Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучению диалектной лексики на уроках русского языка

Работа №1896

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

языкознание

Объем работы42
Год сдачи2015
Стоимость1980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1811
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Ввeдeниe…………………………………………………………………………...……3
Глава 1. Теоретические основы изучения диалектной лексики на уроках русского языка……………………………………………………………………………………..7
1.1. Диалектная лексика в системе современного русского языка…………....7
1.2. Методические подходы к изучению диалектной лексики в курсе русского языка. ………………………………………………………………………..13
1.3. Проблема диалектных ошибок в устной и письменной речи учащихся.………………………………………………………………………………18
Глава 2. Лингво-методическое обоснование исследования. ……...………………..21
2.1 Лексические упражнения: обусловленность подбора…………………....21
2.2. Комплекс лексических упражнений по теме «Диалектная лексика»…..24
Заключение. ………………………………………………………………….....……..38
Список использованной литературы. …………………………………….………….40
Приложение…………………………………………………………………………....43


«Если бы литературный язык оторвался от диалектов,
от «почвы», то он, подобно Антею, потерял бы всю
свою силу и уподобился бы мертвому языку,
каким является теперь латинский язык»
Л.В. Щерба

Разноаспектное изучение диалектного слова: его особенностей, исследование вопросов, связанных с проблемой его возникновения и функционирования, вопросов изменяемости его фонетического облика, о вариантности - в последнее время становится одним из центральных направлений диалектной лексикологии русского языка. С 60-х годов XX в. диалектологи, в связи с развитием диалектной лексикографии и созданием словаря русских народных говоров, начали заниматься обозначенным пластом лексики специально, исследовать диалектные слова углублено с учетом потребностей развивающейся лексикографии.
На сегодня в словарях представлена довольно детальная разработка диалектного слова: последовательно описаны фонетические, грамматические и семантические свойства этих слов, их фонетические и семантические преобразования. Современные диалекты русского языка исследователи характеризуют как довольно сложные системы, что обусловлено как общими свойствами языка вообще, так и своеобразием русских говоров, их специфическими особенностями современного функционирования. Следует отметить, что при исследовании говоров русского языка, как и любых других говоров, необходимо исходить, прежде всего, из основных свойств языка. Поскольку язык существует во времени и в обществе, т. е. постоянно изменяется, отличается сложностью, Ф. Де Соссюр утверждает: «Язык изменяется, или вернее, эволюционирует, под воздействием всех сил, которые могут повлиять либо на звуки, либо смысл. Поэтому необходим учет одновременно сосуществующих в языке и вне языка различных по своей природе, свойствам и проявлению факторов, которые по-разному действуют на все составные части языковой системы» .
Исследование диалектов имеет весомое значение не только в узкой области языкознания: изучение диалектной лексики – одно из направлений усвоения лексического богатства русского языка учащимися в условиях современной школы, поскольку характеризует уровень речевых навыков.
Значение владения речевыми навыками в жизни человека достаточно велико, поскольку речь непосредственно связана с .................

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современное школьное образование направлено на обеспечение разностороннего овладения учащимися речевыми навыками, поскольку речь выполняет как роль инструмента познания, приобщает школьников к искусству, так и вводит их в общественную деятельность, регулирует процессы коммуникации. Грамотную, богатую, выразительную речь обеспечивает успешное усвоение школьниками лексического богатства русского языка. Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов» перед современной школой сегодня стоит задача максимально использовать возможности методики преподавания русского языка для поиска эффективных и современных способов развития выразительной и грамотной письменной и устной речи учащихся, в том числе посредством обогащения лексического запаса школьников.
В ходе рассмотрения и представления теоретических и практических аспектов изучения диалектной лексики на уроках русского языка мы пришли к следующим выводам.
1. Русские народные говоры (диалекты) составляют неотъемлемую часть культуры России. В ходе их изучения мы получаем сведения об особенностях быта местных жителей, проживающих на той или иной территории. Знания местных говоров имеет немаловажное значение при изучении истории русского народа, его расселении в пределах нашей страны, при изучении и объяснении географических названий. Диалекты распространены на огромной территории, и каждый из них выступает как бы самостоятельным языком. Все русские говоры вместе с литературным языком, жаргонами и профессиональной лексикой образуют сложное и разнообразное единство русского национального языка.
2. Более крупными диалектными объединениями выступают наречия, в которые объединяются говоры со сходными чертами. ..............


1. Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка. /А.Р.Арутюнов – М.: Русский язык, 1987. - 361с.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М. : Просвещение, 1985. – 208 с.
3. Вендина Т.И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм) Текст. / Т.И. Вендина. – М.: Индрик, 1998. –236 с.
4. Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. ощеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 12-изд. – М.: Просвещение, 2006. – 350 с.
5. Григорович Л.A. Пeдaгогикa и психология: уч. пособиe для ВУЗов. – М: Гaрдaрики, 2001. – 245 с.
6. Евсеева И.В., Лузгина Т.А., Славкина И.А., Степанова Ф.В.. Современный русский язык: Курс лекций / И.В.Евсеева, Т.А.Лузгина, И.А.Славкина, Ф.В.Степанова; Под ред. И.А.Славкиной; Сибирский федеральный ун–т. – Красноярск, 2007. – 642 с.
7. Ивашко Л.А. Капорулина Л.В., Колесов В.В., Трубинский В.И., Черепанова О.А. Русская диалектология. Под ред. В.В. Колесова. – М.: Дрофа, 2006. – 267 с.
8. Пожарицкая С.К. Русская диалектология. – М.: Дрофа, 2005. – 345 с.
9. Концова И. С. Изучение диалектного слова – центральное направление русской диалектной лексикологии / Молодой ученый. – 2014. – №14. – С. 104–108.
10. Лингвистический энциклопедический словарь (под ред. Ярцевой В.Н.). – М., 1990. – 880 с.
11. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева / Под редакцией Е.И. Литневской. – М. : Академический проект, 2006. – 590 с.
12. Лукьянова, Н.А. Лексика современных говоров как объект изучения Текст.: учеб. пособие / Н.А. Лукьянова. Новосибирск, 1983. – 80 с.
13. Методика преподавания русского языка в школе / М. Т. Баранов, Н. А. Инполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т Баранова. – М., 2000. – 345 с.
14. Николюкин А.Н. Региональная литература // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. – С. 862-867.
15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – 3-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1996. – 806 с.
16. Оссовецкий, И.А. Лексика современных русских народных говоров Текст. / И.А. Оссовецкий. М.: Наука, 1982. – 198 с.
17. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец.: в 2–х кн. / И.П. Подласый. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. –Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. – 474 с.
18. Праведников С. П. Диалектная лексика и фольклорная диалектология // Лексический атлас русских народных говоров. - СПб. 2006. - С. 326–329.
19. Русская диалектология Текст. / под ред. Л.Л. Касаткина. М.: Academia, 2005. – 288 с.
20. Скородумова Я. А. Функции диалектной лексики в автобиографической прозе В. П. Астафьева [Текст] / Я. А. Скородумова // Молодой ученый. – 2014. – №18. – С. 823–824.
21. Сметанина, З.В. Диалектная языковая личность как объект изучения // Лексический атлас русских народных говоров (Материалы и исследования). 2006. / отв. ред. А.С. Герд. СПб.: Наука, 2006. – С. 352–359.
22. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. - Труды по языкознанию. - М., 1977. – 356 с.
23. Фёдоров А. И. Лексика современных русских говоров как источник для исторической лексикологии // Вопросы языкознания. – М.. – 1981. – № 1. – С. 142–146.
24. Черепанова Л.В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. – Новосиб.: Изд. Наука, 2006. – 190 с.
25. Черных П.Я. Историко–этимологический словарь современного русского языка Текст.: в 2 т. / П.Я. Черных. – М.: Русский язык, 2001.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ