Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования орфоэпических навыков у младших школьников на уроках русского
языка средствами дидактической
игры 7
1.1. Сущность понятия «орфоэпический навык» в
обучении младших школьников русскому
языку 7
1.2. Дидактическая игра как средство обучения младших
школьников русскому языку 16
1.3. Методические условия формирования орфоэпических
навыков у младших школьников на уроках русского языка средствами дидактической 24
игры
Глава 2. Практическая работа по формированию
орфоэпических навыков у младших школьников на уроках русского языка средствами дидактической
игры 32
2.1. Диагностика уровня сформированности
орфоэпических навыков у младших 36
школьников
2.2. Содержание работы по формированию
орфоэпических навыков у младших школьников на уроках русского языка средствами дидактической игры.... 47
Заключение 48
Библиографический список 52
Приложение 56
Одной из главных задач современной школы является подготовка выпускника школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать не только чужую, но и свою речь. Что бы эта задача была достигнута, нужно начать развивать орфоэпические навыки еще в младшем школьном возрасте. Внимание к орфоэпической стороне речи детей определяется множеством факторов, среди которых первое место занимают социальные. Грамотная устная речь способствует быстроте, легкости общения между людьми, придает речи коммуникативное совершенство. В жизни современного общества необычайно расширилась сфера воздействия живого, звучащего слова на человека. Все это заставляет предъявлять высокие требования к правильности звучащей речи.
В настоящее время наблюдается снижение уровня речевой культуры. Речевые ошибки уже давно стали частью нашей жизни, мало кто заботится о своей речевой культуре. Ошибки, возникающие, в нашей устной речи мешают слушателям понимать смысл высказывания. К таким ошибкам можно отнести неправильную постановку ударения, неверное произношение, орфографическое произношение слова, неправильное образование форм слова. Все эти ошибки связаны с орфоэпией, изучению которой в школе уделяют очень мало внимания.
Стоит отметить, что орфоэпия не выделяется отдельно для изучения в курсе русского языка, как, например, графика или грамматика, а идёт вместе с фонетикой, что является, на наш взгляд, большим упущением, потому как в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта необходимо уделять большое внимание системе работы по развитию речи, которая включает в себя развитие орфоэпических навыков. Работа над правильностью речи должна стать одним из основных направлений учебно¬методической деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры младших школьников.
Задача сознательного овладения нормами устной речи, воспитания максимального уважения к богатым традициям русского языка сейчас не только выдвигается на первый план, но и определяется как важнейшая общественная задача нашего времени, как социальный заказ общества. Необходимо вызвать у учащихся интерес к обучению, в частности к русскому языку. Сделать уроки русского языка как можно более интересными и увлекательными. Поэтому игры рекомендуют использовать как один из основных приёмов формирования грамматического строя речи. Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении необходимого материала. Именно через дидактические игры можно привлечь внимание детей к предмету, развить у них заинтересованность в получении знаний. В игре изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках русского языка.
Именно игра может помочь младшим школьникам улучшить свои знания по русскому языку, в частности по орфоэпии. Поэтому мы решили остановить свой выбор не следующей теме выпускного квалификационного исследования: «Формирование орфоэпических навыков у младших
школьников на уроках русского языка средствами дидактической игры».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования орфоэпических навыков у младших школьников на уроках русского языка средствами дидактической игры.
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования орфоэпических навыков у младших школьников на уроках русского языка средствами дидактической игры.
Объект исследования: процесс формирования орфоэпических навыков у младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: педагогические условия формирования орфоэпических навыков у младших школьников на уроках русского языка средствами дидактической игры.
Гипотеза: формирование орфоэпических навыков у младших школьников на уроках русского языка будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
1) разработать систему упражнений по формированию орфоэпических навыков;
2) организовать работу по изготовлению и ведению индивидуальных орфоэпических словариков учащимися.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «орфоэпический навык» в обучении младших школьников русскому языку.
2. Определить особенности дидактической игры как средства обучения младших школьников русскому языку.
3. Обосновать методические условия формирования орфоэпических навыков у младших школьников на уроках русского языка средствами дидактической игры
4. Провести практическую работу по формированию орфоэпических навыков у младших школьников на уроках русского языка средствами дидактической игры
Методы исследования: изучение теории исследуемого вопроса, изучение педагогического опыта; педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование; моделирование учебного процесса; педагогический эксперимент; математическая и графическая обработка экспериментальных данных.
Практическая значимость состоит в обосновании методических условий, направленных на формирование орфоэпических навыков у младших школьников на уроках русского языка средствами дидактической игры.
База исследования - МБОУ «СОШ № 24 г. Белгорода», 3 класс.
Орфоэпия - неотъемлемая часть литературного языка. Задачи орфоэпии заключаются в том, чтобы, минуя индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать литературный язык средством наиболее широкого общение. Предмет орфоэпии - нормы произношения, а орфоэпическая норма - это единственно возможный или предпочтительный языковой вариант, соответствующий системе произношения и основным закономерностям развития языка.
Обучение нормам литературного произношения начинается с первого класса начальной школы. В начальных классах дети должны освоить основные правила произношения гласных под ударением и в безударном положении, согласных в различных позициях, их сочетаний, нормы ударения в словах в пределах программы для начальной школы.
Выделяют три типа наиболее частых орфоэпических ошибок в речи учащихся младших классов:
1) Орфоэпические ошибки, которые вызваны влиянием написания слова.
2) Орфоэпические ошибки диалектного происхождения.
3) Орфоэпические ошибки просторечного характера.
На начальном этапе обучения русскому языку усвоения, помимо орфоэпических правил, будет являться перечень конкретных слов, правильное произношение и ударение которых входит в произносительный минимум младшего школьника. В первую очередь, это слова и грамматические формы, которые подчиняются выделенным орфоэпическим правилам. Следует отметить, что необходимо вводить в словарный минимум не только слова, связанные с отобранными правилами, но и широко употребляемые слова, в которых младшие школьники делают множество отклонений от нормы в своей устной речи. При отборе таких слов стоит учитывать лексику учебного комплекса для начальной школы, а именно
50 входящих в него букваря и азбуки, учебников русского языка и книг для внеклассного чтения. Также стоит обратить внимание на частотность употребления слов в русском языке.
Дидактическая игра рассматривается, как вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. Использование дидактических игр на уроках русского языка и внеклассных занятиях, надо иметь ясное научное понимание роли дидактической игры в обучении и психологического механизма её воздействия на познавательную активность учащихся. Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока русского языка различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
Таким образом, правильно построенная работа на уроках русского языка, использование различных игровых методов и приемов, все это поможет сформировать орфоэпический навык младших школьников.
У детей младшего школьного возраста слабо развито абстрактное мышление. Их психика требует чего-то неожиданного, интересного. Осознание понятий рождается у них на основе конкретного материала. Если на уроке ребёнок не увидит ничего яркого и интересного, то интерес к предмету падает. А если это происходит от урока к уроку, то русский язык превращается не только в сложный, но и скучный, неинтересный предмет русского языка.
Таким образом, в процессе игры у детей повышается познавательный интерес и стремление получения знаний по предмету русский язык.
В рамках практической работы мы выяснили, что:
1. Сравнительный анализ двух учебников позволил выявить, что в учебнике по программе «Школа России» даётся больше слов с правильно поставленным ударением (на 358 слов больше чем в программе «Начальная
51 школа XXI века»). Заметим, что в 3-м классе в учебнике Канакиной В.П. не даётся упражнений на предупреждение и исправление орфоэпических ошибок, в то время, как в учебнике Иванова С.В. есть только 1 упражнение. В учебнике Канакиной В.П. больше орфоэпических норм и правил (на 5). Также, стоит обратить внимание, что в учебнике Канакиной В.П. имеется орфоэпический словарь, а в учебнике Иванова его нет. Хочется отметить, что в обоих учебниках даётся мало упражнений на предупреждение и исправление орфоэпических ошибок, даётся мало орфоэпических норм и правил.
2. Затем мы организовали экспериментальную работу, которая была организована на базе 3 класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения №24 г. Белгород. школьники обучаются по УМК «Начальная школа XXI века». Обучение русскому языку осуществляется на основе программы и учебников, разработанных Ивановым С. В., Евдокимовой А. О., Кузнецовой М. И. Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий.
На констатирующем этапе были поставлены следующие цели исследования: провести исходную диагностику уровня орфоэпических
навыков учащихся экспериментального класса; определить критерии и показатели для определения уровней сформированности орфоэпических навыков у учащихся экспериментального класса; обработать полученные результаты и наметить дальнейшие пути решения поставленной проблемы.
Так, на констатирующем этапе мы установили, что необходима целенаправленная работа в экспериментальном классе по формированию орфоэпических навыков у младших школьников. Проведенная диагностика на констатирующем этапе позволила нам определить исходный уровень сформированности орфоэпических навыков у учащихся экспериментального класса. Анализ устных и письменных работ младших школьников подтвердил наше предположение о том, что необходима работа по формированию орфоэпических навыков. Учителя начальных классов должны
52 более внимательно относиться к речи детей и корректировать ошибки в устной и письменной речи с помощью специальных упражнений.
Проведенный констатирующий эксперимент позволил сделать следующие выводы:
1. Уровень сформированности орфоэпической культуры младших школьников не достаточно высок.
2. Ученики затрудняются произносить слова в соответствии с нормами произношения, неправильно ставят ударение в различных частях речи.
3. Словарный запас недостаточно развит
4. Необходимо уделять больше времени на изучение раздела орфоэпия.
Завершающим этапом стал - формирующий, который предполагал следующие задачи исследования: организовать работу по теме исследования в экспериментальном классе и апробировать положения гипотезы; разработать уроки русского языка по предмету исследования.
Организация работы на уроках русского языка строилась нами в соответствии с положениями гипотезы. Для этого мы включали в этапы урока различные дидактические игры. Приведены в качестве примера несколько фрагментов уроков, направленных на реализацию гипотезы на формирующем этапе исследования.
Полная разработка конспектов уроков помещена в приложение 3.
Таким образом, в ходе формирующего этапа исследования мы установили, что для формирования орфоэпических навыков на уроках русского языка целесообразно использовать дидактические игры, а так же комплекс упражнений для вырабатывания орфоэпических навыков.
Мы убедились в том, что для учеников игра хоть и отходит на задний план, но все же имеет место быть. В ходе дидактических игр ребенок лучше запоминает материал. Так же дети, выполняя задания «играя» не боятся допустить ошибку, ведь это просто игра. В игре дети равны и более раскрепощены.
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение: Учебное
пособие для студентов пединститутов по спец/ Р.И. Аванесов. - М.:
Просвещение, 2009. -150 с.
2. Агафонов В.В. Неправильные правила: Как запоминать
словарные слова / В.В. Агафонов Изд. 2-е., перераб., доп. - Москва: Ювента, 2011. -64 с.
3. Бельчиков Ю.А., Словарь паронимов современного русского языка/Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшина. - М.: Русский язык, 2009. - 211 с.
4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии
обучения/ В.П. Беспалько.- М.:Просвещение, 2011. -10 с.
5. Бондаренко А.А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников/А.А. Бондаренко, М.Л. Калинчук.- М., Просвещение, 2011. - 121 с.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей/А.М. Бородич. - М.:Просвещение, 2011. - 211 с.
7. Борунова С.Н. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударения, грамматические формы/ Под. ред. Р. И. Аванесова. - М.:Просвещение, 2013. - 322 с.
8. Брезгина М.П. Коммуникативная направленность преподавания русского языка в школе/М.П. Брезгина. - Екатеринбург: Институт развития регионального образования, 2013. - 322 с.
9. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр/В.М. Букатов. - М.:Просвещение, 2009. - 152 с.
10. Введенская Л.А. Культура и искусство речи/Л.А. Веденская, Л.Г. Павлова. - Ростов н/Д., 2009. - 121 с.
11. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно!/Л.А. Вербицкая. - М.:Просвещение, 2010. -21 с.
12. Газман О.С. В школу - с игрой/ О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. -
М.: Просвещение, 2012. - 211 с.
13. Головин Б.Н. Как говорить правильно/Б.Н. Головин.-
М.:Просвещение, 2012. - 211 с.
14. Голуб И.Б. Культура письменной и устной речи/И.Б. Голуб. -М.: КНОРУС, 2010. - 115 с.
15. Голуб И.Э. Секреты хорошей речи/И.Э Голуб, Д.Э. Розенталь. - М.: Международные отношения, 2013. -37 с.
16. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка/К.С. Головин. - М.: Просвещение, 2008. -69 с.
17. Губанова О.В. Использование игровых приемов на уроках русского языка /О.В. Губанова, И.С. Левкина//Начальная школа. - 2012. - С. 12-15.
18. Губанова Т.В. Русский язык в играх: учебно-методическое пособие/Т.В. Губанова, Е.А. Нивина. - Тамбов: Издательство Тамбовского государственного технологического университета, 2007. - 80 с.
19. Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка/Т.А. Дубова// Начальная школа. - № 11. - 2012. - С. 67-69.
20. Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии/П.С. Жедек. - Пеленг, 2009. - 211 с.
21. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения/Л.В. Занков. - М.:Просвещение, 2011. - 152с.
22. Иванов С. В. Русский язык в начальной школе: новый взгляд на его изучение/С.В. Иванов / Начальное образование. - Спецвыпуск. - 2012. - С. 49 с.
23. Иванов С.В. Учебник для 3 класса (в 2-х частях)/С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. - Вентана-Граф, 2013. - 122 с.
24. Канакина В.П. Учебник для 3 класса (в 2-х частях)/В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2013. - 211 с.
25. Капустина Н.Г. Познавательный интерес младших школьников/Н.Г. Капустина// Начальная школа полюс до и после. - № 2. - 2005. - С. 67-69.
26. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие «Академия развития»/Е.В. Карпова. - Ярославль, 2007. - 32 с.
27. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно/П.А. Клубков. - СПб., 2011. - 121 с.
28. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников/О.А. Козлова// Начальная школа. - № 11. - 2014. - 27 с.
29. Крайнюк В.М. Речевое развитие младших школьников / В.М. Крайнюк// Начальная школа. - № 3. - 2013. - С. 45-49.
30. Лоншакова А.А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русого языка/А.А. Лоншакова// Начальная школа. - № 4. - 2012. - С. 67-69
31. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей/М.Р. Львов. - М.: «Просвещение», 2005. - 176с.
32. Методика развития речи / Под ред. Ладыженской Т. А. - М.:Просвещение, 2009. - 211 с.
33. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богусловская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2011. - 240с.
34. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя / Е.М. Минскин. - 2-е изд., дораб. - Москва: Просвещение, 2012. - 192 с.
35. Ноздрина О.И. Формирование произносительной культуры
младших школьников /О.И. Ноздрина// Молодой ученый. - 2015. - №5.- С. 507-511. - URL https://moluch.ru/archive/85/15874/ (дата обращения:
08.06.2018).
36. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и
фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.:
Азбуковник, 2009. - 944с.
37. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - Москва: Российское педагогическое агентство, 2011. - 269 с.
38. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка/Н.И. Политова. - М.: «Просвещение», 2009. -33 с.
39. Попова В.И. Игра помогает учиться/ В.И. Попова//Начальная школа. - №2. - 2014. - С. 67-69.
40. Семяшкина, Н.И. Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте / Н. И. Семяшкина // Начальная школа. - 2011. - №2. - С. 27-31.
41. Тюрина И.А. Игра на уроках русского языка/И.А. Тюрин // Начальная школа.- 2012.- №2.- 28-33 с.
42. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей/А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2012. - 94 с.
43. Ушаков Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах: Пособие для учителей / Н. Н. Ушаков. - Москва: Просвещение, 2011. - 207 с.
44. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения/Н.И. Формановская. - М.:Просвещение, 2009. - 211 с.
45. Шмаков С. А. Ее величество игра/С.А. Шмаков. -
М.:Просвещение, 2010. - 230 с.
46. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - Москва: Педагогика, 2008. - 301 с.