Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях психолого-педагогического сопровождения

Работа №80725

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы134
Год сдачи2020
Стоимость4975 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
333
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ 8
1.1 Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования
детей дошкольного возраста с нарушением речи 8
1.2 Понятие инклюзивного образования детей с нарушением речи в
современных исследованиях 20
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с нарушением речи 35
1.4 Обобщение существующего опыта инклюзивного образования
детей дошкольного возраста с нарушением речи 46
Выводы по первой главе 60
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ПРАВОВОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ 62
2.1 Поисковый этап экспериментальной работы организации
инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях психолого-педагогического сопровождения детей 62
2.2 Особенности правовой грамотности родителей, воспитывающих
детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, и педагогов 74
2.3 Модель организации правового консультирования педагогов и
родителей детей с нарушениями речи в инклюзивном ДОУ 89
Выводы по второй главе 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Нормативно-правовые акты для инклюзивных подходов в образовании - международные правовые акты (декларации и конвенции)112 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Нормативно-правовые акты Российской Федерации
для инклюзивных подходов в дошкольном образовании 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Локальные акты дошкольного образовательного учреждения 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Проблемы инклюзивного образования 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Научные подходы педагогики в области инклюзивного образования 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Образцы документов для проведения опросов родителей и педагогов 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Модель правового консультирования педагогов и родителей детей с ТНР в условиях инклюзивного образования 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Образцы документов при принятии ребёнка с ТНР в ДОУ 126
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Календарно-тематическое планирование консультирования по правовым аспектам инклюзивного образования 132


Актуальность выбранной темы исследования заключается в следующем. Система отечественного образования длительное время делила детей на обычных и инвалидов, практически не имевших возможностей получить образование и реализовать свои способности на одном уровне со здоровыми детьми. Значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР), обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы специальные условия для обучения и воспитания, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации, интеграции и социальной адаптации.
Приоритетное направление развития современного образовательного процесса - создание инклюзивного пространства, позволяющего детям с ОВЗ полноценно принимать участие в социальной жизни.
Организация образовательного пространства смещается в сторону гуманизации, поэтому значительное влияние оказывает инклюзивный подход в социализации обучающихся с особенностями психофизического развития.
Инклюзивность - формирование со стороны общества условий (среды и поддерживающих услуг), позволяющих обучающемуся с ОВЗ (ТНР) включаться на равных с обычными детьми в образовательный процесс вне зависимости от характера и форм проявления психофизических особенностей.
Инклюзия - включение детей с различными возможностями здоровья во все аспекты жизни дошкольного учреждения с детьми нормального развития. Такой вариант включения требует реальной адаптации пространства дошкольного учреждения к нуждам и потребностям всех детей, ценить и уважать их различия, их способности, снизить влияние слабых сторон и приумножить сильные качества ребёнка. Так, не зависимо от уровня социального и финансового положения родителей, психических, физических и умственных способностей, появляется возможность реализовать равные права всех без исключения детей (вне зависимости от уровня их достижений, родного языка, культуры) на получение и поддержание приемлемого уровня знаний при оптимальных условиях обучения. В отечественной педагогике требование к инклюзивному образованию - формирование социально-адаптированной и гармонично развитой личности каждого ребёнка.
Теоретической основой настоящего исследования стали научные труды специалистов в области специальной психологии, дефектологии и педагогики.
Отдельные вопросы правового регулирования инклюзивного образования рассматривали в своих работах Л. С. Выготский, Н. Н. Малофеев, В. П. Шейнов и другие ученые.
В зарубежной правовой литературе некоторые проблемы инклюзивного образования исследовались К. Кенингом и другими авторами.
Поскольку комплексный научный анализ по вопросам правового обеспечения инклюзивного образования в настоящее время недостаточно исследован, существует необходимость обобщений и раскрытия сущности основных проблем, возникающих и которые могут возникнуть в процессе использования такого метода как инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограничением возможностей здоровья в условиях психолого-педагогического сопровождения.
Объект исследования: процесс инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР).
Предмет исследования: правовое консультирование родителей детей с ОВЗ (ТНР) и педагогов дошкольного образовательного учреждения по вопросам инклюзивного образования.
Цель исследования: разработать содержание и методы психолого-педагогического консультирования в вопросах правового обеспечения родителей детей дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) в условиях инклюзивного образования на основе анализа судебных прецедентов и правовой подготовленности родителей и педагогов.
Задачи исследования:
- анализ теоретических источников с целью уточнения ключевых понятий инклюзивного образования,
- выявить исходный уровень правовой осведомленности педагогов и родителей в восприятии инклюзивного образования;
- разработать модель правового консультирования педагогов родителей и педагогов в вопросах инклюзивного образования детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Теоретическая значимость: Учитывая, что эта сфера общественных отношений развивается стремительными темпами, а ее нормативное регулирование в значительной мере отстает от потребностей практики, развитие инклюзивного образования видится, прежде всего, в совершенствовании нормативно-правовой базы и моделировании процесса инклюзивного образования.
Практическая значимость: в результате полученные данные исследования можно использовать на практике как родителям детей с нарушениями речи, так и педагогам.
Гипотеза: предполагаем, что направленное правовое консультирование родителей детей с ТНР создаст устойчивую базу для формирования специальных условий в дошкольной образовательной организации, реализующей программу инклюзивного образования.
Методологическая основа работы: применяемые в психолого-педагогической науке и смежных с ней других науках методы исследования: формально-логический, диалектический, метод сравнительного анализа, статистический, социологический, технико-юридический, и некоторые иные.
Результаты поискового эксперимента опубликованы в статье ВАК «Правовые аспекты психолого-педагогического сопровождения дошкольников с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования» (DOI: 10.25588/CSPU.2019.27..7..018) в декабре 2018 года в № 7 Вестника Челябинского государственного педагогического университета.
Использованы подходы к исследованию: исторический, аннотирование, анкетирование, беседа, личностно-ориентированный, библиографический, индивидуальный, технологический, компетентностный и другие.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и библиографии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В период исследования нами выполнены все поставленные задачи, достигнуты все цели. Гипотеза находится в процессе подтверждения.
Проведен анализ теоретических источников с целью уточнения ключевых понятий инклюзивного образования.
Результаты поискового эксперимента опубликованы в статье ВАК «Правовые аспекты психолого-педагогического сопровождения дошкольников с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования» (DOI: 10.25588/CSPU.2019.27..7..018), опубликованной в № 7 Вестника Челябинского государственного педагогического университета в декабре 2018 года.
Проанализировано состояние правового консультирования родителей детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Предложены способы взаимодействия с родителями в вопросах правового обеспечения инклюзивного образования детей дошкольного возраста в психолого-педагогических условиях.
Разработаны анкеты и опросные листы педагогов и родителей.
Предложены образцы документов при зачислении дошкольника с ОВЗ (ТНР) в инклюзивное ДОУ.
Разработана трехуровневая модель правового консультирования педагогов и родителей детей дошкольного возраста с нарушением речи в условиях инклюзивного ДОУ.
Разработаны примерные календарно-тематические планы правового консультирования педагогов и родителей детей с нарушениями речи.
Поскольку на современном этапе развития инклюзивного образования правовое консультирование педагогов и родителей как направление находится на этапе зарождения, представленная модель нуждается в реализации при создании определенных описанных условий.



1. Конституция Российской Федерации [Текст] // Российская газета.
- 1993. - 25 декабря.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с учетом изменений от 27.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // «Российская газета», 2012. - 31 декабря.
Раздел II. Литература
3. Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей (на основе доклада, прочитанного на II съезде по социально-правовой охране несовершеннолетних (1924 г.) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2016. - № 6. - С. 15-25. (События и вехи).
4. Выготский Л. С. Психология искусства. - Москва : Юрайт, 2017. - 496 с. (Антология мысли).
5. Алехина, С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. - 2016. - № 1. - С. 136-145. DOI: 10.17759/pse.2016210112.
6. Голиков, Н. А. Отношение к детям-инвалидам: реалии и перспективы / Н. А. Голиков // Народное образование. - 2015. - № 3. - С. 47-54.
7. Вместе к самостоятельной жизни: Опыт работы Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области / Е. А. Виноградова, Е. А. Зуева, А. Г. Нестерова, А. М. Царев; под ред. А. М. Царева. - Псков : ПОИПКРО, 2014. - 161 с.
8. Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / Под ред. Л.А. Головчиц : учеб. пособие. - Москва : Логомаг, 2015.
- 266 с.
9. Зиневич, О . В . Инклюзивное образование как форма реализации политики инвалидности в современных условиях : к постановке проблемы / О . В . Зиневич, В. В. Дегтярева // Философия образования. - 2015. - № 1. - С. 115-123.
10. Корепанова, И. А. Инклюзивный детский сад в Германии: краткий очерк теории и практики / И. А. Корепанова // Детский сад: теория и практика. -
2015. - № 6. - С. 6-17.
11. Лысенко, Н.А. Реализация инклюзивного образования в практике современного ДОУ / Н. А. Лысенко // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-4. - С. 555-556.
12. Малофеев Н. Н. Развитие инклюзивного образования в России // Инклюзия в образовании. - 2016. - № 1. - С. 6-13.
13. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2009. - № 6. - С. 3-9.
14. Садовски, М. В. Инклюзивное образование как реализация права в условиях общеобразовательных учреждений / М. В. Садовски, Н. А. Терентюк // Дефектология. - 2015. - № 4. - С. 75-81.
15. Самсонова, Е. В. Инклюзия - стратегия выхода из тупика для современной системы образования / Е. В. Самсонова // Мозаика-Синтез. - 2017. - №5. - С. 55-63.
16. Степанова, М. И. Инклюзивный детский сад: гигиенические требования / М. И. Степанова // Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 6. - С. 18-25.
17. Хомутская, Е. Ю. Познавательное развитие дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования / Е. Ю. Хомутская // Инклюзивное образование: теория и практика / Под ред. О.С. Мишина, Орехово- Зуево : ГГТУ, 2018. - С. 153-160.
18. Шафикова, З. Х. Инклюзивное образование: опыт работы учебных и спе'циальных мастерских / З. Х. Шафикова // Педагогика. - 2015. - № 6. - С. 69-74
Раздел III. Судебная практика
19. Апелляционное определение Московского областного суда от 07.02.2013 (по делу № 33-2967/2013).
20. Апелляционное определение Томского областного суда от 14.08.2012 (по делу № 33-2137/2012).
21. Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 05.08.2014 (по делу № 33-4189/14).
22. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 20.03.2014 (по делу № 33-2942/14).
23. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.10.2013 (по делу № 15638/2013).
Статьи
24. Анбрехт, Т. А. К вопросу о реализации права на инклюзивное образование лицами с ОВЗ / Т. А. Анбрехт // Социальное и пенсионное право. -
2016. - № 1. - С. 9-12.
25. Аринова, К. Н. Готовность педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования / К. Н. Аринова, Г. К. Алшынбекова // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2018. - № 3. - С. 10-14.
26. Батяева, С. В. Вопрос готовности детей с ТНР к инклюзивному образованию (на примере детей с ОНР) / С. В. Батяева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 3 (20). - С. 37-40.
27. Никанорова, А. В. Нормативно-правовое обеспечение дошкольного инклюзивного образования / А. В. Никанорова, И. А. Букина // Череповецкие научные чтения - 2016. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 3 частях / Под ред. Е.В. Целикова. - 2017. - С. 111-112.
28. Гилязутдинова, Т. Г. Язык телодвижений в деятельности социального работника / Т. Г. Гилязутдинова // Молодые ученые в решении актуальных проблем науки / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / Под ред. Ю. Ю. Логинова. - 2017. - С. 959-960.
29. Дмитриева, Ю. В. Язык телодвижений и его вербальное обозначение в английском, немецком и русском языках / Ю. В. Дмитриева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2018. - № 7 (130). - С. 142-150.
30. Евдокимова, И. В. Тьюторское сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации / И. В. Евдокимова // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. -
2018. - № 2. - С. 10-14.
31. Емельянова, И. Д. К вопросу работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования / И. Д. Емельянова, О. А. Подольская, И. В. Яковлева // Вопросы педагогики. -
2019. - № 8-1. - С. 41-43.
32. Зеленкова, Т. В. Методические материалы по вопросам предоставления услуг дошкольного образования детям с ограниче'нными возможностями здоровья / Т. В. Зеленкова, Е. В. Селезнева, Д.В. Солдатов, С. В. Солдатова // Под ред. Д. В . Солдатова . - 2015. - 97 с .
33. Кириллова, Е. А. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в России / Е. А. Кириллова // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика (Материалы IX Международной научно-образовательной конференции) / Под ред. А. И. Ахметзяновой. - 2015. - С. 141-148.
34. Концевич Н. А. Проблема взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в вопросах семейного досуга дошкольников / Н. А. Концевич // Молодая наука. Сборник трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых / Под ред. Н. Г. Гончарова. - 2019. - С. 287-288.
35. Кутепова, Е. Н., Сунцова А. С. Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования в современных научных исследованиях // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2016. - № 2. - С. 105-110.
36. Ларионова, М. А. Право на инклюзивное образование / М. А. Ларионова // Право на инклюзивное образование. - Пермь : Перм.
регион. правозащит. центр, 2016. - 55 с.
37. Липатова, Т.В. Вербальные и невербальные средства коммуникации и их место в системе языка (системно-типологический подход) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. - 2015. - № 4. - С. 115-123.
38. Максименко, О. П. Формирование педагогической компетенции родителей в развитии речевых навыков ребенка в семье. Семейное чтение / О. П. Максименко // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 731-736.
39. Папанова, Г. С. Рекомендации для воспитателей детских садов с целью профилактики конфликтов с родителями дошкольников / Г. С. Папанова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2016. - № 1 (8). - С. 90-92.
40. Посевина, М. В . Психолого-педагогические условия инклюзивного образования детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / М. В. Посевина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2017. - № 1¬2 (10). - С. 199-201.
41. Резникова, Е. В. Психолого-педагогический консилиум как средство комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Резникова, В. С. Васильева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 6. - С. 270-287.
42. Савинская, О. Б. Родительская оценка услуг детского сада: ценность воспитания и обучения / О. Б. Савинская // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2015. - Т. 18. - № 2. - С. 115-129.
43. Синельщикова, Е. Ю. Совре'ме'нные' аспекты правового регулирования в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации / Е. Ю. Синельщикова // Российская юстиция. - 2015. - № 3. - С. 57-59.
44. Солдатов , Д. В . О правовом обеспечении образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в Московской области / Д. В . Солдатов // Научный альманах. - 2016. - № 10-2 (24). - С. 195-198.
45. Тюрина, Н. Ш. Инклюзивное образование в мире (обзор выступлений Первого международного симпозиума по инклюзивному образованию) // Проблемы современного педагогического образования. -
2017. - № 55-10. - С. 181-190.
46. Хитрюк В.В. Изучение взглядов представителей администраций учреждений образования запроса педагогов к качеству инклюзивного образования / В. В. Хитрюк, С. Н. Феклистова, Е. А. Лемех, Н. Н. Баль // Адукацыя i выхаванне. - 2018. - № 7 (319). - С. 22-30.
47. Хитрюк, В. В. Инклюзивное образование: педагогическая технология формирования готовности будущих педагогов / В. В. Хитрюк // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. - 2015. - № 1. - С. 100-112.
48. Шаповалова В. С. Нормативно-правовое обеспечение специального и инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Синергия. - 2016. - № 5. - С. 26-33.
49. Шейнов, В. П. Модели психологических воздействий, приводящих к конфликтам / В. П. Шейнов // Системная психология и социология. - 2016. - № 1 (17). - С. 59-65.
50. Шейнов, В. П. Качества личности, способствующие ее защищенности от манипуляций / В. П. Шейнов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: психология и педагогика. - 2016. - № 3. - С. 20-27.
51. Шейнов, В. П. Смех - это бесплатное лекарство / В. П. Шейнов // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2015. - № 1. - С. 119-126.
52. Шейнов, В.П. Типология поведения при открытом и скрытом воздействиях / В. П. Шейнов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2015. - № 1. - С. 5-11.
Электронные ресурсы
53. Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие». Интернет портал [Электронный ресурс] / ГАС «Правосудие». - Электрон. дан. - Москва : ФГУП НИИ «Восход», 2007. - Режим доступа: https://sudrf.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
54. Институт проблем инклюзивного образования МГППУ [Электронный ресурс] / ред. Алехина С. В. - Электрон. дан. - Москва : ИПИО МГППУ, 2020. - Режим доступа: http://www.inclusive-edu.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
55. КонсультантПлюс надежная правовая поддержка [Эле'кдронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». - Электрон. дан. - Москва : ЗАО «Консультант Плюс», 1997. - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз . рус.
56. Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Электронный ресурс] / ред. Семячкин Д. А. - Электрон. дан. - Москва : ООО «Итеос», 2010. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru, свободный. - Загл. с экрана.
- Яз. рус., англ.
57. Портал психологических новостей «Пси-Пресс» [Электронный ресурс] / ред. Шведовская А. А. - Электрон. дан. - Москва : ФГБОУ МГППУ, 2009. - Режим доступа: http://psypress.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
58. Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» [Электронный ресурс] / ред. Мишель Р. Д. - Электрон. дан. - Москва : РООИ «Перспектива», 1997. - Режим доступа: https://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu, свободный. - Загл. с экрана. - Яз . рус.
59. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т. В. ; Web-мастер Козлова Н. В . - Электрон. дан. - Москва : Рос. гос. б-ка, 1997. - Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
60. Судебные и нормативные акты РФ [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Москва, 2012. - Режим доступа: https://sudact, свободный. - Загл. с экрана.- Яз. рус., англ.
61. Судебные решения РФ [Электронный ресурс] / ред. Нетупский П. - Электрон. дан. - Санкт-Петербург : ООО «ПИК-пресс», 2015. - Режим доступа: Ьйр://судебныерешения.рф, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
62. Supreme court of the United states [Верховный суд США] [Электронный ресурс] / Верховный суд США. - Электрон. дан. - Вашингтон : Supreme court of the United states, 2018. - Режим доступа: https://www.supremecourt.gov, свободный. - Загл. с экрана. - Яз . англ.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ