обработке, анализе полученных данных, их интерпретации.
Научная новизна исследования заключается в том, что было:
1. Сформулировано интегративное определение политического волонтерства как особого вида волонтерской деятельности, выделены функции и типовые практики политического волонтерства;
2. Предложена концепция исследования потенциала политического волонтерства, основанная на возможных позитивных эффектах реализации функций политического волонтерства на макро-, мезо- и микроуровнях;
3. Разработаны рекомендации по развитию политического волонтерства на макро-, мезо- и микроуровнях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Проанализированы подходы к определению термина «политической волонтерство», выделены специфические характеристики, основные функции и типовые практики политического волонтерства. Политическое волонтерство - это добровольная и безвозмездная деятельность граждан, направленная на изменение политического влияния тех или иных политических идей и структур через организацию политических акций, митингов, пикетов, участие в избирательных кампаниях в качестве агитаторов и наблюдателей, организацию информационной работы в сети интернет, сбор подписей за петиции с конкретными политическими инициативами, участие в деятельности политически ориентированных некоммерческих организаций, политических партий и общественных структур политической направленности, таких как общественные палаты, общественные советы, молодежные парламенты и правительства, молодежные советы при городских думах и администрациях, правозащитных и экологических организациях, движениях за мир, и ассоциациях.
2. На основе анализа нормативно-правовых документов, регулирующих различные практики политического волонтерства молодежи в Российской Федерации, установлено, что теория и практика политического волонтерства не противоречит законодательству Российской Федерации, но при этом политическое волонтерство как вид волонтерской деятельности не имеет юридического признания в России.
3. Позитивные эффекты, возникающие при реализации функций политического волонтерства, представляют собой потенциал данного феномена. Оценка потенциала политического волонтерства молодежи возможна путем анализа эффективности реализации функций политического волонтерства на трех уровнях: как инструмента политической социализации на макроуровне, как инструмента продвижения общественно-политических инициатив и достижения политической власти на мезоуровне и в качестве социального лифта на микроуровне;
4. В результате исследования деятельности операторов политического волонтерства молодежи в Свердловской области сделан вывод о том, что политическое волонтерство представлено широким кругом практик и значительным числом организаций-операторов, координирующих деятельность политических волонтеров в регионе. Деятельность организаций- операторов, преимущественно, сводится к вовлечению политических волонтеров в проведение публичных мероприятий, вызывающих эмоциональный отклик у различных групп населения, участие в акциях и мероприятиях, имеющих политический подтекст, участие в выборах в качестве агитаторов.
5. Основываясь на результатах эмпирического исследования, можно утверждать, что политическое волонтерство молодежи в Свердловской области обладает высоким потенциалом, который обусловлен эффективностью реализации функций политического волонтерства на макро-, мезо- и микроуровнях.
6. В соответствии с полученными в ходе исследования результатами рекомендуется внесение изменений в Федеральный закон от 11.08.1995 № 135- ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» с целью включить политическое волонтерство в список видов волонтерской деятельности, а также рекомендуется создание избираемых прямым голосованием органов молодежного самоуправления во всех муниципальных образованиях Свердловской области.
Теоретическая значимость работы заключается в приращении теоретических знаний о политическом волонтерстве как особом виде волонтерской деятельности. Предложена концепция исследования потенциала политического волонтерства.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для существенной корректировки работы политических партий и общественно-политических объединений в сфере развития политического волонтерства для более эффективной реализации функций политического волонтерства. Благодаря внедрению рекомендаций, основанных на результатах исследования, может быть существенно повышена эффективность политической социализации молодежи за счет политического волонтерства, что влечет за собой более стабильное и конструктивное развитие гражданского общества и политической культуры общества.
Апробация результатов исследования. Результаты магистерского исследования были представлены в Департаменте молодежной политики Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, а также в Свердловском региональном отделении Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России». Представителями данных организаций были сделаны заключения о возможном позитивном влиянии рекомендованных решений и о готовности использовать данные рекомендации в реальной работе.
Также основные положения магистерской диссертации были представлены на научно-практических конференциях:
1. V Международная научно-практическая конференция «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий». В сборнике материалов конференции опубликована статья «Политическое волонтерство как объект исследования» (Екатеринбург, 22-23 апреля 2019 г.).
2. Всероссийская научно-практическая конференция XXII Уральские социологические чтения. В сборнике статей конференции опубликована статья «Политическое волонтерство как инструмент политической социализации и способ достижения политической власти» (Екатеринбург, 17-18 марта 2020 года).
3. VI Международная научно-практическая конференция «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий». В сборнике статей конференции опубликована статья «Политическое волонтерство как инструмент политической социализации» (Екатеринбург, 27-28 марта 2020 г.).
В процессе работы был проведен теоретический анализ, в ходе которого было дано определение понятию «политическое волонтерство». Проанализированы подходы к определению термина «политической волонтерство», выделены специфические характеристики, основные функции и типовые практики политического волонтерства.
Политическое волонтерство - это добровольная и безвозмездная деятельность граждан, направленная на изменение политического влияния тех или иных политических идей и структур через организацию политических акций, митингов, пикетов, участие в избирательных кампаниях в качестве агитаторов и наблюдателей, организацию информационной работы в сети интернет, сбор подписей за петиции с конкретными политическими инициативами, участие в деятельности политически ориентированных некоммерческих организаций, политических партий и общественных структур политической направленности, таких как общественные палаты, общественные советы, молодежные парламенты и правительства, молодежные советы при городских думах и администрациях, правозащитных и экологических организациях, движениях за мир, и ассоциациях.
Отличительные черты политического волонтерства:
- нацеленность политического волонтерства в первую очередь на политический результат (достижение власти). Осуществляемая социальная деятельность выступает в качестве инструмента декларирования политической позиции и формирования лояльности избирателей;
- политическое волонтерство имеет сезонный характер, активность деятельности зависит от выборных циклов и политической обстановки;
- между периодами активных политических противостояний политическое волонтерство фактически представляет собой социальное добровольчество без политического подтекста;
Основные функции политического волонтерства:
- политическая социализация граждан;
- продвижение общественно-политических интересов;
- содействие в процессе политической борьбы;
- социальный лифт.
Проанализированы нормативно-правовые аспекты развития политического волонтерства молодежи в Российской Федерации. С правовой точки зрения политическое волонтерство в Российской Федерации не считается волонтерской деятельностью, не попадает под программы развития добровольческой (волонтерской) деятельности, а политические волонтеры официально не имеют оснований на государственную поддержку. Таким образом теория и практика политического волонтерства не противоречит законодательству Российской Федерации, но при этом политическое волонтерство как вид волонтерской деятельности не имеет юридического признания в России.
Разработана концепция оценки потенциала политического волонтерства. С позиции автора, потенциал политического волонтерства может быть определен, исходя из функций политического волонтерства:
- инструмент политической социализации;
- инструмент продвижения общественно-политических интересов и
достижения политической власти;
- социальный лифт.
В соответствии с названными функциями потенциал политического волонтерства может быть определен на трех уровнях, на каждом из которых существуют свои интересанты эффективной работы политического волонтерства:
- макроуровень, который представляет сферу интересов государства и общества в целом. На данном уровне потенциал политического волонтерства заключается в политической социализации граждан;
- мезоуровень, представляющий сферу интересов субъектов политической борьбы (политических партий и движений, самостоятельных политиков). На данном уровне потенциал политического волонтерства заключается в продвижении общественно-политических интересов и содействии в политической борьбе. В этом смысле политическое волонтерство рассматривается как инструмент достижения политической власти;
- микроуровень, который представляет сферу интересов самих политических волонтеров. На данном уровне потенциал политического волонтерства заключается в реализации такой функции как социальный лифт. Позитивные эффекты, возникающие при реализации функций политического волонтерства, представляют собой потенциал данного феномена. Оценка потенциала политического волонтерства молодежи возможна путем анализа эффективности реализации функций политического волонтерства на трех уровнях: макроуровне, мезоуровне и микроуровне.
Для оценки потенциала политического волонтерства в Свердловской области было реализовано эмпирическое исследование с использованием количественных и качественных методов исследования: включенное наблюдение, анкетирование, интервью. В качестве объектов наблюдения выступали операторы политического волонтерства - Свердловское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России» и Молодежный парламент Свердловской области. Анкетирование было проведен) в онлайн-формате и распространялся через социальные сети, тематические форумы и чаты. Экспертные интервью были проведены с представителями молодежных общественно-политических объединений, являющихся операторами политического волонтерства, интервью проводились в очном формате.
Исследованы практики политического волонтерства молодежи и характеристики деятельности операторов политического волонтерства в Свердловской области. В качестве кейсов автором были рассмотрены организации-операторы политического волонтерства, такие как Свердловское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России» и Молодежный парламент Свердловской области. Политическое волонтерство представлено широким кругом практик и операторов, координирующих деятельность политических волонтеров. Деятельность организаций-операторов, преимущественно, сводится к вовлечению политических волонтеров в проведение публичных мероприятий, вызывающих эмоциональный отклик у различных групп населения, участие в акциях и мероприятиях, имеющих политический подтекст, участие в выборах в качестве агитаторов.
В результате анализа собранных данных был сделан ряд выводов:
- политическое волонтерство является действенным инструментом политической социализации. Политические волонтеры, склонные к традиционным типам политического активизма, в большей степени подвержены успешной политической социализации. Молодежь, не включенная в политическое волонтерство, в меньшей степени политически социализирована;
- политическое волонтерство является действенным, но не ключевым инструментом достижения политической власти, оказывает определенное влияние на шансы победы в политическом противостоянии, использующих его субъектов политической борьбы. Однако влияние политических волонтеров в этом вопросе нельзя назвать решающим;
- политическое волонтерство предоставляет определенный шанс на дальнейший рост и развитие в политической сфере, но не является залогом успеха в данной сфере.
Основываясь на результатах эмпирического исследования определено, что политическое волонтерство молодежи в Свердловской области обладает высоким потенциалом, который обусловлен эффективностью реализации функций политического волонтерства. Политическое волонтерство на данный момент имеет серьезный потенциал для дальнейшего развития.
В соответствии с полученными в ходе исследования результатами были разработаны рекомендации по развитию потенциала политического волонтерства. Департаменту молодежной политики Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, органам муниципальной власти муниципальных образований Свердловской области предлагается разработать и реализовать программу по созданию избираемых прямым голосованием органов молодежного самоуправления парламентского типа во всех муниципальных образованиях Свердловской области. Было разработано типовое положение молодежной городской думы, которое может выступить основой для собственных муниципальных нормативных актов при создании муниципальных молодежных парламентов. Учитывая постепенно возрастающее распространение политического волонтерства, органам государственной власти предлагается внести политическое волонтерство в перечень видов волонтерства, установленных Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», тем самым позволяя политическим волонтерам иметь те же преимущества, связанные с программами государственной поддержки, которые имеют волонтеры других направлений.
Таким образом, посредством выполнения предложенных выше рекомендаций будет увеличиваться численность политических волонтеров в связи с увеличением количества органов молодежного самоуправления, а также будет усиливаться политическая конкуренция между объединениями, являющимися операторами политического волонтерства. В ходе равной конкурентной борьбы компетенции политических волонтеров, участвующих в данном процессе, будут развиваться, предоставляя политическим волонтерам по всей Свердловской области больше шансов для дальнейшего развития в политической сфере.
Политическое волонтерство - это добровольная и безвозмездная деятельность граждан, направленная на изменение политического влияния тех или иных политических идей и структур через организацию политических акций, митингов, пикетов, участие в избирательных кампаниях в качестве агитаторов и наблюдателей, организацию информационной работы в сети интернет, сбор подписей за петиции с конкретными политическими инициативами, участие в деятельности политически ориентированных некоммерческих организаций, политических партий и общественных структур политической направленности, таких как общественные палаты, общественные советы, молодежные парламенты и правительства, молодежные советы при городских думах и администрациях, правозащитных и экологических организациях, движениях за мир, и ассоциациях.
Отличительные черты политического волонтерства:
- нацеленность политического волонтерства в первую очередь на политический результат (достижение власти). Осуществляемая социальная деятельность выступает в качестве инструмента декларирования политической позиции и формирования лояльности избирателей;
- политическое волонтерство имеет сезонный характер, активность деятельности зависит от выборных циклов и политической обстановки;
- между периодами активных политических противостояний политическое волонтерство фактически представляет собой социальное добровольчество без политического подтекста;
Основные функции политического волонтерства:
- политическая социализация граждан;
- продвижение общественно-политических интересов;
- содействие в процессе политической борьбы;
- социальный лифт.
Проанализированы нормативно-правовые аспекты развития политического волонтерства молодежи в Российской Федерации. С правовой точки зрения политическое волонтерство в Российской Федерации не считается волонтерской деятельностью, не попадает под программы развития добровольческой (волонтерской) деятельности, а политические волонтеры официально не имеют оснований на государственную поддержку. Таким образом теория и практика политического волонтерства не противоречит законодательству Российской Федерации, но при этом политическое волонтерство как вид волонтерской деятельности не имеет юридического признания в России.
Разработана концепция оценки потенциала политического волонтерства. С позиции автора, потенциал политического волонтерства может быть определен, исходя из функций политического волонтерства:
- инструмент политической социализации;
- инструмент продвижения общественно-политических интересов и
достижения политической власти;
- социальный лифт.
В соответствии с названными функциями потенциал политического волонтерства может быть определен на трех уровнях, на каждом из которых существуют свои интересанты эффективной работы политического волонтерства:
- макроуровень, который представляет сферу интересов государства и общества в целом. На данном уровне потенциал политического волонтерства заключается в политической социализации граждан;
- мезоуровень, представляющий сферу интересов субъектов политической борьбы (политических партий и движений, самостоятельных политиков). На данном уровне потенциал политического волонтерства заключается в продвижении общественно-политических интересов и содействии в политической борьбе. В этом смысле политическое волонтерство рассматривается как инструмент достижения политической власти;
- микроуровень, который представляет сферу интересов самих политических волонтеров. На данном уровне потенциал политического волонтерства заключается в реализации такой функции как социальный лифт. Позитивные эффекты, возникающие при реализации функций политического волонтерства, представляют собой потенциал данного феномена. Оценка потенциала политического волонтерства молодежи возможна путем анализа эффективности реализации функций политического волонтерства на трех уровнях: макроуровне, мезоуровне и микроуровне.
Для оценки потенциала политического волонтерства в Свердловской области было реализовано эмпирическое исследование с использованием количественных и качественных методов исследования: включенное наблюдение, анкетирование, интервью. В качестве объектов наблюдения выступали операторы политического волонтерства - Свердловское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России» и Молодежный парламент Свердловской области. Анкетирование было проведен) в онлайн-формате и распространялся через социальные сети, тематические форумы и чаты. Экспертные интервью были проведены с представителями молодежных общественно-политических объединений, являющихся операторами политического волонтерства, интервью проводились в очном формате.
Исследованы практики политического волонтерства молодежи и характеристики деятельности операторов политического волонтерства в Свердловской области. В качестве кейсов автором были рассмотрены организации-операторы политического волонтерства, такие как Свердловское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России» и Молодежный парламент Свердловской области. Политическое волонтерство представлено широким кругом практик и операторов, координирующих деятельность политических волонтеров. Деятельность организаций-операторов, преимущественно, сводится к вовлечению политических волонтеров в проведение публичных мероприятий, вызывающих эмоциональный отклик у различных групп населения, участие в акциях и мероприятиях, имеющих политический подтекст, участие в выборах в качестве агитаторов.
В результате анализа собранных данных был сделан ряд выводов:
- политическое волонтерство является действенным инструментом политической социализации. Политические волонтеры, склонные к традиционным типам политического активизма, в большей степени подвержены успешной политической социализации. Молодежь, не включенная в политическое волонтерство, в меньшей степени политически социализирована;
- политическое волонтерство является действенным, но не ключевым инструментом достижения политической власти, оказывает определенное влияние на шансы победы в политическом противостоянии, использующих его субъектов политической борьбы. Однако влияние политических волонтеров в этом вопросе нельзя назвать решающим;
- политическое волонтерство предоставляет определенный шанс на дальнейший рост и развитие в политической сфере, но не является залогом успеха в данной сфере.
Основываясь на результатах эмпирического исследования определено, что политическое волонтерство молодежи в Свердловской области обладает высоким потенциалом, который обусловлен эффективностью реализации функций политического волонтерства. Политическое волонтерство на данный момент имеет серьезный потенциал для дальнейшего развития.
В соответствии с полученными в ходе исследования результатами были разработаны рекомендации по развитию потенциала политического волонтерства. Департаменту молодежной политики Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, органам муниципальной власти муниципальных образований Свердловской области предлагается разработать и реализовать программу по созданию избираемых прямым голосованием органов молодежного самоуправления парламентского типа во всех муниципальных образованиях Свердловской области. Было разработано типовое положение молодежной городской думы, которое может выступить основой для собственных муниципальных нормативных актов при создании муниципальных молодежных парламентов. Учитывая постепенно возрастающее распространение политического волонтерства, органам государственной власти предлагается внести политическое волонтерство в перечень видов волонтерства, установленных Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», тем самым позволяя политическим волонтерам иметь те же преимущества, связанные с программами государственной поддержки, которые имеют волонтеры других направлений.
Таким образом, посредством выполнения предложенных выше рекомендаций будет увеличиваться численность политических волонтеров в связи с увеличением количества органов молодежного самоуправления, а также будет усиливаться политическая конкуренция между объединениями, являющимися операторами политического волонтерства. В ходе равной конкурентной борьбы компетенции политических волонтеров, участвующих в данном процессе, будут развиваться, предоставляя политическим волонтерам по всей Свердловской области больше шансов для дальнейшего развития в политической сфере.
Подобные работы
- Состояние и перспективы развития НКО Ставропольского края по защите животных
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2020 - СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ БОГДАНОВИЧ ДО 2025 ГОДА
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА МАТЕРИАЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ГУБКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Социальная работа с молодежью на примере города Волгоград
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6800 р. Год сдачи: 2020 - АКТУАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СПОРТИВНЫХ МЕГАСОБЫТИЯХ В ПОДГОТОВКЕ К ВСЕМИРНЫМ СТУДЕНЧЕСКИМ ИГРАМ - 2023
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2021 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЛОНТЕРСТВА КАК
СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2014 - УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНЫМ ВОЛОНТЕРСТВОМ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2021 - АКТИВИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ КАК СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2017



