Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация процесса развития художественно-эстетических способностей у детей среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Работа №99251

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
75
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Сущность понятия «художественно-эстетические
способности» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития
художественно-эстетических способностей у детей среднего дошкольного возраста 14
1.3. Значение и роль изобразительной деятельности в
организации процесса развития художественно-эстетических способностей у детей среднего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1. Диагностика развития художественно-эстетических
способностей у детей среднего дошкольного возраста на начальном этапе 29
2.2. Ход и результаты опытной работы по организации процесса
развития художественно-эстетических способностей у детей среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 61


Актуальность исследования. В современных условиях художественно¬эстетическое воспитание, призвано быть гарантом сохранения целостности и полноценного формирования развивающейся личности. Формирование личности с художественно-эстетическими способностями - это одна из важнейших задач педагогической практики и теории. Подрастающее поколение должно быть созидателем, с активным творческим началом и развитым чувством прекрасного с раннего дошкольного возраста, считая его мерилом человеческих ценностей.
Актуальность исследования также детерминирована введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее ФГОС ДО), в которых художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается как целая образовательная область и направлена на всестороннее гармоничное развитие личности. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, художественно¬эстетическое развитие дошкольников реализуется во всех примерных образовательных программах дошкольного образования, а также программах для дошкольников в области изобразительного искусства и изобразительной деятельности.
Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы показал, что изобразительная деятельность играет большую роль в развитии художественно-эстетических способностей, совершенствовании изобразительных и графических умений и навыков в рисовании, развивает воображение, инициативу, активность детей (Л.С. Выготский, Н.П. Сакулина, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Т.Н. Доронова и др.). Исследователи утверждают, что изобразительная деятельность детей среднего дошкольного возраста построена на игровой мотивации, так как в непринужденной обстановке ребенку проще овладевать техникой рисования, в результате процесс развития насыщен позитивным эмоциональным настроем.
Дети среднего дошкольного возраста способны освоить способы изображения предметов окружающей его действительности. Предметное рисование - это изображение предмета, отображение своих впечатлений, ощущений, о нем путём применения различных средств выразительности. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.
Итак, художественно-эстетическое воспитание - одно из основных направлений развития детей дошкольного возраста, включающее не только воспитание эстетических чувств и эстетических потребностей, но и формирование специальных художественно-графических умений и навыков, необходимых для процесса творческого развития, что происходит в разных видах изобразительной деятельности. Однако содержание педагогической работы по художественно-эстетическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности разработано недостаточно.
Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью художественно-эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации изобразительной деятельности применительно к данному возрасту.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каким образом обеспечить организацию развития художественно-эстетических способностей в процессе изобразительной деятельности?
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили тему выпускной квалификационной работы: «Организация процесса развития художественно-эстетических способностей у детей среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Объект исследования: процесс художественно-эстетического развития детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие художественно-эстетических способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и на практике проверить эффективность комплекса занятий по изобразительной деятельности, направленный на развитие художественно-эстетических способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «художественно-эстетические способности»;
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития художественно-эстетических способностей у детей среднего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть возможности изобразительной деятельности в процессе развития художественно-эстетических способностей у детей среднего дошкольного возраста.
4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы, подобрать диагностические методики и провести диагностику развития художественно-эстетических способностей у детей среднего дошкольного возраста.
5. Разработать и провести комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие художественно-эстетических способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Теоретической основой исследования являются: теории
художественно-эстетического воспитания (И.А. Зязюн, А.В. Киричук, Г.С. Костюк, В.Ф. Передерий, Б.М. Теплов, А.Н. Семашко, Б.П. Юсов), эстетического воспитания средствами различных видов искусства (Л.О. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Л.Г. Коваль, Б.М. Неменский, А.М. Федь, Ю.У. Фогт-Бабушкин, Л.О. Хлебникова, Г.П. Шевченко, О.П. Щолокова), специфики художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (А.В. Бакушинский, Н.А. Ветлугина, Т.В. Волосовец, Т.Н. Доронова, Т.Г. Казакова, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, Н.Н. Леонова, И.А. Лыкова, Н.В. Микляева, Г.С. Швайко, Ф. И. Шмит) процесс эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольных учреждений.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
- теоретические методы: анализ и обобщение нормативных
документов и методической литературы, сравнение, обобщение, синтез;
- практические методы: тестирование детей, количественная,
качественная и графическая обработка полученных данных.
Практическая значимость исследования раскрывается
в изучении процесса развития художественно-эстетических способностей у детей среднего дошкольного возраста, а также разработке и апробации комплекса занятий по изобразительной деятельности, направленный на художественно-эстетическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. Разработанный комплекс занятий можно использовать в условиях дополнительного образования при работе с дошкольниками.
База опытно-поисковой работы: МБДОУ - детский сад комбинированного вида №464 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 20 детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Художественно-эстетические способности, это способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и понимать красоту в окружающей действительности и мире искусства (по Н.Н. Леоновой).
Результатом процесса развития художественно-эстетических способностей, следует понимать в триединстве показателей (по Т.В. Волосовец):
- способность воспринимать красоту;
- характер художественно-эстетических переживаний;
- познавательная активность эстетического восприятия.
2. Развитие художественно-эстетических способностей
в среднем дошкольном возрасте происходит на всех этапах развития и становления личности, начиная с самого раннего детства. Именно на этапе среднего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие художественно-эстетических способностей, а также расширение чувственного опыта по средствам различных продуктивных видов деятельности. Ведущим признаком высокого уровня развития художественно-эстетических способностей является наличие способности любования красотой, совершенством в жизни и искусстве, а также способность воспроизводить образы, связанные с красотой. Художественно - эстетические способности ребенка представляют собой систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности.
3. Изобразительная деятельность играет важную роль в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Специфика занятий лепкой, рисованием, конструированием, аппликацией имеет широкие возможности для познания прекрасного и развития у дошкольника эмоционально-эстетического отношения к действительности.
4. По итогам проведенных диагностических заданий были выявлены уровни развития художественно-эстетических способностей у детей среднего дошкольного возраста в совокупности выделенных показателей, представленный на рис. 12.
В целом, проведенное исследование позволяет констатировать, что у детей среднего дошкольного возраста развитие художественно¬эстетических способностей по выделенным показателям не достаточно. Так средний уровень развития художественно-эстетических способностей зафиксирован у 12 детей (60%), высокий - у 7 детей (35%). Эти выборки детей характеризуются позитивным эмоциональным откликом на предметы искусства; качественно выраженными, аргументированными
высказываниями своих оценок и суждений о предметах искусства; активным использованием имеющихся знаний, умений и навыков в воплощении своих художественно-творческих образов. Но необходимо обратить внимание на детей, имеющих низкий уровень развития - 1 человек (5%).
Причиной такой ситуации является недостаточный накопленный художественно-эстетический опыт для данного возраста, незначительный опыт общения с произведениями разных видов искусства; и как следствие низкий уровень знаний и представлений об особенностях выразительных средств искусства, малый запас сведений об окружающем мире, бедность и неточность представлений, несформированность познавательных интересов.
Данный этап определил потребность в разработке комплекса занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие художественно-эстетических способностей по выделенным показателям.
5. В начале опытно-поисковой работы был разработан комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие художественно-эстетических способностей у детей среднего дошкольного возраста. Опытно-поисковая работа проходила на базе МБДОУ - детский сад комбинированного вида №464 г. Екатеринбурга.
На протяжении формирующего этапа опытно-поисковой работы использовался метод наблюдения. Метод наблюдения позволил планомерно собрать информацию, систематизировать, сделать выводы. Представим выводы по выделенным показателям:
4) по показателю «Способность воспринимать красоту» дети проявляли высокую степень активности в организованной деятельности при эстетическом восприятии художественного произведения. Дети удерживали внимание при изучении объектов искусства.
5) по показателю «Характер художественно-эстетических
переживаний» отмечено, что дети стали проявлять устойчивость внимания, самостоятельно вглядывались в репродукции картин, задавали вопросы, предполагали, высказывали свое мнение, смогли выделять главные средства изображения и самостоятельно повторить рисунок по шаблону, были организованы.
6) по показателю «Познавательная активность при художественно- эстетическом восприятии», в целом, можно констатировать, что у детей дошкольного возраста после проведения комплекса занятий по изобразительной деятельности, наблюдается сформировалась познавательная активность - интерес, инициатива и самостоятельность.
Также, в процессе наблюдений за детьми на занятиях замечено:
Во-первых, у детей расширился словарный запас в описании художественно-эстетической выразительности предметов искусства, мира; стали появляться развернутые эстетические суждения при восприятии репродукций картин. Во-вторых, у детей появились эмоциональные проявления, и эмоциональные переживания в художественно-эстетической деятельности. В-третьих, дошкольники стали более осознанно подходить к восприятию художественных произведений за счет развития произвольности интереса и устойчивости внимания. И, в-четвертых, у большинства детей повысился уровень познавательной активности, инициативы.



1. Аверьянова, Т. А. Управление системами образования [Текст] : учебно-методическое пособие / Т. А. Аверьянова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. - Магнитогорск : Магнитогорский гос. техн. ун-т им. Г. И. Носова, 2017. - 91 с.
2. Алексахин, Н. В. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству [Текст] / Н. В. Алексахин // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - С. 23-27.
3. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание [Текст] / А. В. Бакушинский. - М.: Карапуз, 2011. - 312 с.
4. Богатырева, М. Х. Развитие творческих способностей детей на основе художественных традиций : монография [Текст] / М. Х. Богатырева ; М-во образования и науки РФ, Карачаево-Черкесский гос. ун-т им. У. Д. Алиева. - Карачаевск : КЧГУ, 2007. - 142 с.
5. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. - Москва : Культура : Академический проект, 2005. - 238, [1] с.
6. Волосовец, Т. В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии [Текст] / Т. В. Волосовец. - М.: Русское слово, 2015. - 216 с.
7. Галанов, А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст] / А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова. - М: ТЦ «Сфера», 2010. - 80 с.
8. Гляделова, Н. П. Уроки рисования для дошкольников: пособие для педагогов [Текст] / Н. П. Гляделова. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2015. - 144 с.
9. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] : учебник для бакалавров по направлению 050100 "Педагогика" / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 464 с.
10. Грибовская, А. А. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий [Текст] / Под ред. А. А. Грибовской. - М: ТЦ «Сфера»,
2016. - 192 с.
11. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] / Г. Г. Григорьева. - М.: Академия, 2010. - 237 с.
12. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г. Г. Григорьева. - М.: Педагогика, 2010. - 228 с.
13. Григорьева, Н. В. Психология развития и возрастная психология [Текст] : курс лекций / Н. В. Григорьева ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Чувашский гос. ун-т им. И. Н. Ульянова". - Чебоксары : Изд-во Чувашского ун-та, 2012. - 159, [1] с.
14. Грязева, В. Г. Одаренные дети: экология творчества
[Текст] / В. Г. Грязева, В. А. Петровский. - Москва: ИПИ РАО, ЧГИИК, 2013. - 40 с.
15. Домогацкая, И. Е. Методика диагностики эстетических способностей детей 3-5 лет [Текст] / И. Е. Домогацкая. - М. : Классика-XXI, 2004 (ПИК ВИНИТИ). - 13, [3] с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ