ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Лингводидактические основы использования
краеведческого материала при изучении наречия 8
1.1. Проблема изучения наречий в научной и школьной
грамматике 8
1.2. Краеведческая направленность обучения русскому языку
в начальной школе 15
Глава 2. Методика изучения наречия на краеведческом материале на уроках русского языка в начальной школе 21
2.1. Использование краеведческого материала на уроках
русского языка в начальной школе (из опыта работы учителей и методистов) 21
2.2. Тема «Наречие» в программах и учебниках по русскому
языку для начальной школы (аспектный анализ) 27
2.3.Экспериментальная работа и методические рекомендации
по использованию краеведческого материала в процессе изучения наречий 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
Важным фактором в развитии коммуникативной культуры личности является обращение к краеведческому и особенности лингвокраеведческому аспекту в преподавании родного языка. Такой подход «воспитывает у учащихся бережное отношение к родному языку, а значит - любовь к Родине и стремление достойно служить ей. Ведь именно значение ее языка, истории, культуры, природных условий, обычаев и чаяний народа дают возможность учителю сформировать у ребят национальное самосознание, чувство достоинства и социальной справедливости» (Майорова 2000, 44).
Концепция языка как культурно-исторической среды, рожденная античными мыслителями, обоснованная в трудах В. Гумбольдта, А.А. Потебни, А.А. Шахматова и разрабатываемая современными учеными (А.Д. Дейкина, Т.К. Донская, А.П. Еремеева, Т.Н. Волкова, О.П. Мистратова, Л.А. Ходякова, Л.И. Новикова, Л.К. Лыжова и др.) явилась научным основанием для разработки выдвинутой в диссертации проблемы краеведческой направленности изучения раздела «Наречие».
Идея обращения к краеведческому материалу в процессе обучения и воспитания детей имеет достаточно продолжительную историю развития. Получив теоретическое объяснение в трудах Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Р. Оуэна, краеведческий подход в педагогике был закреплен в форме дидактических принципов: принципа обучения «от близкого к далекому» (Я.А. Коменский), принципа культуросообразности (А. Дистервег) и др., что вполне объясняет факт существования в современных образовательных стандартах регионального компонента образования.
Под региональным компонентом школьного лингвистического
образования в современной лингводидактике понимается «систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, необходимого как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом» (Волобуева, 2012, 170).
Особенно эффективным, по мнению многих исследований, является использование текстов по краеведению в процессе лингвокраеведческой работы. Краеведческие тексты отражают важнейшие этапы истории материальной и духовной культуры народа, и в то же время в них появляются «языковые закономерности» в связи, с чем данный лексический пласт представляет интерес и как историко-краеведческий материал и как лингвистический источник (Ковалев,1996, 23).
При своем очевидном значении неразрывной связи уроков русского языка с окружающей жизнью, разработкой краеведческого аспекта в преподавании родного языка, к сожалению, занимаются немногие учителя. А использование краеведческих материалов в учебном процессе способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор и, конечно, формирует навыки речевой культуры, активизирует познавательные интересы учащихся. Одной из наиболее трудных частей речи в русском языке является наречие. Несмотря на то, что в текстах учебников и в художественных произведениях встречается большое количество наречий, его изучению в начальной школе внимания почти не уделяется. В некоторых программах среди частей речи наречие даже не упоминается, то есть дети получают лишь общее представление о наречии. Использование краеведческого материала дает возможность проводить полноценную лингвокраеведческую работу на уроках русского языка при изучении различных тем, в том числе и при изучении наречия. Такая сложная тема, по нашему мнению, должна изучаться на материале интересном и доступном для учащихся. Мы исследовали возможность использования краеведческих материалов, содержащих сведения о Белгородской области, при изучении русского языка для углубленного усвоения младшими школьниками морфологических особенностей наречий.
Актуальной проблемой начальной школы является поиск путей создания эффективных условий для обеспечения сознательного усвоения знаний учащимися. Отчасти решением данной проблемы может быть создание на уроках русского языка проблемных ситуаций, способствующих продуктивной интеллектуальной деятельности учащихся, более эффективному усвоению ими знаний в целом и морфологических особенностей наречий в частности; использование краеведческих текстов, обладающего необходимыми признаками формируемых понятий, позволяющего провести анализ и сравнение выделенных существенных и несущественных свойств явлений и предметов и сделать на их основе обобщение. Эффективным усвоением морфологических особенностей наречий будет в том случае, если ученик обучен приему морфологического анализа языкового материала, приему сравнения и классификации изучаемых объектов (с целью усвоения морфологических понятий), приему преобразования изучаемой единицы, постановке формально-морфологических вопросов. Все перечисленное определило актуальность темы нашего исследования.
Проблема исследования: каковы методические условия знакомства младших школьников с морфологическими особенностями наречий (на материале краеведческих текстов).
Решение данной проблемы составило цель выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - процесс знакомства младших школьников с морфологическими особенностями наречий.
Предмет исследования - содержание работы по знакомству младших школьников с морфологическими особенностями наречий (на материале краеведческих текстов).
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой знакомство младших школьников с морфологическими особенностями наречий будет эффективным, если:
- обеспечивается последовательность в работе над словом в соответствии с этапами его усвоения (толкование слова с помощью различных приемов, чтение и запись слова (работа над орфоэпией и фонетикой), работа над образцами употребления слова, работа над усвоением семантических связей, упражнения в самостоятельном употреблении слова);
- используется на уроке в качестве дидактической единицы материалы краеведческого текста;
- включены диалектная лексика в процесс работы на уроке русского языка над грамматическими темами.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и значение проблемы изучения наречий в научной и школьной грамматике.
2. Определить краеведческую направленность обучения русскому языку в начальной школе.
3. Изучить опыт работы учителей начальной школы по проблеме исследования, а также проанализировать возможности школьных учебников в рамках изучения темы «Наречие».
4. Организовать и провести экспериментальную работу и предложить методические рекомендации по использованию краеведческого материала в процессе изучения наречий.
Методы исследования: теоретические: анализ педагогической,
психологической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий этапы); анкетирование, бесед исследования.
База исследования. Эксперимент проходил в 2018-2019 учебном году, в нем участвовали учащиеся четвертого класса МБОУ «СОШ №45» г. Белгорода, обучающиеся по программе «Русский язык» С.В. Иванова.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования и обозначен научный аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования.
Первая глава посвящена анализу лингводидактических основ знакомства младших школьников с морфологическими особенностями наречий . В первом параграфе раскрывается проблема изучения наречий в научной и школьной грамматике. Во втором параграфе описывается краеведческая направленность обучения русскому языку в начальной школе.
Вторая глава включает содержание работы по знакомству младших школьников морфологических особенностей наречий на краеведческом материале. В первом параграфе дается анализ программ и учебников по проблеме исследования. Во втором параграфе освещается педагогический опыт. Третий параграф посвящен описанию экспериментальной работы по использованию краеведческого материала в процессе изучения наречий.
В заключении представлено обобщение полученных результатов, изложены выводы исследования.
В приложениях приводятся дидактические материалы и конспекты уроков.
Список использованной литературы содержит 62 источника.
Одной из наиболее трудных частей речи в русском языке является наречие. Несмотря на то, что в текстах учебников и в художественных произведениях встречается большое количество наречий, его изучению в начальной школе внимания почти не уделяется. В некоторых программах среди частей речи наречие даже не упоминается, в ряде развивающих программ дети получают лишь общее представление о наречии. Использование краеведческого материала дает возможность проводить полноценную лингвокраеведческую работу на уроках русского языка при изучении различных тем, в том числе и при изучении наречия. Такая сложная тема, по нашему мнению, должна изучаться на материале интересном и доступном для учащихся. Мы исследовали возможность использования краеведческих материалов, содержащих сведения о Белгородской области, при изучении русского языка для совершенствования морфологических особенностей, а также для контроля за усвоением программного материала.
Проведенный аспектный анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы свидетельствует о том, что:
1) все программы предполагают формирование у младших школьников первичных представлений о наречие;
2) теоретические сведения по теме «Наречие» более системно представлены в программе и учебниках В.П. Канакина, однако ни в одной из программ не идёт речи о морфологических особенностях наречия, при обозначение таких признаков учащиеся допускают ошибки.
Анализ опыта работы учителей-практиков и методистов позволил сформулировать условия, которые предполагают успешное использование краеведческих текстов в начальной школе:
-включение в уроки русского языка краеведческого материала ставит задачу рассмотрения на уроках особенностей употребления языковых средств в произведениях художественной литературы, в печати, в фольклоре Родного края;
-будет способствовать: формированию целостный взгляд учащихся на родной край как части России; воспитанию патриотизма и гражданственности, погружая ученика в среду проживания через историю области, города, семьи; формированию личности выпускника, как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций;
-особую роль играют проекты региональной направленности, способствующие воспитанию у учащихся любви к малой родине.
Проведенный нами в начальной школе эксперимент показал, что учащиеся к третьему классу уже владеют определенными теоретическими сведениями об наречие как части речи: они определяют существительное как часть речи, отвечающее на вопросы и обозначающее предмет, однако, говоря о морфологических признаках этой части речи, некоторые третьеклассники считают, что имена наречие изменяется по родам, а не наоборот.
При планировании и организации экспериментальной работы мы доказали, что формирование знаний о морфологических признаках наречия на уроках русского языка в начальной школе на материале краеведческого текста заключаются в: обеспечении последовательности в работе над словом в соответствии с этапами его усвоения (толкование слова с помощью различных приемов, чтение и запись слова (работа над орфоэпией и фонетикой), работа над образцами употребления слова, работа над усвоением семантических связей, упражнения в самостоятельном употреблении слова); использовании на уроке в качестве дидактической единицы материалы краеведческого текста; включении слов краеведения в процесс работы на уроке русского языка над грамматическими темами.
Задачи, поставленные в работе, мы выполнили, гипотеза нашего исследования была подтверждена.
Однако наше исследование не претендует на полноту и всесторонность освещения данного вопроса, на наш взгляд, целесообразно было бы продолжать изучение морфологических признаков наречия.
1. Абдулхакова Л.Р. О двух способах образования наречий в русском языке /Л.Р. Абдулхакова.- Казань: Изд. Каз. ун-та, 2010. - 121 с.
2. Алексеева О. В. Функциональный принцип изучения морфологии в школьном курсе русского языка / О. В. Алексеева. - Москва : МГОУ, 2010. - 186 с.
3. Алпатов В.М. Теория и типология частей речи / В.М. Алпатов// Части речи: Теория и типология. - М.:Просвещение, 2009. - 133 с.
4. Баскаева Ж.Х. Начальное изучение наречия как части речи /Ж.К.
Баскаева, Т.А. Малдзигова// Nauka-rastudent.ru. - 2015. - No. 11 (23) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:
http://naukarastudent.ru/23/3021/
5. Баскаева Ж.Х. Совершенствование работы над наречием на уроках
русского языка в начальной школе /Ж.К. Баскаева, В.Г. Шаповалова//В сборнике: Проблемы филологического образования материалы
Всероссийской научной конференции. Под редакцией Л.И. Черемисиновой. 2015. - С. 51-57.
6. Белгородоведение 9-11классы:учебное пособие / Голдовская-Перистая Л.Ф., Дроздов К.С., Погребняк Т.А., и др.- Белгород: ООО «Эпицентр»,
2015. -302с.
7. Битехтина Г.А. Семантико-синтаксические разряды определительных наречий в русском языке и условия их функционирования: диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Г. А. Битехтина. - Москва, 2013. - 252 с.
8. Большой академический словарь русского языка: В 30 т. / Под ред. К. С. Горбачевича. - СПб.: Наука, 2009. - 333 с.
9. Валгина Н. С. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - М.:Просвещение, 2010. - 122 с.
10. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) : учебное пособие для вузов / В. В. Виноградов. - Москва : Высшая школа, 2013. - 640 с.
11. Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове)/В.В. Виноградов. - М.: Высшая школа, 2010. - 640 с.
12. Воропаев Р.О. Использование краеведческого материала на уроках русского языка / Р.О. Воропаев// Начальная школа. - 2015. - № 4. - С. 207-211.
13. Галкина-Федорук Е.М. Наречие в современном русском языке/Е.М. Галкина-Федорук. - М.:Просвещение, 2009. - 156 с.
14. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык/Л.Т. Григорян. - М.: Просвещение, 2009. - 205 с.
15. Горобец Л.Н. Краеведческие тексты как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе изучения наречия на уроках русского языка/ Л.Н. Горобец, Т.Н. Крамская // Образование. - 2014. - № 8 - С. 20-24.
16. Яковлева Т.В. Региональный языковой материал как объект изучения в начальной школе / Т.В. Яковлева, В.В. Демичева, О.И. Еременко// Сборник философского факультета - 2017. - №4. - 101-125.
17. Дуноров А.И. Материал по краеведению на уроках русского языка /А.И. Дуноров // Начальная школа. - 2014. - № 9. - С. 34-38.
18. Евтюхин В.Б. Наречие: Учебное пособие/В.Б. Евтюхин. - СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 2009. - 48 с.
19. Еременко О.И. Региональная лексика как средство развития
познавательного интереса младших школьников к учебному предмету «русский язык» / О.И. Еременко, Л.П. Сытникова // Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей- словесников: материалы VI Всероссийской научно-методической
конференции - Ч.2. - Воронеж: Научная книга, 2006. - С. 152-157.
20. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2009. - 266 с.
21. Иванов С. В. «Русский язык» 1 класс / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко. М.: Вентана-Граф, 2017. - 176 с.
22. Иванов С. В. «Русский язык» 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко. - М.: Вентана-Граф, 2017. 192 с.
23. Иванов С. В. «Русский язык» 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко. - М.: Вентана-Граф, 2017. 176 с.
24. Иванов С. В. «Русский язык» 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко. - М.: Вентана-Граф, 2017. 160 с.
25. Иванов С. В. «Русский язык» 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко.- М.: Вентана-Граф, 2017. 160 с.
26. Иванов С. В. «Русский язык» 4 класс. В 2 ч. Ч. 1 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко.- М.: Вентана-Граф, 2017. 176 с.
27. Иванов С. В. «Русский язык» 4 класс. В 2 ч. Ч. 2 / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко.- М.: Вентана-Граф, 2017. 192 с.
28. Календарь знаменательных и памятных дат Белгородской области на 2017 год / Белгор. гос. универс. науч. б-ка, Отд. крае- вед. лит. ; сост.: Н.С. Чуева, И.В. Медведева, К.В. Белоусенко. - Белгород : КОНСТАНТА,
2016. - 258 с. : ил.
29. Каленчук М.Л. Книга «Русский язык. 4 класс. В 3 частях. Часть 1»/М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. - «Академкнига/Учебник», 2013. - 122 с.
30. Калинина И. К. Морфология. Наречие: учебное пособие для студентов- заочников фак. журналистики гос ун-тов/И.К. Калинина. - М.:Просвещение, 2010. - 27 с.
31. Канакина В.П. «Русский язык» 1 класс / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2017. - 143 с.
32. Канакина В.П. «Русский язык» 2 класс. В 2 ч. Ч.1 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. - М. Просвещение, 2017. - 160 с.
33. Канакина В.П. «Русский язык» 3 класс. В 2 ч. Ч.1 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. - М. Просвещение, 2017. - 144 с.
34. Канакина В.П. «Русский язык» 4 класс. В 2 ч. Ч.1 / В.Г. Горецкий,
В.П. Канакина. - М. Просвещение, 2017. - С. 160.
35. Канакина В.П. «Русский язык» 4 класс. В 2 ч. Ч.2 / В.Г. Горецкий, В. П. Канакина. - М. Просвещение, 2015. - 160 с.
36. Канакина В.П., «Русский язык» 3 класс. В 2 ч. Ч.2 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. - М. Просвещение, 2017. - 159 с.
37. Канакина В.П., «Русский язык». 2 класс. В 2 ч. Ч.2 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2017. - 144 с.
38. Караулов Ю.Н. Ассоциативная грамматика русского языка / Ю. Н. Караулов. - Москва : Издательство ЛКИ, 2010. - 328 с.
39. Клобуков Е.В. Наречие /Е.В. Клобуков// Краткий справочник по современному русскому языку. Под редакцией П.А. Леканта, 2-е изд., испр. и доп. М., 2009. - 225 с.
40. Ковалев Г.Ф. Задачи лингвокраеведения в начальной школе / Г.Ф. Ковалев /Г.Ф. Ковалев// Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы: сборник научных статей. - Воронеж: Изд- во ВГПУ, 2010. - С. 20-24.
41. Колесникова С.М. Современный русский язык. Морфология: учебное пособие для академического бакалавриата/ С.М. Колесникова. - М.: Изд- во Юрайт, 2015. - 190 с.
42. Краеведческий материал как средство обучения в начальной школе/ Интеграция общего и дополнительного образования: материалы научно¬практической конференции. Сост. Л.В. Волобуева. - Барнаул: График, 2012. - С. 170-172.
43. Лингвистическое краеведение: учебное пособие / Л.А. Захарова, Н.Г. Нестерова, Г.Н. Старикова. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2010. - 168 с.
44. Луговая Л.И. Возможности краеведческих текстов в обучении младших школьников / Л.И. Луговая // Проблемы региональной ономастики. - Майкоп, 2011. - С. 134- 137.
45. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка/М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 2009. - 524 с.
46. Новикова Т.Ф. Культуроведческий подход к преподаванию русского языка: от теории к практике /Т.Ф. Новикова// РЯШ.- 2009.- №3.- С.12.
47.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Москва: Издательство «Азъ», 2009. - 211 с.
48. Панков Ф. И. Функционально-коммуникативная грамматика русского наречия : автореферат ... доктора филологических наук / Ф. И. Панков. - Москва, 2011. - 49 с.
49. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 120 с.
50. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная школа - М.: Просвещение, 2011. - 77 с.
51. Райцева Е.В. Использование краеведческого материала на уроках русского языка как средство формирования патриотизма у школьников/Е.В. Райцева // Актуальные проблемы филологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). -Пермь: Меркурий, 2012. - С. 83-85. - URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/28/2553/ (дата обращения: 27.04.2018).
52. Русский язык. рабочие программы Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др.]. - М.: Просвещение, 2017. - 340 с. - ISBN 978-5-09-031535-7.
53. Савёлова Л. А. Семантика и прагматика русского наречия: автореферат ... доктора филологических наук / Л.А. Савёлова. — Архангельск, 2010. - 46
с.
54. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».
- 3-е изд., дораб.и доп. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 165с.
55. Соловьёва Л.В. Изучение наречий в школе / Л.В. Соловьёва, Л.К. Чикина.
- Москва : Учпедгиз, 2009. - 92 с.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - 4 изд. - М.: Просвещение, 2016. - 43 с.
57. Федорова М.В. Изучение наречий в начальной школе: Кн. для учителя/М.В. Федорова. - СПб.: Свет, 2010. - 152 с.
58. Филатова В.Ф. Лингвокраеведческая работа в начальной школе / В.Ф. Филатова // Воронежский краевед. Выпуск 1. - Воронеж: ВГУ, 2010. - С. 161-172.
59. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 88 с.
60. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей/С.Н. Цейтлин. - М.:Просвещение, 2009. - 121 с.
61.Чурмаева Н.В. История наречий в русском языке/Н.В. Чурмаева. - М., Наука, 2009. - 176с.
62.Шкляр И.А. Пропедевтическое изучение наречия как единицы языка и речи: Первая ступень двенадцатилетней школы/И.А. Шкляр: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2009. - 216 с.