Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация социально-педагогического консультирования детей и подростков в образовательной организации

Работа №121378

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
48
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Объект исследования - ГБОУ Школа № 626 имени Н.И. Сац (г. Москва).

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы организации и проведения социально-педагогического консультирования детей и подростков в образовательной организации
1.1. Понятие социально-педагогическое консультирование детей и подростков…….6
1.2.Особенности социально-педагогического консультирования детей и подростков в общеобразовательном учреждении……………………..13
1. 3. Участие сотрудников органов внутренних дел в проведении социально-педагогического консультирования в образовательных организациях……23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………32
Глава 2 Организация социально-педагогического консультирования в образовательной организации
2.1. Анализ организации социально-педагогического консультирования детей и подростков в ГБОУ СОШ Школа №626…………………34
2.2. Комплексная Программа консультативной работы в ГБОУ Школа 626 г. Москвы…….57
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………..69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………71
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………74


Социально-педагогическая деятельность направлена на решение индивидуальных проблем психического, психологического, физического развития обучающихся, возникающих в процессе социализации ребенка внутри образовательного учреждения.
Введение должности социального педагога в школах показало, что количество школьников, нуждающихся в помощи и социально-педагогической поддержке, значительно превышает возможности организации такой помощи. Работа социального педагога должна быть направлена на решение следующих вопросов обучения и воспитания детей и подростков в школе: слабая успеваемость, отказ посещать школу, неуспешность в школе и проблемы в поведении, вследствие ошибок семейного воспитания. В поле зрения социального педагога попадают дети, живущие в трудных материальных условиях, находящиеся под опекой, сироты, в том числе и «социальные», и пр. Многие из них испытывают значительные трудности вхождения в школьную среду и оказываются вне сферы целенаправленного педагогического влияния.
С целью повышения эффективности своей работы, социальный педагог осуществляет следующие виды деятельности:
● диагностическая;
● консультативная;
● коррекционно-развивающая.
Консультативная помощь позволяет комплексно решать проблемы школьника и его семьи, при условии создания в общеобразовательной организации программы организации консультативной работы в соответствии с потребностями и запросом ребенка на конкретном возрастном этапе развития.
Проведенный нами анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, недостаточное использование возможностей социально-педагогического консультирования школьников в ГБОУ Школа №626 г. Москвы позволили выявить проблему исследования, которая заключается в разработке комплексной программы консультирования детей и подростков на базе ГБОУ Школы №626 г. Москвы.
Объект исследования: социально-педагогическое консультирование детей и подростков.
Предмет исследования: организация социально-педагогического консультирования детей и подростков в образовательной организации.
Цель исследования: теоретическое обоснование основ организации социально-педагогического консультирования детей и подростков в образовательной организации и разработка комплексной программы консультирования детей и подростков на базе ГБОУ Школа №626 г. Москвы.
Гипотеза исследования: мы предположили, что разработка комплексной программы консультирования детей и подростков позволит повысить эффективность помощи и поддержки, оказываемой специалистами СППиСС (служба психолого-педагогического и социального сопровождения) и сделает эту помощь ориентированной на потребности школьников, нуждающихся в поддержке.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить имеющуюся в психолого-педагогической литературе и других источниках информацию о сущности понятия «социально-педагогического консультирования детей и подростков».
2. Охарактеризовать специфику организации социально-педагогического консультирования детей и подростков в образовательной организации.
3. Рассмотреть особенности организации консультационной помощи детям и подросткам, осуществляемой совместно с ПДН.
4. Выполнить анализ организации социально-педагогического консультирования детей и подростков в ГБОУ Школа №626 г. Москвы.
5. Разработать комплексную программу организации социально-педагогического консультирования детей и подростков, с целью повышения эффективности социально-педагогической поддержки, осуществляемой СППиСС.
Методы исследования:
-теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- эмпирические: анализ деятельности СППиСС, анализ эффективности применения разработанной программы в вопросе оказания социально-педагогического консультирования детей и подростков.
Теоретическую базу исследования составили работы Н.Б. Саханского, А.В. Рыбакова, О.С. Газмана, М.В. Шакуровой, Е.Н. Дроновой.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплексной консультационной программы для детей и подростков, способствующая повышению уровня эффективности социально-педагогической поддержки, осуществляемой СППиСС в ГБОУ Школа №626 г. Москвы.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 2 главы: теоретическая и практическая, заключение, список информационных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Организация социально-педагогического консультирования в образовательной организации является одной из актуальных проблем для современной образовательной организации. Анализ научных публикаций и учебных пособий по данному вопросу помог нам изучить особенности понятия «социально-педагогического консультирования» в контексте педагогической практики. Работа над теоретической частью исследования позволила сделать следующие выводы:
1. Консультирование является многозначным и многоаспектным
явлением, которое характерно для большого количества научных областей. Педагогическое консультирование содержит в себе те же компоненты, что и любая человеческая деятельность: цель, мотив, предмет, результат или продукт, опыт. Цель педагогического консультирования заключается в поиске путей решения проблем, возникших у ребенка или его семьи через применение эффективных методов и форм.
2. В научной литературе существуют попытки выделить виды
социально-педагогического консультирования, где субъектом выступает ученик школы или его родители. В рамках работы мы рассмотрели следующие виды педагогического консультирования: диагностическое, корректирующее, информационное, формирующее.
3. Социально-педагогическое консультирование остается методом
организации доверительного взаимодействия педагога с ребенком и родителями, а актуальность его в современной общеобразовательной школе обуславливается большим числом школьников, нуждающихся в помощи и поддержке.
4. Социально-педагогическое консультирование носит системный,
целенаправленный характер и предусматривает интеграцию усилий инспекторов и социальных педагогов в профилактической воспитательной деятельности. В процессе взаимодействия предусматривается участие сотрудников ПДН в воспитательных мероприятиях школы, реализация административного ресурса в работе с подростками, склонными к нарушениям. Эффективными формами работы инспектора ПДН со школьником и его семьей являются индивидуальные и групповые консультации, где беседа выступает формой построения общения.
Результаты практической части исследования позволили сделать следующие выводы:
1.Социальная работа в ГБОУ Школа №626 г. Москвы представляет собой целостную систему, для реализации которой создана СППиСС, которая реализует консультативную деятельность всех участников образовательного процесса. Мероприятия, осуществляемые специалистами социально-психологической службы, ориентированы на воспитание, образование, развитие и социальную защиту личности ребёнка в школе и по месту проживания. По результатам проведенного анализа деятельности социального педагога по реализации социального консультирования в ГБОУ Школа №626 г. Москвы были сделаны следующие выводы:
2.Организации социально-педагогической деятельности в ГБОУ СОШ Школа №626 строится на основе нормативно – правовых требований к воспитательному процессу. В образовательной организации работает служба психолого-педагогического и социального сопровождения (СППиСС). В состав данной службы входят следующие специалисты: педагоги-психологи (4) и социальные педагоги (3). В состав СППиСС также входят учителя, учителя-дефектологи, тьюторы, ассистенты.
3. Консультационная деятельность организуется всеми специалистами СППиСС и является направлением деятельности, которое позволяет работать над решением проблем адаптации, социализации, школьной неуспеваемости и девиантного поведения обучающихся. Консультационная деятельность в школе, прежде всего, реализуется для родителей и педагогов.
4.Ежедневная работа по социальному консультированию включает в себя: консультирование учителей; социально-педагогическое и социально-правовое консультирование родителей учащихся в результате обследования жилищно–бытовых условий проживания детей, состоящих на различных видах учёта; социально–информационную помощь, оказываемую в ходе индивидуальной работы с детьми, требующими особого контроля.
В практической части исследования разработана Комплексная консультативная программа, содержание и тематическое наполнение которой разработано в соответствии с учетом запроса и потребностей обучающихся.



1. Абрамовских Н. В. Сущность и особенности социально- педагогической деятельности //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2009. – №. 102. – С. 9-15.
2. Бараковская Н. И. Воспитание отношений сотрудничества между школьниками 5–7-х классов на основе гуманистических ценностей методами педагогического консультирования //дис.… кан. пед. наук. – 1998. – Т. 13. – №. 01.
3. Богданов А. В., Хазов Е. Н. Основные направления деятельности полиции по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних //Вестник Московского университета МВД России. – 2015. – №. 1. – С. 158-161.
4. Большая советская энциклопедия // Большая советская энциклопедия URL: https://gufo.me/dict/bse (дата обращения: 19.02.2023).
5. Быстрова Н. В., Хижная А. В., Сундеева М. О. Семейное неблагополучие как психолого-педагогическая проблема //Карельский научный журнал. – 2018. – Т. 7. – №. 1 (22). – С. 16-19.
6. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия,1999. - 240 с.
7. Вахромов Е. Консультирование в теории и в школе // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2001. - № 2. - С.13-17.
8. Выготский Л. Е. В. С. Младший школьный возраст //Вопросы психологии. – 2021. – т. 67. – №. 6. – с. 112-124.
9. Газман О. С. Нужна ли программа воспитания демократической школе? //Вопросы образования. – 2013. – №. 2. – С. 007-014.
10. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. и др. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
11. Галич Г. О. и др. Профилактика девиантного поведения детей и подростков //Известия Пензенского государственного педагогического университета им. ВГ Белинского. – 2010. – №. 20.
12. Дорошенко О. М. Содержание социально-педагогического взаимодействия подразделения полиции по делам несовершеннолетних с социальным педагогом образовательного учреждения //Психология и педагогика служебной деятельности. – 2018. – №. 2. – С. 10-14.
13. Дорфман И. А. Девиантное поведение подростков как социальная проблема современного российского общества //Вестник ВЭГУ. – 2015. – №. 3. – С. 188-194.
14. Дронова Е. Н. Социально-педагогическая поддержка подростков в деятельности социального педагога общеобразовательной школы : дис. – Барнаул : [Барнаул. гос. пед. ун-т], 2004.
15. Ермачкова Е. С. Психолого-педагогическая поддержка процесса профессионального самоопределения учащихся //Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2008. – №. 4. – С. 210-214.
16. Ильясов Д. Ф. и др. Эффективные стратегии взаимодействия родителей и детей при выборе будущей профессии старшеклассниками //Мир науки, культуры, образования. – 2018. – №. 5 (72). – С. 86-90.
17. Исаева И. И. Особенности оказания помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении //Психология и психотерапия семьи. – 2018. – №. 2. – С. 56-71.
18. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления //СПб.: Питер. – 2006. – Т. 240.
19. Киринчук Н. В. Роль социального педагога в межведомственном взаимодействии участников образовательной среды //Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей, подростков и молодежи на современном этапе российского образования: проблемы и пути решения. – 2019. – С. 227-232.
20. Корепанова Е. В, Максимова К. Ю. Особенности психологического консультирования подростков //Наука и образование. – 2021. – т. 4. – №. 3.
21. Котова С. А., Черникова И. В. Работа социального педагога по подготовке детей к переходу из начальной в среднюю школу //Социальная педагогика. – 2010. – №. 6. – С. 31-49.
22. Маздогова З. З. Деятельность инспектора по делам несовершеннолетних по взаимодействию с образовательными учреждениями //Теория и практика общественного развития. – 2015. – №. 8. – С. 89-90.
23. Полуэктова М. В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА социального педагога на 2020–2021 учебный год.
24. Примерный план взаимодействия социального педагога с ПДН // nsportal.ru URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2022/11/25/plan-vzaimodeystviya-s-pravoohranitelnymi-organami-na-2022-2023 (дата обращения: 19.02.2023).
25. Райков Б. Е., Скаткин М. Н., Ягодовский К. П. Генезис методов обучения и педагогических технологий.
26. Рыбаков А. В. Подготовка будущих учителей к педагогическому консультированию родителей //Вестник Марийского государственного университета. – 2019. – Т. 13. – №. 4 (36). – С. 510-516.
27. Рышкова Л. М. Cоциально-реабилитационная деятельность социального педагога //СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. – 2013. – С. 288-290.
28. Сафина А. А. Роль социально-педагогического консультирования в коррекции эмоционально-волевой сферы подростков //Актуальные проблемы социальной сферы: теория и практика. – 2021. – с. 109-115.
29. Саханский Н. Б. Консультирование как вид образовательной деятельности //Управление образованием: теория и практика. – 2014. – №. 2 (14). – С. 1-23.
30. Сластенин В. А., Колесникова И. А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании //М.: Академия. – 2006. – Т. 189.
31. Соколова Д. В., Сеничева Н. Н. Психологическая готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению //Вопросы территориального развития. – 2015. – №. 5 (25). – С. 4.
32. Сотрудники ПДН Новой Москвы в рамках мероприятия «Подросток» провели профилактические беседы в школах // мвд.рф URL: https://тинао.мск.мвд.рф/Novosti/item/29318822/ (дата обращения: 19.02.2023).
33. Телина И. Социальный педагог в школе. – Litres, 2022.
34. Тютченко А. М. Категориальный аппарат социально-педагогической работы //Социально-гуманитарные исследования. – 2017. – С. 79-91.
35. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями) // base.garant.ru URL: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 19.02.2023).
36. Цели и задачи профориентации в школе // Edusite URL: https://30astr-s56.edusite.ru/p149aa1.html (дата обращения: 25.02.2023).
37. Шакурова М. В. Социально-педагогическая работа по реализации творческого потенциала детей: опыт моделирования //Социальные и социально-педагогические проблемы: поиски и модели решения. – 2020. – С. 36-44.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ