ВВЕДЕНИЕ 5
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМУ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
1.1. Инклюзивное образование как образовательный институт 14
1.2. Нормативно-правовые основы внедрения инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования в Российской Федерации 31
2. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ИХ ВНЕДРЕНИЯ В СИСТЕМУ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 46
2.1. Проблемы внедрения и развития инклюзивного образования
детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования Свердловской области 46
2.2. Управленческие практики по развитию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования 79
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ
ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМУ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 96
3.1. Разработка проекта по организации и проведению в Свердловской области Школы подготовки управленческих работников к развитию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья 96
3.2. Мониторинг реализации проекта по организации и проведению в Свердловской области Школы подготовки управленческих работников к развитию инклюзивного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья 136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 139
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 144
ПРИЛОЖЕНИЕ А 157
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 160
ПРИЛОЖЕНИЕ В 161
Актуальность темы исследования. Определяющим фактором устойчивого развития государства выступает гибкая государственная политика, направленная на формирование образовательного института, способного адекватно реагировать на вызовы современности. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, определена стратегическая цель государственной политики в области образования. Стратегический ориентир состоит в повышении доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. На достижение указанной цели направлено решение одной из приоритетных задач - модернизация институтов образования как инструментов социального развития, в том числе через создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию лиц с ограниченными возможностями здоровья. Решением указанной задачи к концу 2020 года планируется обеспечить достижение такого целевого показателя, как расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных учреждениях.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нормативно закреплено понятие инклюзивного образования, которое понимается как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В связи с нормативным закреплением инклюзивного образования расширяются возможности обучения в общеобразовательных организациях детей с ограниченными возможностями здоровья. Для качественной организации инклюзивного образования законодательством определены обязательства создания специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в каждой общеобразовательной организации.
Таким образом, внедрение инклюзивного образования является в настоящее время одним из основных направлений развития системы образования на всех уровнях. Но условия, существующие в общеобразовательных организациях, не всегда обеспечивают возможность качественной организации инклюзии. Имеет место несоответствие между необходимостью реализации законодательно закрепленного права детей с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное образование и реальными условиями деятельности общеобразовательных организаций, не обеспечивающих в полной мере равный доступ к получению образования для данной категории детей.
Степень научной разработанности проблемы. В научной литературе широко представлены разнообразные исследования в сфере инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Это исследования зарубежного опыта инклюзивного образования и определение подходов к его внедрению в российскую образовательную практику (Курмышева Л. Ю., Мальцева Е. Ю., Назарова Н. М., Чигрина А. Я., Шевелева Д. Е. и др.), статистический анализ развития инклюзивного образования в Российской Федерации (Белявский Б. В., Бочарникова И. С., Гребенникова В. М., Кулагина Е. В., Кучмаева О. В., Петрякова О. Л.), разработка и опыт внедрения моделей инклюзивного образования на разных уровнях образования (Ахметова Д. З., Бобкова Т. С., Гороховицкая Т. Н. и др.), научное обоснование инклюзивного потенциала системы образования (Алехина С. В., Кантор В. З., Соловьева Т. А., Ярская-Смирнова Е. Р. и др.), теоретико-методологические обоснования развития инклюзивной культуры общества (Алехина С. В., Ахметова Д. З., Зайцев Д. В., Правдина О. А., Рассказова А. А., Селиванова Ю. В., Шеманов А. Ю. и др.), психологические исследования инклюзивной готовности педагогов к организации инклюзивного образования (Возняк И. В., Кантор В. З., Слюсарева Е. С., Хитрюк В. В. и др.), анализ системных рисков инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (Волосникова Л. М., Ефимова Г. З, Огороднова О. В., Хуснутдинова М. Р. и др.), социологические исследования отношения разных участников образовательных отношений и различных социальных групп к социальной и образовательной инклюзии (Богатая О. Ф., Вакорина Л. Ю., Косикова Л. В., Самохин И. С., Сергеева М. Г., Соколова Н. Л. и др.), анализ нормотворчества и практики правоприменения в сфере инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (Жаворонков Р. Н., Исаков А. Ю., Ларионова М. А., Смолин О. Н. и др.) и другие вопросы.
В исследованиях образования широко применяется институциональный анализ (Василенко Н. В., Заир-Бек Е. С., Зборовский Г. Е., Ксенофонтова А. Н., Недзвецкая Е. А., Шереги Ф. Э., Шуклина Е. А. и др.). Однако системные исследования инклюзивного образования с позиции институционального анализа в доступных нам источниках не обнаружены. Имеют место отдельные разрозненные и незавершенные попытки теоретического обоснования института инклюзивного образования. Вместе с тем изучение института инклюзивного образования имеет теоретическую и практическую значимость и может выступить в качестве методологической основы для разработки проектов внедрения и совершенствования инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему образования на различных уровнях.
Объект исследования - инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья как образовательный институт.
Предмет исследования - институциональные условия внедрения инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в систему общего образования Свердловской области.
Цель исследования - институциональный анализ инклюзивного образования и разработка на этой основе управленческого проекта по внедрению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в систему общего образования Свердловской области.
Задачи исследования:
1. Проанализировать инклюзивное образование как образовательный институт.
2. Систематизировать нормативно-правовые основания внедрения инклюзивного образования в системе общего образования в Российской Федерации.
3. Раскрыть проблемы внедрения и развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования Свердловской области.
4. Выявить и обобщить управленческие практики по развитию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования.
5. Разработать проект по организации и проведению в Свердловской области Школы подготовки управленческих работников к развитию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
6. Разработать критерии и показатели мониторинга реализации проекта по организации и проведению в Свердловской области Школы подготовки управленческих работников к развитию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы эмпирического исследования - анализ документов, экспертный опрос, анализ статистических данных, метод целевой декомпозиции, календарное планирование, сетевое планирование, ресурсное планирование.
Информационную базу исследования составили федеральные и региональные законодательные и нормативные акты в сфере образования, статистические данные Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, результаты экспертного опроса представителей муниципальных органов управления образованием, информационно-методических служб при муниципальных органах управления образованием, руководящих работников общеобразовательных организаций, расположенных на территории Свердловской области.
Новизна исследования состоит в обосновании инклюзивного образования как образовательного института с определением понятия, признаков, структуры и функций, которое может выступить в качестве методологической основы для разработки проектов внедрения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему образования на разных уровнях, а также в выявлении и качественной характеристике управленческих практик по развитию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Положения, выносимые на защиту:
1. Институциональный анализ позволил определить инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья как образовательный институт. Инклюзивное образование как образовательный институт - это устойчивая форма организации совместной деятельности людей в сфере образования, интегрирующим ценностно-нормативным основанием которой является удовлетворение особых образовательных потребностей отдельной социальной группы, а именно лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2. Совокупность нормативных правовых актов в сфере образования регламентирует различные аспекты инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, закрепляя равные права на доступ к получению качественного образования, обязательства создания специальных условий получения образования, а также сферы компетенции и ответственности федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, образовательных организаций и педагогических работников.
3. При нормативном закреплении компетенций, обязательств и сфер ответственности участников образовательных отношений по созданию специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет место отсутствие достаточного комплекса условий для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях.
4. В сфере внедрения и развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования действуют различные управленческие практики, которые носят институциональный характер, имеют общие характеристики, разные масштаб реализации и разные ресурсы, не имеют обязательности и системности их внедрения.
5. Для устранения противоречия между необходимостью обеспечения управленческими работниками нормативно закрепленных условий для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и неумением представителей муниципальных органов управления образованием и руководителей образовательных организаций создавать комплекс таких условий необходима разработка и внедрение проекта по организации и проведению в Свердловской области Школы подготовки управленческих работников к развитию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, разработка критериев и показателей оценки его результативности.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении проблем внедрения и развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования Свердловской области и разработке на этой основе проекта по организации и проведению в Свердловской области Школы подготовки управленческих работников к развитию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Выпускная квалификационная работа магистра состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений. В первом разделе проведен анализ инклюзивного образования как образовательного института и систематизированы нормативно-правовые основы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации. Второй раздел содержит характеристику проблем внедрения и развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования Свердловской области, а также обобщение управленческих практик по развитию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В третьем разделе представлен проект по организации и проведению в Свердловской области Школы подготовки управленческих работников к развитию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, критерии и показатели мониторинга реализации проекта.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе участия во Всероссийских научно-практических конференциях и региональных семинарах-совещаниях, проводимых Государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»: Всероссийская научно-практическая конференция «Современные решения в развитии содержания и технологий образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью как условие обеспечения равных возможностей для получения качественного образования» (2.11.2017), Всероссийская научно-практическая конференция «Дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в современном образовательном пространстве: стратегии психолого-педагогической поддержки» (1.11.2018), областной семинар-совещание «Образовательная деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста: содержательные и технологические аспекты» (28.05.2019), Всероссийская научно-практическая конференция «Качественное образование в доступной среде: развитие практики создания специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья» (14.11.2019).
По теме выпускной квалификационной работы опубликованы пять статей в рецензируемых научных изданиях и сборниках материалов научно-практических конференций:
Соловьева С. В. Институт инклюзивного образования: понятие, признаки, структура, функции // Педагогический журнал Башкортостана. - 2019. - № 5 (84). - С. 89-99.
Соловьева С.В. Развитие инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования: анализ управленческих практик // Вопросы управления. - 2019. - № 4. - С. 277-289.
Соловьева С. В. Правовая регламентация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования Российской Федерации // Инклюзия в образовании. - 2018. - № 1 (9). - С. 17-36.
Соловьева С. В. Барьеры инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования // Преемственная система инклюзивного образования: взаимодействие
специалистов разного профиля: материалы VI Международной научно-практической конференции. - Казань: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2018. - С. 535-540.
Соловьева С. В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области: статистика, опыт, проблемы и перспективы // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. - Москва: МНППУ, 2017. - С. 135-145.
Развитие инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из значимых направлений государственной образовательной политики. Грамотная организация инклюзивного образования содействует реализации гражданских прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение доступного и качественного образования, создает благоприятную основу для социальной интеграции детей и их успешного включения в систему социокультурных отношений. Не смотря на то, что внедрение инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в систему общего образования осуществляется более двадцати лет, инклюзивное образование в настоящее время является не столько пространством возможностей и ресурсов, сколько пространством рисков и конфликтов. В связи с этим необходима целенаправленная реализация системы управленческих мер по внедрению и развитию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
В первой главе магистерской диссертации проведен институциональный анализ инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Институциональный анализ позволил определить инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья как образовательный институт.
Инклюзивное образование как образовательный институт представляет собой устойчивую форму организации совместной деятельности людей в сфере образования, интегрирующим ценностно-нормативным основанием которой является удовлетворение особых образовательных потребностей отдельной социальной группы, а именно лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование как образовательный институт характеризуется совокупностью отличительных признаков, имеет четкую структуру, взаимосвязь элементов которой обеспечивается внутриинституциональными и внешнеинституциональными функциями.
Необходимость обеспечения эффективного функционирования изученной нами институциональной структуры требует определенной системы регуляции как организующей деятельности участников образовательных отношений в решении задач инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с тем, что система регуляции обеспечивается принятием нормативных правовых актов, нами проведен анализ действующих нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность с детьми с ограниченными возможностями в системе общего образования.
В результате анализа установлено, что совокупность нормативных правовых актов в сфере образования регламентирует различные аспекты инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, законодательство закрепляет равные права на доступ к получению качественного образования, обязательства создания специальных условий получения образования, сферы компетенции и ответственности федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, образовательных организаций и педагогических работников.
Во второй главе магистерской диссертации проведен анализ проблемного поля в сфере инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования Свердловской области, а также выявлены и систематизированы управленческие практики по развитию инклюзивного образования.
Результаты экспертного опроса позволили установить, что инклюзивное образование с ограниченными возможностями здоровья имеет ряд положительных аспектов его внедрения как в целом для образовательных организаций, так и для отдельных участников образовательных отношений - педагогов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, не имеющих ограничений в состоянии здоровья. Несмотря на то, что за последние пять лет отношение к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья изменилось в лучшую сторону среди всех участников отношений в сфере образования, в том числе представителей органов управления образованием, руководителей образовательных организаций, внедрение и развитие инклюзивного образования связано с рядом существенных недостатков и проблем.
Основной проблемой в сфере внедрения инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования Свердловской области является отсутствие или недостаток комплекса специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях.
При нормативном закреплении компетенций, обязательств и сфер ответственности участников образовательных отношений по созданию специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет место отсутствие достаточного комплекса условий для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях.
Анализ разнообразных источников позволил установить, что в сфере внедрения и развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования действуют различные управленческие практики, основанные на принятии и реализации нормативных правовых актов на уровне субъекта Российской Федерации, развитии среды для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с мероприятиями государственной программы РФ «Доступная среда», присвоении статуса федеральных, региональных или муниципальных площадок образовательным организациям, создании центров, отделов развития инклюзивного образования как структурных подразделений организаций дополнительного профессионального образования, открытия региональных и муниципальных ресурсных центров по сопровождению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и развития их сети. Перечисленные управленческие практики носят институциональный характер, имеют общие характеристики, например, единую цель, разные масштаб реализации и разные ресурсы, реализуются в отсутствие единой нормативно-правовой и методической базы, не имеют обязательности и системности их внедрения.
Несмотря на наличие разнообразных управленческих практик, часть из которых реализуется в Свердловской области, результаты экспертного опроса позволяют констатировать наличие проблем системного характера в сфере инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостаточной результативностью организационно-управленческих механизмов создания специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях.
В третьей главе предложен проект по организации и проведению в Свердловской области Школы подготовки управленческих работников к развитию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также представлены критерии и показатели оценки его результативности.
Проект имеет цель устранение противоречия между необходимостью обеспечения управленческими работниками нормативно закрепленных условий для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и неумением представителей муниципальных органов управления образованием и руководителей образовательных организаций обеспечивать комплекс таких условий. Как результат реализации проекта руководящими работниками общеобразовательных организаций будут подготовлены проекты программ развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в структуре программ развития общеобразовательных организаций. Реализация в перспективе разработанных программ позволит создать в общеобразовательных организациях полный комплекс специальных условий для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
1. Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006, ратифицирована федеральным законом от 3.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах
инвалидов»): [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/18436.html/ (дата обращения: 20.02.2018).
2. Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц
с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество (Саламанка, Испания, 7-10.06.1994) [Электронный ресурс] - Доступ с официального сайта Организации Объединенный Наций. - Режим доступа:
http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/salamanka. pdf (дата обращения: 22.02.2018).
3. Стандартные правила обеспечения равных возможностей
для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993): [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12211/ (дата обращения: 20.02.2018).
4. О Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (в ред. от 28.09.2018) - Доступ из справ.-правовой системы
«Консультант плюс» - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 20.12.2019).
5. О направлении информации (вместе с «Рекомендациями круглого стола «О правоприменительной практике законодательства в сфере инклюзивного образования школьников») [Электронный ресурс]: письмо Министерства образования и науки РФ от 11.01.2018 № ТС-35/07 - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=613806#09211650708517813 (дата обращения: 1.08.2018).
6. О направлении методических рекомендаций (вместе с
методическими рекомендациями «Выявление и распространение наиболее эффективных практик образования детей с ограниченными возможностями здоровья») [Электронный ресурс]: письмо Министерства образования и науки РФ от 13.11.2015 № 07-3735 - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256463/http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256463/(дата обращения: 1.02.2019).
7. О создании Координационного совета по вопросам образования
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Свердловской области [Электронный ресурс]: приказ
Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 6.04.2017 № 140-Д - Доступ с сайта Министерства образования и молодежной политики Свердловской области. - Режим доступа: https://minobraz.egov66.ru/article/show/id/1059 (дата обращения: 1.02.2019).
8. О федеральных инновационных площадках [Электронный ресурс]: приказ Министерства просвещения РФ от 18.12.2018 № 318 - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=724524#031953734822086166 (дата обращения: 2.04.2019).
9. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]:
федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ - Доступ из справ.-правовой система «Консультант плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения:
20.02.2019).
10. Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Доступная среда» [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_322085/(дата обращения: 13.04.2019).
11. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (дата обращения: 20.03.2019).
12. Об утверждении Концепции инклюзии в социальной политике
Республики Татарстан на 2015-2018 годы [Электронный ресурс]: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.09.2015 № 688 - Доступ из Техэксперт: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/430573878 (дата обращения: 20.02.2019).
13. Об утверждении Перечня региональных инновационных
площадок в Свердловской области [Электронный ресурс]: постановление Правительства Свердловской области от 17.12.2015 № 1115-П (в ред.
Постановлений Правительства Свердловской области от 22.12.2016 № 887- ПП, от 14.12.2017 № 935-ПП, от 20.12.2018 № 886-ПП) - Доступ из Тэхэксперт: электронный фонд правовой и нормативно-технической
документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/429024998(дата обращения: 2.04.2019).
14. Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190309/(дата обращения: 20.02.2018).
15. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152890/ (дата обращения: 20.02.2018).
16. Об утверждении Порядка осуществления мониторинга обеспечения органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и к предоставляемых в них услугам [Электронный ресурс]: постановление Правительства Свердловской области от 24.08.2017 № 602- ПП - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW071;n=2065 30#016435503795230388 (дата обращения: 13.04.2019).
17. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]: приказ Министерства труда и социальных отношений от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/(дата обращения:
2.03.2018).
18. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в
области воспитания [Электронный ресурс]: приказ Министерства труда и социальных отношений РФ от 10.01.2017 № 10-н - Доступ из справ.-
правовой системы «Консультант плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199498/ca27cca3880e129ca1с52411аа91сск]ЬЬ01с1сс70 (дата обращения: 2.03.2018).
19. Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_184630/(дата обращения: 2.03.2018).
20. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175495/(дата обращения: 2.03.2018).
21. План мероприятий по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2018-2020 годы (утв. Минпросвещения России 19.06.2018) [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_316948/(дата обращения: 2.02.2019).
22. Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики / С. В. Алехина // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. - С. 5-16.
23. Афонькина Ю. А. Инклюзивный потенциал образования как социальной среды Ю. А. Афонькина // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8. № 3/1. - С. 91-94.
24. Афонькина Ю. А. Категоризация понятия «инклюзивный потенциал» / Ю. А. Афонькина // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8. - № 6/1. - С. 129-132.
25. Ахметова Д. З. Инклюзивная культура общества как результат реализации инклюзивной политики и практики / Д. З. Ахметова // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сб. материалов IV Международ. науч.-практ. конф. - Москва: МГППУ, 2017. - С. 15-22.
26. Белобородова Н. О. Образование как социальный институт: направления развития [Электронный ресурс] / Н. О. Белобородова, Е. Ю. Медведева // Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе. Институциональные изменения в России и мире: материалы международ. науч.-практ. интернет-конф. - Пермь, 2015. - С. 79¬82. - Режим доступа: ййрз://е11Ьгагу.ги/йет.азр?1й=2607 6983 (дата обращения: 1.02.2018).
27. Белявский Б. В. Инклюзивное образование в Российской Федерации: история, состояние и риски / Б. В. Белявский // Инклюзия в образовании. - 2017. - № 1 (5). - С. 20-37.
28. Бобкова Т. С. Сопровождение инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном уровне / Т. С. Бобкова, Т. Н. Гороховицкая// Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 3. - С. 147-150.
29. Богатая О. Ф. Отношение населения города Сургута к внедрению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Ф. Богатая // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 9-1. - С. 82-86.
30. Вакорина Л. Ю. Инклюзивное образование глазами российской
общественности: проблемы, мнения, экспертные оценки / Л. Ю. Вакорина // Актуальные вопросы социологической науки: теория, методология,
практика: материалы науч. конф. / Рос. ун-т дружбы народов. - Москва: РУДН, 2017. - С. 76-82.
31. Василенко Н. В. Институциональный подход к исследованию образования / Н. В. Василенко // Образование и наука. - 2006. - № 5 (41). - С. 20-27.
32. Волосникова Л. М. Риски образовательной инклюзии: опыт регионального исследования Тюменского государственного университета / Л. М. Волосникова, Г. З. Ефимова, О. В. Огороднова // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. - № 1. - С. 98-105.
33. Доклад «Основные итоги деятельности Министерства общего и
профессионального образования Свердловской области в 2018 году и задачи на 2019 год» [Электронный ресурс] - Доступ с сайта Министерства образования и молодежной политики Свердловской области. - Режим доступа: https://minobraz.egov66.ru/uploads/document/1146/22032019-
doklad_kollegiya_v-pechat.pdf (дата обращения: 2.04.2019).
34. Жаворонков Р. Н. Обеспечение доступа детей с ограниченными
возможностями здоровья к общему образованию: анализ
правоприменительной практики субъектов РФ / Р. Н. Жаворонков // Дефектология. - 2017. - № 3. - С. 69-77.
35. Жаворонков Р. Н. Правовое регулирование общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья на региональном уровне: состояние и перспективы / Р. Н. Жаворонков // Ежегодник российского образовательного законодательства. - 2016. - № 11. - С. 140-159.
36. Заир-Бек Е. С. Институциональный подход в исследованиях образования [Электронный ресурс] / Е. С. Заир-Бек, А. Н. Ксенофонтова // Интеллект. Инновации, Инвестиции. - 2012. - № 4. - С. 6-13. - Режим
доступа: http://intellekt-izdanie.osu.ru/arch/2012_4.pdf(дата обращения:
23.06.2018).
37. Зайцев Д. В. Инклюзивная парадигма современного образования в России / Д. В. Зайцев, Ю. В. Селиванова // Гуманитарные науки. - 2018. - № 2. - С. 43-51.
38. Зборовский Г. Е. Общая социология : учебник. 3-е изд., испр. и доп. / Г. Е. Зборовский. - Москва: Гардарики, 2004. - 592 с.
39. Зборовский Г. Е. Социология образования: учеб. пособие / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. - Москва: Гардарики, 2005. - 383 с.
40. Зиневич О. В. Инклюзивное образование как форма реализации политики инвалидности в современных условиях: к постановке проблемы / О. В. Зиневич, В. В. Дегтярева // Философия образования. - 2015. - № 1 (58). - С. 115-125.
41. Иванова О. М., Билалова Л.М., Шалагина С.В., Гурьев М. Правовое регулирование вопросов инклюзии в образовательном пространстве / О. М. Иванова, Л. М. Билалова, С. В. Шалагина, М. Гурьев // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. - 2015. - № 3 (13). - С. 7¬12.
42. Инклюзивное образование в России. - Москва: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011. - 88 с.
43. Исаков А. Ю. Вопросы получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» / А. Ю. Исаков // Вестник образования России. - 2013. - № 14. - С. 61-67.
44. Исаков А. Ю. Вопросы получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» / А. Ю. Исаков // Вестник образования России. - 2013. - № 15. - С. 62-70.
45. Исаков А. Ю. Вопросы получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» / А. Ю. Исаков // Вестник образования России. - 2013. - № 16. - С. 67-71.
46. Корнилова М. В. Инвалиды о проблемах и возможностях интеграции в общество: социологический анализ / М. В. Корнилова, В. А. Бобровский // Человек. Общество. Инклюзия. - 2016. - № 3-2 (27). - С. 26-35.
47. Косикова Л. В. Инклюзивное образование: отношение родителей и педагогов к инклюзивному образованию / Л. В. Косикова // Северо¬Кавказский психологический вестник. - 2009. - № 7/1. - С. 69-73.
48. Кулагина Е. В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: тенденции и условия развития в России // Народонаселение. - 2013. - № 4 (62). - С. 29-38.
49. Кутепова Е. Н. Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования в современных научных исследованиях / Е. Н. Кутепова, А. С. Сунцова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2016. - № 2. - С. 105-110.
50. Ларионова М. А. Право детей-инвалидов на образование: международно-правовые стандарты и российское законодательство / М. А. Ларионова // Вестник гуманитарного университета. - 2014. - № 2(5). - С. 24¬30.
51. Максименко А. А. Российские управленческие практики с позиции ценностно-рационального подхода. Фрагмент 1 / А. А. Максименко // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 9. - С. 73-79.
52. Назарова Н. М. Системные риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях / Н. М. Назарова // Специальное образование. - 2012. - № 3. - С. 6-12.
53. Недзвецкая Е. А. Образование как социальный институт: специфика управления [Электронный ресурс] / Е. А. Недзвецкая // Вестник РУДН, серия Социология. - 2003. - № 4-5. - С. 228-235. - Режим доступа: http://docplayer.ru/51055016-Obrazovanie-kak-socialnyy-institut-specifika- upravleniya-e-a-nedzveckaya.html(дата обращения: 23.06.2018).
54. О состоянии системы образования Свердловской области в 2018 году: доклад [Электронный ресурс] - Доступ с сайта Министерства образования и молодежной политики Свердловской области. - Режим доступа: http:// https://minobraz.egov66.ru/document/category/54#document_list(дата обращения: 1.09.2019).
55. Пирбудагова Д. Ш. Реализация права на образование детьми с ограниченными возможностями здоровья: конституционно-правовой аспект / Д. Ш. Пирбудагова, С Н. Керамова // Юридический вестник ДГУ. - 2016. - Т. 19. - № 3. - С. 61-65.
56. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России / П. В. Романов, Е. Р. Ярская-Смирнова. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. - 206 с.
57. Ряписова Г. А. Инклюзивное образование как системная инновация / Г. А. Ряписова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - Т. 7. - № 1. - С. 7-20.
58. Рудакова И. А. Теоретико-методологические подходы к развитию инклюзивного образования в России / И. А. Рудакова, Н. И. Рослякова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - Т. 9. - № 1/2. - С. 173-179.
59. Сазанова Т. В. Концепция инклюзивного образования и ее правовая реализация в России на фоне современных образовательных реформ / Т. В. Сазанова // Инновационная наука. - 2015. - № 10. - С. 187¬192.
60. Самбуева Н. А. Роль институциональных условий в
формировании социально-экономической системы региона [Электронный ресурс] / Н. А. Самбуева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - № 2. - С. 15-18.- Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/nZ15633083 (дата обращения: 10.11.2019).
61. Самохин И. С. Отношение к детям с инвалидностью в контексте российского образования / И. С. Самохин, Н. Л. Соколова, М. Г. Сергеева // Научный диалог. - 2016. - № 10 (58). - С. 364-376.
62. Самохин И. С. Содержание основных понятий инклюзивного образования / И. С. Самохин, Н. Л. Соколова, М. Г. Сергеева // Научный диалог. - 2016. - № 9 (57). - С. 311-327.
63. Семеновских Т. В. Многомерность инклюзии / Т. В. Семеновских // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8. - № 5/3. -Ч. 3. - С. 153-155.
64. Сигал Н. Г. Инклюзия сегодня: за и против : монография / Н. Г. Сигал . - Казань: Отечество, 2017. - 200 с.
65. Соловьева Т. А. Системный подход к организации включения
младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.03 / Т. А. Соловьева. - Москва, 2019. - 372 с.
66. Социологический словарь / отв. ред. Г. В. Осипова, Л. М.
Москвичев. - Москва: ООО «Издательство Норма», 2008. - 608 с.
67. Социология образования: учеб. пособие / В. Ярская, И.
Лошакова, Д. Зайцев, Л. Шалаева, О. Григорьева; под ред. Д. В. Зайцева. - Саратов: Изд-во СГПУ, 2004. - 300 с.
68. Сушенцова В. Г. Правовая регламентация инклюзивного образования: международный опыт / В. Г. Сушенцова, М. В. Буркова // Марийский юридический вестник. - 2017. - № 1 (20). - С. 12-14.
69. Темников Д. А. Проблемы образования как социального института / Д. А. Темников // Социально-гуманитарное обозрение. - 2017. - Т. 2. - № 2-3. - С. 91-93.
70. Тимохина Т. В. Социальные проблемы внедрения инклюзии в практику современного образования [Электронный ресурс] / Т. В. Тимохина, А. Н. Биличенко // Социология образования. - 2018. - № 1. - С. 44-49. - Режим доступа: ййрз://е11Ьгагу.ги/йет.азр?14=32389197 (дата обращения: 20.02.2018).
71. Хизбуллина Р. Р. Институциональный подход к изучению непрерывного образования / Р. Р. Хизбуллина, А. В. Арзина // Экономика и социум. - 2016. - №11/30. - С. 443-444.
72. Хитрюк В. В. Инклюзивная готовность педагогов: генезис, феноменология, концепция формирования: монография / В. В. Хитрюк. - Барановичи: БарГУ, 2015. - 276 с.
73. Хитрюк В. В. Инклюзивное образование как социальный институт: структурно-функциональный анализ / В. В. Хитрюк // Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования: сб. научных статей по материалам VII Международного теоретико-методологического семинара. Москва: МГИИУ, 2015. - С. 36-41.
74. Хитрюк В. В. Инклюзивное образование: основные подходы к оценке качества / В. В. Хитрюк // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сб. материалов IV Международ. науч.-практ. конф. - Москва: МГППУ, 2017. - С. 142-152.
75. Хуснутдинова М. Р. Основные модели развития инклюзивного образования в Москве / М. Р. Хуснутдинова // Образование и наука. - 2018. - № 9. - С. 115-130.
76. Хуснутдинова М. Р. Риски инклюзивного образования / М. Р. Хуснутдинова // Образование и наука. - 2017. - № 3. - С. 26-46.
77. Чепель Т. Л. Эффективность образовательного процесса в условиях инклюзивной практики: итоги мониторинговых исследований / Т. Л. Чепель, Т. П. Абакирова, С. В. Самуйленко // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. - С. 33-41.
78. Чернышов М. Ю. Об инклюзивном образовании как форме интеграции образования в интересах инвалидов / М. Ю. Чернышов // Интеграция образования. - 2013. - № 4. - С. 84-91.
79. Шевелева Д. Е. Особенности организации инклюзивного образования в России и за рубежом (компаративисткое исследование) / Д. Е. Шевелева // Проблемы современного образования. - 2014. - № 5. - С. 105¬115.
80. Шереги Ф. Э. Образование как социальный институт [Электронный ресурс] / Ф. Э. Шереги / Грани российского образования. - Москва: Центр социологических исследований, 2015. - С. 14-39. - Режим доступа: ййр://’№№№Л8газ.ги/риЬ1.й1ш1?1й=4031 (дата обращения: 23.06.2018).