РАЗВИТИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: АНАЛИЗ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК И ТЕХНОЛОГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
|
РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12
1.1. Теоретические основы изучения сетевого взаимодействия в системе
среднего образования 12
1.2. Нормативно-правовые основы сетевого взаимодействия в системе
среднего образования в РФ 24
1.3. Сетевое взаимодействие в системе российского среднего образования как
предмет образовательного менеджмента 37
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИК СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В
СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 52
2.1. Исследование потребностей образовательных организаций муниципального образования г. Екатеринбург в сетевом взаимодействии 52
2.2. Анализ практик сетевого взаимодействия в системе среднего
образования в России 74
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА 88
3.1. Рекомендации по развитию сетевого взаимодействия в
общеобразовательных организациях г. Екатеринбурга 88
3.2. Организация и проведение конференции участников сетевого
взаимодействия в системе общего образования в г. Екатеринбург 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 139
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 142
ПРИЛОЖЕНИЕ А 153
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 164
ПРИЛОЖЕНИЕ В 170
ВВЕДЕНИЕ 4
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12
1.1. Теоретические основы изучения сетевого взаимодействия в системе
среднего образования 12
1.2. Нормативно-правовые основы сетевого взаимодействия в системе
среднего образования в РФ 24
1.3. Сетевое взаимодействие в системе российского среднего образования как
предмет образовательного менеджмента 37
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИК СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В
СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 52
2.1. Исследование потребностей образовательных организаций муниципального образования г. Екатеринбург в сетевом взаимодействии 52
2.2. Анализ практик сетевого взаимодействия в системе среднего
образования в России 74
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА 88
3.1. Рекомендации по развитию сетевого взаимодействия в
общеобразовательных организациях г. Екатеринбурга 88
3.2. Организация и проведение конференции участников сетевого
взаимодействия в системе общего образования в г. Екатеринбург 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 139
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 142
ПРИЛОЖЕНИЕ А 153
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 164
ПРИЛОЖЕНИЕ В 170
Актуальность исследования сетевого взаимодействия в системе сред-него образования обусловлена потребностью современной школы в развитии новых подходов к организации и ресурсному обеспечению образовательных практик. Традиционные формы среднего общего образования перестали удовлетворять современным потребностям общества. Многие образовательные практики, зарекомендовавшие себя с положительной стороны, были разрушены в процессе трансформации российского общества и осуществления непродуманных реформ российского образования. Кроме того, социальные и экономические проблемы страны вынуждают теоретиков и практиков образования искать инновационные формы организации среднего общего образования.
Необходимость исследования сетевого взаимодействия в системе среднего образования связана с рядом его проблем, которые много лет остаются неразрешенными. Например, это дефицит квалифицированных педагогических кадров, недостаточный уровень материально-технического оснащения учебного процесса, низкий уровень культуры управления образованием, пробелы в нормативно-правовом регулировании различных процессов в сфере школьного образования, отсутствие взаимопонимания между представителями разных звеньев образовательной системы, когнитивная и мотивационная неготовность учащихся и их родителей к современному образовательному процессу. Все эти проблемы характерны для любых образовательных организаций, но особенно они усиливаются по мере удаления от крупных городов и областных центров. Один способов решения указанных проблем может заключаться в организации и развитии сетевого взаимодействия школы с различными организациями - другими школами, колледжами, вузами, учреждениями дополнительного образования, а также коммерческими и некоммерческими организациями.
Проблема исследования, проводимого в рамках магистерской диссертации, заключается в противоречии между необходимостью организации сетевого взаимодействия в общеобразовательных организациях г. Екатеринбурга и отсутствием развитых его практик, а также подходов к его управлению на территории обозначенного муниципального образования.
Объектом исследования выступает система среднего общего образования муниципального образования г. Екатеринбург.
Предмет исследования - организация сетевого взаимодействия в общеобразовательных организациях г. Екатеринбурга.
Цель исследования состоит в изучении муниципальных практик сетевого взаимодействия в общеобразовательных организациях г. Екатеринбурга и разработке технологии их развития.
Достижение цели осуществлялось через постановку и решение следующих задач:
- разработку теоретических основ изучения сетевого взаимодействия в системе среднего образования ,
- изучение нормативно-правовых условий организации и развития сетевого взаимодействия в системе среднего образования в Российской Феде-рации,
- рассмотреть сетевое взаимодействие, как предмет образовательного менеджмента,
- исследование потребностей образовательных организаций муниципального образования г. Екатеринбург в сетевом взаимодействии ,
- анализ и обобщение российского опыта сетевого взаимодействия в общеобразовательных организациях ,
- разработку подходов к организации сетевого взаимодействия в системе среднего образования в г. Екатеринбург.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сетевое взаимодействием в сфере среднего общего образования - это система связей и отношений между общеобразовательными организациями, другими организациями как равными партнерами, благодаря которой реализуются их совместные проекты в различных направлениях деятельности. При этом в таком взаимодействии происходит объединение ресурсов каждого участника взаимодействия (или обмен ими) и из взаимодействия этих ресурсов рождается новое системное качество деятельности каждого участника сетевого взаимодействия. Отличительные черты сетевого взаимодействия:
- независимость членов сети,
- множественность лидеров,
- объединяющая цель,
- добровольность связей,
- множественность уровней взаимодействия,
- взаимная выгода,
- открытость сети,
- взаимная ответственность.
2. Существующее законодательство в сфере образования имеет пробелы, не позволяющие эффективно развивать практики сетевого взаимодействия в сфере среднего общего образования. К ключевым барьерам можно от-нести вопросы лицензирования и финансирования взаимодействия. Соответственно, на региональном и муниципальном уровне необходимо разработать нормативно-правовые акты регламентирующие эти вопросы.
3. Основные задачи образовательного менеджмента в отношении формирования и развития практик сетевого взаимодействия:
- создание нормативно-правовых, финансовых, информационных, кадровых, организационных условий,
- централизованное формирование учебно-методического обеспечения,
- обучение управленческих команд образовательных организаций,
- создание системы мотивирования участников сетевого взаимодействия,
- инициация контактов возможных участников,
- контроль качества и эффектов от сетевого взаимодействия.
4. Сетевое взаимодействие в г. Екатеринбург встречается в виде разрозненных практик. У школ и их руководителей существует потребность и интерес к развитию этих практик и их систематизации. Перспективные направления сетевого взаимодействия: профориентация, повышение квалификации, внеурочная деятельность. Основные препятствия развития сетевого взаимодействия: трудности с поиском партнёров и способов их заинтересовать, отсутствие прозрачности в вопросах финансирования, отсутствие развитой нормативно-правовой базы.
5. Для решения проблемы сетевых взаимодействий в системе среднего образования в МО г. Екатеринбург необходимо обобщать, адаптировать и применять опыт сетевого взаимодействия других муниципалитетов в Российской Федерации. Например, Ассоциации сельских инновационных школ Калининградской области (АСИШ), которая существует более 11 лет и успешно реализует на базе сетевого взаимодействия программы и мероприятия не только с другими школами, но и с организациями СПО, ВУЗами, организациями дополнительного образования. 84 школы Томской области успешно реализуют 5 совместных образовательных событий и 8 сетевых образовательных программ с Томским государственным университетом, организациями дополнительного образования, организациями СПО, центром поддержки предпринимательства, региональным центром развития образования.
6. Считаем главными условиями развития сетевого взаимодействия в Екатеринбурге являются:
1) разработка и закрепления функций по управлению (организации и развитию) сетевым взаимодействием в системе среднего общего образования за конкретными функциональными подразделениями и должностными лицами департамента образования г. Екатеринбурга,
2) взаимодействие органов управления образованием муниципального и регионального уровня по различным направлениям сетевого взаимодействия,
3) организация грантовой поддержки проектов сетевого взаимодействия в сфере среднего общего образования
4) просвещение и информирование представителей образовательных организаций о сетевом взаимодействии
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что основными препятствиями развития сетевого взаимодействия в системе среднего образования является отсутствие у основных его субъектов представлений о возможностях сетевого взаимодействия, а также знаний о подходах к его организации.
Информационная база и методы исследования. В магистерской диссертации были проанализированы и обобщены результаты теоретических и эмпирических исследований сетевого взаимодействия в системе среднего образования, осуществленных российскими и зарубежными учеными. Особую группу источников составили нормативные правовые акты, регулирующие деятельность субъектов образования в Российской Федерации. Важной частью информационной базы диссертации стали результаты эмпирического исследования, предпринятого автором магистерской диссертации самостоятельно, в том числе результаты изучения кейсов организации сетевого взаимодействия в образовательных организациях других городов и регионов России.
В работе были использованы следующие методы сбора эмпирической информации: 1) анкетирование руководителей и преподавателей общеобразовательных организаций г. Екатеринбурга (п=100 чел.); 2) анализ статистических данных по системе среднего образования г. Екатеринбурга; 3) вторичный анализ данных исследований, близких к заявленной теме; 4) анализ четырёх кейсов сетевого взаимодействия в общеобразовательных организациях; 5) анализ документов; 6) проектный метод. Методы были направлены на изучение существующих практик сетевого взаимодействия в образовательных организациях на муниципальном уровне, прежде всего в г. Екатеринбурге, выявление проблем и барьеров, возникающих при реализации сетевого взаимодействия в среднем образовании, определение оснований разработки подходов к его развитию.
Степень научной разработанности темы. Первые теоретические исследования проблем сетевого взаимодействия были осуществлены еще во второй половине XX в. Наше исследование сетевого взаимодействия в системе среднего образования базировалось на социологических теориях, объясняющих возникновение и ресурсный потенциал сетевого взаимодействия в различных подсистемах общества. К ним относятся теория сетей Дж. Барнса, теория обмена Дж. Хоманса и П. Блау, теория информационного и сетевого общества М. Кастельса, теории управления сетями Е. Серсенсена и социального партнерства П. Бурдье, М. Вебер Э. Дюркгейм, Б. Мартенс, Т. Парсонс, А. Тоффлер, В. Н. Якимец и др.
Термин «социальные сети» был введен в 1954 г. Дж. Барнсом. Потом он перешел в экономическую науку. Так, в работах, посвященных бизнесу и менеджменту И. Ансофф, Х. Итами, М. Портер, Р. Кантер рассматривали стратегию синергизма. Суть ее состояла в том, что взаимодействие и взаимозависимость участников сетевого взаимодействия позволяют создать новый продукт и владение этим продуктом осуществляется совместно. Формула стратегии синергизма легла в основу идеи сетевого управления образовательными инновациями и перешла в педагогическую практику (работы Ю. П. Болтышева, Н. С. Бугровой, В. С. Кучинского, А. А. Овчинникова, С. В. Тарасова, А. А. Чепцова, М. М. Чучкевич и др.). В 1990 г. Ю. А. Конаржевский ввел в научно-педагогический оборот термин «сетевое взаимодействие». Современные исследования общих вопросов сетевого взаимодействия в образовательных организациях и перспектив их развития были проведены В. А. Бианки, П. Зибером, Н. Ф. Радионовой, А. В. Голубицким, Т. А. Зубаревой, А. А. Зобниной, Н. В. Коршуновой, А. В. Гребенщиковой.
Правовые основы сетевого взаимодействия в образовании были рас-смотрены в публикациях А. В. Голубицкого, А. И. Рожкова, С. В. Янкевич. Практика сетевых образовательных проектов была исследована И. Ю. Малковой. А. Ф. Мазником и А. Н. Томазовой исследовалось взаимодействие сете-вой организации профильного обучения, а Н. Е. Орлихиной - сетевой организации дополнительного профессионального образования. Е. В. Василевской описана сетевая организация методической службы в школах.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении со-держания понятия «сетевое взаимодействие в системе среднего образования» и оценке существующих практик сетевого взаимодействия в системе среднего образования в г. Екатеринбурге с позиций социологических теорий сетевого взаимодействия.
Практическая значимость работы состоит в оценке существующего опыта и выявлении проблем организации сетевого взаимодействия в школах г. Екатеринбурга и разработке подходов к его развитию. В связи с этим в магистерской диссертации разработаны структура и ресурсная база сетевого взаимодействия в системе среднего образования г. Екатеринбурга, проект по раз-витию сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования в сфере профориентации школьников.
Апробация результатов исследования осуществлялась на теоретических семинарах магистрантов: Школы государственного управления и предпринимательства УрФУ, научных и методических конференциях и семинарах: «Ин-новация как условие повышения качества образования» г. Красноуфимск, 14.12.2017 г., семинар «Организация сетевого взаимодействия МОУ района при подготовке детей к предметным олимпиадам» г. Екатеринбург, 23.08.2018 г., «Седьмая Всероссийской выездная школа педагогов и директоров» и форум руководителей образовательных организаций EDUWAVE, г. Москва, 28.10.18 - 02.11.2018, «Круглый стол» на тему: «Есть ли будущее у высшего образования в российских регионах: проблемы и пути их решения» в рамках V Международной научно-практической конференции «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий», г. Екатеринбург, 23.04.2019, «VIII Всероссийская выездная школа педагогов и директоров», г. Москва, 23.03.2019 - 29.03.2019.
Результаты магистерской диссертации нашли отражение в двух публикациях:
1. Немировский М. В. Теоретические подходы к изучению сетевого взаимодействия в образовании / // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2019. - №5. - С. 191-196.
2. Амбарова П. А. Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях изменяющегося мира профессий / П. А. Амбарова, М. В. Немировский // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Образование, наука и культура. - 2020. - №1.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка литературы, включающего 64 источника. Содержание работы изложено на 147 страницах.
Необходимость исследования сетевого взаимодействия в системе среднего образования связана с рядом его проблем, которые много лет остаются неразрешенными. Например, это дефицит квалифицированных педагогических кадров, недостаточный уровень материально-технического оснащения учебного процесса, низкий уровень культуры управления образованием, пробелы в нормативно-правовом регулировании различных процессов в сфере школьного образования, отсутствие взаимопонимания между представителями разных звеньев образовательной системы, когнитивная и мотивационная неготовность учащихся и их родителей к современному образовательному процессу. Все эти проблемы характерны для любых образовательных организаций, но особенно они усиливаются по мере удаления от крупных городов и областных центров. Один способов решения указанных проблем может заключаться в организации и развитии сетевого взаимодействия школы с различными организациями - другими школами, колледжами, вузами, учреждениями дополнительного образования, а также коммерческими и некоммерческими организациями.
Проблема исследования, проводимого в рамках магистерской диссертации, заключается в противоречии между необходимостью организации сетевого взаимодействия в общеобразовательных организациях г. Екатеринбурга и отсутствием развитых его практик, а также подходов к его управлению на территории обозначенного муниципального образования.
Объектом исследования выступает система среднего общего образования муниципального образования г. Екатеринбург.
Предмет исследования - организация сетевого взаимодействия в общеобразовательных организациях г. Екатеринбурга.
Цель исследования состоит в изучении муниципальных практик сетевого взаимодействия в общеобразовательных организациях г. Екатеринбурга и разработке технологии их развития.
Достижение цели осуществлялось через постановку и решение следующих задач:
- разработку теоретических основ изучения сетевого взаимодействия в системе среднего образования ,
- изучение нормативно-правовых условий организации и развития сетевого взаимодействия в системе среднего образования в Российской Феде-рации,
- рассмотреть сетевое взаимодействие, как предмет образовательного менеджмента,
- исследование потребностей образовательных организаций муниципального образования г. Екатеринбург в сетевом взаимодействии ,
- анализ и обобщение российского опыта сетевого взаимодействия в общеобразовательных организациях ,
- разработку подходов к организации сетевого взаимодействия в системе среднего образования в г. Екатеринбург.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сетевое взаимодействием в сфере среднего общего образования - это система связей и отношений между общеобразовательными организациями, другими организациями как равными партнерами, благодаря которой реализуются их совместные проекты в различных направлениях деятельности. При этом в таком взаимодействии происходит объединение ресурсов каждого участника взаимодействия (или обмен ими) и из взаимодействия этих ресурсов рождается новое системное качество деятельности каждого участника сетевого взаимодействия. Отличительные черты сетевого взаимодействия:
- независимость членов сети,
- множественность лидеров,
- объединяющая цель,
- добровольность связей,
- множественность уровней взаимодействия,
- взаимная выгода,
- открытость сети,
- взаимная ответственность.
2. Существующее законодательство в сфере образования имеет пробелы, не позволяющие эффективно развивать практики сетевого взаимодействия в сфере среднего общего образования. К ключевым барьерам можно от-нести вопросы лицензирования и финансирования взаимодействия. Соответственно, на региональном и муниципальном уровне необходимо разработать нормативно-правовые акты регламентирующие эти вопросы.
3. Основные задачи образовательного менеджмента в отношении формирования и развития практик сетевого взаимодействия:
- создание нормативно-правовых, финансовых, информационных, кадровых, организационных условий,
- централизованное формирование учебно-методического обеспечения,
- обучение управленческих команд образовательных организаций,
- создание системы мотивирования участников сетевого взаимодействия,
- инициация контактов возможных участников,
- контроль качества и эффектов от сетевого взаимодействия.
4. Сетевое взаимодействие в г. Екатеринбург встречается в виде разрозненных практик. У школ и их руководителей существует потребность и интерес к развитию этих практик и их систематизации. Перспективные направления сетевого взаимодействия: профориентация, повышение квалификации, внеурочная деятельность. Основные препятствия развития сетевого взаимодействия: трудности с поиском партнёров и способов их заинтересовать, отсутствие прозрачности в вопросах финансирования, отсутствие развитой нормативно-правовой базы.
5. Для решения проблемы сетевых взаимодействий в системе среднего образования в МО г. Екатеринбург необходимо обобщать, адаптировать и применять опыт сетевого взаимодействия других муниципалитетов в Российской Федерации. Например, Ассоциации сельских инновационных школ Калининградской области (АСИШ), которая существует более 11 лет и успешно реализует на базе сетевого взаимодействия программы и мероприятия не только с другими школами, но и с организациями СПО, ВУЗами, организациями дополнительного образования. 84 школы Томской области успешно реализуют 5 совместных образовательных событий и 8 сетевых образовательных программ с Томским государственным университетом, организациями дополнительного образования, организациями СПО, центром поддержки предпринимательства, региональным центром развития образования.
6. Считаем главными условиями развития сетевого взаимодействия в Екатеринбурге являются:
1) разработка и закрепления функций по управлению (организации и развитию) сетевым взаимодействием в системе среднего общего образования за конкретными функциональными подразделениями и должностными лицами департамента образования г. Екатеринбурга,
2) взаимодействие органов управления образованием муниципального и регионального уровня по различным направлениям сетевого взаимодействия,
3) организация грантовой поддержки проектов сетевого взаимодействия в сфере среднего общего образования
4) просвещение и информирование представителей образовательных организаций о сетевом взаимодействии
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что основными препятствиями развития сетевого взаимодействия в системе среднего образования является отсутствие у основных его субъектов представлений о возможностях сетевого взаимодействия, а также знаний о подходах к его организации.
Информационная база и методы исследования. В магистерской диссертации были проанализированы и обобщены результаты теоретических и эмпирических исследований сетевого взаимодействия в системе среднего образования, осуществленных российскими и зарубежными учеными. Особую группу источников составили нормативные правовые акты, регулирующие деятельность субъектов образования в Российской Федерации. Важной частью информационной базы диссертации стали результаты эмпирического исследования, предпринятого автором магистерской диссертации самостоятельно, в том числе результаты изучения кейсов организации сетевого взаимодействия в образовательных организациях других городов и регионов России.
В работе были использованы следующие методы сбора эмпирической информации: 1) анкетирование руководителей и преподавателей общеобразовательных организаций г. Екатеринбурга (п=100 чел.); 2) анализ статистических данных по системе среднего образования г. Екатеринбурга; 3) вторичный анализ данных исследований, близких к заявленной теме; 4) анализ четырёх кейсов сетевого взаимодействия в общеобразовательных организациях; 5) анализ документов; 6) проектный метод. Методы были направлены на изучение существующих практик сетевого взаимодействия в образовательных организациях на муниципальном уровне, прежде всего в г. Екатеринбурге, выявление проблем и барьеров, возникающих при реализации сетевого взаимодействия в среднем образовании, определение оснований разработки подходов к его развитию.
Степень научной разработанности темы. Первые теоретические исследования проблем сетевого взаимодействия были осуществлены еще во второй половине XX в. Наше исследование сетевого взаимодействия в системе среднего образования базировалось на социологических теориях, объясняющих возникновение и ресурсный потенциал сетевого взаимодействия в различных подсистемах общества. К ним относятся теория сетей Дж. Барнса, теория обмена Дж. Хоманса и П. Блау, теория информационного и сетевого общества М. Кастельса, теории управления сетями Е. Серсенсена и социального партнерства П. Бурдье, М. Вебер Э. Дюркгейм, Б. Мартенс, Т. Парсонс, А. Тоффлер, В. Н. Якимец и др.
Термин «социальные сети» был введен в 1954 г. Дж. Барнсом. Потом он перешел в экономическую науку. Так, в работах, посвященных бизнесу и менеджменту И. Ансофф, Х. Итами, М. Портер, Р. Кантер рассматривали стратегию синергизма. Суть ее состояла в том, что взаимодействие и взаимозависимость участников сетевого взаимодействия позволяют создать новый продукт и владение этим продуктом осуществляется совместно. Формула стратегии синергизма легла в основу идеи сетевого управления образовательными инновациями и перешла в педагогическую практику (работы Ю. П. Болтышева, Н. С. Бугровой, В. С. Кучинского, А. А. Овчинникова, С. В. Тарасова, А. А. Чепцова, М. М. Чучкевич и др.). В 1990 г. Ю. А. Конаржевский ввел в научно-педагогический оборот термин «сетевое взаимодействие». Современные исследования общих вопросов сетевого взаимодействия в образовательных организациях и перспектив их развития были проведены В. А. Бианки, П. Зибером, Н. Ф. Радионовой, А. В. Голубицким, Т. А. Зубаревой, А. А. Зобниной, Н. В. Коршуновой, А. В. Гребенщиковой.
Правовые основы сетевого взаимодействия в образовании были рас-смотрены в публикациях А. В. Голубицкого, А. И. Рожкова, С. В. Янкевич. Практика сетевых образовательных проектов была исследована И. Ю. Малковой. А. Ф. Мазником и А. Н. Томазовой исследовалось взаимодействие сете-вой организации профильного обучения, а Н. Е. Орлихиной - сетевой организации дополнительного профессионального образования. Е. В. Василевской описана сетевая организация методической службы в школах.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении со-держания понятия «сетевое взаимодействие в системе среднего образования» и оценке существующих практик сетевого взаимодействия в системе среднего образования в г. Екатеринбурге с позиций социологических теорий сетевого взаимодействия.
Практическая значимость работы состоит в оценке существующего опыта и выявлении проблем организации сетевого взаимодействия в школах г. Екатеринбурга и разработке подходов к его развитию. В связи с этим в магистерской диссертации разработаны структура и ресурсная база сетевого взаимодействия в системе среднего образования г. Екатеринбурга, проект по раз-витию сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования в сфере профориентации школьников.
Апробация результатов исследования осуществлялась на теоретических семинарах магистрантов: Школы государственного управления и предпринимательства УрФУ, научных и методических конференциях и семинарах: «Ин-новация как условие повышения качества образования» г. Красноуфимск, 14.12.2017 г., семинар «Организация сетевого взаимодействия МОУ района при подготовке детей к предметным олимпиадам» г. Екатеринбург, 23.08.2018 г., «Седьмая Всероссийской выездная школа педагогов и директоров» и форум руководителей образовательных организаций EDUWAVE, г. Москва, 28.10.18 - 02.11.2018, «Круглый стол» на тему: «Есть ли будущее у высшего образования в российских регионах: проблемы и пути их решения» в рамках V Международной научно-практической конференции «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий», г. Екатеринбург, 23.04.2019, «VIII Всероссийская выездная школа педагогов и директоров», г. Москва, 23.03.2019 - 29.03.2019.
Результаты магистерской диссертации нашли отражение в двух публикациях:
1. Немировский М. В. Теоретические подходы к изучению сетевого взаимодействия в образовании / // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2019. - №5. - С. 191-196.
2. Амбарова П. А. Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях изменяющегося мира профессий / П. А. Амбарова, М. В. Немировский // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Образование, наука и культура. - 2020. - №1.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка литературы, включающего 64 источника. Содержание работы изложено на 147 страницах.
Цель исследования, проведенного в рамках магистерской диссертации, состояла в изучении муниципальных практик сетевого взаимодействия в общеобразовательных организациях г. Екатеринбурга и разработке технологии их развития.
В работе сетевое взаимодействие рассмотрено как эффективный способ организации деятельности школ по преодолению кадровых, организационных дефицитов, развитию образовательной, внеучебной, профориентационной работы. Вместе с тем в работе раскрыта проблема недостаточного развития практик сетевого взаимодействия в системе среднего общего образования на муниципальном уровне. Исследование показало, что это не массовое явление, внедрение которого в практики общеобразовательных школ происходит с определенными трудностями.
В результате проведенного теоретико-методологического анализа нами было предложено авторское определение понятия сетевого взаимодействия в системе среднего общего образования. По нашему мнению, сетевое взаимодействие в сфере среднего общего образования представляет собой систему связей и отношений между общеобразовательными организациями и иными организациями, как равными партнерами, благодаря которой реализуются их совместные проекты в различных направлениях деятельности. При этом в таком взаимодействии происходит объединение ресурсов каждого участника взаимодействия (или обмен ими) и из взаимодействия этих ресурсов рождается новое системное качество деятельности каждого участника сетевого взаимодействия.
Один из барьеров развития сетевого взаимодействия в сфере среднего образования связан с узостью трактовки данного явления в нормативно-правовом поле. В нормативных правовых актах понятие «сетевое взаимодействие» не закреплено. В связи с этим возникают проблемы с пониманием феномена на всех уровнях управления образованием, среди субъектов образования и их потенциальных партнеров по сетевому взаимодействию. Все это является препятствием для развития сетевого взаимодействия в исследуемой сфере в целом по стране, в том числе и в системе среднего общего образования в г. Екатеринбурге. На основе результатов нашего исследования мы пришли к выводу о том, что доработки требуют, прежде всего, документы, принятые на муниципальном уровне. Наши выводы подтверждены данными эмпирического исследования, согласно которым наблюдается высокий уровень ожиданий директоров оптимизации законодательства для более эффективного осуществления сетевого взаимодействия в сфере школьного образования.
Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования практик сетевого взаимодействия в сфере среднего общего образования в г. Екатеринбурге. Прежде всего, было выявлены противоречия в понимании различными субъектами образования сущности сетевого взаимодействия. Исследование позволило конкретизировать потребности екатеринбургских школ в различных направлениях, формах, моделях сетевого взаимодействия .
Проведенный анализ кейсов сетевого взаимодействия на территории муниципалитета г. Екатеринбург и других регионов России позволил сопоставить практики сетевого взаимодействий, сложившиеся в различных муниципалитетах страны, обобщить позитивный опыт и учесть его при разработке рекомендаций по развитию сетевого взаимодействия в сфере среднего общего образования в г. Екатеринбурге.
Эмпирическое исследование позволило провести критический анализ состояния реализации сетевых образовательных программ в образовательных организациях среднего общего образования в г. Екатеринбурге, городах Свердловской области и других регионов России, выявить проблемы реализации сетевого взаимодействия в образовательных организациях среднего общего образования, оценить актуальный опыт сетевого взаимодействия школ и выявить проблемы, с которыми сталкивают руководители образовательных организаций при реализации сетевого взаимодействия.
Анализ практик сетевого взаимодействия в среднем общем образовании г. Екатеринбурга показал, что данный вид образовательного взаимодействия в муниципалитете находится на стадии становления. Первые реально работающие проекты появились только во второй половине 2019 г., поэтому делать выводы об их успешности ещё рано. В то же время исследование показало, что в других регионах России существуют успешные практики, реализуемые на протяжении более чем 10 лет.
Из всех проблем организации сетевого взаимодействия в среднем общем образовании можно выделить низкую вовлеченности муниципальных и региональных органов управления образованием в популяризацию и поддержку сетевых проектов. Отсюда возникают все другие проблемы, связанные с финансированием, лицензированием, нормативно-правовым обеспечением сетевого взаимодействия.
Для решения данных проблем, органам местного самоуправления и региональным властям в сфере образования необходимо активизировать собственную деятельность, поскольку национальным проектом «Образование» поставлена задача до 2024 г. довести долю программ, реализуемых в сетевой форме, до 70% от численности школ.
В третьей главе представлены разработанные нами рекомендации для различных субъектов системы среднего общего образования г. Екатеринбурга по организации сетевого взаимодействия. Для того, чтобы придать импульс реализации этих рекомендаций нами разработан проект по организации конференции действующих и потенциальных участников сетевого взаимодействия (школ, организаций СПО, ВУЗов, профильного министерства, представителей работодателей и др.). По нашему мнению, предложенный формат конференции будет способствовать развитию данного явления в системе среднего общего образования г. Екатеринбурга.
На основе всего вышеизложенного цель магистерской диссертации следует считать достигнутой.
В работе сетевое взаимодействие рассмотрено как эффективный способ организации деятельности школ по преодолению кадровых, организационных дефицитов, развитию образовательной, внеучебной, профориентационной работы. Вместе с тем в работе раскрыта проблема недостаточного развития практик сетевого взаимодействия в системе среднего общего образования на муниципальном уровне. Исследование показало, что это не массовое явление, внедрение которого в практики общеобразовательных школ происходит с определенными трудностями.
В результате проведенного теоретико-методологического анализа нами было предложено авторское определение понятия сетевого взаимодействия в системе среднего общего образования. По нашему мнению, сетевое взаимодействие в сфере среднего общего образования представляет собой систему связей и отношений между общеобразовательными организациями и иными организациями, как равными партнерами, благодаря которой реализуются их совместные проекты в различных направлениях деятельности. При этом в таком взаимодействии происходит объединение ресурсов каждого участника взаимодействия (или обмен ими) и из взаимодействия этих ресурсов рождается новое системное качество деятельности каждого участника сетевого взаимодействия.
Один из барьеров развития сетевого взаимодействия в сфере среднего образования связан с узостью трактовки данного явления в нормативно-правовом поле. В нормативных правовых актах понятие «сетевое взаимодействие» не закреплено. В связи с этим возникают проблемы с пониманием феномена на всех уровнях управления образованием, среди субъектов образования и их потенциальных партнеров по сетевому взаимодействию. Все это является препятствием для развития сетевого взаимодействия в исследуемой сфере в целом по стране, в том числе и в системе среднего общего образования в г. Екатеринбурге. На основе результатов нашего исследования мы пришли к выводу о том, что доработки требуют, прежде всего, документы, принятые на муниципальном уровне. Наши выводы подтверждены данными эмпирического исследования, согласно которым наблюдается высокий уровень ожиданий директоров оптимизации законодательства для более эффективного осуществления сетевого взаимодействия в сфере школьного образования.
Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования практик сетевого взаимодействия в сфере среднего общего образования в г. Екатеринбурге. Прежде всего, было выявлены противоречия в понимании различными субъектами образования сущности сетевого взаимодействия. Исследование позволило конкретизировать потребности екатеринбургских школ в различных направлениях, формах, моделях сетевого взаимодействия .
Проведенный анализ кейсов сетевого взаимодействия на территории муниципалитета г. Екатеринбург и других регионов России позволил сопоставить практики сетевого взаимодействий, сложившиеся в различных муниципалитетах страны, обобщить позитивный опыт и учесть его при разработке рекомендаций по развитию сетевого взаимодействия в сфере среднего общего образования в г. Екатеринбурге.
Эмпирическое исследование позволило провести критический анализ состояния реализации сетевых образовательных программ в образовательных организациях среднего общего образования в г. Екатеринбурге, городах Свердловской области и других регионов России, выявить проблемы реализации сетевого взаимодействия в образовательных организациях среднего общего образования, оценить актуальный опыт сетевого взаимодействия школ и выявить проблемы, с которыми сталкивают руководители образовательных организаций при реализации сетевого взаимодействия.
Анализ практик сетевого взаимодействия в среднем общем образовании г. Екатеринбурга показал, что данный вид образовательного взаимодействия в муниципалитете находится на стадии становления. Первые реально работающие проекты появились только во второй половине 2019 г., поэтому делать выводы об их успешности ещё рано. В то же время исследование показало, что в других регионах России существуют успешные практики, реализуемые на протяжении более чем 10 лет.
Из всех проблем организации сетевого взаимодействия в среднем общем образовании можно выделить низкую вовлеченности муниципальных и региональных органов управления образованием в популяризацию и поддержку сетевых проектов. Отсюда возникают все другие проблемы, связанные с финансированием, лицензированием, нормативно-правовым обеспечением сетевого взаимодействия.
Для решения данных проблем, органам местного самоуправления и региональным властям в сфере образования необходимо активизировать собственную деятельность, поскольку национальным проектом «Образование» поставлена задача до 2024 г. довести долю программ, реализуемых в сетевой форме, до 70% от численности школ.
В третьей главе представлены разработанные нами рекомендации для различных субъектов системы среднего общего образования г. Екатеринбурга по организации сетевого взаимодействия. Для того, чтобы придать импульс реализации этих рекомендаций нами разработан проект по организации конференции действующих и потенциальных участников сетевого взаимодействия (школ, организаций СПО, ВУЗов, профильного министерства, представителей работодателей и др.). По нашему мнению, предложенный формат конференции будет способствовать развитию данного явления в системе среднего общего образования г. Екатеринбурга.
На основе всего вышеизложенного цель магистерской диссертации следует считать достигнутой.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2021 - Управление сетевым взаимодействием организации дополнительного образования туристско-краеведческой направленности с использованием ресурсов информационно-методических порталов (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 1400 р. Год сдачи: 2018 - Причины конфликтов родителей и учителей учащихся младших классов
в контексте современных инноваций в системе среднего образования
(по материалам социологического исследования в Косихинском районе
Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Организация сетевого взаимодействия «Школа-Колледж» (на примере
Государственного автономного профессионального образовательного
учреждения «Набережночелнинский политехнический колледж»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «АЛЕКСЕЕВСКИЙ РАЙОН И ГОРОД
АЛЕКСЕЕВКА»)
Дипломные работы, ВКР, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ВНЕДРЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - Правовые основы управления сферой образования органами местного самоуправления (на примере Республики Тыва)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ
И ВВЕДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫХ
КОМПОНЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2003 - Деятельность бюджетного учреждения дополнительного образования (на примере МБУ ДО «ДДТ» г. Бийска)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022



