Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Работа №100630

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

региональная экономика

Объем работы87
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
180
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Управление энергосбережением в Российской Федерации 8
1.1 Теоретические основы управления энергосбережением 8
1.2 Субъекты, объекты и функции энергосбережения в экономическом
регионе 17
1.3 Система показателей реализации энергосбережения 29
2 Региональная политика в области энергосбережения в Свердловской области 36
2.1 Характеристика топливно-энергетического комплекса Свердловской
области 36
2.2 Анализ использования энергоресурсов в различных сферах региональной
экономики Свердловской области 46
3 Развитие рынка газомоторного топлива для повышения энергоэффективности
в транспорте 53
3.1 Описание транспортной системы Свердловской области 53
3.2 Преимущества перевода автомобильного транспорта на газомоторное
топливо 58
3.3 Оценка эколого-экономической эффективности проекта по переводу
автопарка транспортной компании ООО «Фирма ТАС» на газомоторное топливо 63
Заключение 78
Список использованных источников 80

Несмотря на существенный прогресс в повышении энергоэффективности в последние годы, Россия все еще принадлежит к группе стран с очень высокой энергоёмкостью ВВП. Риски ее сохранения весьма велики: снижение энергетической безопасности России и ее регионов из-за невозможности покрыть потребности растущей экономики в энергии и мощности; снижение экономической безопасности при сокращении потенциала экспорта энергоносителей и угроза репутации надежного поставщика энергетических ресурсов на внешние рынки; снижение конкурентоспособности энергоемкой российской промышленности и других секторов экономики; рост нагрузки по оплате энергоносителей на семейные бюджеты, сохранение высокого уровня бедности и падение собираемости коммунальных платежей ; отвлечение значительной части инвестиционных ресурсов на масштабные инвестиции в топливно-энергетический комплекс и соответствующий рост тарифов, который разгоняет инфляцию; высокая нагрузка коммунальных платежей на городские, региональные и федеральные бюджеты ; высокий уровень загрязнения окружающей среды, рост опасности и частоты техногенных катастроф и сложности выполнения международных обязательств по контролю за эмиссией парниковых газов, отставание от мировых лидеров в переходе к «зеленой» экономике, обеспечивающей устойчивое развитие.
Вопросы энергосбережения и повышения энергоэффективности стали одними из основных приоритетов государственной политики в деятельности органов исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Энергосбережение отнесено руководством страны к одной из 5 основных стратегических задач государства. Повышение энергетической эффективности экономики (проведение целенаправленной энергосберегающей политики и реализация системных мер по энергосбережению) является центральной задачей принятой Энергетической стратегии России. Указом Президента Российской Федерации от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» была определена цель - снизить к 2020 году энергоемкость валового внутреннего продукта не менее чем на 40% от уровня 2007 года.
Эффективность использования энергетических ресурсов в каждом субъекте Российской Федерации в связи с разнообразием её природно­климатических и энергетических условий, исторически сложившейся неоднородностью социально-экономического пространства, которая усилилась в период становления рыночных отношений, существенно различается. Как следствие этого в регионах формируются собственные энергоэкономические проблемы. Гарантией стабильного их решения в современных условиях становится проведение активной региональной политики в области энергосбережения, учитывающей территориальные условия и российскую специфику формирования и освоения потенциала энергосбережения.
Цель диссертационного исследования заключается в разработке практических рекомендаций по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в условиях реализации региональной политики энергосбережения (на примере автотранспорта Свердловской области).
Для достижения указанной цели в диссертационной работе поставлены и последовательно решаются следующие задачи:
• обобщить теоретические представления об энергосбережении и его место в экономическом регионе и определить систему показателей оценки эффективности энергопотребления и энергосбережения
• оценить состояние энергоиспользования и энергосбережения в Свердловской области, региональный потенциал энергосбережения
• разработать методы комплексной оценки эффективности реализации организационно-технических мероприятий по автотранспорту с учетом экономических интересов предпринимателей, снижения потребления энергетических ресурсов и вредного воздействия на окружающую среду
Предмет исследования - экономические процессы и отношения по поводу формирования региональной политики энергосбережения и оценка её результативности.
Объектом исследования являются инструменты, методы и механизмы формирования региональной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Свердловской области.
Информационной базой исследования послужили: данные российской государственной и зарубежной статистики; российские нормативные акты в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности; труды отечественных и зарубежных специалистов, занимающихся изучением вопросов разработки и реализации политики повышения энергоэффективности на государственном и региональном уровнях. Нормативно-правовую основу диссертационной работы составили законодательные и нормативные акты Законодательного собрания, Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств РФ, регулирующих деятельность в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в предложении комплексного подхода к выбору оптимального решения, основывающегося на экономической, экологической и энергосберегающей составляющих, при переводе автомобильного транспорта на альтернативные виды топлива.
Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы из 87 наименований; основной текст содержит 85 страниц машинописного текста, 24 таблицы, 14 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Значение энергетического фактора в экономическом развитии России и её регионов постоянно возрастает. В то же время энергетические ресурсы в стране используются недостаточно эффективно. В этой связи ключевым направлением достижения энергетической безопасности и устойчивого развития страны, повышения энергоэффективности и конкурентоспособности её экономики в последнее десятилетие стало энергосбережение.
Цель диссертационного исследования заключалась в разработке практических рекомендаций по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в условиях реализации региональной политики энергосбережения (на примере Свердловской области).
В первой главе данной работы были рассмотрены теоретические основы энергосбережения на федеральном и региональном уровнях, описаны субъекты, объекты и функции энергосбережения в экономическом регионе, проанализированы показатели реализации политики энергосбережения, приведена их классификация. Также в первой главе были описаны целевые показатели в области энергосбережения и энергоэффективности согласно Государственной программе Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности до 2020 года».
Во второй главе диссертационного исследования была описана и проанализирована региональная политика в области энергосбережения в Свердловской области. Для осуществления анализа был рассмотрен топливно - энергетический комплекс Свердловской области, дана его характеристика и описаны его особенности. Также был проведен анализ использования энергоресурсов в различных сферах региональной экономики Свердловской области: рассмотрены энергоёмкость валового-регионального продукта, объемы финансирования энергосберегающих мероприятий, проанализированы такие показатели как доля внедрения ключевых технологий, удельные расходы топливно-энергетических ресурсов и оприборенность. По результатам анализа было отмечено, что показатели внедрения ключевых технологий и удельные расходы ТЭР в Свердловской области в целом отстают от показателей по стране, в то время как оснащенность приборами учета в регионе выше. Такие результаты говорят о необходимости совершенствования системы энергосбережения в регионе, в том числе и за счет выполнения Государственной программы об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
В третьей главе диссертационного исследования была рассмотрена транспортная система Свердловской области, дано ее описание, перечислены проблемы. Исходя из того, что большое количество проблем транспортной системы региона связано с экологическими аспектами, был рассмотрен и описан такой способ решения данных проблем, как переход автотранспортных средств на газомоторное топливо. Были описаны преимущества перевода автопарка на газомоторное топливо в аспектах экономики и экологии, наглядно продемонстрирован эколого-экономический эффект проведения мероприятий по переводу транспорта на газ. Также в данной главе был предложен проект по переводу автопарка транспортной компании ООО Фирма ТАС, находящейся в Нижнем Тагиле, с бензинового топлива на газомоторное. Были рассчитаны экономический и экологический эффекты реализации проекта, рассчитан чистый дисконтированный доход и срок окупаемости проекта. Также было приведено сравнение затрат энергетических ресурсов при использовании бензинового и газового топлива в единицах условного топлива.


1. Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2017 году
2. Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года»
3. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 396 Земельного кодекса Российской Федерации»
4. Приказ Росстата от 4 апреля 2014 г. № 229 «Об утверждении официальной статистической методологии составления топливно -энергетического баланса Российской Федерации»
5. Программа развития электроэнергетики Свердловской области на период 2018-2022 годов
6. Федеральный закон «О внесении изменения в статью 396 Земельного кодекса Российской Федерации»
7. Приказ Минэнерго России от 14 декабря 2011 г. № 600 «Об утверждении порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований»
8. Авдеев В. В. Энергосберегающая политика в строительстве и жилищно - коммунальном хозяйстве // Энергосбережение. - 1998. - № 11-12 - С. 5-10.
9. Аверченко В. А. Доклад руководителя Федерального агентства по строительству // Промышленное и гражданское строительство. - 2004. - № 7. - С. 47-49.
10. Агафонов В. А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. - М.: Наука, 1990.-216 с.
11. Агафонов Н.Т. Территориально-производственное комплексообразование в условиях развитого социализма. -Л.: Наука, 1984. - 188 с.
12. Айзенберг Е. Б. Комплексные программы развития восточных районов СССР / Е. Б. Айзенберг, Ю. А. Соболев. - М.: Экономика, 1982. - 176 с.
13. Ансоф И. Стратегическое управление: сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. - М.: Экономика, 1989. - 519 с.
14. Антонов Н. В. Тариф развития и инвестирование теплоснабжения муниципальных образований / Н. В. Антонов, Л. И. Татевосова // Проблемы прогнозирования. -2006. -№ 4. -С. 98-110.
15. Анчишкин А. И. Наука - техника - экономика. - М.: Экономика, 1986. - 383 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ