Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-педагогическая деятельность в образовательной организации

Работа №99508

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации 7
1.1. Дошкольная образовательная организация как социальный институт 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными
возможностями здоровья по зрению 14
1.3. Социально-педагогическая деятельность в дошкольной образовательной организации с детьми с ограниченными возможностями здоровья по зрению20
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социально-педагогической деятельности в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29» Асбестовского городского округа 30
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности с детьми старшего
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по зрению в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29» Асбестовского городского округа 30
2.2. Разработка программы социально-педагогической деятельности с
детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по
зрению «Познаю себя и мир» 38
2.3. Результаты апробации программы социально-педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста с ограниченными
возможностями здоровья по зрению «Познаю себя и мир» 56
Заключение 69
Список использованной литературы 71
Приложения 77


Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящён воспитанию социально - значимых качеств личности ребёнка, хотя называется предмет такого воспитания может по-разному: «социально - эмоциональное» воспитание или «нравственное» воспитание или формирование гуманного отношения к другим людям. При всём многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Проблема развития социально - значимых качеств личности детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется несомненно, и в сложившийся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации [8].
Актуальность исследования заключается в том, что в современных условиях социальной и экономической нестабильности возрастает роль социально - педагогической работы по воспитанию подрастающего поколения и особенно детей дошкольного возраста. Для ее успешной социализации и конкурентоспособности в современном обществе должны обладать определенными качествами личности. Чтобы воспитать социально - значимые качества у ребёнка дошкольного возраста необходимо в социально - педагогической работе осуществлять социально- педагогический подход в воспитании [34]. Социально - педагогический подход рассматривается как многоуровневый механизм использования потенциала социума, опыта социальной среды в процессе предоставления информации, развития навыков, умений или личностных качеств недостающих у индивида для решения текущих или хронических трудностей жизни [12].
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
Особую актуальность в социально-педагогической работе с детьми приобретает педагогическая деятельность в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно обеспечить равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума. Проблема сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития. Проблема сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода [18].
Ограничение исследования - в рамках данного исследования будет рассмотрена социально-педагогическая деятельность в ДОО по работе с социально-коммуникативным развитием детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по зрению.
Однако в результате анализа психолого-педагогической литературы мы выявили противоречие между потребностью дошкольных образовательных организаций в социальной-педагогической деятельности с детьми, в частности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы, отсутствием программ социально-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ в ДОО.
В связи с этим актуальной является проблема- каково содержание социально-педагогической деятельности по работе с социально-коммуникативным развитием детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями по зрению в дошкольной образовательной организации?
Тема исследования - «Социально-педагогическая деятельность в образовательной организации».
Объект исследования-процесс социально-педагогической деятельности в образовательной организации.
Предмет исследования-социально-педагогическая деятельность с детьми с ОВЗ по зрению в ДОО.
Цель - на основе анализа теоретического и практического исследования разработать программу социально-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ по зрению в ДОО.
Исходя из цели и задач исследования, была сформулирована гипотеза, при осуществлении социально-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ по зрению будет реализована работа по социально-коммуникативному развитию детей.
Задачи:
1. Рассмотреть характеристику дошкольной образовательной организации как социального института;
2. Проанализировать психолого-педагогические характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению;
3. Изучить социально-педагогическую деятельность в дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ по зрению;
4. Диагностика социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по зрению и разработка программы социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ по зрению «Познаю себя и мир»;
5. Частично апробировать программу социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ по зрению «Познаю себя и мир».
Для достижения цели и проверки гипотезы использовались следующие методы:
1. Теоретический метод: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
2. Эмпирические методы: тестирование, анкетирование,
3. Количественный и качественный анализ данных.
База исследования-Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 29» Асбестовского городского округа.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и приложения. В работе содержится 7 таблиц и 2 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данной работы нами была определена проблема исследования, которая заключалась изучении организации социально-педагогической деятельности в ДОО, в частности нами была рассмотрена проблема социально-коммуникативного развития старших дошкольников с ОВЗ по зрению. В связи с этим нами была сформулирована цель исследования -на основе анализа теоретического и практического исследования разработать и частично апробировать программу социально-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ по зрению в ДОО.
Для достижения поставленной цели, мы поэтапно реализовали теоретические и эмпирические задачи. Так, нами были рассмотрена дошкольная образовательная организация как социальный институт, проанализированы психолого-педагогические характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению, изучена социально-педагогическая деятельность в дошкольной образовательной организации.
В практической части нашей работы мы провели анализ социально-педагогической деятельности МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29» АГО. Проведенный анализ показал, что в ДОО задачами социально-педагогической деятельности является: координировать предупредительно-профилактическую деятельность всех служб детского сада; повышать уровень социально-педагогической профилактической работы с семьями детского сада через взаимодействие с социумом; проводить разъяснительную работу среди родителей и педагогов ДОО по вопросам правопорядка.
В ходе анализа социально-педагогической деятельности МБДОУ № 29 была обозначена проблема изучения социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по зрению. В исследовании приняли участие 20 детей дошкольного возраста с ОВЗ (нарушение зрения). В качестве критериев социально-коммуникативного развития дошкольников мы выделили: когнитивный, эмоциональный, коммуникативно интерактивный.
Результаты начального этапа исследования дали основания говорить о необходимости организации социально-педагогической деятельности в ДОО с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ по зрению.
Для этого нами была разработана программа социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ по зрению «Познаю себя и мир».
Программа включала в себя систему игр, ориентированных на развитие эмоционального, когнитивного, коммуникативно-интерактивного компонентов социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по зрению. Реализация данной системы игр способствует привитию детям старшего дошкольного возраста с ОВЗ по зрению базовых социально-коммуникативных навыков: умение передавать и понимать эмоциональное состояние людей, детализировать чувства и эмоциональные состояния, а также определять их причину. Способствует выработке навыков выслушать другого, поддержать разговор, участвовать в коллективном обсуждении, четко и понятно выражать свои взгляды. Расширяет способности детей к пониманию специфики ситуации общения. Усвоению моделей поведения в конфликтной ситуации, формированию умения эффективно взаимодействовать в группе.
Цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Абрамова И. В. Подготовка специалистов для инклюзивного образования // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 1 (5). С. 30-33.
2. Аверкин А. В. Особенности инклюзивного обучения // Сборник научных трудов к 100-летию Нижегородского государственного педагогического университета. Н. Новгород: Изд-во НГАСУ, 2010. С. 214-217.
3. Адеева Т. Н., Голубева М. С., Тихонова И. В. К вопросу о социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в группе «особый ребенок» // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. 2014.№ 2.
4. Алексеева Н.С. Активные формы работы с родителями // Классный руководитель. №7. 2011. С. 33-39
5. Алехина С. В. Инклюзивное образование. М.: Центр «Школьная книга», 2010. 272 с.
6. Альжев Д.В. Социальная педагогика: конспект лекций.
Издательство: ЭКСМО, 2008. 328 с.
7. Аляутдинова Р.Н. Современное состояние социально¬педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. 14. С. 207-213.
8. Ананенко М.Г. Реабилитационная работа c семьей. Методическое пособие. Минск. Белстан. 2011. 69 с.
9. Андреева Г.М. Социальная психология / Москва, Аспект Пресс,
2010. 368 с.
10. Арапова П. И., Баранова И. И., Баркова М. В. и др. Ресурсный центр
образовательного учреждения: стратегия научно-методического
сопровождения. Опыт инновационного поиска педагогического коллектива.
Москва: Интеллект-Центр, 2011. 120 с.
11. Артюшенко Н.П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования. Дисс... кандпед наук. Томск, 2010. 164 с.
12. Архипова С. А. Интеграция детей дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ // Перспективы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 сентября 2012 г.:
в 14 частях. Тамбов, 2012. С. 11-12.
13. Белинская А. Б. Конфликтологическая культура социального педагога // Вестник психологии и социальной педагогики. 2009. № 1. С. 19-25
14. Берберян А.С., Дорошина И.Г. Детство, отрочество и юность в контексте научного знания. Материалы международной научно-практической конференции 25-26 апреля 2011 года. Пенза. Шадринск. Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. 176 с.
15. Богуславская Т. Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования //Проблемы современного образования. 2012. № 4 с.52.
16. БогачкинаН.А. Социальная педагогика. Шпаргалка.Москва: Изд- воНаучная книга, 2009. 128 с.
17. Ботьева О.В. Социальная педагогика. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. 189 с.
18. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. М.: Педагогическое общество России, 2011. 192 с.
19. Василькова Ю.В. Методики и опыт работы социального педагога. М., Издательский центр «Академия», 2011. 160 с.
20. Верещагина Н. В. Инклюзивное образование как форма социокультурной реабилитации дошкольников со сложными дефектами развития // Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья Материалы международной научно¬практической конференции. М. МГШ1У. 5-6 декабря 2011. С. 78-91
21. Включение детей с ограниченными возможностями в общее образование: ресурсные материалы / Сост.: Елисеева И. Г. Астана, 2013. 108 с.
22. ГалагузоваМ.А.Социальная педагогика. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2013. 416 с.
23. Глазунова Н. Региональная система оценки качества дошкольного образования// Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2015. № 1. С.42-47
24. Голоухова Г.Н. Методика и технология работы социального педагога. Учебное пособие. Архангельск: ПГУ, 2010. 152 с.
25. Данилина Т.А., Стенина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. М.: Айрис-пресс, 2014. 112 с.
26. Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика. III Международная научно-практическая конференция: сборник статей. под редакцией А. И. Улзытуевой. Чита,2015. С. 167-171.
27. Дудкин А.С. Технологии социальной работы с семьей и детьми. Учебное пособие. Пенза, 2011. 40с.
28. Завацкая Л.М. Технологии профессиональной деятельности социального педагога. К.: Слово. 2012. 240 с.
29. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. Учеб.пособие для студ. высш. Т38 учеб. заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2012. 240 с.
30. Зволейко Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ, реализующих инклюзивную практику //Проблемы современного образования. 2012. № 4. С. 22-25
31. Зотина Л.М. Значение психокоррекционных технологий для детей дошкольного возраста с ОВЗ // Материалы международной научно¬практической конференции 10-11 ноября 2012 года. Пенза. Москва. Витебск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. С. 23-31
32. Каралашвили Е.А. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. Организация работы. М.: ТЦ Сфера, 2007. 128 с.
33. Кириллов И.Л., Девятых С.Ю. Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников. Материалы международной научно-практической конференции 20-21 января 2011 года. Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. 210 с.
34. Комплексная оценка качества деятельности дошкольного
образовательного учреждения: монография / С.Ф. Багаутдинова,
Г.Ш. Рубин,Н.Г. Корнещук, А.Н. Старков. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2015. 148 с.
35. Концептуальные аспекты инклюзивного образования. Инклюзивное
школа: особенности организации и управления: учеб. пособие. /
А. А. Колупаева, Ю. М. Найда, Н. С. Софий и др. под общ. ред. Л. И. Даниленко. М., 2007. С. 128
36. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб.: Речь, 2016. 380 с.
37. Корнев А.Н. Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Санкт-Петербург: 2006. 45 с.
38. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. СПб. Питер, 2011. 940 с.
39. Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе. Учебное пособие. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2014. 60 с.
40. Крулехт М. В., Тельнюк И. В. Экспертные оценки в образовании: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 112 с.
41. Куртанова Ю.Е., Щербакова А.М. Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья Материалы международной научно-практической конференции. М. МГППУ. 5-
6 декабря 2011. 713 с.
42. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Басилова Т.А. и др. Психолого-педагогическая диагностика. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 320 с.
43. Лубовский В.И. Специальная психология.Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия»,
2015. 464 с.
44. Медведева И.А. Периодизация психического развития. ПГТУ им. Белинского, 2011. 88 с.
45. Мухина В. С. Детская психология. М., 2012. 352 с.
46. Об образовании: федеральный закон в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ //Российская газета. 2012. 31 декабря.
47. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: Сфера,
2011. 265 с.
48. Основы социальной работы / Под ред. П. Д. Павленка. М., 2014. 115 с.
49. Основы теории и практики социальной работы / Под ред. С. И. Григорьева, Л.Г.Гуслякова и др. М., 2011. 110 с.
50. Панферова Е. В., Васина Ю. М. Инновационные формы социально-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ // Социализация в образовательном пространстве детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сборник материалов Международной научно¬практической конференции. Уполномоченный по правам ребенка в Калужской области; Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского; StarofHope (Sweden). 2015. С. 283-287.
51. Плоткин М.М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей // Педагогика 2011. № 1. С. 19-22
52. Проблемы социальной работы: теория и практика. СПб.,2017. 340 с.
53. Психология социальной работы / Под ред. М. А. Гулиной. СПб.,
2012. 410 с.
54. Рахимова Е.А. Социально-психологическая диагностика. Учеб. пособие. Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012. 134 с.
55. Русакова Н.А. Социальнй педагог и права ребенка. Пермь: ОТ и ДО, 2008. 128 с.
56. Савинов Л. И., Кузнецова Е. В. Социальная работа с детьми в семьях разведённых родителей. М., 2007. 116 с.
57. Самекин А.С. Возрастная динамика точности и адекватности межличностного восприятия. М.: МГУ, 2011. 28 с.
58. Сейдаметова Э. Н. Комплексная оценка качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый.
2016. №9. С. 1176-1179.
59. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. М. 2010. 340 с.
60. Сорокоумова С.Н. Психологическое сопровождение инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Нижний Новгород. 2011. 44 с.
61. Социальная педагогика. Учебник / Под редакцией профессора Капский А.И. Киев, 2016. 540 с.
62. Социальная работа с инвалидами. Учеб. пособие. Издание 2 -е, переработанное и дополненное. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2014. 316 с.
63. Ступакова Л. В., Масанова М. Д. Социальная направленность работы дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2014. №10. С. 417-420.
64. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. М.: ТЦ Сфера, 2014. 96с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ