Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности коммуникативного творчества младших школьников в различных типах образовательной среды

Работа №36160

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы133
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
518
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения коммуникативного
творчества младших школьников и влияние различных типов образовательной среды на развитие коммуникативного творчества младших школьников
1.1. Особенности коммуникативного творчества младших
школьников 9
1.2. Влияние различных типов образовательной среды на коммуникативное творчество младших
школьников 19
1.3. Обзор исследований о влиянии различных типов
образовательной среды на коммуникативное творчество младших школьников 33
2. Методы и организация исследования влияния различных
типов образовательной среды на коммуникативное творчество младших школьников
2.1. Описание выборки исследования 41
2.2. Методы исследования 42
3. Исследование влияния различных типов образовательной среды
на коммуникативное творчество младших школьников
3.1. Анализ количественных параметров экспертизы 52
образовательной среды
3.2. Определение влияния образовательной среды на 54
коммуникативное творчество младших школьников
Заключение 65
Литература 68
Приложения 72


Теоретический анализ научной литературы показал, что в современных образовательных учреждениях всё большее значение придаётся развитию у учащихся способности активно проявлять себя, открыто высказывать своё мнение и мысли, быть гибким и изменять стиль общения в зависимости от ситуации, творчески подходить к любому делу, т.е. формированию у школьников коммуникативного творчества.
Изучением социальной обусловленности развития личности ребёнка занимались многие отечественные и зарубежные психологи: Л.С.Выготский, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин Э.Эриксон, которые отмечали огромную значимость средового влияния на становление и самосознание учащихся.
Средовые влияния на развитие личности изучали У.Бронфенбреннер, Д.Брунер, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, М.Мид, А.Н.Перре-Клермон, В.В.Рубцов, Ж.Пиаже и др.
Также основу исследования составляют концепции и подходы к образовательной среде как источнике психического развития личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков, В.А.Ясвин и др.); системносредовой подход в образовании (И.А.Баева, В.В.Рубцов, В.И.Слободчиков, В.А.Ясвин, А.Бандура, К.Роджерс и др.).
Наибольший вклад в изучение коммуникативной креативности внесён педагогической наукой (У.В.Кала [16,17], В.А.Кан-Калик [18], Н.А.Ложникова, А.В.Мудрик), а также психологами Н.В.Мартышкиной [27], Т.Ю.Осиповой [29], Т.М.Костиной, Голованова А.А.
Понятие «коммуникативное творчество» является центральным в нашем исследовании и определяет процесс творческого общения и коммуникативной активности личности, в которой проявляется оригинальность и нестандартность решений человеком ситуаций межличностного общения [21].
В психологической науке коммуникативное творчество тесно связано с таким понятием, как «коммуникативная креативность», под которой понимается «система психологических свойств личности, обеспечивающих творческий характер общения и коммуникативной активности ребенка. Система этих свойств, представлена совокупностью когнитивных, мотивационных, эмоциональных, нравственно-духовных характеристик личности ребенка и его поведения» [27].
Исходя из данных определений, можно заключить, что коммуникативное творчество изучается как сам процесс творческого общения, а коммуникативная креативность - свойства личности, позволяющие человеку изменяться, отказаться от стереотипов, находить и использовать решения коммуникативных ситуаций. Таким образом, учитывая неразрывность этих понятий, мы можем изучать процесс коммуникативного творчества опосредованно, через систему свойств личности, т.е. через коммуникативную креативность.
Принципиальный подход к изучению коммуникативных навыков и развитию коммуникативного творчества представлен в работах Л.С.Выготского, определяющего общение и взаимодействие с окружающей средой одним из значимых факторов развития детей.
Исходя из концепции Л.С.Выготского, можно сделать предположение о том, что создание условий для эффективного развития у детей коммуникативного творчества является наиболее важной задачей, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения [6].
Очень важно, чтоб уже с самого начала учебной деятельности образовательная среда начала воздействовать на формирование и развитие у учащегося коммуникативного творчества. Поэтому наиболее уязвимым возрастом для этого является младший школьный возраст, т.к. именно в этот период происходит бурное развитие ребёнка, изменение его внутренней позиции и отношений с окружающим миром.
Характерной особенностью младшего школьного возраста, согласно концепциям Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина, является формирование и становление учебной деятельности как ведущей. Младший школьник переходит от игры к учению как основному способу усвоения человеческого опыта. Происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль. Всё, что связано со школой и обучением для младшего школьника становится приоритетнее. Поэтому идея о том, что образовательная среда является главным фактором развития ребёнка в младшем школьном возрасте, стала базовой в отечественной психологии и педагогике.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что образовательная среда оказывает наибольшее влияние на формирование у младших школьников коммуникативного творчества. Однако каким будет влияние среды зависит от её характеристик. В определении типа образовательной среды и её влияния на формирование коммуникативного творчества младших школьников и заключается наше исследование.
Однако исследований, изучающих влияние различных типов образовательной среды на формирование коммуникативного творчества младших школьников, в научной психолого-педагогической литературе отсутствуют. Таким образом, проведенное исследование открывает новое направление в педагогической психологии - системно-средовой подход к изучению и развитию коммуникативной сферы детей младшего школьного возраста. Показана специфика коммуникативного развития в младшем школьном возрасте в условиях разной образовательной среды.
Социальная значимость данного исследования определяется условиями современного общества, выдвигающего следующие требования по отношению ко всем индивидам: способность к эффективному творческому общению, умение найти свое место в постоянно изменяющейся действительности, готовность принимать неординарные решения в различных жизненных ситуациях. Поэтому очень важно определить взаимосвязь между образовательной средой и развитием коммуникативного творчества у учащихся.
Объект исследования: коммуникативное развитие детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности коммуникативного творчества младших школьников в разных образовательных средах.
Цель исследования: изучить особенности становления коммуникативной активности младших школьников в контексте той реальности, которая сложилась в конкретной образовательной среде.
Гипотеза исследования: особенности коммуникативного развития младших школьников зависят от условий образовательной среды.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных об особенностях коммуникативного творчества младших школьников в различных типах образовательной среды.
2. Разработать программу исследования влияния различных типов образовательной среды на коммуникативное творчество младших школьников, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить характер влияния различных типов образовательной среды на коммуникативное творчество младших школьников.
Методологической основой данной работы являются концепции социальной обусловленности развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон); теории и концепции о влиянии социальной ситуации (О.А. Карабанова) и образовательной среды (А.А. Бодалев, В.А. Караковский, Л.И. Новикова) на развитие ребенка; положение о «средовых» влияниях на развитие личности (У. Бронфенбреннер), Д. Брунер, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, М. Мид, А.Н. Перре-Клермон, В.В. Рубцов, Ж. Пиаже и др.);
принципы построения и роль образовательного пространства в развитии личности (В.А. Козырев, С.В. Кривых, В.П. Лебедева, В.А. Орлова, В.И. Панов, В.И. Слободчиков, А.Н. Тубельский, А.В. Хуторской, И.К. Шалаев, В.А. Левин и др.); концептуальные представления об образовательной среде, ее роли в становлении и развитии человека (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, A.C. Макаренко, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, С.Т. Шацкий и др.). Методы и методики исследования:
• теоретические: анализ психологической и педагогической научной литературы по изучаемой проблеме;
• эмпирические: метод опроса с использованием следующих методик:
- Методика определения сущностных характеристик образовательной среды на основе векторного моделирования В.А.Ясвина
- Диагностика вербальной креативности адаптация теста С. Медника
- Опросник креативности Джонсона (в адаптации Туник)
- Тест «Диагностика коммуникативного контроля» (М. Шнайдер)
- Детский вариант личностного теста Кеттела
• методы качественной и количественной обработки экспериментальных данных:
- однофакторный дисперсионный анализ.
Практическая значимость. Предложенная система психологических показателей оценки коммуникативного творчества позволяет дифференцировать детей по типу речемыслительной и коммуникативной деятельности и может быть рекомендована специалистам в области дошкольного образования, ориентированным на реализацию дифференцированного, индивидуального подхода в процессе специализированного обучения. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования профессиональной подготовки студентов психолого-педагогических специальностей, повышения квалификации педагогов и психологов, а также служить ориентирами для оптимизации образовательной деятельности в образовательных учреждениях. Выборка: В исследовании особенностей коммуникативного творчества младших школьников в различных типах образовательной среды приняли участие следующие образовательные учреждения Республики Татарстан:
• МБОУ «Среднедевятовская СОШ» Лаишевского района;
• МБОУ «Пелевская СОШ» Лаишевского района;
• МОУ «Гимназия №6» Приволжского района г.Казани;
• МАОУ «Гимназия №19» Приволжского района г.Казани;
• МАОУ для детей, проявивших выдающиеся способности «Средняя общеобразовательная школа-интернат «Специализированный олимпиадно-научный центр «СОлНЦе» Вахитовского района г.Казани.
Общее количество опрошенных - 100 человек: 54 мальчика и 46 девочек в возрасте 9-10 лет (учащиеся 4 класса).
Область применения результатов исследования: педагогическая психология, социальная психология, возрастная психология, семейная психология.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Невозможно рассматривать процесс развития личности только исходя из его внутренней системы преобразований. Наоборот, это двусторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом знаний, умений, навыков, социального опыта посредством включения в систему межличностных отношений и связей, с одной стороны. С другой стороны, воспроизведение индивидом полученных знаний, умений, социальных связей в процессе его активной деятельности в социуме. Эти процессы могут происходить случайно, в ходе жизнедеятельности ребёнка, а могут регулироваться в процессе создания особой образовательной среды в образовательном учреждении.
Образовательная среда, являясь подсистемой социокультурной среды жизнедеятельности человека, обладает совокупностью социальных, культурных, специально-организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, её мировосприятия. Иными словами, образовательную среду можно рассматривать как педагогически организованный комплекс возможностей для удовлетворения потребностей всех участников образовательных отношений.
Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, позволяют сделать следующие выводы:
1) Коммуникативное творчество определяется как процесс творческого общения и коммуникативной активности личности, в которой проявляется оригинальность и нестандартность решений человеком ситуаций межличностного общения. В психологической науке данное понятие неразрывно связано с таким понятием, как «коммуникативная креативность», под которой понимается «система психологических свойств личности, обеспечивающих творческий характер общения и коммуникативной активности ребенка. Система этих свойств, представлена совокупностью
когнитивных, мотивационных, эмоциональных, нравственно-духовных характеристик личности ребенка и его поведения». Следовательно, исследование коммуникативного творчества младших школьников целесообразно проводить через систему свойств личности, т.е. через коммуникативную креативность.
2) Образовательная среда школы - это феномен, обладающий комплексом определенных психологических характеристик, влияющих на личность учащегося. На формирование индивидуально-психологических и личностных особенностей человека влияет множество факторов: пространственно-предметное окружение, социокультурная обстановка, ближайшее социальное окружение и т. д. Своеобразное сочетание этих факторов задает образовательную среду с определенными характеристиками и с различными развивающими возможностями.
3) Образовательная среда выступает как форма бытия младших школьников в разнообразных ситуациях учебного взаимодействия. Именно поэтому образовательные учреждения являются центральным звеном для решения социальной задачи в воспитании коммуникативно творческих личностей, посредством воздействия на развитие младших школьников. Однако не каждая организация способна создать те условия, которые благоприятно влияли бы на формирование активности ребёнка и его стремлении в овладении опыта коммуникативного взаимодействия. Именно поэтому возникает потребность выяснить, какими особенностями обладает то или иное образовательное учреждение, и как оно влияет на развитие коммуникативного творчества младших школьников.
4) Безмятежная среда характеризуется высокой доминированностью, значимостью, низкими показателями устойчивости, осознаваемости, интенсивности, обобщенности и мобильности образовательного процесса. Иными словами, в данной среде наблюдается отсутствие стремления и упорства в достижении каких-либо целей, высокая пассивность и бесконтрольный режим. Такая среда воспитывает спокойных, невозмутимых, предоставленных самим себе учащихся. Они не испытывают трудностей в общении, однако стереотипны и не способны к нестандартным способам взаимодействия.
5) Отличительной особенностью догматической среды является высокая устойчивость, связанная с чёткой внутренней организацией образовательного процесса и строгим порядком. При этом отмечаются низкие показатели активности и эмоциональности. Учащиеся такой среды характеризуются примитивностью в общении, зависимостью от одобрения или неодобрения со стороны окружающих, а также высокой самоорганизацией и исполнительностью.
6) Карьерная среда отличается высокой интенсивностью и осознаваемостью, что связано с направленностью процесса обучения на углубленное изучение отдельных предметов, стремлением к достижению поставленных целей и активностью. Такая характеристика среды находит своё отражение и на участниках образовательного процесса. Младшим школьникам присуще высокий уровень вербального интеллекта, общительность, стремление к лидерству и власти, которое может проявиться и в агрессивных формах взаимодействия.
7) Творческая среда создаёт условия для свободного и активного развития младших школьников. Здесь также большая роль отдаётся более глубокому изучению отдельных предметов, но этот происходит без принуждения, по инициативе самих учащихся. Эмоционально насыщенный образовательный процесс способствует развитию активности, способности к нестандартному общению. Младшие школьники легко вступают в контакт, открыто проявляют свои способности и гибки в решении каких-либо проблем и задач.



1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. / Управление начальной школой. - 2009. - №2. - С.4-10
2. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного
опросника Р.Кеттелла: методические рекомендации/ Э.М.Александровская, И.Н.Гильяшева. - 2-е издание. -
(Психодиагностика детей и подростков; выпуск 6). - 2,75 уч.-изд.л. - М.: Фолиум, 1995. - 40с.
3. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения.: В 2т. - М, 1935. - Т.2. - С. 5-117
4. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка/ Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной. - М, 1972. - С. 7-44
5. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология. М.: 1984
7. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. Собрание сочинений, том 6 - М.: Педагогика, 1984
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
9. Выготский Л.С. Собр.соч.: В 5 т. Т.1 С. 376-385
10. Голованова А.А. К проблеме диагностики социальной креативности. / Изв. Сарат. ун-та Новая сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т.2, вып.1(5). 2015г. С. 7-12.
11. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младшего школьника: эффективность и перспективы формирования/ Фундаментальные исследования. - 2012. - №11-6. - С. 1364-1367
12. Гузанова Т.В. Проблема метода психологического изучения школьных страхов учащихся начальных классов/ Культурно-историческая психология. 2008. №2. С.91-96.
13. Д.Б.Эльконин Психология обучения младшего школьника, с. 245-246
14. Давыдов в.в. Психическое развитие младших школьников/ Под ред. В.В.Давыдова. - М, 1990. - С.12-27
15. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. Питер, СПб.: 2009, 434 с.
16. Кала У.В. О креативности в сфере общения/ Проблемы детской и педагогической психологии. Обзорная информация НИИ ОП АПН СССР. Вып. IX. Москва. 1976. - С.35-38
17. Кала У.В. Формирование у старшеклассников творческого отношения к общению. Дисс.канд.педаг.наук. - Тарту, 1982. - 281 С.
18. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
19. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС/ О.В.Клубович/ Начальная школа плюс до и после. -
2011. - № 10. - С.50-51.
20. Корчак Я. Как любить ребёнка / Педагогическое наследие. М.: У- Фактория, 2007. 384 с.
21. Крестьянинова Е.Н. Коммуникативное творчество в современном обществе / Приволжский научный вестник. 2012. №2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnoe-tvorchestvo-v- sovremennom-obschestve (дата обращения: 20.11.2018).
22. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000
23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2004. - 352 с.
24. Леонтьев А.Н. Психологическое восприятие сознательного учения / Деятельность, сознание, личность. - М, 1975. - С.235-302
25. Лернер И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия/ И.Я.Лернер. - М., 1995
26. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 169 с.
27. Мартышкина Н.В. Психологические особенности коммуникативного творчества и развития коммуникативной креативности дошкольников. / Дисс. канд.псих.наук. - Нижний Новгород, 2006г. 238 с.
28. Мостова О.Н. Развитие коммуникативных умений младших школьников на основе учета индивидуально-типологических особенностей/ Дисс.на соискание уч.степ.канд.псих.наук. - СПб, - 2007г.
29.Осипова Т.Ю. Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов психологического вуза: Дисс....канд.псих.наук. Томск, 2000. - 187с.
30. Реут Д.В. Сладкое проклятие креативности./ Когнитивный анализ и
управление развитием ситуаций (CASC’2001): труды 1-й
междунар.конф. Москва, 11-12 октября 2001г. Т.3. М.: Институт проблем управления РАН. С 91-123.
31. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М, 1989.
- С. 17-226
32. Рубцов В.В. Социально-психологическая концепция
интеллектуального развития ребенка А.Н.Перре-Клермон/ Психологическая наука и образование. 1996. №2. С.20-26
33. Рузская Л.Г. Психология младших школьников / Под ред. Е.И.Игнатьева. - М, 1960. - С. 128-146
34. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - СПб.: Питер, 2001. - 224с. - (Серия «Учебник нового века»)
35. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. - Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - С. 127-137.
36. Смирнов А.А. Психология ребёнка и подростка/ Избр.психол.тр.: В 2т.
- М, 1987. - Т.1. - С.176-180
37. Цуканова Е. В. Психологические трудности межличностного общения. - Киев: Вища шк., 1985 - 159 с.
38. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4т. / Под ред. И.А.Каирова, Л.Н. и М.Н. Скаткиных, В.Н.Шацкой. М., 1962. - Т.2. (факторы)
39. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4т. / Под ред. И.А.Каирова, Л.Н. и М.Н. Скаткиных, В.Н.Шацкой. М., 1962. - Т.1. (про 3 типа школ)
40. Шнайдер М. Диагностика коммуникативного контроля / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: 2002. С.120-121.
41.Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). - М., 1960
42.Эльконин Д.Б. «Психология обучения младшего школьника. - М., с. 245-246
43. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 2000
44. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к
проектированию. М.: Изд-во «Смысл», 2001. С.14.
45. Bronfenbrenner U. Ecological systems theory// Annals of Child Development. - 1989. - № 6. - Р.227.
46. Phillips B.N. School Stress And Anxiety. New York, 1978. 165p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ