Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №97166

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2019
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
126
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Сущность и основные понятия «учебной деятельности» 20
1.3. Современные взгляды на формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 29
Глава 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ
УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕ¬
ЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Изучение начального уровня сформированности предпосылок
учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Комплекс заданий для формирования предпосылок учебной
деятельности у детей и оценка их эффективности 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Актуальность темы работы. Проблема учебной деятельности - это одна из центральных в возрастной и педагогической психологии, а изучение мотивации учебной деятельности является одним из наиболее актуальных направлений в психологии образования.
Цели образования, новые социальные запросы определяют общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Проблема готовности ребёнка к школе была актуальна всегда.
Важным этапом в жизни ребёнка старшего дошкольного возраста является подготовка к школе.
Формирование навыков учебной деятельности - необходимое условие успешного обучения в школе. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [40], принятом 21 декабря 2012 г., а также в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [41] рассматривается данная проблема.
Одной из целей Закона «Об Образовании», ч. 1 ст. 64, является «создание предпосылок учебной деятельности, то есть формирование условий, позволяющих ребенку перейти к процессу обучения без каких-либо затруднений» [40].
В Федеральном Государственном образовательном стандарте представлены целевые ориентиры, которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности [41].
В своём теоретическом объяснении, в настоящее время, концепция учебной деятельности базируется на принципе ведущей роли обучения в развитии ребёнка (Л.С. Выготский [11]), общепсихологической теории деятельности, принципе единства психики и деятельности (С.Л. Рубинштейн [32]), находящейся в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственных действий и типов учения (П.Я. Гальперин [13], и другие).
Вместе с тем исследования специалистов по дошкольному обучению показали, что формирование предпосылок учебной деятельности начинается в дошкольном возрасте в процессе обучения (У.В. Ульенкова [38], А.П. Усова [39] и др.).
Объект исследования - процесс формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс заданий для формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель данной работы - разработать или подобрать комплекс заданий для формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста и обосновать возможность его включения в процесс обучения.
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме и раскрыть содержание понятия «предпосылки учебной деятельности детей дошкольного возраста».
2. Разработать критерии оценки уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста
3. Выявить начальный уровень сформированности предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников
4. Разработать или подобрать комплекс заданий, направленный на формирование предпосылок учебной деятельности для детей дошкольного возраста, и выявить их эффективность
Теоретическую основу исследования составили разработанные теоретические положения, изложенные в работах таких психологов, педагогов, как A. Н. Леонтьев, Е.Ю. Никитина, А.В. Петровский и др. (о единстве сознания и деятельности); Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. (о развитии психики человека в деятельности и учение о ведущей деятельности); Л.С. Выготский, B. В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин (идеи концепции игровой и учебной деятельности как ведущих в дошкольном и младшем школьном возрастах); О. Анищенко, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др. (исследования учебной деятельности, ее предпосылок в ДОУ)
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме и обобщение, наблюдение, качественный и количественный анализ результатов.
Практическая значимость исследования: подобранный комплекс заданий для формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста может быть использованы педагогами ДОУ.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ ПГО «Детский сад № 54», г. Полевского, в подготовительной к школе группе, спи-сочный состав которой составляет 22 человека.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По итогам проделанной работы можно заключить, что тема предпосылок учебной деятельности старших дошкольников довольно актуальна на сегодняшний день, поскольку определяет степень школьной адаптации ребёнка в будущем, его учебную успеваемость, личностный рост и склонность к девиантному поведению.
Целью данной работы было теоретически обосновать и практически проверить условия формирования предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников.
В связи с поставленной целью в первой главе этого исследования:
- проанализировали психолого-педагогическую литературу по изучаемой теме, обозначив важность формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте, раскрыли содержание понятия «предпосылки учебной деятельности детей дошкольного возраста».
- рассмотрели особенности формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- теоретически обосновали модель формирования предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предпосылками к учебной деятельности называются определенные качества, необходимые для возникновения личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Во второй главе:
- обозначили этапы, методы, методики исследования;
- охарактеризовали выборку и результаты эксперимента, в ходе которого была выявлена неготовность к школьному обучению практически у половины воспитанников;
- был разработан и внедрён комплекс заданий по формированию пред-посылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировали эффективность комплекса заданий по формированию предпосылок учебной деятельности детей старших дошкольников. Для выявления уровня сформированности предпосылок учебной деятельности были подобраны следующие диагностические методики: «Столкновение интересов» (Н.И. Гуткина) для изучения личностного компонента предпосылок (мотивация желания пойти в школу), «Рукавички» (Г.А. Цукерман) для выявления уровня развития коммуникативного аспекта предпосылок (умение общаться, договариваться), «Графический диктант» (Эльконин Д.Б.) для изучения регулятивного аспекта (умение слушать и запоминать поставленную задачу, действовать по правилам, заданным извне), «Домик» (Н.И. Гуткина), цель которой - выявить уровень развития познавательного компонента (умение сосредоточить и удержать внимание на объекте, запомнить и воспроизвести материал).
На формирующем этапе исследования был составлен комплекс игр и упражнений, направленный на формирование предпосылок учебной деятельности старших дошкольников. Задания в комплексе представлены по 4 блокам.
Результаты контрольного эксперимента показали, что у воспитанников подготовительной группы значительно повысился уровень развития по всем компонентам предпосылок учебной деятельности, а именно:
- появление положительного отношения к школе, чувства необходимости учения (личностный аспект);
- развитие таких качеств, как умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать, осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения работы (коммуникативный аспект);
- умение действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи, развитие произвольности действий и сформированность эмоционально-волевой сферы (регулятивный аспект);
- проявление интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, развитие пространственной ориентировки и развитие мелких движений, умение действовать по инструкции взрослого (познавательный аспект).
Итак, комплекс заданий для формирования предпосылок учебной деятельности подтвердил свою эффективность.
Цель исследования достигнута, задачи выполнены.



1. Арапова-Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / Н. А. Арапова-Пискарева. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 98 с.
2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. - М.: Просвещение, 2008. - С. 27.
3. Белкина, В. Н. Математическое развитие дошкольников в условиях
реализации новых государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. - 2014 - № 4 - Том II (Психолого-педагогические науки). URL::
http://vestnik.yspu.org/releases/2014_4pp/16.pdf(дата обращения: 19.09.2017).
4. Белошистая, А. В. Развитие логического мышления у дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - М.; ВЛАДОС, 2013. - 296 с.
5. Белошистая, А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей [Текст] / А. В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2017. - №2. - С. 69
6. Белошистая, А. В. О диагностике математического развития детей [Текст] / А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2015. - №3. - С. 11¬18.
7. Белошистая, А. В. Современные программы математического образования дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - Феникс, 2015. -256 с.
8. Блехер, Ф. Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.Н. Блехер // Дошкольное воспитание. - 2010. - №11. - С. 15-23.
9. Будько, Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций [Текст] / Т. С Будько. - Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
10. Власенко, Н. В. Математическое развитие дошкольников на основе
интегрированного подхода [Электронный ресурс] // Успехи современного естествознания.2013-№10.-С.125-127 URL: http://natural-
sciences.ru/ru/article/view?id=33004(дата обращения: 27.05.2018).
11. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 199 с.
12. Габай, Т. В. Учебная деятельность и ее средства [Текст] / Т. В. Га-бай. - М. : МГУ, 2007. - 256 с.
13. Гальперин, П. Я. О методах обучения и умственном развитии ребенка: 30 лет спустя [Текст] // Обучение и развитие: современная теория и практика: Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С.Выготского. Москва, 16-20 ноября 2015г.; под ред. В.Т.Кудрявцева: В 2 ч. Ч.1. - Т. 1. - М, 2015. - С. 84-88.
14. Давыдов, В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении [Текст] / В. В. Давыдов.- Томск: Пеленг, 2008. - 240 с.
15. Демина, Е. С. Развитие элементарных математических представлений. Анализ программ дошкольного образования [Текст] / Е. С. Демина. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 122 с.
16. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 280 с.
17. Долгова, В. И., Кондратьева О. А., Конурова О. А. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - С. 56-60. URL: https://e-koncept.ru/2015/95518.htm(дата обращения: 27.05.2018)
18. Долгова, В. И. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / В. И. Долгова, Г. Ю. Гольева, Н. В. Крыжановская - М.: Перо, 2015. - 172 с.
19. Долгова, В. И. Развитие воображения у дошкольников [Текст] / В. И. Долгова, Н. В. Крыжановская. - Челябинск: АТОКСО, 2010. - 123 с.
20. Дошкольная педагогика: учебное пособие [Текст] / Л. В. Трубайчук, С. Д. Кириенко, С. В. Проняева. - Челябинск: ООО Издательство РЕКПОЛ, 2010. - 290 с.
21. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
22. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ [Текст] / под ред. О.В. Дыбиной. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 112 с.
23. Козина, Л. Ю. Игры по математике для дошкольников [Текст] / Л. Ю. Козина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 63 с.
24. Микляева, Ю. Комплексный подход к проведению занятий по формированию элементарных математических представлений [Текст] / Ю. Микляева // Ребёнок в детском саду. - 2009. - №1. - С. 16-19.
25. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова. - СПб: Детство- Пресс, 2008. - 75 с.
26. Михайлова, З. А. Математика от трех до семи [Текст] / З. А. Михай-лова. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. - 420 с.
27.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
28. Панишева, К. А. Формирование интереса к учебной деятельности [Текст] / К. А. Панишева, С. О. Щелина // Молодой ученый. 2016. - №2. - С. 825-828.
29. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: Планы занятий [Текст] / И. А. Помораева, В. А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 20 с.
30. Распопова, С. Г. Подготовка детей старшей группы детского сада к обучению в школе [Текст] // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога материалы Всероссийской научно¬практической конференции преподавателей и студентов. - 2013. - С. 58-59.
31. Репкин, В. В. Развивающее обучение: теория и практика [Текст] / В. В. Репкин. - Томск : Пеленг, 2007. - 288 с.
32. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / C. Л. Рубинштейн. - М.: Питер, 2002 г. - 720 с.
33. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина - М.: изд. центр «Академия», 2002. - 576 с.
34. Смирнова, Е. О. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности [Текст] / Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - С. 70-73.
35. Смирнова, Е. О. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников [Текст] / Е. О. Смирнова, И. Ф. Рябкова // Вопросы психологии. -2013. - № 2. С. 15-24.
36. Степанова, М. И. Школьная зрелость как важная предпосылка учебной деятельности [Текст] / М. И. Степанова, И. П. Лашнева, З. И. Сазанюк // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 6. - С. 6-13.
37. Субботина, С. В. Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности [Текст] / С. В. Субботина // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4. C. 108-114.
38. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова. - М.: Педагогика, 2004. - 480 с.
39. Усова, А. П. Обучение в детском саду [Текст] / А. П. Усова. - М.: Просвещение, 2017. - 129 с.
40. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года [Электронный ресурс] // URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/(дата обращения: 27.05.2018).
41. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва
42. Филиппова, Е. В. Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной [Текст] / Е. В. Филиппова // Психологическая наука и образование. - 2016. - № 3. - С. 85-93.
43. Фролова, А. Н. Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры / А. Н. Фролова // Молодой ученый. 2016. - №23.2. - С. 120-125. URL https://moluch.ru/archive/127/35381/(дата обращения: 27.05.2018).
44. Цукерман, Г. А. Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова как ресурс повышения компетентности российских школьников / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии, - 2005, - №4, с. 84-95.
45. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Рассоха, О. В. Шапарь ; под ред. В. Б. Шапаря. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 806 с.
46. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е. И. Щербакова. -М: Академия, 2008. - 272 с.
47. Хузеева, Г. Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника: психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка [Текст] / Хузеева Г. Р., ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014.-160с.
48. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» [Элек-тронный ресурс] // Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 1020-1022. - URL https://moluch.ru/archive/103/23955/(дата обращения: 07.01.2018)
49. Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у до-школьников [Текст] / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 153 с.
50. Чугунова, К. А., Щелина С. О. Формирование интереса к учебной деятельности [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 825-828.- URLhttps://moluch.ru/archive/106/25301/(дата обращения: 20.04.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ