Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности в групповой работе в начальной школе

Работа №24887

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
508
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты проблемы формирования навыков самостоятельной учебной деятельности в начальной школе 8
1.1. Понятие самостоятельной учебной деятельности в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности формирования навыков самостоятельной учебной деятельности у младших школьников 25
1.3. Групповая работа как средство формирования навыков самостоятельной учебной деятельности у младших школьников 31
2. Разработка методических рекомендаций для классного воспитателя по формированию навыков самостоятельной учебной деятельности в начальной школе 42
2.1. Особенности организации самостоятельной учебной деятельности при работе с УМК «Гармония» 42
2.2. Методические рекомендации для классного воспитателя
по формированию навыков самостоятельной учебной деятельности в начальной школе 48
2.3. Экспертная оценка методических рекомендаций для классного воспитателя по формированию навыков самостоятельной учебной деятельности в начальной школе 67
Заключение 69
Список использованных источников 73
Приложение А


Актуальность. Многолетние наблюдения и исследования показывают, что один из эффективных путей укрепления учебных навыков — активная и разнообразная самостоятельная деятельность учащихся над материалом; организация этой деятельности — важный резерв методики обучения, рациональное использование его дает возможность поднять овладение учебным материалом на более высокий уровень.
Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу — это требования самой жизни, определяющее во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно¬воспитательный процесс.
В материалах ФГОС НОО второго поколения одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации» [43]. В связи с этим, ключевой компетенцией младшего школьника является учебная самостоятельность, которая основывается на рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности учащихся и опирается на общеучебные умения и навыки.
В разделе 2 «Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» указывается, что «.. .метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно¬следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение».
Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения.
Изучению вопросов самостоятельной учебной деятельности учащихся в том или ином объеме уделялось внимание как в классической, так и в современной отечественной педагогике (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, Е.С. Полат, Н.А. Половникова,М.Н. Скаткин, А.З. Усова, К.Г. Чикнаверова и др.).
Отношение к определению самостоятельной работы и самостоятельной деятельности трансформировалось одновременно с изменениями, происходившими в дидактике в целом.
Хорошие условия для формирования и развития навыков самостоятельной учебной деятельности создают групповые формы обучения и труда, широко используемые в настоящее время в начальных классах школы.
Таким образом, проблема исследования заключается в обосновании групповой работы как средства формирования навыков самостоятельной учебной деятельности в начальной школе.
Цель исследования: разработать методические рекомендации для классного воспитателя по формированию навыков самостоятельной учебной деятельности в групповой работе в начальной школе.
Объект исследования: процесс формирования навыков самостоятельной учебной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования: групповая работа как средство формирования навыков самостоятельной учебной деятельности в начальной школе.
Гипотеза исследования: групповая работа будет способствовать формированию навыков самостоятельной учебной деятельности в начальной школе, если она будет удовлетворять следующим положениям:
1) в качестве поощрения каждая группа получает «награды» одну на всех в виде оценки, поощрения, похвалы или других видов оценки совместной деятельности;
2) индивидуальная ответственность каждого ученика, т.е. успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена;
3) каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретико-методологических подходов к понятию самостоятельной учебной деятельности.
2. Выявить особенности формирования навыков самостоятельной учебной деятельности у младших школьников.
3. Рассмотреть групповую работу как средство формирования навыков самостоятельной учебной деятельности в начальной школе.
4. Разработать методические рекомендации для классного воспитателя по формированию навыков самостоятельной учебной деятельности в групповой работе в начальной школе.
5. Провести экспертную оценку разработанных методических рекомендаций для классного воспитателя по формированию навыков самостоятельной учебной деятельности в групповой работе в начальной школе.
Методы исследования:
- теоретические: анализ педагогической и психологической литературы, изучение нормативных и программно-методических документов по проблеме формирования навыков самостоятельной учебной деятельности в начальной школе;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности учащихся, обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть полезны классному воспитателю в начальной школе для организации групповой работы по формированию навыков самостоятельной учебной деятельности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования можно сделать ряд следующих выводов:
1. Самостоятельная учебная деятельность рассматривалась как в классической, так и современной отечественной педагогике. В научно-педагогической литературе дается неоднозначная интерпретация понятий «самостоятельная работа» и «самостоятельная учебная деятельность».
Самостоятельная учебная деятельность понимается нами как внутренне мотивированная, целенаправленная учебная деятельность обучающегося, структурированная и обладающая развивающим потенциалом, продуктом которой могут стать изменения в самом учащемся (П.И. Пидкасистый).
Самостоятельная работа учащихся — это форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств (Б.П. Есипов).
Можно выделить следующие умения самостоятельной учебной деятельности: владеть приемами самоорганизации и организации своей деятельности; принимать поставленные преподавателем цели и определять самостоятельно цели учебной работы (целеобразование); планировать действия по решению учебной задачи, достижению цели; участвовать в поиске общего решения учебной задачи; применять, конкретизировать условия и определять границы применения способов решения учебных задач; контролировать и оценивать процесс и результат учебной деятельности (Н.Г. Калашникова).
Исследования ученых-педагогов и психологов позволяют установить уровни самостоятельной продуктивной деятельности учащихся (копирующая, репродуктивная, продуктивная и самостоятельная деятельность).
В дидактической и методической литературе можно встретить многочисленные классификации типов и видов самостоятельной работы учащихся по различным основаниям и критериям.
2. В материалах ФГОС НОО второго поколения одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации». Современные программы начальной школы также содержат требование воспитывать учебную самостоятельность и формировать умение учиться.
При формировании самостоятельной деятельности необходимо учитывать индивидуальные характеристики, а также возрастные особенности младшего школьника.
Самостоятельные работы различаются по материалу, над которым работают учащиеся (это могут быть предметы и явления окружающей действительности). Имеют большое значение самостоятельные работы, связанные с наблюдением, постановкой опытов, с проведением практических и лабораторных работ, так как содействуют развитию у учащихся наблюдательности, исследовательских умений, навыков. Большое место в начальных классах занимает самостоятельная работа с учебной книгой, ее текстом, иллюстрациями, картами и т.д.
Современному ученику нужен такой урок, на котором реализуется исследовательский подход к обучению (ребёнок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда), где учитель учит ребёнка учиться, обучает деятельности.
Важно не просто введение самостоятельных работ и увеличение их количества, а организация именно системы самостоятельных заданий, связанных со всем преподаванием в целом.
3. Важнейшим средством формирования навыков самостоятельной учебной деятельности у младших школьников является организация учебного сотрудничества на уроке, под которым подразумевают различные виды совместной работы обучаемых, направленных на решение учебных задач.
Задача педагога заключается в том, чтобы найти правильное взаимоотношение между формами самостоятельной работы: индивидуальные, фронтальные, парные и групповые.
Обучение, основанное на групповых формах организации урока, способствует тому, чтобы к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач.
Разные варианты обучения в сотрудничестве (обучение в малых группах) способны решать разные задачи обучения, совокупность же разнообразных подходов с четким определением дидактической роли каждого из них позволяет добиваться действительно высоких результатов.
4. На основании анализа педагогической и психологической литературы, изучения нормативных и программно-методических документов по проблеме формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, изученного практического опыта были сформулированы методические рекомендации по формированию навыков самостоятельной учебной деятельности в начальной школе для классного воспитателя.
5. Разработанным методическим рекомендациям для классного воспитателя по формированию навыков самостоятельной учебной деятельности была дана экспертная оценка. Получены рецензии от двух классных воспитателей начальной школы МБОУ СОШ «Школа- интернат № 1 им. В.П. Синякова» г. Красноярска.
В экспертном заключении отмечена актуальность тематики предложенных на экспертизу материалов. Разработанные и представленные для экспертизы методические материалы рекомендуются к использованию в учебном процессе младшей школы.
Гипотеза исследования о том, что групповая работа будет способствовать формированию навыков самостоятельной учебной деятельности в начальной школе, если она будет удовлетворять следующим положениям: в качестве поощрения каждая группа получает «награды» одну на всех в виде оценки, поощрения, похвалы или других видов оценки совместной деятельности; индивидуальная ответственность каждого ученика, т.е. успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена; каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов, подтверждена теоретическими выводами и экспертной оценкой.



1. Аветисян, Т.А. УМК «Гармония» [Электронный ресурс] / Т.А. Аветисян- Режим доступа: http://nsportal.ru/user/657022/page/umk-garmoniya-1.
2. Анохина, Т.А. Учебник как средство систематизации знаний учащихся:
автореф. дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс] / Т.А. Анохина- Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/
dissertaciya-uchebnik-kak-sredstvo-sistematizatsii-znaniy-uchaschihsya.
3. Батышев, А.С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя / А.С. Батышев. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. - 200 с.
4. Бекетова, О.А. Активация самостоятельной работы учащихся [Электронный ресурс] / О.А. Бекетова. - Режим доступа:
https://multiurok.ru/files/aktivatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia.html.
5. Бухалко, Н.И. Групповая работа на уроках русского языка во 2-м классе / Н.И. Бухалко // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 4.
6. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования /Л.С. Выготский. Т.1. [Электронный ресурс] / Л.С. Выготский. - Режим доступа: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/
IdNotice:234563/Source:default.
7. Данилов, М.А. и др. Дидактика /под ред. Б.П. Есипова; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики [Электронный ресурс] / М.А. Данилов. - Режим доступа: http://elib. gnpbu.ru/text/danilov_esipov_ didaktika_1957/go8fs0/.
8. Дьякова, Е.И. Самостоятельная учебная деятельность учащихся [Электронный ресурс] / Е.И. Дьякова - Режим доступа: http: //nsportal .ru/shkola/muzyka/library/2013/11/17/samostoyatelnaya-uchebnaya-deyatelnost-uchashchikhsya.
9. Демидова С.И. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике (формирование умений самостоятельной работы) [Электронный ресурс] / С.И. Демидова, Л.О. Денищева, - Режим доступа: http://edu-lib.net/matematika-2/dlya-uchiteley-i-prepodavateley/demidova-s-i- denishheva-l-o-samostoyatelnaya-deyatelnost-uchashhihsya-pri-obuchenii- matematike-formirovanie-umeniy-samostoyatelnoy-rabotyi.
10. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Электронный ресурс] / Б.П. Есипов. - Режим доступа: http://elib. gnpbu.ru/text/ esipov_samostoyatelnaya-rabota_1961.
11. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя / Л.В. Жарова. - М.: Просвещение, 2003. - 205 с.
12. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.
13. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах / Н.Б. Истомина. - М., 1985.
14. Иванова, Л.А. Психолого-педагогическая диагностика в работе учителя [Электронный ресурс] / Л.А. Иванова. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanieshkoly/library/2013/02/02/psikhologo -pedagogicheskaya-diagnostika-v-rabote.
15. Каиров, И.А. Педагогика / И.А. Каиров. - М., 2004. - 458 с.
16. Калашникова, Н.Г. Портрет ученика при переходе в основное звено школы. [Электронный ресурс] / Н.Г. Калашникова. - Режим доступа: http://center.fio.ru/som/es/2003/08/articles/doklad05.htm.
17. Калинина, Н.В. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практич. пос. / Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова. - М.: АРКТИ, 2008. - 80 с.
18. Курносова, Н.А. Требования к результатам освоения ООП НОО [Электронный ресурс] / Н.А. Курносова. - Режим доступа: http: //nsportal .ru/bl o g/nachalnayashkol a/all/2011/04/11/trebovaniyak-rezultatam-osvoeniya-oop-noo.
19. Леонтьев, А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа: плюс и минус. - 2001. - № 1. - С. 4.
20. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М., 2001.
21. Моро, М.И. Самостоятельная деятельность учащихся на уроках арифметики в начальных классах. - М., 2012. - 215 с
22. Невежина, Е.А. Виды самостоятельной учебной деятельности и ее применение на уроках в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] / Е.А. Невежина. - Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/librarv/2015/08/31/vidy-samostoyatelnoy-uchebnoy.
23. Нильсон, О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. - [Электронный ресурс] / О.А. Нильсон - Режим доступа: http: //search.rsl .ru/en/record/01006947601.
24. Огородников, И.Т. Дидактические основы повышения самостоятельности и активности учащихся / И.Т. Огородников. - М.: Академия, 2004. - 286 с.
25. Оконь, В. Введение в общую дидактику [Электронный ресурс] / В. Оконь.
- Режим доступа:http://www.studmed.ru/okon-v-osnovY-problemnogo-obucheniya_82944d83308.html.
26. Орлов, В.Н. Активность и самостоятельность учащихся. - М.: Логос, 2004.-74 с.
27. Особенности обучения по образовательной программе «Гармония» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://shkolabuduschego.ru/ school/osobennosti-obucheniya-po-obrazovatelnoy-programme-garmoniya.html.
28. Панфилова, А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений. - СПб.: Знание, 2005.
29. Партилхаева, Э.В. Продуктивная самостоятельная учебная деятельность как способ проектирования индивидуальной траектории развития одаренных учащихся» [Электронный ресурс] / Э.В. Партилхаева. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannyeyazyki/angliiskiyyazyk/librarY/2015/05/24/p roduktivnaya-samostoyatelnaya-0.
30. Педагогика высшей школы: учебно-метод. пособие. - Казань: изд-во Казанского университета, 1985. - 192 с.
31. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебник / П.И. Пидкасистый. - М., 2006. - 175 с.
32. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / [Электронный ресурс] / П.И. Пидкасистый. - Режим доступа: - http://www.studmed.ru/pidkasistyy-pi-samostoyatelnaya- poznavatelnaya-deyatelnost-shkolnikov-v-obuchenii-teoretiko- eksperimentalnoe-issledovanie_aa723ce2c89.html#.
33. Полат, Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
34. Половникова, Н.А. Структура познавательной деятельности учащихся при реализации одного из путей формирования познавательной самостоятельности школьников / Н.А. Половникова. - Казань: КГПИ, 2005. - С. 41-56.
35. Программы (УМК) современной начальной школы [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http: //nsportal .ru/nachalnaya- shkola/materialy-mo/
2016/01/09/formirovanie-uchebnoy-samostoyatelnosti.
36. Савушкина, Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т.П. Савушкина // Завуч начальной школы. - 2008. -№ 4.
37. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. 2 -е изд. / [Электронный ресурс] / М.Н. Скаткин - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0167/3_0167-59.shtml.
38. Стоян, С.А. Дифференцированный подход к организации самостоятельной работы на уроке [Электронный ресурс] / С.А. Стоян. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/diffierientsirovannyi-podkhod-k-orghanizatsii- samostoiatiel-noi-raboty-na-urokie.html.
39. Стрезикозин, В.П. Руководство учебным процессом / В.П. Стрезикозин // Школьные технологии. - 2004. - № 4.
40. Танцоров, С.Т. Групповая работа в развивающем образовании: исследовательская разработка для учителя / С.Т. Танцоров // Перемены. - 2001. - № 2. - С. 89-111.
41. Таратынко, Л.Е. Формирование учебной самостоятельности [Электронный ресурс] / Л.Е. Таратынко. - Режим доступа:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2016/01/09/formirovanie-uchebnoy-samostoyatelnosti.
42. Усова, А.В. Межпредметные связи в условиях стандартизации образования / А.В. Усова // Физика в школе. - 2000. - № 3. - С. 46-48.
43. ФГОС НОО Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/197127/.
44. Чайка, В.М. Основы дидактики [Электронный ресурс] / В.М. Чайка. - Режим доступа:http: //studbo oks. net/30815/pedago gika/o snovy _didaktiki.
45. Чикнаверова, К.Г. Самостоятельная учебная деятельность как основа развития самостоятельности обучающихся: методологический аспект отечественных исследований / К.Г. Чикнаверова // Образование и наука. - 2010. - № 4 (72).
46. Чиханова, О.В. Групповая форма организации урока введения нового знания // Начальная школа плюс до и после. - № 2. - 2003. - С. 36.
47. Шамова, Т.И. Формирование самостоятельной познавательности в процессе обучения / Т.И. Шамова. - М.: Академия, 2005. - 68 с.
48. Шапочкин, А.А. Групповые методы работы на уроке как основа активизации учебного процесса [Электронный ресурс] / А.А. Шапочкин. - Режим доступа:http://nsportal.ru/ap/librarY/drugoe/2015/03/11/gruppovye-metody-raboty-na-uroke-kak-osnova-aktivizatsii-uchebnogo.
49. Шестакова, Т.Ю. Как организовать групповую учебную работу младших школьников. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2016/08/05/kak-organizovat-gruppovuyu-uchebnuyu.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ