Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДПОСЫЛОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Понятие «учебная деятельность» и ее структура 8
1.2. Состав предпосылок к учебной деятельности у детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Анализ программ направленности на формирование
предпосылок к учебной деятельности 20
1.4. Влияние игры на формирование предпосылок к учебной
деятельности у детей старшего дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Диагностика уровня сформированности предпосылок к учебной
деятельности на начальном этапе опытно-поисковой работы 35
2.2. Условия формирования предпосылок к учебной деятельности у
детей старшего дошкольного возраста 46
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДПОСЫЛОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Понятие «учебная деятельность» и ее структура 8
1.2. Состав предпосылок к учебной деятельности у детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Анализ программ направленности на формирование
предпосылок к учебной деятельности 20
1.4. Влияние игры на формирование предпосылок к учебной
деятельности у детей старшего дошкольного возраста 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Диагностика уровня сформированности предпосылок к учебной
деятельности на начальном этапе опытно-поисковой работы 35
2.2. Условия формирования предпосылок к учебной деятельности у
детей старшего дошкольного возраста 46
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Актуальность исследования. Современная система дошкольного образования предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста, осуществляемую в дошкольных учреждениях. На практике подготовка детей к школе часто сводится к решению образовательных задач: детей учат читать, писать, считать, дают определенный объем знаний, однако, упускается из виду один очень важный показатель готовности к школьному обучению - желание учиться, умение учиться, а именно, сформированность предпосылок учебной деятельности. Таким образом, внутренний аспект готовности старших дошкольников к учебной деятельности подменяется внешним аспектом, отражающим продуктивные характеристики готовности к школьному обучению.
При системно-деятельностном подходе к проблеме подготовки детей к учебной деятельности должен учитываться ряд значимых факторов. Своеобразие дошкольного образовательного учреждения состоит в том, что оно является учреждением с приоритетом игровой деятельности. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, как отмечают психологи, является игровая. В игровой деятельности развивается произвольность психических процессов и возникают новообразования. Согласно теоретическим положениям Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева все новообразования возникают в недрах ведущей деятельности [35]. Игра подводит дошкольников к порогу учебной деятельности, в игровой деятельности закладываются предпосылки к учебной деятельности.
В процессе формирования предпосылок учебной деятельности у детей складывается активная позиция, развивается интерес к учению, произвольность поведения, возрастает познавательная активность, дошкольники учатся самостоятельно добывать знания. Дети учатся принимать поставленную перед ними задачу, продумывать и находить способы действия, осуществлять их вариативность, планировать и анализировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать результаты деятельности, преобразовывать и совершенствовать их. Овладение предпосылками учебной деятельности позволяет детям самостоятельно строить новую деятельность.
В настоящее время проблема формирования предпосылок учебной деятельности находит отражение в нормативных правовых документах и проектах, реализуемых в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
В Законе об образовании в Российской Федерации, принятом Государственной Думой 21 декабря 2012г., а также введенном с 01 января 2014 г. Ф подчеркивается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование у детей предпосылок учебной деятельности, достижение «уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности» [58].
Значительный вклад внесли в развитие проблемы формирования предпосылок к учебной деятельности у дошкольников и младших школьников и, в частности определили структуру и состав предпосылок к учебной деятельности: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Т.В. Габай и др. А так же различные аспекты этой проблемы рассмотрены в работах Н.Н. Подьякова, В.В. Репкина, А.У. Варданян и Г.А. Варданян и др.
В нашем исследовании формирование предпосылок к учебной деятельности рассматривается в динамике, в контексте преемственности между дошкольным и начальным образованием. Проблема подготовки к школе исследуется нами с позиций преемственности ведущих видов деятельности. Опираясь на положение В.В. Давыдова о том, что в дошкольном возрасте формируются не элементы учебной деятельности, а создаются ее универсальные генетические предпосылки [21], мы полагаем, что формирование предпосылок учебной деятельности должно осуществляться в недрах игровой деятельности.
В исследовании мы принимаем во внимание и положение А.П. Усовой [53], что предпосылки учебной деятельности формируются и в процессе обучения. Нельзя недооценивать роль обучения в дошкольном возрасте, так как без этого не будут развиваться, расширяться сюжеты, содержание, правила игр. Но обучение в этом возрасте должно носить игровой характер.
Переход игровой деятельности в учебную, их преемственность рассматривается нами с позиций внутренней логики возрастного развития детей. Дошкольник, реализовавший себя в игре, познавший высокоорганизованную игру, более готов к учебной деятельности, тому, чтобы стать ее активным субъектом. Эта смена должна носить сглаженные формы и обеспечить построение содержания образования в целостную систему.
Несмотря на наличие психологических и педагогических исследований по проблеме формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, этот вопрос остается недостаточно изученным с методической точки зрения. Это позволяет говорить о необходимости теоретического осмысления и практической разработки данного направления в дошкольном возрасте.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью формировать предпосылки к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
Поиск эффективных путей решения обозначенного выше противоречия привел нас к проблеме исследования: каковы условия формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников?
Актуальность и проблема исследования позволила сформулировать тему данной работы, следующим образом: «Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников».
Цель данной работы - теоретически обосновать и практически проверить условия формирования предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников.
Объект исследования - процесс формирования предпосылок учебной деятельности.
Предмет исследования - условия формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с обозначенной выше целью в работе были поставлены следующие задачи:
- определить понятие «учебная деятельность» и раскрыть ее структуру;
- выявить состав предпосылок к учебной деятельности;
- описать условия к формированию предпосылок к учебной деятельности в дошкольном возрасте;
- осуществить диагностическое исследование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы;
- описать ход работы по формированию предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
- провести сравнительный анализ результатов исследования.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (наблюдение за учебно-воспитательным процессом, беседы с детьми, опытно-поисковая работа), метод количественной обработки данных.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- разработана, практически апробирована и определена эффективность условий формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
- подобран комплекс игр и игровых упражнений, основанный на применении последовательности игровых заданий, выполнение которых формирует у старших дошкольников предпосылки к учебной деятельности.
Материалы проведенного исследования могут быть использованы в практике работы воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
Этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе анализировалась общая и специальная литература; изучалось состояние проблемы формирования предпосылок к учебной деятельности дошкольников; выявлялись и обосновывались условия формирования предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников; проводились диагностические исследования.
На втором этапе уточнялся объект, предмет, цель, основные задачи исследования; проводилась поисковая часть опытно-поисковой работы.
На третьем этапе проводилась опытно-поисковая работа, обрабатывались ее результаты, уточнялись выводы, оформлялся текст выпускной квалификационной работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы (65 наименования). Основной текст выпускной квалифицированной работы представлен на 90 страницах. Текст иллюстрирован 7 таблицами, 4 рисунками.
При системно-деятельностном подходе к проблеме подготовки детей к учебной деятельности должен учитываться ряд значимых факторов. Своеобразие дошкольного образовательного учреждения состоит в том, что оно является учреждением с приоритетом игровой деятельности. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, как отмечают психологи, является игровая. В игровой деятельности развивается произвольность психических процессов и возникают новообразования. Согласно теоретическим положениям Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева все новообразования возникают в недрах ведущей деятельности [35]. Игра подводит дошкольников к порогу учебной деятельности, в игровой деятельности закладываются предпосылки к учебной деятельности.
В процессе формирования предпосылок учебной деятельности у детей складывается активная позиция, развивается интерес к учению, произвольность поведения, возрастает познавательная активность, дошкольники учатся самостоятельно добывать знания. Дети учатся принимать поставленную перед ними задачу, продумывать и находить способы действия, осуществлять их вариативность, планировать и анализировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать результаты деятельности, преобразовывать и совершенствовать их. Овладение предпосылками учебной деятельности позволяет детям самостоятельно строить новую деятельность.
В настоящее время проблема формирования предпосылок учебной деятельности находит отражение в нормативных правовых документах и проектах, реализуемых в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
В Законе об образовании в Российской Федерации, принятом Государственной Думой 21 декабря 2012г., а также введенном с 01 января 2014 г. Ф подчеркивается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование у детей предпосылок учебной деятельности, достижение «уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности» [58].
Значительный вклад внесли в развитие проблемы формирования предпосылок к учебной деятельности у дошкольников и младших школьников и, в частности определили структуру и состав предпосылок к учебной деятельности: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Т.В. Габай и др. А так же различные аспекты этой проблемы рассмотрены в работах Н.Н. Подьякова, В.В. Репкина, А.У. Варданян и Г.А. Варданян и др.
В нашем исследовании формирование предпосылок к учебной деятельности рассматривается в динамике, в контексте преемственности между дошкольным и начальным образованием. Проблема подготовки к школе исследуется нами с позиций преемственности ведущих видов деятельности. Опираясь на положение В.В. Давыдова о том, что в дошкольном возрасте формируются не элементы учебной деятельности, а создаются ее универсальные генетические предпосылки [21], мы полагаем, что формирование предпосылок учебной деятельности должно осуществляться в недрах игровой деятельности.
В исследовании мы принимаем во внимание и положение А.П. Усовой [53], что предпосылки учебной деятельности формируются и в процессе обучения. Нельзя недооценивать роль обучения в дошкольном возрасте, так как без этого не будут развиваться, расширяться сюжеты, содержание, правила игр. Но обучение в этом возрасте должно носить игровой характер.
Переход игровой деятельности в учебную, их преемственность рассматривается нами с позиций внутренней логики возрастного развития детей. Дошкольник, реализовавший себя в игре, познавший высокоорганизованную игру, более готов к учебной деятельности, тому, чтобы стать ее активным субъектом. Эта смена должна носить сглаженные формы и обеспечить построение содержания образования в целостную систему.
Несмотря на наличие психологических и педагогических исследований по проблеме формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, этот вопрос остается недостаточно изученным с методической точки зрения. Это позволяет говорить о необходимости теоретического осмысления и практической разработки данного направления в дошкольном возрасте.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью формировать предпосылки к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
Поиск эффективных путей решения обозначенного выше противоречия привел нас к проблеме исследования: каковы условия формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников?
Актуальность и проблема исследования позволила сформулировать тему данной работы, следующим образом: «Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников».
Цель данной работы - теоретически обосновать и практически проверить условия формирования предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников.
Объект исследования - процесс формирования предпосылок учебной деятельности.
Предмет исследования - условия формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с обозначенной выше целью в работе были поставлены следующие задачи:
- определить понятие «учебная деятельность» и раскрыть ее структуру;
- выявить состав предпосылок к учебной деятельности;
- описать условия к формированию предпосылок к учебной деятельности в дошкольном возрасте;
- осуществить диагностическое исследование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы;
- описать ход работы по формированию предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
- провести сравнительный анализ результатов исследования.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (наблюдение за учебно-воспитательным процессом, беседы с детьми, опытно-поисковая работа), метод количественной обработки данных.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- разработана, практически апробирована и определена эффективность условий формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
- подобран комплекс игр и игровых упражнений, основанный на применении последовательности игровых заданий, выполнение которых формирует у старших дошкольников предпосылки к учебной деятельности.
Материалы проведенного исследования могут быть использованы в практике работы воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
Этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе анализировалась общая и специальная литература; изучалось состояние проблемы формирования предпосылок к учебной деятельности дошкольников; выявлялись и обосновывались условия формирования предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников; проводились диагностические исследования.
На втором этапе уточнялся объект, предмет, цель, основные задачи исследования; проводилась поисковая часть опытно-поисковой работы.
На третьем этапе проводилась опытно-поисковая работа, обрабатывались ее результаты, уточнялись выводы, оформлялся текст выпускной квалификационной работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы (65 наименования). Основной текст выпускной квалифицированной работы представлен на 90 страницах. Текст иллюстрирован 7 таблицами, 4 рисунками.
В ходе исследования по теме «Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников» были поставлены следующие задачи:
- Определить понятие «учебная деятельность» и раскрыть ее структуру;
- Выявить состав предпосылок к учебной деятельности;
- Описать условия к формированию предпосылок к учебной деятельности в дошкольном возрасте;
- Осуществить диагностическое исследование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы;
- Описать ход работы по формированию предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
- Провести сравнительный анализ результатов исследования.
В рамках проделанной нами работы мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме условия формирования предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия данной темы, выявили структуру учебной деятельности, определили состав предпосылок. А так же выделили условия, обеспечивающие эффективное формирование предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста и пришли к следующим выводам:
В результате проведенного исследования нами было рассмотрена сущность и основные характеристики учебной деятельности в психолого - педагогической литературе. Учебная деятельность - вид деятельности, направлена на самого обучающегося как ее субъекта - совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению ими социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Мы выявили, что ученые выделяют различное количество компонентов, включённых в структуру учебной деятельности, но все они едины в том, что основными структурными компонентами учебной деятельности являются:
• учебная задача,
• учебное действие,
• действие контроля,
• действие оценки.
Перечисленные компоненты взаимосвязаны и неразрывны между собой. Важно, что различный уровень сформированности компонентов учебной деятельности у детей влияет на формирование учебной деятельности в целом. На уровень сформированности самих компонентов учебной деятельности в свою очередь влияет уровень развития предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Мы выделили из большего перечня предпосылок к учебной деятельности, которые необходимо формировать у детей старшего дошкольного возраста, наиболее значимые: умение соподчинять свои действия правилу; умение осуществлять контроль за своими действиями; умение слушать и слышать взрослого и точно выполнять задание, предлагаемое в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно-воспринимаемому образцу.
При выявлении условий успешного формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста была проанализирована как научно-теоретическая, так и методическая литература, в том числе авторские образовательные программы для дошкольного образования.
Мы выяснили, что формирование предпосылок учебой деятельности у детей дошкольного возраста происходит постепенно и последовательно, а так же пришли к выводу, что предпосылки к учебной деятельности нужно формировать, основываясь на ведущую деятельность данного возраста - игру, включая в нее элементы учения.
На этапе исследования для диагностики уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, использовались следующие методики: методика «Домик» (Н.И. Гуткиной); методика «Рисование бус» (И.И. Аргинской); методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконина).
Диагностическое исследование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности детей по всем методикам на начальном этапе опытно-поисковой работы детей показало, что 1 ребенок (7%) имеет высокий уровень, 3 детей (20%) имеют выше среднего уровень развития, 6 детей (40%) - уровень развития средний, 2 детей (13%) - уровень развития ниже среднего и 3 ребёнка (20 %) - низкий уровень развития.
В практической части мы апробировали условия работы по формированию предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Были подобраны специальные игры и игровые упражнения, с помощью которых мы целенаправленно смогли повлиять на формирования предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. использование разных форм организации познавательной деятельности детей; обогащение предметно-пространственных
характеристик среды с учетом необходимости включения детей в разные виды деятельности;
После повторного проведения диагностических методик на итоговом этапе исследования, мы выяснили, что у большинства дошкольников уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности стал значительно выше. У 4 детей (27%) имеют высокий уровень развития, 4 детей (27%) - уровень развития выше среднего и 7 детей (46%) показали средний уровень развития. Детей с уровнем развития ниже среднего и низким нет.
Таким образом, анализ полученных результатов итогового исследования опытно-поисковой работы позволяет сделать вывод о том , что использование выделенных условий имеет огромное значение для формирования предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. Цель и задачи достигнуты.
- Определить понятие «учебная деятельность» и раскрыть ее структуру;
- Выявить состав предпосылок к учебной деятельности;
- Описать условия к формированию предпосылок к учебной деятельности в дошкольном возрасте;
- Осуществить диагностическое исследование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы;
- Описать ход работы по формированию предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
- Провести сравнительный анализ результатов исследования.
В рамках проделанной нами работы мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме условия формирования предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия данной темы, выявили структуру учебной деятельности, определили состав предпосылок. А так же выделили условия, обеспечивающие эффективное формирование предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста и пришли к следующим выводам:
В результате проведенного исследования нами было рассмотрена сущность и основные характеристики учебной деятельности в психолого - педагогической литературе. Учебная деятельность - вид деятельности, направлена на самого обучающегося как ее субъекта - совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению ими социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Мы выявили, что ученые выделяют различное количество компонентов, включённых в структуру учебной деятельности, но все они едины в том, что основными структурными компонентами учебной деятельности являются:
• учебная задача,
• учебное действие,
• действие контроля,
• действие оценки.
Перечисленные компоненты взаимосвязаны и неразрывны между собой. Важно, что различный уровень сформированности компонентов учебной деятельности у детей влияет на формирование учебной деятельности в целом. На уровень сформированности самих компонентов учебной деятельности в свою очередь влияет уровень развития предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Мы выделили из большего перечня предпосылок к учебной деятельности, которые необходимо формировать у детей старшего дошкольного возраста, наиболее значимые: умение соподчинять свои действия правилу; умение осуществлять контроль за своими действиями; умение слушать и слышать взрослого и точно выполнять задание, предлагаемое в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно-воспринимаемому образцу.
При выявлении условий успешного формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста была проанализирована как научно-теоретическая, так и методическая литература, в том числе авторские образовательные программы для дошкольного образования.
Мы выяснили, что формирование предпосылок учебой деятельности у детей дошкольного возраста происходит постепенно и последовательно, а так же пришли к выводу, что предпосылки к учебной деятельности нужно формировать, основываясь на ведущую деятельность данного возраста - игру, включая в нее элементы учения.
На этапе исследования для диагностики уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, использовались следующие методики: методика «Домик» (Н.И. Гуткиной); методика «Рисование бус» (И.И. Аргинской); методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконина).
Диагностическое исследование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности детей по всем методикам на начальном этапе опытно-поисковой работы детей показало, что 1 ребенок (7%) имеет высокий уровень, 3 детей (20%) имеют выше среднего уровень развития, 6 детей (40%) - уровень развития средний, 2 детей (13%) - уровень развития ниже среднего и 3 ребёнка (20 %) - низкий уровень развития.
В практической части мы апробировали условия работы по формированию предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Были подобраны специальные игры и игровые упражнения, с помощью которых мы целенаправленно смогли повлиять на формирования предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. использование разных форм организации познавательной деятельности детей; обогащение предметно-пространственных
характеристик среды с учетом необходимости включения детей в разные виды деятельности;
После повторного проведения диагностических методик на итоговом этапе исследования, мы выяснили, что у большинства дошкольников уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности стал значительно выше. У 4 детей (27%) имеют высокий уровень развития, 4 детей (27%) - уровень развития выше среднего и 7 детей (46%) показали средний уровень развития. Детей с уровнем развития ниже среднего и низким нет.
Таким образом, анализ полученных результатов итогового исследования опытно-поисковой работы позволяет сделать вывод о том , что использование выделенных условий имеет огромное значение для формирования предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. Цель и задачи достигнуты.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Особенности формирования мотивационного компонента, готовности к обучению в школе у старших дошкольников с ДЦП (Психология лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарат, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (Арский Педагогический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2022 - Робототехника как средство развития предпосылок УУД у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УУД У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «СИТУАЦИЯ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР в процессе деятельности учителя дефектолога (Дошкольная специальная педагогика,Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2018 - Робототехника как средство развития предпосылок УУД у детей
старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020



