ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследования развития энергетики на национальном уровне 8
1.1. Топливно-энергетический комплекс: понятие, сущность, основные
характеристики 8
1.2. Институциональные единицы, ответственные за энергетический
комплекс Японии 12
ГЛАВА II. Специфика энергобаланса современной Японии 19
2.1. Роль невозобновляемых источников энергии в обеспечении
энергетических потребностей страны 19
2.2. Особенности развития «чистой энергетики» Японии 38
ГЛАВА III. Перспективы развития ТЭК Японии 46
3.1. Основные направления государственной политики в сфере
энергетики 46
3.2. Методы повышения эффективности энергетической отрасли
страны 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
Список использованных источников и литературы 58
Приложение 1. Список использованных аббревиатур 66
Актуальность темы данной работы обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, энергетика является основообразующей инфраструктурной отраслью любой страны. Энергетический комплекс непосредственно включен не только в производственный процесс, также он обеспечивает внутренние потребности народного хозяйства и населения в электроэнергии.
Значение электроэнергетики велико из-за ее существенного вклада в социальную стабильность общества и конкурентоспособное развитие экономики страны.
Во-вторых, Япония на данный момент находится практически в полной зависимости от внешних поставок энергоресурсов, что, в свою очередь грозит национальной безопасности. Поэтому вопрос о самообеспеченности энергоресурсами для Японии стоит наиболее остро.
В-третьих, после аварии на атомной электростанции Фукусима-1 в 2011 г. и практически полной остановки работы всех атомных электростанций Японии, правительство страны столкнулось с новым вызовом: каким образом развивать энергетический комплекс дальше?
Перед Японией сейчас стоит задача найти такой путь, который отвечал бы трем основным критериям: экономическая эффективность, экологическая безопасность и энергетическая самообеспеченность. Будет ли Япония и дальше поставлять энергоресурсы, перейдет ли страна на возобновляемые альтернативные источники энергии, или вернется к использованию атомной энергетики будет во многом определять её дальнейшую судьбу на мировой арене. Поэтому необходимо рассмотреть нынешнее состояние энергетического комплекса Японии, выявить его преимущества и недостатки, пути их решения и рассмотреть тенденции на будущее.
Объектом исследования является энергетическая политика Японии.
Предметом являются - тенденции, факторы и перспективы развития энергетического комплекса Японии.
Хронологические рамки исследования охватывают современный период, а именно с 2011 - 2016 финансовые годы. Данный хронологический период выбран по причине глобального пересмотра энергетической политики Японии после аварии на ядерной электростанции «Фукусима-дайити», которая произошло в 2011 году. Практически все долгосрочные цели и задачи, которые ставились японским правительством до 2011 года на данный момент не актуальны. Также статистические годовые данные доступны на период до 2016 года.
Целью данной магистерской диссертации является комплексный анализ энергетической отрасли Японии и определение дальнейших перспектив её развития.
Задачами являются:
• раскрыть основные понятия, с помощью которых характеризуется энергетический комплекс страны;
• рассмотреть государственные институциональные единицы, действующие в энергетическом секторе;
• проанализировать современное состояние энергетики в Японии;
• определить возможные перспективы развития энергетики Японии;
Концептуальной основой работы явились разработанные отечественными и зарубежными учеными теории, концепции, подходы в сфере энергетики.
Информационную основу исследования составили отчеты различных Министерств Японии, других институциональных единиц, обслуживающих энергетический сектор Японии, программные документы Японии, информация с официальных сайтов компаний, работающих в энергетической сфере, статистические данные международных агентств.
В процессе сбора и уточнения информации, касающейся текущего состояния японской энергетики, были использованы данные с официальных сайтов Министерства экономики, торговли и промышленности Японии1 и Агентства природных ресурсов и энергетики Японии1 2, главными из которых явились «Долгосрочный прогноз энергетического спроса и предложения до 2030 фин. года» 3 и «Стратегический план по энергетике»4 . В данных источниках представлены основные тенденции, планы на дальнейшее развитие энергетического комплекса страны, основные направления энергетической политики, что еще раз подтверждает, что данная сфера является одной из самых ключевых сфер, которая обеспечивает нормальное функционирование народного хозяйства страны.
Также были использованы обзоры Федерации электроэнергетических компаний Японии 5 , Института энергетической экономики Японии 6 , касающиеся текущего состояния энергетической отрасли в целом, вопросов и вызовов, с которыми японское правительство сталкивается в ходе реализации новых направлений политики в области энергетики. Помимо этого, были использованы статистические данные, предоставленные как с японской стороны, например, на официальных сайтах Института нефти Японии7, Японского центра по угольной энергии8, так и мировыми агентствами, такими как Международное энергетическое агентство9, Институт возобновляемой энергетики10, ВР групп2, которые позволили проанализировать динамику изменений уровня поставок энергоресурсов в Японию и источников поставок энергоресурсов...
В данной работе были выполнены все поставленные задачи.
1) Министерство экономики, торговли и промышленности Японии является основным институтом, ответственным за энергетический комплекс Японии, под началом которого образованы многие другие организации, советы, комитеты. Иные ответственные министерства, работают в сотрудничестве и при участии METI. На официальном сайте METI публикуется официальная энергетическая статистика, прогнозные документы, результаты проводимой энергетической политики.
2) На данный момент Япония находится в сильной зависимости от внешних поставок энергоресурсов, внутренние поставки энергоресурсов составляют всего 10% от ВПП. После потери ядерных мощностей, Япония увеличила поставки природного газа, нефти и угля, что привело к повышению цен на электроэнергию для потребителей, росту государственного долга и потере доходов для электроэнергетических компаний.
3) В 2015 году Министерство экономики, торговли и промышленности Японии официально утвердило «Долгосрочной прогноз энергетического спроса и предложения» до 2030 года. Основными приоритетами энергетической политики, согласно прогнозу, стали, так называемые "Три Э и безопасность» - энергетическая обеспеченность, экономическая эффективность и экологичность.
4) Главными целями новой энергетической политики Японии
являются: диверсификация направлений поставок энергии; развитие внутренних энергоресурсов; улучшение уровня самообеспеченности энергией до 25%; снижение текущих затрат на электроэнергию и сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу до лидирующих позиций в мире.
1. Об утверждении официальной статистической методологии составления топливно-энергетического баланса Российской Федерации. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 4 апреля 2014 г. N 229. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70538084/ (дата обращения: 03.05.2017)
2. Об Энергетической стратегии России на период до 2020 г. //
Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2003 N 1234-р (ред. от 15.06.2009) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87926/ (дата
обращения: 25.04.2017)
3. ГОСТ 31607-2012. Межгосударственный стандарт. Энергосбережение.
Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения // Приказ Росстандарта от 23.11.2012 N 1107-ст. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=STR&n=16976&rnd =261745.304389760#0 (дата обращения: 03.05.2017)
4. Prime Minister of Japan and His Cabinet. URL:
http://japan.kantei.go.jp/policy/ondanka/index_e.html (accessed: 26.02.2017).
5. X^JU^-й^1ФШ (Стратегический план по энергетике). // Ж^Х^
)U ^ ^ (Агентство природных ресурсов и энергетики). URL:
http://www.enecho.meti.go.jp/category/others/basic_plan/pdf/140411.pdf (accessed: 03.04.2016)
6. S^X^Jb^-W^^®L (Долгосрочный прогноз энергетического
спроса и предложения. 2015) // METI. URL:
http://www.meti.go.jp/press/2015/07/20150716004/20150716004_2.pdf (accessed: 26.02.2016)
7. ^^ЖЖ^ (Министерство экономики, торговли и промышленности). URL: http://www.meti.go.jp/intro/index.html (accessed: 26.02.2017)
8. Й^^^^^'^ (Агентство природных ресурсов и энергетики). URL: http://www.enecho.meti.go.jp/about/ (accessed: 26.02.2017)
9. ^ ^ W (Министерство окружающей среды). URL:
https://www.env.go.jp/annai/index.html (accessed: 26.02.2017)
10. М^ЖЖ^ (Министерство сельского хозяйства, лесного хозяйства и
рыболовства). URL: http://www.maff.go.jp/j/org/index.html (accessed:
26.02.2017)
11. 1 ± ^ ® ^ (Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма). URL: http://www.mlit.go.jp/about/index.html (accessed: 26.02.2017)
12. ХпРЭД^Ш (Министерство образования, культуры, спорта, науки и техники). URL: http://www.mext.go.jp/b_menu/b003.htm (accessed: 26.02.2017)
13. ^ ^ W (Министерство иностранных дел). URL:
http://www.mofa.go.jp/mofaj/annai/index.html (accessed: 26.02.2017)
14. Ж Л ■ ЯЛЖ^^^^^Дд (Комиссия по надзору за рынком электроэнергии и газа). URL: http://www.emsc.meti.go.jp/committee/ (accessed: 26.02.2017)
15. ^ШЙ^^Дд (Комиссия по справедливой торговле Японии). URL: http://www.jftc.go.jp/soshiki/index.html (accessed: 26.02.2017)...