ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Значение лексики в курсе русского языка начальной школы
1.2 Пути активизации познавательной деятельности учащихся при
изучении лексики
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Активизация словаря младшего школьника
2.2. Этимологическая работа со словом младших школьников
2.3 Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В последние десятилетия существенно изменился подход к задачам, стоящим перед школой вообще и начальной школой в частности. Основная задача начальной школы - научить детей учиться. Специфика учебной деятельности заключается во взаимодействии обучающегося с научными понятиями. Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли.
Современная образовательная парадигма, основанная на культурно-историческом деятельностном подходе, ориентирована на развитие личности обучающегося на основе усвоения им универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
Актуальность данной темы заключается в том, что усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в начальной школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.
Объектом исследования является процесс обогащения словарного запаса младших школьников.
Предметом исследования являются методические приемы активизации деятельности учащихся при изучении лексики.
Цель работы данного исследования выявить эффективные способы работы со словом для пополнения лексикона младших школьников.
Задачи исследования:
1) на основе анализа лингвистической литературы по проблеме определить степень изученности избранной темы;
2) определить методическую обеспеченность для лексической работы в начальной школе;
3) показать методическую систему при лексической работе с младшими школьниками.
Для решения поставленных задач использованы следующие научно - исследовательские методы:
а) лингвистические(описательный, функциональный);
б) методические(социально педагогический - наблюдение за учебным процессом, изучение и обобщение опыта работы).
Научная ценность работы заключается в том, что наше исследование является дополнительным материалом, который может использоваться в дальнейшем изучении данного вопроса.
Практическая ценность работы заключается в том, что разработанный материал можно использовать в педагогической деятельности.
Степень изученности темы. Теоретическую основу работы составили труды ученых по теории личностно-деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), по теории методов обучения (И.Я. Лернер, М.С. Скаткин), исследования по методике преподавания русского языка (Н.Н. Алгазина, В.В. Бабайцева, А.В. Текучев, Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении определяются актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи. Определяются объект и предмет исследования.
В заключении делаются итоги и выводы по проделанному исследованию.
В ходе написания данной работы и в процессе обучающего эксперимента поставленные перед нашим исследованием задачи были решены следующим образом:
1. Специфика языковых понятий и их отличительная особенность заключаются в том, что существенным признаком для любого языкового явления является сложное соотношение значения слова и его формы. В языке закрепляется обобщенное отражение действительности, а языковые понятия представляют собой форму мышления, в которой отражаются предметы и явления окружающего мира в их существенных признаках и взаимосвязях.
2. В связи с выделенными положениями возник вопрос о доступности усвоения младшими школьниками таких сложных языковых явлений. Основой для утверждения правомочности изучения языковых понятий в начальных классах явилось положение, которое гласит, что преодоление противоречий является движущей силой развития умственной деятельности.
3. Изменение смыслов современного образования определяет требования к процессу усвоения научных понятий в начальных классах школы. Сегодня вполне очевидно выступает противоречие между реальной практикой обучения младших школьников и научно-методическим обоснованием процесса формирования универсальных учебных действий и научных понятий как их продукта.
4. Один из путей решения заданной проблемы мы увидели в обращении ребенка в процессе усвоения языковых понятий к справочной литературе. Научить ребят пользоваться справочной литературой - это значит открыть им эффективный путь поиска ответов на возникающие вопросы. Исследования доказали, что ответ на интересующий вопрос, найденный ребенком самостоятельно, сохраняется в памяти на более длительное время, нежели использование более простого пути - обратиться за помощью к учителю, родителям. Умение пользоваться справочной литературой позволяет расширить кругозор ребенка, повышает их познавательную активность.
5. Использование различных словарей на уроках русского языка позволяет получить хорошие результаты грамотного письма и развитой речи обучающихся.
6. Мы создали справочный материал, где в интересной и доступной форме даны практически все основные языковые понятия начального курса русского языка.
7. Действенность и эффективность словаря была подтверждена результатами опытно-экспериментальной работы, которые ярко показывают повышение сознательности усвоения языковых понятий в экспериментальном классе.
1. Аванесов Р.И. Русская литература и диалектная фонетика: Уч. пособие для пед. ин-ов по спец. «Русский язык и литература» М.: Просвещение. - 1974.287с.
2. Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. М.: Русский язык, 1981.- 199с.
3. Амбарцумова Ж.Х. Лингвострановедческий анализ соматических речений русского языка (литературного): Автореф. дис. .канд филол. наук. М., 1986.-17с.
4. Андрейчина К. Вопросы учета национальной культуры учащихся при составлении лингвострановедческого учебного словаря: Автореф. дис. .канд.* пед. наук. М., 1977. - 19с.
5. Арбатский Д.И. Толкование значения слов. Ижевск: Удмуртия, 1977. -100с.
6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет.- М.: Художественная лит-ра, 1975. 502с.
7. Брагина А.А. Лексика языка и культура страны: Изучение лексики в лингвострановедческом аспекте. М.: Русский язык, 1981. - 176 с.
8. Бромлей С.В. и др. Исследования по русской диалектологии: Сб. ст. М.: Наука, 1973.-223с.
9. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. -416с.
10. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция рече-поведенческих тактик. М.: ИРЯП, 1999. - 84с.
11. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Дом бытия языка. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция логоэпистемы. М.: ИРЯП, изд-во «ИКАР», 2000. - 124с.
12. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. - М.: Русский язык, 1980. 320с.
13. Верещагин, Е.М., Костомаров, В.Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / Е.М. Верещагин, В. Г. Костомаров. - М.: Русский язык, 1976. - 248 с.
14. Волкова, Е.Г. К вопросу о лингвистических аспектах межкультурной коммуникации [Текст] / Е.Г. Волкова // Человек и культура. - 2015. - № 1. - С. 42-71
15. Галкина-Федору к Е.М. Современный русский язык. Лексикология. Фонетика. Морфология: Уч. пособие для пед. ин-ов Изд. 2-е, испр- М: Учпедгиз, 1958.-411с.
16. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. - 451с
17. Дешериев ЮД. Теоретические аспекты изучения социальной обусловленности языка. // Влияние социальных факторов на функционирование и развитие языка. М: Наука, 1988. - С. 5 - 41.
18. Ерофеева Т.И. Локальная окрашенность литературной разговорной речи: Уч. пособие по спецкурсу. Пермь: Изд-во ПГУ, 1979. - 91с.
19. Журавлева Н.А. Языковая среда как обучающий фактор и резерв повышения эффективности краткосрочного обучения русскому языку: автореф. дис. . канд. пед. наук / Ин-т русского языка им. А.С. Пушкина. М., 1981.-20с.
20..Зубарева Л.А.: Родная иистория в родном слове. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2009. - 127 стр.
21. Коготкова Т.С. Русская диалектная лексикология: Состояние и перспективы. М: Наука, 1979. - 335с.
22. Костомаров В.Г. Русский язык в современном диалоге культур // Рус. яз. за рубежом. 1999. - №4. - С. 77-85.
23. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. -М., 1989.
24. Лихачев Д. Заметки о русском языке // Новый мир. 1980. - № 3. - С. 10
25. Маслова, В.А. Лингвокультурология [Текст] / В.АМаслова. - М.: Академия, 2001. - 203 с.
26. Михайлова O.A. О путях развития теории лексического значения. // Русское слово в языке, тексте и культурной среде./ Под ред. И.Т.Вепревой. -Екатеринбург, с.7-21
27 Мокиенко В.М. Образы русской речи.-СПб., 1999. - 189 с.
28. Никитин М.В. Основы лингвистической теории значения. М.,1988.- 220 с.
29. Новиков Л.А. Типология учебных словарей. // II международный конгресс преподавателей русского языка и литературы. -Варшава, 1973.
30. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М., 1996.
31. Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. Изд. 7-е. -М.: Учпедгиз, 1956. - 511с.
32. Поливанов Е.Д. Статьи по общему языкознанию. М.: Наука, 1968. - 376с.
33. Слесарева И.П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. -М., 1990
34. Прохоров Ю.Е. Лингвострановедение страноведение - культуроведение. // РЯЗР. -1990.-№3.-С.76-83
35. Соболевский А.И. Опыт русской диалектологии. М.: Наука , 1968.
36. Стернин И.А. Коммуникативная концепция семантики слова. // Русское слово в языке, тексте и культурной среде / Под ред. Вепревой И.Т. - Екатеринбург, 1997.
37. Солодуб Ю.П. Структура лексического значения. // Филологические науки. -1997, № 2. -С.55-66
38. Супрун А.Е. Принципы сопоставительного изучения лексики. // Методы сопоставительного изучения языков / Отв.ред. Ярцева В.Н. -М., 1988.
34.Телия В.Н. Русская фразеология. -М., 1996.
39. Телия В.Н. Первоочередные задачи и методологические проблемы исследования фразеологического состава языка в контексте культуры. // Фразеология в контексте культуры./ Отв.ред. Телия В.Н. -М., 1999, с. 13-24.
40. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы: Уч. пособие для студ. пед. ин-ов. Изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1976. - 548 с.
41. Томсон А.И Общее языкознание. М.: Наука,1973. - 275с.
42. Траоре Л. Русские типовые речевые ситуации в лингвострановедческом рассмотрении: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1985. - 17с.
43. Фаворин В.К. Синонимия в русском языке. Свердловск, 1953. - 123с.
44. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Знание, 1989.- 156с.
45. Хасанова P.M. Использование лексического материала
школьноготолкового словаря на практикуме русского языка. // Изучение русского языка в национальных группах. Межвуз. сб. -Уфа, 1987, с.24-33
46. Храпченко М.Б. О научных основах преподавания русского языка и литературы // Русский язык за рубежом. 1973. - № 4. - С. 6 - 11.
47. Шанский Н.М. Лексика современного русского языка: Пособие для пед ин-ов. -М.: Просвещение, 1964. 316с.
48. Шафиро М.Е. Русское слово и его эмоциональный фон (из истории и практики лингвострановедческойдеятельности преподавателя русского языка как иностранного). Донецк, 1982. - 13 с.
49 Швейцер, А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы [Текст] / А.Д.Швейцер. - М.: Наука, 1977. - 236 с.
Шипицына Г.М. Компонентный анализ при повторении лексики. // РЯШ, 1999. - №4. -С.32-40
50.Юсупов У.К. Сопоставительная лингвистика как самостоятельная дисциплина // Методы: сопоставительного изучения языков. / Отв. ре д. Ярцева В.Н.-М., 1988.