Warning: filesize(): stat failed for files/screen/99/99271/2022-11-29_18-40-52.png in /var/www/html/workspay.ru/module/work/work_function.php on line 402
Warning: filesize(): stat failed for files/screen/99/99271/2022-11-29_18-40-52.png in /var/www/html/workspay.ru/module/work/work_function.php on line 402
Воспитательная работа с воспитанниками детского дома, - выпускная квалификационная работа
Глава 1. Теоретические основы воспитательной работы с воспитанниками младшего школьного возраста в детском доме 6
1.1. Воспитательная работа: понятие, сущность, характеристика,
нормативно-правовая база 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников детского
дома младшего школьного возраста 15
1.3. Формы, методы, средства, направления воспитательной работы с
воспитанниками детского дома младшего школьного возраста 24
Глава 2. Эмпирическое изучение воспитательной работы с воспитанниками детского дома младшего школьного возраста на примере ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Алапаевска» 34
2.1. Анализ деятельности детского дома по воспитательной работе с
воспитанниками младшего школьного возраста 34
2.2. Программа воспитательной работы с воспитанниками детского дома
младшего школьного возраста 49
Заключение 61
Список использованной литературы 65
Приложения 72
Актуальность темы исследования: естественной средой воспитания ребенка является семья. Именно она выступает в качестве первого института социализации. В семье происходит формирование личности ребенка, закладываются основы его поведения и взаимодействия в социуме.
В случаях, когда ребенок, по тем или иным причинам остался без попечения родителей, влияние семьи как института социализации отсутствует, что негативно отражается на формировании его личности и адаптации в обществе.
Кроме того, многие дети, проживая до прибытия в детский дом, в семьях, находящихся в социально опасном положении, имеют негативный опыт проживания в социуме (совершали правонарушения, занимались бродяжничеством). Такие дети, оказавшись в детском доме, испытывают трудности в адаптации к жизни в данном учреждении, нарушают дисциплину, допускают самовольные уходы, испытывают трудности в обучении.
Поэтому, имеется острая необходимость в организации воспитательной работы в детском доме, направленной на предупреждение негативных тенденций развития личности воспитанников.
В настоящее время ощущается недостаток современных научных исследований по данной проблематике, поэтому, актуальность темы исследования обусловлена противоречием между важностью организации воспитательной работы с воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и недостаточным научно-методическим обеспечением данной деятельности.
Современная ситуация в сфере воспитания характеризуется наличием большого числа нормативных правовых актов различного уровня. При этом отсутствует четкое понимание цели и задач воспитательной работы. Также для учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характерна общая тенденция к оптимизации организационных структур с целью экономии бюджетных расходов, что в первую очередь затрагивает кадровый потенциал и финансирование сферы воспитания.
Противоречие: между необходимостью проведения воспитательной работы с воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и недостаточным научно-методическим обеспечением данной деятельности педагогов и специалистов детского дома.
Проблема исследования: каким должно быть содержание
воспитательной работы с воспитанниками детского дома?
Тема исследования: «Воспитательная работа с воспитанниками детского дома».
Ограничение: в своей работе мы будем рассматривать воспитанников младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста в детском доме.
Предмет исследования: содержание воспитательной работы с
воспитанниками младшего школьного возраста в детском доме.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать программу воспитательной работы с воспитанниками детского дома младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: вероятно, воспитательная работа с
воспитанниками младшего школьного возраста в детском доме будет успешна, если будут определены формы (групповые и индивидуальные) и методы (этическая беседа, проведение культурно-досуговой деятельности) работы с детьми, а также разработана программа воспитательной работы с учетом выделенных форм и методов.
Задачи исследования:
1) изучить понятие, сущность, характеристику и нормативно-правовую базу воспитательной работы;
2) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику воспитанников детского дома младшего школьного возраста;
3) изучить формы, методы, средства, направления воспитательной работы с воспитанниками детского дома младшего школьного возраста;
4) проанализировать деятельность детского дома по воспитательной работе с воспитанниками младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1) теоретические - анализ и синтез, анализ научной литературы по теме исследования, анализ документации.
2) эмпирические - анализ документов учреждения, диагностика (методика изучения уровня воспитанности Н.П. Капустиной, М.И. Шиловой).
База исследования: ГКУ «Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних города Алапаевск».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Воспитательная работа в условиях детского дома представляет собой специально организованную, целенаправленную деятельность администрации и педагогического коллектива по реализации нормативных правовых актов различного уровня в сфере воспитания.
Воспитательная работа осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального уровня. Имеющаяся нормативная
правовая база различного уровня в сфере организации процесса воспитания носит разрозненный характер (вопросы воспитания отражены во множестве различных нормативных правовых актах федерального уровня).
Учитывая отсутствие специальных нормативных правовых актов федерального уровня по вопросам воспитательной работы в условиях детского дома, при ее организации, необходимо руководствоваться нормативными документами, регламентирующими данную деятельность в сфере образования.
На основе анализа нормативных правовых актов федерального уровня выделяются в качестве направлений воспитательной работы с воспитанниками детского дома: профилактика асоциального поведения обучающихся; развитие системы дополнительного образования в школе; организация деятельности органов ученического самоуправления.
Воспитательная работа с воспитанниками детского дома младшего школьного возраста осуществляется с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Воспитанники детских домов младшего школьного возраста имеют особенности в развитии и поведении, отличающие их от детей, воспитывающихся в семьях. К ним относятся:
1) развитие у детей, воспитывающихся в детском доме гиперактивности, или, наоборот, пониженной активности;
2) пониженные коммуникативные способности, низкая эмоциональная устойчивость, неадекватное отношение к внешнему миру и самому себе, низкая работоспособность;
3) низкий уровень развития наглядно-образного мышления;
4) преобладание у детей среднего и низкого уровня психического развития, а также неравномерность развития различных психических функций;
5) доминирование классификационных форм мышления;
6) склонность к делению детьми мира на «своих» и «чужих»;
7) повышенный уровень тревожности в новой для детей учебной деятельности.
Указанные особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут стать причиной различных отклонений в поведении.
Воспитательная работа в детском доме предполагает использование системного, комплексного подхода. Она осуществляется в виде комплекса профилактических, коррекционно-развивающих, культурно-досуговых
мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности воспитанников.
В качестве методов и форм воспитательной работы в детском доме могут быть использованы: этическая беседа, проведение культурно-досуговой деятельности, работа наставников несовершеннолетних воспитанников, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел. В настоящее время в воспитательной работе применяется технологический подход.
Воспитательная работа, являясь специально организованной деятельностью в рамках детского дома, имеет определенную структуру, включающую в себя целевой блок; содержательный блок (направления воспитательной работы); процессно-технологический блок; методы и средства работы с воспитанниками; результаты воспитательной работы.
ГКУ СРЦН города Алапаевска входит в структуру органов социальной защиты населения и выполняет одновременно функции учреждения временного пребывания для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и детского дома для детей-сирот от 3 до 18 лет.
Воспитательная работа с воспитанниками детского дома осуществляется
по следующим направлениям: гражданско-патриотическое воспитание;
духовно-нравственное воспитание; воспитание положительного отношения к труду и творчеству; интеллектуальное воспитание; здоровьесберегающее воспитание; профилактика пропусков детьми учебных занятий по неуважительным причинам и асоциального поведения младших школьников.
В процессе воспитательной работы с воспитанниками задействованы все педагогические работники учреждения. Она осуществляется в плановом порядке с привлечением социальных партнеров.
В ходе анализа воспитательной работы в ГКУ СРЦН города Алапаевска выявлена проблема, заключающаяся в том, что воспитательная работа с детьми младшего школьного возраста не выделена в отдельное направление деятельности. В частности, отсутствуют отдельный план, затрагивающий вопросы воспитательной работы с данной категорией воспитанников. Воспитанники младшего школьного возраста недостаточно привлекаются к подготовке и проведению мероприятий в рамках реализации направлений воспитательной работы. Основная нагрузка по воспитанию воспитанников указанной категории ложится на воспитателей групп.
Между тем, как показывают результаты проведенной педагогом- психологом СРЦН диагностики, дети-сироты младшего школьного возраста из числа воспитанников детского дома испытывают ряд особенностей в своем развитии, выражающихся в неготовности к присвоению социального опыта; еклонности к внешнему контролированию; неразвитости адекватных форм общения со взрослыми и сверстниками. Также, воспитанники указанной категории испытывают трудности в обучении, что может впоследствии стать причиной развития у них различных форм отклоняющегося поведения.
Решение выявленной в ходе исследования проблему, возможно, посредством разработки и реализации программа воспитательной работы с воспитанниками детского дома младшего школьного возраста.
Разработанная в рамках нашего исследования программа воспитательной работы с воспитанниками младшего школьного возраста, охватывает все ее аспекты и может быть использована в практике работы по данному направлению в условиях детского дома.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Абельбейсов В. А. Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. №3. С. 82-86.
2. Афасижева С. С. Социальная проблема сиротства в условиях становления института социальной работы // Новые технологии. 2007. №4. С. 19-20.
3. Аксенов А. М. Защита прав выпускников организаций для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в постинтернатный период // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 5-10.
4. Абрашитова И. И., Паточкина Н. А. Проблемы социальной адаптации выпускников детских домов и интернатов // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2015. №1 (8). С. 3-5.
5. Бобылева И. А. Подготовка кадров для постинтернатного сопровождения сирот: анализ опыта // ИСОМ. 2015. № 2. С. 57-67.
6. Бревнова В. М. Социальная адаптация воспитанников детского дома средствами социально-педагогической деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук., 2008. 24 с.
7. Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 2012. 479 с.
8. Григорьева М. И. Технологический подход к социальной работе как деятельности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011. №1. С. 111-117.
9. Горнова Т. С. Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. №2. С. 192-196.
10. Донина О. И., Вагина Е. Е. Характеристика современных технологий социально-психологической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей // Современные исследования социальных проблем. 2011. №4. С. 38.
11. Деева Е. В. Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе подготовки к самостоятельной жизни // Вестник ТГУ. 2015. №9 (149). С. 101-107.
12. Дружинина А. А. Инновационный опыт решения проблем формирования навыков самостоятельной жизни у воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник ТГУ. 2015. №9 (149). С. 50-56.
13. Зотова Ю. И. Особенности организации досуга детей и подростков // Международный студенческий научный вестник. 2016 URL: http://www.scienceforum.ru/2016/2080/17986 (дата обращения: 21.10.2017).
14. Ишматова А. Р., Бондарчук Т. В. Постинтернатное сопровождение выпускников как технология социальной работы с детьми // Человек. Спорт. Медицина. 2014. №2. С. 19-25.
15. Конституция Российской Федерации: офиц. текст от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.
...