Warning: filesize(): stat failed for files/screen/99/99271/2022-11-29_18-40-52.png in /var/www/html/workspay.ru/module/work/work_function.php on line 402 Warning: filesize(): stat failed for files/screen/99/99271/2022-11-29_18-40-52.png in /var/www/html/workspay.ru/module/work/work_function.php on line 402 Воспитательная работа с воспитанниками детского дома, - выпускная квалификационная работа

Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитательная работа с воспитанниками детского дома

Работа №99271

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы воспитательной работы с воспитанниками младшего школьного возраста в детском доме 6
1.1. Воспитательная работа: понятие, сущность, характеристика,
нормативно-правовая база 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников детского
дома младшего школьного возраста 15
1.3. Формы, методы, средства, направления воспитательной работы с
воспитанниками детского дома младшего школьного возраста 24
Глава 2. Эмпирическое изучение воспитательной работы с воспитанниками детского дома младшего школьного возраста на примере ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Алапаевска» 34
2.1. Анализ деятельности детского дома по воспитательной работе с
воспитанниками младшего школьного возраста 34
2.2. Программа воспитательной работы с воспитанниками детского дома
младшего школьного возраста 49
Заключение 61
Список использованной литературы 65
Приложения 72

Актуальность темы исследования: естественной средой воспитания ребенка является семья. Именно она выступает в качестве первого института социализации. В семье происходит формирование личности ребенка, закладываются основы его поведения и взаимодействия в социуме.
В случаях, когда ребенок, по тем или иным причинам остался без попечения родителей, влияние семьи как института социализации отсутствует, что негативно отражается на формировании его личности и адаптации в обществе.
Кроме того, многие дети, проживая до прибытия в детский дом, в семьях, находящихся в социально опасном положении, имеют негативный опыт проживания в социуме (совершали правонарушения, занимались бродяжничеством). Такие дети, оказавшись в детском доме, испытывают трудности в адаптации к жизни в данном учреждении, нарушают дисциплину, допускают самовольные уходы, испытывают трудности в обучении.
Поэтому, имеется острая необходимость в организации воспитательной работы в детском доме, направленной на предупреждение негативных тенденций развития личности воспитанников.
В настоящее время ощущается недостаток современных научных исследований по данной проблематике, поэтому, актуальность темы исследования обусловлена противоречием между важностью организации воспитательной работы с воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и недостаточным научно-методическим обеспечением данной деятельности.
Современная ситуация в сфере воспитания характеризуется наличием большого числа нормативных правовых актов различного уровня. При этом отсутствует четкое понимание цели и задач воспитательной работы. Также для учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характерна общая тенденция к оптимизации организационных структур с целью экономии бюджетных расходов, что в первую очередь затрагивает кадровый потенциал и финансирование сферы воспитания.
Противоречие: между необходимостью проведения воспитательной работы с воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и недостаточным научно-методическим обеспечением данной деятельности педагогов и специалистов детского дома.
Проблема исследования: каким должно быть содержание
воспитательной работы с воспитанниками детского дома?
Тема исследования: «Воспитательная работа с воспитанниками детского дома».
Ограничение: в своей работе мы будем рассматривать воспитанников младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста в детском доме.
Предмет исследования: содержание воспитательной работы с
воспитанниками младшего школьного возраста в детском доме.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать программу воспитательной работы с воспитанниками детского дома младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: вероятно, воспитательная работа с
воспитанниками младшего школьного возраста в детском доме будет успешна, если будут определены формы (групповые и индивидуальные) и методы (этическая беседа, проведение культурно-досуговой деятельности) работы с детьми, а также разработана программа воспитательной работы с учетом выделенных форм и методов.
Задачи исследования:
1) изучить понятие, сущность, характеристику и нормативно-правовую базу воспитательной работы;
2) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику воспитанников детского дома младшего школьного возраста;
3) изучить формы, методы, средства, направления воспитательной работы с воспитанниками детского дома младшего школьного возраста;
4) проанализировать деятельность детского дома по воспитательной работе с воспитанниками младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1) теоретические - анализ и синтез, анализ научной литературы по теме исследования, анализ документации.
2) эмпирические - анализ документов учреждения, диагностика (методика изучения уровня воспитанности Н.П. Капустиной, М.И. Шиловой).
База исследования: ГКУ «Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних города Алапаевск».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Воспитательная работа в условиях детского дома представляет собой специально организованную, целенаправленную деятельность администрации и педагогического коллектива по реализации нормативных правовых актов различного уровня в сфере воспитания.
Воспитательная работа осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального уровня. Имеющаяся нормативная
правовая база различного уровня в сфере организации процесса воспитания носит разрозненный характер (вопросы воспитания отражены во множестве различных нормативных правовых актах федерального уровня).
Учитывая отсутствие специальных нормативных правовых актов федерального уровня по вопросам воспитательной работы в условиях детского дома, при ее организации, необходимо руководствоваться нормативными документами, регламентирующими данную деятельность в сфере образования.
На основе анализа нормативных правовых актов федерального уровня выделяются в качестве направлений воспитательной работы с воспитанниками детского дома: профилактика асоциального поведения обучающихся; развитие системы дополнительного образования в школе; организация деятельности органов ученического самоуправления.
Воспитательная работа с воспитанниками детского дома младшего школьного возраста осуществляется с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Воспитанники детских домов младшего школьного возраста имеют особенности в развитии и поведении, отличающие их от детей, воспитывающихся в семьях. К ним относятся:
1) развитие у детей, воспитывающихся в детском доме гиперактивности, или, наоборот, пониженной активности;
2) пониженные коммуникативные способности, низкая эмоциональная устойчивость, неадекватное отношение к внешнему миру и самому себе, низкая работоспособность;
3) низкий уровень развития наглядно-образного мышления;
4) преобладание у детей среднего и низкого уровня психического развития, а также неравномерность развития различных психических функций;
5) доминирование классификационных форм мышления;
6) склонность к делению детьми мира на «своих» и «чужих»;
7) повышенный уровень тревожности в новой для детей учебной деятельности.
Указанные особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут стать причиной различных отклонений в поведении.
Воспитательная работа в детском доме предполагает использование системного, комплексного подхода. Она осуществляется в виде комплекса профилактических, коррекционно-развивающих, культурно-досуговых
мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности воспитанников.
В качестве методов и форм воспитательной работы в детском доме могут быть использованы: этическая беседа, проведение культурно-досуговой деятельности, работа наставников несовершеннолетних воспитанников, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел. В настоящее время в воспитательной работе применяется технологический подход.
Воспитательная работа, являясь специально организованной деятельностью в рамках детского дома, имеет определенную структуру, включающую в себя целевой блок; содержательный блок (направления воспитательной работы); процессно-технологический блок; методы и средства работы с воспитанниками; результаты воспитательной работы.
ГКУ СРЦН города Алапаевска входит в структуру органов социальной защиты населения и выполняет одновременно функции учреждения временного пребывания для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и детского дома для детей-сирот от 3 до 18 лет.
Воспитательная работа с воспитанниками детского дома осуществляется
по следующим направлениям: гражданско-патриотическое воспитание;
духовно-нравственное воспитание; воспитание положительного отношения к труду и творчеству; интеллектуальное воспитание; здоровьесберегающее воспитание; профилактика пропусков детьми учебных занятий по неуважительным причинам и асоциального поведения младших школьников.
В процессе воспитательной работы с воспитанниками задействованы все педагогические работники учреждения. Она осуществляется в плановом порядке с привлечением социальных партнеров.
В ходе анализа воспитательной работы в ГКУ СРЦН города Алапаевска выявлена проблема, заключающаяся в том, что воспитательная работа с детьми младшего школьного возраста не выделена в отдельное направление деятельности. В частности, отсутствуют отдельный план, затрагивающий вопросы воспитательной работы с данной категорией воспитанников. Воспитанники младшего школьного возраста недостаточно привлекаются к подготовке и проведению мероприятий в рамках реализации направлений воспитательной работы. Основная нагрузка по воспитанию воспитанников указанной категории ложится на воспитателей групп.
Между тем, как показывают результаты проведенной педагогом- психологом СРЦН диагностики, дети-сироты младшего школьного возраста из числа воспитанников детского дома испытывают ряд особенностей в своем развитии, выражающихся в неготовности к присвоению социального опыта; еклонности к внешнему контролированию; неразвитости адекватных форм общения со взрослыми и сверстниками. Также, воспитанники указанной категории испытывают трудности в обучении, что может впоследствии стать причиной развития у них различных форм отклоняющегося поведения.
Решение выявленной в ходе исследования проблему, возможно, посредством разработки и реализации программа воспитательной работы с воспитанниками детского дома младшего школьного возраста.
Разработанная в рамках нашего исследования программа воспитательной работы с воспитанниками младшего школьного возраста, охватывает все ее аспекты и может быть использована в практике работы по данному направлению в условиях детского дома.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Абельбейсов В. А. Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. №3. С. 82-86.
2. Афасижева С. С. Социальная проблема сиротства в условиях становления института социальной работы // Новые технологии. 2007. №4. С. 19-20.
3. Аксенов А. М. Защита прав выпускников организаций для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в постинтернатный период // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 5-10.
4. Абрашитова И. И., Паточкина Н. А. Проблемы социальной адаптации выпускников детских домов и интернатов // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2015. №1 (8). С. 3-5.
5. Бобылева И. А. Подготовка кадров для постинтернатного сопровождения сирот: анализ опыта // ИСОМ. 2015. № 2. С. 57-67.
6. Бревнова В. М. Социальная адаптация воспитанников детского дома средствами социально-педагогической деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук., 2008. 24 с.
7. Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 2012. 479 с.
8. Григорьева М. И. Технологический подход к социальной работе как деятельности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011. №1. С. 111-117.
9. Горнова Т. С. Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. №2. С. 192-196.
10. Донина О. И., Вагина Е. Е. Характеристика современных технологий социально-психологической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей // Современные исследования социальных проблем. 2011. №4. С. 38.
11. Деева Е. В. Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе подготовки к самостоятельной жизни // Вестник ТГУ. 2015. №9 (149). С. 101-107.
12. Дружинина А. А. Инновационный опыт решения проблем формирования навыков самостоятельной жизни у воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник ТГУ. 2015. №9 (149). С. 50-56.
13. Зотова Ю. И. Особенности организации досуга детей и подростков // Международный студенческий научный вестник. 2016 URL: http://www.scienceforum.ru/2016/2080/17986 (дата обращения: 21.10.2017).
14. Ишматова А. Р., Бондарчук Т. В. Постинтернатное сопровождение выпускников как технология социальной работы с детьми // Человек. Спорт. Медицина. 2014. №2. С. 19-25.
15. Конституция Российской Федерации: офиц. текст от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ