Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие дошкольной образовательной организации с учреждениями муниципального образования по художественно-эстетическому развитию дошкольников

Работа №99710

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы112
Год сдачи2017
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
136
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия дошкольной образовательной организации с учреждениями муниципального образования по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников 10
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего
дошкольного возраста 10
1.2. Анализ понятия «художественно-эстетическое развитие» 20
1.3. Художественно-эстетическое развитие в старшем дошкольном
возрасте: формы, методы, средства 30
1.4. Направления взаимодействия дошкольной образовательной организации с музеем по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников
Глава 2. Опытно-поисковая работа по взаимодействию МАДОУ детский сад №82 с Музеем истории Екатеринбурга по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников
2.1. Анализ деятельности МАДОУ детский сад №82 города
Екатеринбурга по взаимодействию с Музеем истории Екатеринбурга в целях художественно-эстетического развития старших дошкольников 58
2.2. Первичная диагностика художественно-эстетического развития
старших дошкольников МАДОУ детский сад №82 63
2.3. Программа взаимодействия дошкольной образовательной организации с музеем по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников
Заключение 85
Список использованной литературы 89
Приложения 96


Актуальность исследования. Современная действительность такова, что образование и воспитание детей в дошкольных организациях является своего рода пребыванием их в учреждении закрытого типа. Можно сколько угодно разрабатывать программы различных воспитательных направлений, но непрозрачность, ригидность границ дошкольного учреждения все равно приводит к своеобразному «застою». Однако в соответствии с законом «Об образовании» и федеральным стандартом дошкольного образования дошкольное образовательное учреждение должно стать «открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды, осуществляющей взаимодействие с различными социальными группами, имеющими собственные интересы в сфере образования, реагирующей на меняющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности, предоставляющей широкий спектр образовательных услуг» [23].
Основной задачей развития ребёнка в период дошкольного детства является обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Именно художественная деятельность, насыщенная яркими эмоциями занятий любыми видами художественной деятельности, помогает воспитывать духовно богатую, всесторонне развитую личность. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в регламентирующих документах является отдельным образовательным направлением и рассматривается как «процесс, способствующий обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияющий на познание нравственной стороны действительности, повышающий познавательную активность» [28, с. 36].
Обращение к литературе показывает, что в детских садах большое внимание уделяется знакомству с изобразительным искусством как условию художественно-эстетического развития дошкольника это отражено в работах Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, Л.В. Пантелеева, Е.М. Торшилова, Р.М. Чумичева, Т.Я. Шпикалова и др. Однако, учитывая сущность искусства, задачи и механизмы художественно-эстетического развития детей, важно стремиться к расширению границ воспринимаемого, обогащению опыта «созерцания» красоты, что возможно только в условиях особой «развивающей среды», предполагающей особое педагогическое сопровождение процесса развития детей, что однозначно не должно быть ограничено стенами образовательного учреждения. Однако, такое расширение объективно не может быть осуществлено в ДОО и для разрешения данной ситуации необходимо межведомственное взаимодействие ДОО с музеем, как учреждением в котором эта среда представлена в полном объеме.
Грамотно спланированное и организованное взаимодействие дошкольной организации с организациями и учреждения другой ведомственной принадлежности создает условия для расширения кругозора дошкольников, за счет снижения фактора территориальной ограниченности и закрытости ДОУ.
Ограничение исследования: в данной работе будет рассматриваться взаимодействие дошкольной организации с музеем как муниципальной организацией сферы культуры по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников.
Интегрирующие возможности искусства и музея определили переосмысление их роли и места в формировании художественно - эстетической культуры детей, активизации творческой деятельности, что отражено в работах О.А. Ботяковой, В.А. Гуружапова, Е.Г. Вансловой, Н.Л. Кульчинской, О.Л. Некрасовой-Каратеевой, Л.А. Неменской, М.В. Осориной, М.В. Мацкевич, Н.П. Макаровой, А.Н. Морозовой, Ю.Н. Протопопова, Б.А. Столярова, О.Г. Тихоновой, М.Ю. Юхневич, Н.В. Дягилевой и др.
Музей как особый феномен культуры может стать прекрасным инструментом, благодаря которому становится возможным прикосновение ребенка к культурными ценностями человечества, общение с искусством, обогащение эмоционально-образного, познавательного, социально-нравственного и эстетического начал личности в их единстве, что способствует развитию кругозора, развитию целостного детского опыта, формированию эстетической картины мира и «Я-позиции».
Образовательное пространство музея позволяет создать уникальные условия для приобщения дошкольников к культурному наследию, развития художественного восприятия, создает условия для развития интереса к освоению предметов искусства.
Однако, на наш взгляд, этот потенциал музея оказывается явно недооцененным. У многих педагогов и родителей несколько узкое понимание возможностей музея в художественно-эстетическом развитии и взаимодействие с ним сводится к проведению экскурсий, которые не всегда оказываются эффективными. Действительно, для дошкольников, в силу своего возраста и малого жизненного опыта, восприятие объектов художественного творчества оказывается достаточно сложным. Системное, последовательное становление опыта восприятия объектов искусства возможно только при условии целенаправленного взаимодействия дошкольной образовательной организации и музея.
Противоречие: с одной стороны, в практике работы дошкольной образовательной организации в связи с необходимостью реализации ФГОС ДО востребованным становится художественно-эстетическое развитие старших дошкольников, с другой - в настоящее время недостаточно научно обоснованных данных о том, как может быть использовано межведомственное взаимодействие между дошкольной организацией и музеем в этих целях.
Проблемой исследования выступает поиск ответа на вопросах о способах и формах взаимодействия дошкольной образовательной организации с музеем, содействующих художественно-эстетическому развитию старших дошкольников, посещающих дошкольную образовательную организацию.
Тема исследования: «Взаимодействие дошкольной образовательной организации с учреждениями муниципального образования по художественно-эстетическому развитию дошкольников».
Объект исследования: процесс художественно-эстетического развития старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: содержание взаимодействия дошкольной образовательной организации с музеем, обеспечивающая художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных разработать, обосновать и апробировать программу взаимодействия дошкольной образовательной организации с музеем в целях художественно-эстетического развития старших дошкольников, посещающих дошкольную образовательную организацию.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что взаимодействие дошкольной образовательной организации с музеем может способствовать художественно-эстетическому развитию старших дошкольников, посещающих дошкольную образовательную организацию если оно носит плановый, целенаправленный характер и осуществляется в соответствии научно разработанной и обоснованной программой осуществления этого процесса.
Задачи исследования:
1) дать психолого-педагогическую характеристику старшего дошкольного возраста;
2) проанализировать понятие «художественно-эстетическое развитие»;
3) на основе теоретического анализа выявить и охарактеризовать формы, методы, средства художественно-эстетического развития старших дошкольников;
4) изучить направления взаимодействия дошкольной образовательной организации с музеем по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников, представленные в литературе;
5) проанализировать деятельность МАДОУ детский сад №82 города Екатеринбурга по взаимодействию с Музеем истории Екатеринбурга в целях художественно-эстетического развития старших дошкольников;
6) составить программу диагностического обследования художественно-эстетического развития старших дошкольников и осуществить ее на базе исследования;
7) на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать программу организации взаимодействия МАДОУ детский сад №82 с Музеем истории Екатеринбурга и (частично) апробировать её.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, сравнение; эмпирические - (наблюдение, беседа, экспертная оценка, диагностические задания для оценки художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста И.А. Лыковой, А.Ф. Яфальян, А.М. Вебенец; диагностические задания для оценки уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества Т.С. Комаровой).
Этапы исследования:
1. Подготовительный этап: постановка проблемы; выбор темы и обоснование ее актуальности; определение объекта и предмета исследования; постановка цели и конкретных задач, разработка гипотезы исследования; выбор методов и методик проведения исследования; разработка плана работы.
2. Основной этап: сбор, обработка, анализ и обобщение теоретических и практических материалов; апробация и изложение результатов исследования.
3. Заключительный этап: формулирование выводов; оценка полученных результатов.
Теоретическая значимость и элементы новизны, представленные в исследовании: уточнено определение понятия «межведомственное взаимодействие в процессе художественно-эстетического развития дошкольников»; сформулированы направления работы в рамках межведомственного взаимодействия дошкольной образовательной организации и музея.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке программы, основанной на межведомственном взаимодействии ДОУ и музея, необходимой для обеспечения художественно-эстетического развития дошкольников. Предложенная программа используется в практике работы МАДОУ детский сад № 82, она может быть рекомендована к использованию в практике работы организаций дошкольного образования в РФ. Материалы исследования могут быть включены в курсы повышения квалификации педагогов ДОУ и сотрудников музеев, в курсы по выбору при подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование».
Апробация и достоверность результатов: основные положения результатов исследования сообщались на заседании музейных работников. С изложением отдельных аспектов проблемы проходило выступление на педагогических советах ДОУ. Публиковались статьи (научный журнал «Познание»; «Аллея науки»; сайт edu-time.ru).
Положения, выносимые на защиту:
1. Межведомственное взаимодействие в процессе художественно- эстетического развития дошкольников - это взаимодействие учреждений различной ведомственной принадлежности, решающих рядоположенные задачи в сфере художественно-эстетического развития дошкольников.
2. Программа взаимодействия ДОУ и музея обеспечивает художественно-эстетическое развитие дошкольников, посещающих ДОУ, если представляет собой такое построение деятельности, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №82» города Екатеринбурга (ул. Анатолия Мехренцева, д. 40) Свердловской области.
Структура: введение, две главы, заключение, список использованной литературы в количестве 76 источников и 9 приложений

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития ребенка, когда происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. Значительные преобразования наблюдаются и в восприятии окружающего мира. Повышенный интерес к объектам и явлениям социальной, культурной и духовной среды, любознательность, поиск ответов на вопросы об устройстве объектов и причинах явлений создает благоприятную почву для дальнейшего познавательного и личностного развития ребенка, активизации его творческого потенциала.
Изменения, происходящие в российском обществе в целом и в образовании в частности делают необходимым совершенствование работы дошкольных образовательных организаций по художественно-эстетическому развитию дошкольников. Система дошкольного образования призвана не просто помочь ребенку усвоить внешнюю картину мира, но и показать и привить ему общечеловеческие, эстетические и художественные ценности, воспитания человека познающего, способного творчески мыслить, активно участвовать в созидательных процессах. Введение в действие ФГОС дошкольного образования выводить проблемы художественно-эстетического развития ребенка на новый уровень, влечет за собой необходимость поиска новых подходов к организации работы с детьми. В своей работе мы рассматриваем художественно-эстетическое развитие как целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Основными его критериями являются мотивационная активность ребенка, эмоциональный отклик при встрече с прекрасным и развитие собственной продуктивной деятельности дошкольника.
Художественно-эстетическое развитие детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Можно выделить три группы задач и соответствующих им методов художественно-эстетического развития ребенка в условиях ДОУ: первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, творческие задания. Третья группа связана с формированием у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Она достигается путем обучения детей приемам и способом изображения, правилам построения композиции, передачи образов в цвете и т.п.
Анализ педагогической литературы показал, что взаимодействие образовательной организации и музея имеет большой потенциал для развития, которые в настоящее время используется явно недостаточно. Принимая во внимание важность решения задачи художественно - эстетического развития детей необходимо стремиться к расширению границ воспринимаемого, обогащению опыта восприятия прекрасного, формировать своего рода привычку к этому. Это становится возможным только в условиях развивающей среды, подразумевающую как предметно-пространственный состав так и особое педагогическое сопровождение процесса развития ребенка, что не может быть ограничено только стенами образовательной организации. Можно сказать, что приобщение детей к искусству становится невозможным без участия музея. Именно музей как особый феномен культуры является средством прикосновения ребенка к культурным ценностям, взаимодействия с искусством, обогащения эмоционально-чувственного опыта ребенка, расширения его кругозора, формирования эстетической картины мира.
Художественно-эстетическое развитие ребенка - сложное комплексное образование, система диагностики которого в настоящее время пока не разработана. Для этих целей используются наблюдение, беседа с педагогами и родителями, экспертная оценка, использование диагностических комплексов, направленных на оценку отдельных показателей. Проведенная педагогическая диагностика показала, что у детей дошкольного возраста преобладает допустимый (35%) и достаточный (50%) уровень художественно-эстетического развития, что можно охарактеризовать как слабую и среднюю сформированность изучаемых показателей. Наиболее "проблемными" оказываются мотивационная активность и эмоциональное реагирование. Это говорит, во-первых, об отсутствии или слабой готовности и потребности к восприятию предметов искусства, низкой любознательности и отсутствии собственных предпочтений в творческой деятельности; во- вторых - о несформированности опыта эмоционального восприятия художественных произведений, слабой способности к вербальному и невербальному отражению эмоционального состояния, бедности лексикона ребенка.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости создания программы по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников с использованием возможностей музея. Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т.к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Программа предполагала организацию экскурсий; проведение тематических занятий сотрудниками музеев; совместное проведение различных мероприятий; посещение выставок; участие семей в выставках совместного творчества, организуемых музеями. Их ценность, заключается в том, что, являясь необычными по содержанию и форме, они особенно увлекают детей, побуждая их к активной творческой деятельности.
Повторная диагностика показала снижение допустимого уровня художественно-эстетического развития дошкольников на 25%, повышение достаточного и оптимального на 5% и 30% соответственно. Дети стали проявлять больше интереса к художественному творчеству, заинтересованность к изучению, рассматриванию иллюстраций, картин с различной тематикой. Наблюдается большая самостоятельность в создании предметов искусства (рисованию, аппликации и т.п.), готовность и желание представлять результаты своего труда окружающим. Дошкольники достаточно полно описывают сюжет произведения (как воспринимаемого, так и своего собственного). Эмоции детей при встрече с предметами искусства стали ярче и выразительнее, эмоциональные проявления адекватны замыслу произведений искусства, могут определить эмоциональные состоянии героев произведения и выразить их вербально. Изменилась и показатели собственной продуктивной деятельности, а именно - грамотное использование цвета при создании образов, применение различных цветов и оттенков для создания выразительного образа, правильная передача переднего и заднего плана, самостоятельно проявляет замысел рисунка. Значимость указанных изменений подтверждается использованием критерия Фишера.
Таким образом, задачи, поставленные в исследовании достигнуты, гипотеза о том, что взаимодействие дошкольной образовательной организации с музеем может способствовать художественно-эстетическому развитию старших дошкольников, посещающих дошкольную образовательную организацию если оно носит плановый, целенаправленный характер и осуществляется в соответствии научно разработанной и обоснованной программой осуществления этого процесса.



1. Аванесов В.С. Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. 2008. № 4. С. 23-25.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
3. Большая Советская Энциклопедия. В 30 томах. Гл. редактор А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия», 197. Т.19. Отоми - Пластырь, 1975. 648 с. Т. 22. Ремень Софи, 1975. 628с.
4. Бутенко Н.В. Художественно-эстетическое развитие личности в
период детства в условиях реализации ФГОС дошкольного образования URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/hudozhestvenno-esteticheskoe-razvitie-
lichnosti-v-period-detstva-v-usloviyah-realizatsii-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya(дата обращения: 19.04.2017).
5. Бутенко Н.В. Концептуальные основы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Дисс. докт. пед.наук. - Челябинск, 2016. 444с.
6. Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч. Научно-практические рекомендации. М.,1989.
7. Вербенец А.М. Маленькие граждане в художественном музее // Маленькие граждане большого города: Коллективная монография. СПб.: Союз, 2007. С. 363-382.
8. Вербенец А.М. Развитие у старших дошкольников интереса к посещению художественного музея. // Детски сад от А до Я, 2007, № 6. стр. 40-58.
9. Вербенец А.М. Приобщение старших дошкольников к изобразительному искусству в условиях взаимодействия ДОУ и музея // Педагогика искусства / Код доступа: URL: http:ZZold.art-education.ruZAE- magazineZarchiveZnomer-2-2011Zverbenets-07-06-2011.pdf
10. Вишина Г.В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования: диссерт. на соискание научн. ст. канд. пед. наук. Липецк, 1999.
11. Воробьева О.И. Музей «Воинской доблести и славы» в дошкольном учреждении. Детский сад от А до Я. 2004. №5. с.94-96
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб : Союз, 2006. 224
13. Галанов Л.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М.: Сфера, 2003. 212 с.
14. Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) образования в период детства основного общего образования Свердловской области. Екатеринбург, 2006.
15. Гражданское воспитание в дошкольном учреждении: планирование разработки занятий и мероприятий / авт.-сост. Е.А. Позднякова. Волгоград: Учитель, 2008. 148с.
16. Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. М., 2007.
17. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность. М.: Академия, 2002. 185 с.
18. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. М., 2008.
19. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М.: Скрипторий, 2003. 80 с.
20. Денякина Л. Педагогическая диагностика как движущая сила развития образовательного учреждения. Минск: Радна школа, 2008. 232 с.
21. Диагностика творческих способностей / Популярная психология:
Хрестоматия: учеб. пособие для студентов пединститутов / Сост.
В.В.Мироненко. М.: Просвещение, 2009. 399 с.
22. Долженкова М.И. Особенности ценностных приоритетов в сфере досуга в контексте теории поколений // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 11 (139). с. 56-63.
23. Дягилева Н.В. Педагогическая диагностика и развитие творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством: метод. рекомендации. Екатеринбург, 1993. 31 с.
24. Закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: ООО Акцидент, 2011. 38 с.
25. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия / В.И. Даль. М.: Эксмо, 2007. с.288.
26. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб. Пособие для студентов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
27. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г.Казакова Т.И. Сайганова Е.М. Седова и др. М.: Сфера, 2005. 196 с.
28. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 192 с.
29. Конвенции о правах ребенка, принята ООН. М.: Детство-Пресс, 2011. 128 с.
30. Конституция Российской Федерации. М.: ООО Акцепт, 2010. 56 с.
31. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003 // Обруч. 2004. №. с. 3-7.
32. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (протокол №2 (12)- П-4 от 21мая 2003г. //Управление ДОУ, 2005, №1.
33. Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение, 2001. 226 с.
34. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда,
О.А. Шаграева М.: Просвещение. 2003. с.194
35. Кравцова Е.Е. Воображение как центральное психологическое новообразование детей дошкольного возраста // Дошкольное образование. - 2006. № 4. С. 20-24.
36. Крылова Н.Б. Музей - школа - город - мир. Школьные технологии №5, 2000.
37. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские год. М.: Детство-Пресс, 2008. 80 с.
38. Листвина Е.В. Современные социокультурные ситуации и проблемы образовния // Школьные технологии №5, 2000г.
39. Лыкова И.А. Стратегии формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников. Дисс. на соиск. н. степ. доктора пед.н. М., 2009.
40. Мазыкина Н. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности. Управление ДОУ, №1, 2, 2006г.
41. Макарова Н.П. Деятельность детского музея как фактор становления образовательной среды для младших школьников: диссерт. на соискание научн. ст. канд. пед. наук. Самара, 2000.
42. Маслова И.В. Программа «Изобразительная деятельность дошкольников» (Детский сад 2100). М.: Мозаика-синтез, 2008. 124 с.
43. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников: методические рекомендац. Управление дошкольным
образованием. 2005. № 1. С. 57- 60.
44. Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания. Дошкольное воспитание. 1998 № 4 с. 16-22.
45. Музей и образование в новом социокультурном измерении.
Материалы международной научно-практической конференции,
посвященной двадцатилетию Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея.: сб.ст./Вст сл. Н.М. Кулешова. СПб.: ГРМ, 2010. 276 с.
46. Мы входим в мир прекрасного. Тетради для творческих работ. Для детей 5-6 лет и для детей 6-7 лет. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» / Авт.-сост. А.М. Вербенец, А.В. Зуева, М.А. Зудина. Хуж. Н.С. Яковлева, Е.Л. Курапова. СПб.: ГРМ, 2010.
47. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / Авт. кол. А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева, М.А. СПб.: ГРМ, 2010.
48. Немов Р.С. Психология: учебник: В 3 кн. / Р.С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2006. Кн. 1: Общие основы психологии. 608 с.
49. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования; под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика Синтез, 2012. 304 с.
50. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу; под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. Ярославль: Академия развития, 2009. 240 с.
51. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Науч.-метод. пособие: В 3 ч. Редакционная коллегия: О. А. Акулова, Т. А. Березина, М. Н. Полякова. СПб.: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. 214 с.
52. Педагогические возможности музея в художественно¬эстетическом развитии личности / С. С. Брикунова, А. А. Эглит // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2015. Выпуск 1 (36). С. 9 - 18.
53. Платохина Н.А. Культурные основы моделирования пространственно-развивающей среды, направленной на развитие у дошкольников ценностного отношения к родному городу. Детский сад от А до Я. 2005г. № 4(16) . С. 95-101
54. Полихудожественный подход в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста / Н. В. Бутенко // Вестник ЧГПУ. Выпуск 8, 2012.
55. Ревякин Д.В. К проблеме формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего возраста // Начальная школа. 2011. №4. С. 93-96.
56. Родной край / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; под ред. С.А. Козловой. 3-е изд., прераб. и доп. М.: Просвещение, 1990. 176 с.
57. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Психология индивидуальных различий; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2006. С. 200-210.
58. Рыжова М.А. Мини-музей в детском саду / М.А. Рыжова, Л.В. Логинова, А.И. Данюкова. М.: Линка-Пресс, 2008. 256с.
59. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство: Интегрированная программа: 1-4 классы. - М.: Вентана-Граф, 2010.
60. Сайт Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея.http://mus.ped.ru(дата обращения 19.04. 2017).
61. Сакулина Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 2005. 235с.
62. Соловьева Е.В. Дети планеты Земля.: тетрадь с заданиями и методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. М.: Линка Пресс, 2001г.
63. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. М. : Высшая школа, 2004. 2016 с.
64. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: советы воспитателям. Киев: «Радянська школа», 1972. 243 с.
65. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Просвещение, 2003. 345 с.
66. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). Екатеринбург: Деловая книга, 2001.
67. Урунтаева Г.А. практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, колледжей, воспитателей детского сада. М.: Просвещение: Владос, 1995. 291с.
68. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6т. Т.4 / Сост.
С.Ф.Егоров. М.: Педагогика, 1989. 528с.
69. Федеральные государственные требования к структуре
образовательной программы дошкольного образования.
http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html(дата обращения: 8.04.2017).
70. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования // http://www.edu.ru/db-
mon/mo/Data/d_13/m1155.pdf.
71. Фестиваль детских музейных программ «12345 - Я иду искать!». http://www.museum12345.ru.
72. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. 945 с.
73. Шацкая В.Н. Общие вопросы художественно-эстетического развития в школе. М., 2012.
74. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Владос, 2005. 140 с.
75. Это - родина моя: цикл занятий о родине для детей старшего дошкольного возраста. Материалы из опыта работы педагогического коллектива МДОУ ЦРР д/с №57. Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2009. 60с.
76. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: пособие для воспитателей дошк.образов.учреждений. М.: Просвещение, 2003. 165 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ