Введение 3
Глава 1. Иммигрантское население США: политический, социальный и языковой аспекты 8
1.1 Иммигранты в США: социальная стратификация, законодательные
основы присвоения статуса 8
1.2 Дети иммигрантов: происхождение, законный статус, особенности
социальной и языковой среды 20
Выводы по первой главе 46
Глава 2. Образовательная политика США в отношении детей иммигрантов 48
2.1 Феномен «образовательной среды». Специфика образовательной среды
в США 48
2.2 Рекомендации по обучению детей иммигрантов и детей с недостаточным уровнем владения английским языком 55
Выводы по второй главе 60
Глава 3. Анализ учебного пособия «Connect. Student's book 1» 62
3.1 Компетентность^ подход в образовании. Классификация
компетенций 62
3.2 Анализ учебного пособия в рамках компетентностного подхода 65
Выводы по третьей главе 103
Заключение 105
Библиография 108
Приложение 1 117
Приложение 2 118
Приложение 3 119
Начиная с 1980х гг. доля исследований, касающихся вопросов детей иммигрантов в США, значительно возросла. До этого периода жизнь детей иммигрантов редко являлась предметом социологических исследований. Более того, дети иммигрантов не рассматривались в качестве отдельной категории общества, и лишь с 1980х гг., когда стало очевидно, что они являются самой быстро растущей и этнически разнообразной группой населения США, исследователи обратились к вопросам социально - культурной и образовательной интеграции детей иммигрантов, их жизненных условий и семейных отношений. Проявление особого интереса к иммиграционным вопросам связано также с усилившимся в последние годы потоком иммигрантов в США, а также проводимой политикой мультикультурализма и пониманию того, что подрастающее поколение детей иммигрантов будет составлять значительную часть населения США в будущем.
Актуальность данного исследования, в связи с такими демографическими изменениями в США, определяется образовательными потребностями подрастающего поколения, часть которого в недостаточной степени владеет английским языком. Поскольку образовательная политика США предполагает равный доступ к образованию для всех детей без исключения, в сфере образования предпринимаются различные меры по успешной интеграции детей иммигрантов в американское общество.
Объектом исследования являются дети иммигрантов в США.
Предметом исследования является комплекс разных факторов, которые оказывают влияние на интеграцию детей иммигрантов в США. Принимая во внимание особые социальные и экономические условия жизни детей иммигрантов, а также принципы иммиграционной и образовательной политики США, мы сфокусировались на тех мерах, которые принимаются в сфере образования США с целью облегчить интеграцию детей иммигрантов в американское общество.
В связи с тем, что на сегодняшний день национальная образовательная политика во многом определяется мировыми стандартами образования, ориентированными на компетентностный подход в обучении, целью нашего исследования стала оценка учебного пособия «Connect. Student’s Book 1», предназначенного для обучения английскому языку как иностранному, на предмет соответствия требованиям к развитию ключевых компетенций у учащегося и для определения его эффективности при обучении детей иммигрантов в США.
В соответствии с этой целью в данной работе решаются следующие задачи:
1. Исследовать иммиграционное законодательство США.
2. Рассмотреть различные группы иммигрантов с точки зрения их законного статуса пребывания на территории США, структуры их семей, уровня образования и условий работы, человеческого капитала и финансового положения, а также региона проживания.
3. Рассмотреть языковую политику США в отношении английского языка и языков иммигрантов.
4. Исследовать устройство системы образования США и действующие в ней образовательные законы в аспекте их влияния на детей иммигрантов с недостаточным уровнем владения английским языком.
5. Изучить применяемые в школах США программы для обучения детей с недостаточным уровнем владения английским языком, а также рекомендации Министерства образования США по эффективному обучению таких детей.
6. Представить список ключевых компетенций, выбранных для анализа учебного пособия «Connect. Student’s Book 1».
7. Проанализировать учебное пособие «Connect. Student’s Book 1» с точки зрения реализации в нём компетентностного подхода к обучению.
Для того чтобы обеспечить достоверность результатов исследования, были использованы следующие методы и приемы исследования:
• метод классификаций;
• метод структурного анализа;
• метод сравнительного анализа;
• метод семантического анализа;
• статистическая обработка полученных результатов.
Теоретической базой исследования послужили работы, посвящённые социально-экономическим условиям жизни иммигрантов в США [Ковак Б. К., Калмы Дж., Ченг Д., Дункан Б., Гонсалес-Барреры А., Лопеса М. Н., Хайн Дж, Казиниц П., Румбаута Р. Г. и Хьёнг З.Б.] и компетентностному подходу в образовании [Хуторский А.В., Хутмахер, Большакова З. М., Тульбакиева Н.Н., Зимняя И.А.]
Материалом для исследования послужило учебное пособие «Connect. Student’s Book 1», изданное в 2009 году в Издательстве Кембриджского университета. Составителями учебника являются Джек Ричардс и Карлос Бердизан. Данное пособие ориентировано на обучение американскому варианту английского языка и предназначено для уровня А1.
Научная новизна исследования состоит в том, что мы проанализировали достоинства и недостатки учебного пособия «Connect. Student’s Book 1», предназначенного для детей иммигрантов, с точки зрения актуализации задействованных в нем компетенций
Теоретическая значимость исследования
1. Систематизированы и представлены данные об иммигрантах из Мексики и Карибского региона, а также беженцев из Юго-Восточной Азии и Сирии в социальном, политическом и языковом аспектах.
2. Проанализирована образовательная политика США в отношении детей иммигрантов.
3. Представлена классификация ключевых образовательных компетенций.
4. Уточнены компоненты коммуникативной компетенции, которая состоит из языковой, речевой и прагматической компетенций.
Практическая значимость исследования
1. Применённые нами критерии для анализа учебного пособия могут быть использованы в дальнейших исследованиях.
2. Проанализированный нами учебник может быть рекомендован для обучения английскому языку детей иммигрантов в США с недостаточным уровнем владения языком.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на научных и научно-практических конференциях, по результатам которых опубликовано 2 научные статьи.
Личный вклад автора состоит в разработке критериев анализа учебного пособия по английскому языку в рамках компетентностного подхода.
Структура диссертации обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.
Во введении обосновывается актуальность работы, ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются цели и задачи исследования, определяется объект и предмет исследования, описываются материал и методы его исследования.
Первая глава посвящена анализу социально-политического и языкового аспекта иммиграции в США. Рассматриваются законодательные основы иммиграционной политики, поднимается вопрос о присвоении статуса «иммигранта», анализируется социальная парадигма иммигрантского населения США на текущий момент и выделяются основные группы иммигрантов в США.
Вторая глава описывает специфику образовательной среды в США, а также в ней приводятся основные документы и рекомендации, представленные Министерством образования США, по обучению детей иммигрантов и детей с недостаточным уровнем владения английским языком.
В третьей главе представлен анализ учебного пособия, в настоящее время используемого для обучения детей иммигрантов. Также в главе трактуется понятие «компетенция», выделяются ключевые компетенции, которые далее используются для более структурированного анализа пособия.
В Приложении приводятся примеры упражнений для обучения детей иммигрантов из учебного пособия «Connect. Student’s Book 1».
В рамках данной работы нами было проанализировано учебное пособие «Connect. Student’s Book 1». Анализ был выполнен в рамках компетентностного подхода к обучению с целью определить, способствует ли данное учебное пособие формированию и развитию у учащихся ключевых компетенций, а также оценить эффективность его использования при обучении детей иммигрантов в США. В силу того, что дети иммигрантов являются особой социальной группой, имеющей свои характерные черты и потребности, мы рассмотрели целый комплекс разных социальных, политических и экономических факторов, которые необходимо учитывать, чтобы понимать, какие цели и задачи должен преследовать учебник английского языка как иностранного, чтобы внести свой вклад в интеграцию детей иммигрантов в американское общество.
В частности, нами были рассмотрены основы иммигрантского законодательства с целью выяснить, какое влияние на жизнь иммигрантов в США оказывает их иммиграционный. в том числе, какие льготы он предоставляет и какие ограничения накладывает, какие процедуры необходимо пройти, чтобы поменять свой статус и какие последствия может иметь нарушение иммигрантского законодательства для отдельного лица и для членов его семьи.
Изучив работы Ковак Б. К., Калмы Дж., Ченг Д., Дункан Б., Гонсалес- Барреры А., Лопеса М. Н., Хайн Дж, Каллик Д.Д., Казиниц П., Румбаута Р. Г. и Хьёнг З.Б. об иммигрантах из Мексики и Карибского региона, а также о беженцах из Юго-Восточной Азии и Сирии, мы получили информацию о социо-экономических условиях жизни иммигрантов и беженцев в США. Эти данные позволили нам сделать выводы об особой ситуации, в которой происходит становление и воспитание детей иммигрантов. Хотя каждая из перечисленных нами групп населения отличается индивидуальными характеристиками, можно говорить о некоторых тенденциях, которые являются для общими для этих групп иммигрантов. Прежде всего, низкий
уровень образования, который не позволяет им занимать высокооплачиваемые должности, а вследствие этого низкие финансовые возможности. С целью экономии ресурсов, а также в силу крепких семейных связей многие иммигранты проживают в больших домохозяйств, состоящих не только из близких родственников, но также и тех, кто вообще не является родственниками. Примерно половина всех иммигрантов США проживает в трёх штатах: Калифорнии (25%), Техасе (11%) и Нью-Йорке
(10%). Большинство иммигрантов владеют английским языком в ограниченной степени, и так как общение в семье в основном протекает на родном языке, дети сталкиваются с трудностями при обучении в школе.
Далее мы рассмотрели языковую политику США в отношении иммигрантов и пришли к выводу о том, что следствием отсутствия оффициального языка в США на федеральном уровне является обязанность всех федеральных агенств США предоставлять необходимую информацию на всех языках своих клиентов. Таким образом, иммигранты, не владеющие английским языком, имеют возможность получить помощь и быть в какой-то мере интегрированными в жизнь общества. Тот факт, что английский язык не является государственным языком США, также позволяет реализовывать программы по билингвальному обучению в школах, что способствует более быстрому освоению английского языка и поддержанию уровня успеваемости учащихся.
Также нами была исследована специфика образовательной среды США, характеризующаяся многонациоанальным составом учащихся и неоднородным уровнем владения английским языком. Мы рассмотрели осуществлённые в сфере образования законодательные инициативы, в частности, закон «Ни одного отстающего ребёнка» и закон «Каждый ребёнок успешен», нацеленные в том числе на облегчение иммиграции детей иммигрантов и детей с недостаточным уровнем владения английским языком в американское общество, а также на предоставление им равного с другими учениками доступна к качественному образованию.
Перейдя от общих положений данных законодательных инициатив к их практическому применению, мы изучили виды и суть используемых в школах США программ для обучения детей с недостаточным уровнем владения английским языком, а также рекомендации Министерства образования США по эффективному обучению таких детей.
Акцентировав внимание не только на особых образовательных потребностях детей иммигрантов, но и на достижении ими общих для учеников всех целей образования, задающихся американскими и мировыми стандартами образования, мы выявили суть компетентностного подхода к обучению, принятого в современной мировой педагогике. Предложенные в рамках этого подхода ключевые компетенции, формируемые в процессе обучения, послужили нам в качестве критериев для выполнения анализа учебного пособия «Connect. Student’s Book 1» с точки зрения реализации в нём компетентностного подхода к обучению, а также с точки зрения адекватности использования этого учебника при работе с детьми иммигрантов.
В результате проведённого анализа мы пришли к выводу о соответствии данного учебника современным стандартам образования, поскольку учебник направлен на развитие всех семи ключевых компетенций, выдвинутых А. В. Хуторским. Вопрос о том, эффективно ли использовать этот учебник при обучении детей иммигрантов, не имеет однозначного ответа, так как эффективность его использования зависит от условий его применения. Учебник хорошо подходит для обучения детей иммигрантов, являющихся носителями разных языков и культур, на этапе их начального пребывания в США, но представляется нам мало эффективным при обучении по билингвальной программе, так как не опирается на знание учащимися родного языка.
В дальнейшем на основе проведённого анализа можно разработать рекомендации по созданию учебника русского языка для иммигрантов.
1. Ричардс Д. Бердизан К. Connect. Student’s Book 1: учеб. пособие / Д. Ричардс, К. Бердизан. - Cambridge University Press, 2009. - 140 с.
Исследования
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учеб. пособие / Н. Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 288 с.
4. Большаков В. П. Культура как форма человечности: учеб. пособие / В. П. Большаков. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000. - 92 с.
5. Большакова З. М., Тульбакиева Н.Н. Методологические основания педагогики. Компетенции и компетентность / З. М. Бользакова, Н. Н. Тульбакиева // Вестник ЮУрГУ. - 2009. - № 24. - с. 13-19.
6. Гузикова М. О., Феофанова П. Ю. Основы теории межкультурной коммуникации : учеб. пособие / М. О. Гузикова, П. Ю. Фофанова. - Екатеринбург: УрФУ, 2015. - 124 с
7. Закон об иммиграции и гражданстве. Статья 101(a)(42)(A)
Закона. Определение термина «беженец». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.medianaglobus.com/immigration-usa/asylum/definition-
refugee.html
8. Захарова Н.В. Оценка эффективности закона о реформировании начального и среднего образования №107-110 в США, 2002-2003 гг. / Н. В. Захарова // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 382. - с.97-103.
9. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативноцелевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия / И. А. Зимняя - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.;
10. Карелина Н. Нелегальная миграция мексиканцев в США: до и после НАФТА (Договора о североамериканской зоне свободной торговли). [Электронный ресурс] / Н. Карелина. - Режим доступа: http : //ethno genesis .limarevvn.ru/nm. htm
11. Михайлов Л. Н. Создание современного эстрадного зрелища. [Электронный ресурс] / Л. Н. Михайлов. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/sozdanie-sovremennogo-estradnogo-zrelischa
12. Николаев Б. В., Павлова Н. А. Языковая политика в США: основные тенденции развития / Б. В. Николаев, Н. А. Павлова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2014. - №4 (32) - с.61-68.
13. Обеспечение возможности содержательного и равноправного участия в образовательных программах для учащихся, изучающих английский язык как иностранный / Министерство Юстиции США, Министерство Образования США. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www2.ed.gov/about/offîces/list/ocr/docs/dcl-factsheet-el-students-201501- russian.pdf
14. Определение статуса беженца. Кто является беженцем. Учебный модуль 2. УВКБ ООН. Женева, 2005.
15. Свод законов США.
Иностранные граждане и гражданство. Раздел III. Гражданство и натурализация. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http : //constitutions .ru/?p=7707...