Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Работа №98361

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
104
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Характеристика понятия «эстетическое отношение» к природе 7
1.2. Особенности развития эстетического отношения к природе
у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Возможности изобразительной деятельности в развитии
эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1. Диагностическое исследование развития эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 32
2.2. Содержание работы по развитию эстетического отношения
к природе у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к природе является одной из приоритетных задач современной педагогики, решению различных аспектов которой в области дошкольного воспитания уделяется большое внимание на сегодняшний день. Важнейшей составляющей нравственного поведения ребенка в окружающей среде является развитие эстетического отношения к природе. По словам Т.С. Комаровой, «умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать как можно раньше. Истинная красота заложена в окружающем мире, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее». Ребенка надо научить видеть красоту и доброту вокруг себя — в природе, жизни и деятельности человека. Необходимо подводить детей к пониманию, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы друг от друга.
В старшем дошкольном возрасте дети уже избирательны в выборе красивого и имеют на этот счет свои собственные суждения и сами, исходя из своих возможностей, творят «красивое», чтобы удивлять, восхищать, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир. Осуществлять процесс развития эстетического отношения к родной природе необходимо так, чтобы вызвать у детей яркие эмоции и впечатления.
Изобразительное искусство занимает значимое место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность позволяет выразить детям свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему в творческих работах. В процессе изобразительной деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства.
Однако происходит это не само собой, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и четкого руководства воспитателя, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка. Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует воспитатель, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, также развить способности в той или иной области деятельности.
Актуальность проблемы позволила сформулировать тему данной работы следующим образом: «Развитие эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Цель данной работы: теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе комплекс занятий, направленный на развитие эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Объект исследования: процесс развития эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих задач:
1) на основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «эстетическое отношение» к природе;
2) выявить особенности развития эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста;
3) раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста;
4) разработать комплекс занятий по развитию эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности и проверить его эффективность в опытно-поисковой работе.
Для реализации данных задач предполагается использование следующих методов и приемов:
1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы согласно проблеме исследования;
2) словесный — рассказ, беседа, использование художественного слова;
3) наглядный — наблюдение, демонстрация репродукций картин;
4) практический — самостоятельное выполнение детьми продуктов изобразительной деятельности;
5) мотивационный — создание проблемной ситуации;
6) игры — дидактические игры, эпизодические игровые приемы (упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выполнением других заданий);
7) диагностика уровня развития эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, качественный и количественный анализ полученных данных, их табличное, графическое изображение.
Теоретическую основу данной работы составили:
• работы, направленные на эстетическое воспитание дошкольников: Ветлугиной Н.А., Вакуленко Ю.А., Есаян Т.С., Никитиной Э.В., Флериной Е.А. и др.;
• исследования, посвященные развитию эстетического отношения к природе у дошкольников: Адаскиной, А.А., Ветлугиной Н.А., Саморуковой П.Г., Смольянинова И.Ф.;
• работы, посвященные исследованию развивающих возможностей изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста: Лабунской Г.В., Ветлугиной Н.А., Григорьева Г.Г., Теплова Б.М., Сакулиной Н.П., Игнатьева Е.И., Кузина В.С., Комаровой Т.С., Шпикаловой Т.Я., Флериной Е.А., Мелик-Пашаева А.А., Дороновой Т.Н.
Практическая база исследования: г. Красноуфимск, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №4 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ литературы и результаты опытно-поисковой работы подтвердили актуальность выбранной темы. Развитие эстетического отношения к природе в настоящее время является одним из важных аспектов дошкольной педагогики, поскольку очень важно научить детей бережно и с любовью относиться к природе.
В ходе исследования были решены поставленные задачи.
1. Рассмотрев в теоретической части работы о сущности понятия «эстетическое отношение», мы пришли к выводу, что эстетическое отношение ребенка дошкольного возраста к природе — это эмоционально-деятельностная связь с миром, проявляющаяся в деятельности, в характере взаимодействия с природой и людьми» (В.А. Сухомлинский). Эстетическое отношение к природе формируется в результате целенаправленного общения человека с природой, в ходе которого он выделяет ее свойства и качества, вызывающие его интерес, стремление любоваться объектами природы.
Компонентами процесса развития эстетического отношения к природе выступают: восприятие красоты природы, эмоциональное сопереживание природе, ответственное поведение в окружающем мире природы.
2. Старший дошкольный возраст — благоприятный период для развития у детей эстетического отношения к природе. В этом возрасте безгранична возможность расширять и уточнять представления детей о природе. Дети в этом возрасте учатся наблюдать, развивают любознательность, у них формируются экологические знания о сезонных явлениях природы. Происходит знакомство детей с многообразием родной природы, с растениями и животными различных климатических зон. Формируются представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Выявлены следующие педагогические условия развития эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста:
1) организация художественно-эстетической среды в детском саду, способствующей обогащению эстетического опыта детей;
2) разработка комплекса занятий изобразительной деятельностью, направленных на развитие у детей эмоционального отношения к художественным образам, олицетворяющим природу;
3) вовлечение детей в коллективную художественно-творческую деятельность, способствующую развитию культурного поведения в окружающей среде.
3. Раскрыты воспитательные возможности изобразительной деятельности в развитии эстетического отношения к природе у детей.
Анализируя литературу, мы сделали вывод, что средства изобразительной деятельности являются одним из основных средств, помогающих педагогу в реализации этих задач. Такими средствами выступают чтение художественной литературы с описанием красоты природы, рассматривание произведений искусств, которые передают образы растительного и животного мира, прослушивание музыкальных композиций, которые точно передают настроение и состояние сезонных явлений природы, непосредственное общение с природой в наблюдениях.
Изобразительная деятельность — это особая форма передачи ребенком своего видения природы, отношения к ней. Возможности изобразительной деятельности в развитии эстетического отношения детей к природе показывают, что ознакомление детей с явлениями и объектами природы обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет эстетическое отношение к природе
Исследование показало, что и познавательный интерес к изобразительной деятельности у детей 5-6 лет довольно велик, а наличие интереса — это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, изобразительная деятельность обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то рисунок, аппликация или лепка.
4. На основе методической разработке И.А. Лыковой были разработаны уровневые характеристики, а также проведены диагностические задания.
Мы выделили следующие показатели развития у детей эстетического отношения к природе:
• когнитивный — представления о красоте окружающего мира, воплощенные в художественных образах природных объектов;
• эмоционально-ценностный — развитие у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживания по отношению к природе в ее разных состояниях через изобразительную деятельность;
• деятельностно-практический — бережное и заботливое отношение ко всему живому, выраженное в художественно-эстетической деятельности.
В ходе проведенного диагностического исследования на констатирующем этапе нами были получены следующие результаты: 10% детей показали низкий уровень развития эстетического отношения к природе, 50% детей средний уровень и 40% высокий уровень.
5. На основе парциальной программы Лыковой И.А. «Цветные ладошки» был разработан перспективный план работы по развитию эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Из перспективного плана взяты и проведены три занятия направленные на развитие эстетического отношения к природе в соответствии с показателями.
Занятие, направленное на развитие эстетического отношения к природе по когнитивному показателю «Времена года», по эмоционально-ценностному показателю «Вальс цветов», по деятельностно-практическому показателю «Путешествие в Подводный мир». Занятия строились на принципах обучения средствами игры, что создавало атмосферу без принуждения и назидания.
Предложенные занятия по развитию эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности оказались увлекательными и интересными для детей. Они включают в себя и игровые, развлекательные моменты, и творческие задания, и познавательные сюжеты, связанных с различными явлениями природы.
На занятиях дети получили массу положительных эмоций, была создана атмосфера творчества, где дети могли выразить и показать свое эстетическое отношение к природе.
Данный комплекс занятий может применяться в практической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эстетического отношения к природе.



1. Адаскина, А. А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности [Текст] / А. А. Адаскина // Вопросы психологии. - 1999. - № 6. - С. 100-109.
2. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. -М. : Просвещение, 1964. - 304 с.
3. Аркин, Е. А. Родителям о воспитании [Текст] : воспитание ребенка в семье от года до зрелости / Е. А. Аркин. - М. : Учпедгиз, 1957. - 347 с.
4. Библер, В. С. Культура. Диалог культур [Текст] : опыт
определения / В. С. Библер // Вопросы философии. - 1989. - № 6. - С. 31-42.
5. Большой психологический словарь [Текст] / под общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК : ОЛМА- ПРЕСС, 2004. - 672 с.
6. Вакуленко, Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников - экологические праздники, викторины, занятия и игры [Текст] /. Ю. А. Вакуленко. - Волгоград : Учитель, 2007. - 98 с.
7. Волков, Н. Н. Восприятие картины [Текст] : пособие для учителя / Н. Н. Волков. - М. : Просвещение, 1976. - 32 с
8. Вопросы эстетического воспитания в детском саду [Текст] / сост. Н. П. Сакулина [и др.]. - М. : Учпедгиз, 1960. - 132 с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 96 с.
10. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выгот¬ский. -СПб. : Азбука, 2000. - 416 с..
11. Голованова, Л. В. Развитие воображения и творческой активности через изобразительную деятельность и декоративно-прикладное творчество [Текст] / Л. В. Голованова // Дополнительное образование и воспитание. - 2017. - № 9. - С. 12-14.
12. Гончарова, Е. В. Теория и методика педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие. /Е. В. Гончарова, И. С, Телегина. - Нижневартовск : Изд-во НВГУ, 2016. - 220 с.
13. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г. Г. Григорьева. - М. : Академия, 1997. - 272 с.
14. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г. Г. Григорьева. - М. : Академия, 2000. - 344 с.
15. Дарвин, Ч. Выражение эмоций у человека и животных [Текст] / Ч. Дарвин // Психология эмоций / авт.-сост. В. К. Вилюнас. - СПб., 2004. - С. 91-99.
16. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов н/Д : Феникс, 1996. - 480 с.
17. Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников [Текст] : метод. пособие для воспитателей дошкол. образоват. учреждений / Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2006. - 192 с.
18. Доронова, Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей [Текст] : метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет / Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 1999. - 160 с.
19. Достижения учащихся по изобразительному искусству как результат образовательной деятельности [Текст] / сост. Н. В. Карпова. - Оренбург : Изд-во ООИУУ, 2008. - 154 с.
20. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для пед. ин-тов : в 2 т. / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1988. - Ч. 2 : Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду. - 270 с.
21. Дружинин, В. Н. Психология творчества [Текст] / В. Н. Дружи¬нин // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, № 5. - С. 101-109.
22. Жуков, Н. Н. В мире искусства [Текст] / Н. Н. Жуков // Творчество. - 1981. - № 9. - С. 14-15.
23. Ермолинская, Е. А. Современные технологии развития изобрази-тельной деятельности детей [Текст]/ Е. А. Ермолинская // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2016. - № 1. - С. 81-92.
24. Есаян, Т. С. Начальное эстетическое воспитание детей 6-7 лет как
фактор целостного освоения ими действительности: (на материале
фольклора) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. С. Есаян ; Рост. гос. пед. ун-т. - Ростов н/Д, 2003. - 28 с.
25. Загадки для дошкольников [Текст] / под ред. Э. И. Кубышки- ной. - М. : Дет. лит., 2000. - 264 с.
26. Игнатьев, Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека [Текст] / Е. И. Игнатьев. - М. : Знание, 1988. - 32 с.
27. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст] / Е. И. Игнатьев. - М. : Учпедгиз, 1961. - 223 с.
28. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства [Текст] / Т. Я. Шпикалова [и др.]. - М. : Мозаика- Синтез, 1997. - 40 с.
29. Каган, М. С. Человеческая деятельность [Текст] : опыт систем. анализа / М. С. Каган. - М. : Политиздат, 1974. - 328 с.
30. Казакова, Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности [Текст] : кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Т. Г. Казакова. - М. : Просвещение : Учеб. лит., 1996. - 159 с.
31. Казакова, Т. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста [Текст] : нетрадицион. техники, планирование, конспекты / Т. Г. Казакова, И. Сайганова, Е. М. Седова. - М. : Сфера, 2006. - 218 с.
32. Кибрик, Е. Искусство и дети [Текст] / Е. Кибрик // Юный художник. - 1995. - № 2. - С. 9-10.
33. Комарова, Т. С. Дети в мире творчества [Текст] : кн. для педагогов дошкол. учреждений / Т. С. Комарова. - М. : Мнемозина, 1995. - 159 с.
34. Комарова, Т. С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей [Текст] / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 10. - С. 26-28.
35. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования [Текст] / Т. С. Комарова. - М. : Просвещение, 1976. - 158 с.
36. Котикова, О. П. Эстетическое воспитание младших школьников [Текст] : пособие для учителей, педагогов внешкол. учреждений / О. П. Котикова, В. Г. Кухаронак. - Минск : Изд-во НМ Центр, 2001. - 192 с.
37. Кудина, Г. Н. Как развивать художественное воспитание у школьников [Текст] / Г. Н. Кудина, А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. - М. : Знание, 1988. - 80 с.
38. Кузин, B. C. Вопросы изобразительного творчества [Текст] / B. C. Кузин. - М. : Просвещение, 1971. - 144 с.
39. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах [Текст] : учеб. пособие для пед. училищ / В. С. Кузин. - М. : Просвещение, 1984. - 319 с.
40. Кузнецова, Е. Изодеятельность - это творчество [Текст] / Е. Кузнецова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - С. 62-64.
41. Лабунская, Г. В. Изобразительное творчество детей [Текст] / Г. В. Лабунская. - М. : Педагогика, 1965. - 231 с.
42. Лабунская, Г. В. Художественное воспитание детей в семье [Текст] / Г. В. Лабунская. - М. : Педагогика, 1970. - 47 с.
43. Логинова, В. И. Возможности эстетического развития детей и задачи эстетического воспитания в дошкольных учреждениях [Электронный ресурс] / В. И. Логинова, Г. П. Саморуков. - URL : http://www.detskiysad.ru/- ped/doshkolnaya48.html(дата обращения: 11.02.2017).
44. Лыкова, И. А. Цветные ладошки [Текст] : парциал. программа худож.-эстетич. развития детей 2-7 лет в изобразит. деятельности : формирование эстетич. отношения к миру / И. А. Лыкова. - М. : Цветной мир, 2014. - 143 с.
45. Межиева, М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет [Текст] / М. В. Межиева. - Ярославль : Акад. развития : Акад. Холдинг, 2002. - 128 с.
46. Межпредметные связи в преподавании искусства в школе [Текст] : сб. науч. тр. / под ред. Е. В. Квятковского. - М. : НИИОП, 1981. - 95 с.
47. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности [Текст] / А .А. Мелик-Пашаев. - М. : Знание, 1981. - 96 с.
48. Никитина, Э. В. Приобщение детей к прекрасному [Текст] / Э. В. Никитина // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 5. - С. 28-32.
49. Никитина, Э. В. Содержание и характер эстетических суждений детей дошкольного возраста о красоте объектов природы [Текст] / Э. В. Никитина // Оптимизация воспитания и обучения в детском саду : межвуз. сб. науч. тр. / Владимир. гос. пед. ин-т им. П. И. Лебедева- Полянского ; отв. ред. Н. В. Плисенко. - Владимир, 1988. - С. 90-99.
50. О декоративно-прикладной деятельности в детском саду [Электронный ресурс]. - URL : http://www.detskiysad.ru/izo/dekor01.html(дата обращения: 21.04.2017).
51. Орлов, А. Б. Психология детства [Текст] : новый взгляд / А. Б. Орлов // Творчество и педагогика : материалы Всесоюз. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л. П. Буева. - М., 1988. - С. 3-10.
52. От рождения до школы [Текст] : пример. общеобразоват. программа дошкол. образования / Н. А. Арапова-Пискарева [и др.] ; под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 361 с.
53. Полунина, В. Н. Искусство и дети [Текст] : из опыта работы учителя / В. Н. Полунина. - М. : Просвещение, 1982. - 191 с.
54. Проведение природоохраняемых акций в ДОУ [Электронный
ресурс]. - URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiymir/2013/-
12/03/provedenie-prirodookhrannykh-aktsiy-v-dou (дата обращения: 21.01.2017).
55. Рогинский, Я. Я. Об истоках возникновения искусства [Текст] / Я. Я. Рогинский. - М . : Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 32 с. :
56. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1976. - 416 с.
57. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. - М. : Просвещение, 1982. - 204 с.
58. Сакулина, Н. П. Рисование в дошкольном детстве [Текст] / Н. П. Сакулина. - М. : Просвещение, 1965. - 214 с.
59. Самороднова, И. Формирование эстетического отношения к миру
[Электронный ресурс] / И. Самороднова. - URL : http://www.maam.ru/-
detskijsad/formirovanie-yesteticheskogo-otnoshenija-k-miru.html (дата
обращения: 12.02.2017).
60. Саморукова, П. Г. Как знакомить дошкольников с природой [Текст] / П. Г. Саморукова. - М. : Просвещение, 1983. - 208 с.
61. Смольянинов, И. Ф. Природа в системе эстетического воспитания [Текст] : кн. для учителя / И. Ф. Смольянинов. - М. : Просвещение, 1985. - 207с.
62. Соколов, А. В. Посмотри, подумай и ответь [Текст] : проверка знаний по изобразит. искусству : из опыта работы / А. В. Соколов. - М. : Просвещение, 1991. - 64 с.
63. Соловьева, Ю. Важность развития навыка рисования в
дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Ю. Соловьева, Л. Куинтанар // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - № 1. - С. 74-78. - URL : https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vazhnost-razvitiya-navyka-
risovaniya-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 21.02.2017).
64. Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст] / В. А. Сухомлин- ский. - М. : Политиздат, 1985. - 270 с.
65. Талько, Л. Г. Развитие изобразительного творчества детей дошкольного возраста средствами декоративной композиции [Текст] : тематич. план / Л. Г. Талько // Дошкольная педагогика. - 2015. - № 2. - С. 22-31.
66. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст] : учеб. пособие для пед. ин-тов Z В. Б. Косминская [и др.]. - М. : Просвещение, 1985. - 255 с.
67. Теплов, Б. М. Психологические вопросы художественного
восприятия [Текст] / Б. М. Теплов ZZ Известия Академии педагогических наук РСФСР Z отв. ред. Т. Л. Беркман. - М. 1947. - Вып. 11 : Вопросы
художественного воспитания. - С. 7-26.
68. Ткемаладзе, А. В. Вопросы эстетического воспитания [Текст] / А. В. Ткемаладзе. - Тбилиси : Хеловнеба, 1982. - 179 с.
69. Торшилова, Е. М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет [Текст] : теория и диагностика / Е. М. Торшилова, Т. В. Морозова. - Екатеринбург : Деловая кн., 2001. - 141 с.
70. Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Флерина. - М. : Учпедгиз, 1956. - 160 с.
71. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] / Е. А. Флерина ; под ред. В. Н. Шацкой. - М. : АПН РСФСР, 1961. - 334 с.
72. Фокина, Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников [Текст] / Т. Фокина // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 35-38.
73. Хрестоматия для дошкольников [Текст] / сост. В. В. Лунин. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2002. - 128 с.
74. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие [Текст] : метод. пособие / А. А. Мелик-Пашаев [и др.]. - Дубна : Феникс+, 2006. - 111 с.
75. Художественное творчество и ребенок [Текст] / под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Педагогика, 1972. - 287 с.
76. Чумичева, Р. М. Дошкольникам о живописи [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Р. М. Чумичева. - М. : Просвещение, 1992. - 126 с./
77. Шалина, Л. С. Уроки для самых маленьких [Текст] /
Л. С. Шалина // Юный художник. - 2001. - № 6. - С. 41-45.
78. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: [Текст] : программа, конспекты : пособие для педагогов дошкол. учреждений / Г. С. Швайко. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 176 с.
79. Школа изобразительного искусства [Текст] : в 10 вып. / под ред. В. С. Угарова. - М. : Изобразит. искусство, 1986.
80. Шумкова, К. В. Развитие эмоционального благополучия у младших дошкольников в художественно-творческой деятельности [Текст] / К. В. Шумкова // Духовно-нравственное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС : материалы Межрегион. науч.-практ. конф., 28 апр. 2015 г., Екатеринбург,/ Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. Г. Куприна. - Екатеринбург, 2015. - С. 189-194.
81. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.
82. Эстетическое воспитание в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей дет. сада / под ред. В. А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1985. - 244 с.
83. Якобсон, П .М. Психология художественного восприятия [Текст] / П. М. Якобсон. - М. : Искусство, 1964. - 86 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ