Проблематика формирования информационного общества в странах Запада второй половины ХХ века: ключевые вопросы изучения в современной отечественной школе
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
В СТРАНАХ ЗАПАДА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА 10
1.1. Концептуальные основы постиндустриализма 10
1.2. Футурологические концепции развития информационного общества 13
1.3. Концепции информационного общества конца ХХ века 19
ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ 24
2.1. Развитие образования в информационном обществе
второй половины ХХ века 24
2.2. Школьное образование в странах Запада в конце ХХ века 26
2.3. Характеристика школьного образования в некоторых
странах Запада в конце ХХ века 32
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ШКОЛОЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В СТРАНАХ ЗАПАДА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
3.1. Российское образование в советский период 49
3.2. Информационное общество в России конца ХХ века и
образование 56
3.3. Образовательные стандарты российского образования начала XXI века
3.4. Рекомендации по преподаванию информационного общества в отечественной школе 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
Вторая половина ХХ века заметно повысила интерес к вопросам общественного развития в странах Запада. Создаются теории, которые показывают растущую роль науки и техники в развитии общества. Основу таких теорий заложили Дэниел Белл, назвавший общество постиндустриальным, Элвин Тоффлер дал ему название сверхиндустриальное, Збигнев Бжезинский - технотронное общество. Теории имеют много общего, гораздо больше, чем различий. Различия проявляются в том, что теории создавались на разных стадиях научно-технического прогресса. Каждая теория отражает особенность той или иной стадии. Новые качественные изменения в обществе исследовали Питер Дракер - посткапиталистическое общество и Маршалл Маклюэн, который назвал общество «электронным».
Мануэл Кастельс - крупнейший социолог современности - специализируется в области знаний об информационном обществе. Кастельс показывает, что связи на международном уровне бизнеса, культуры и прогресс микропроцессорных технологий - явления взаимозависящие и неразрывные. Все сферы жизни: от политической деятельности крупных государств и до повседневного быта обычных людей, изменяются, попадая в глобальные сети. Благодаря этим технологиям, значение знания и информационных потоков в современном обществе поднимается на невиданную высоту. Мануэл Кастельс первый доказал это, хотя теоретиками постиндустриализма данный факт отмечался. Основным источником продуктивности и власти в информационную эпоху являются знания.
Теория постиндустриального общества не имеет чётких хронологических рамок. Начало постиндустриальной эпохи связывается с периодом 1970-1980 годов: именно в данный период последствия научно-технической революции (НТР) привели к сращиванию науки с технологическими инновациями. Главная проблема в рамках мирового информационного пространства - непропорциональное использование возможностей Интернета и информационно-телекоммуникационных технологий в целом. Информационное общество утверждается в тех странах — в Японии, США и Западной Европе, — в которых в 60-70-х годах сформировалось постиндустриальное общество. Такая ситуация вызывает серьезные опасения, так как неравномерное развитие Сети оставляет за бортом международной коммуникационной системы значительную часть мирового сообщества, которая не имеет доступа к коммуникационным и компьютерным технологиям.
Реализацию концепций и программ по переходу к информационному обществу, ряд государств, международных организаций поставили перед собой в качестве первостепенной. В этих документах прослеживается одна цель - войти в число лидеров мирового сообщества, хотя по форме документы могут различаться. Проблемы создания информационного общества начали обсуждаться в середине 1990-х годов на совещаниях, организованных Советом Европы, Европейской Комиссией, ЮНЕСКО и другими многочисленными международными и межправительственными организациями. В 1999 году принято решение о проведении под эгидой ООН Всемирного Саммита по информационному обществу (WSIS). В 2002 году обсуждаются проекты двух основных документов Всемирного Саммита: «Декларации принципов» и «Плана действий» , принятых в 2003 г. на Женевском Саммите.
Параллельно лидеры государств, входящих в «Восьмёрку» (О8),заявили о своей готовности реализовать программы, направленные на развитие информационного общества и ликвидации информационного неравенства. В 2000 году была подписана «Окинавская хартия глобального информационного общества» , подтвердившая намерения лидеров.
К разработке федеральной целевой программы «Электронная Россия» приступили сразу после подписания В.В. Путиным Окинавской хартии. Цель программы - обеспечить «кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления» .
Ключевыми сферами вхождения в информационное общество являются наука и школа. Россия не сможет быть одним из лидеров глобального информационного общества без сохранения передовых позиций российской науки и будет «пользоваться» копированием иноземных образцов. Аналогично можно сказать и о системе образования: выдающиеся достижения научной мысли, передовые технологии будут бесполезны, если люди не научатся ими пользоваться.
«Человеческий капитал» будет являться главным ресурсом развития экономики ведущих мировых держав. Академик Н.Н. Моисеев ещё в 1990-е годы писал: «Человечество подошло к порогу, за которым нужны ... и новые знания, и новая система ценностей» . Школьное образование в России, в том числе историческое, не в полной мере отвечает потребностям и запросам человека и общества. В условиях глобализации российскому образованию свойственны общемировые тенденции.
Разрушение целостности существовавшей в СССР системы образования стало болезненной проблемой для общества.
Новое понимание места и роли образования в российском обществе формулируется в ряде основополагающих государственных документов - Закона РФ «Об образовании»; Национальной доктрине образования в Российской Федерации; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, где устанавливается принцип приоритета образования в государственной политике, определяется стратегия развития образования; Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 года; Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) 2012 года.
В этих условиях изменяется роль и значение системы образования, основной задачей которой было сохранение преемственности поколений, для чего использовались устоявшиеся и традиционные формы, методы и способы передачи информации. Но в настоящее время происходит отход от этих традиционных форм, методов и способов в сторону увеличения разнообразия различных коммуникативных стилей, способствующих росту инноваций в сфере информационного обмена.
В конце 80-х годов в новый этап развития вступила отечественная историческая наука, признаками которого стали попытки заменить формационную парадигму академической истории и школьного исторического образования - цивилизационной, попытки отказаться от монодоктриального, детерминированного взгляда на историю. Проблема советского исторического и социально-гуманитарного образования в том, что оно не было ориентировано на реальные потребности общества, не достаточно полно и объективно изучало развитие ведущих стран Запада периода новейшей истории. Данная ситуация в меньшей степени, но проявляется и в современной отечественной школе.
Актуальность. Образовательная система, являясь приоритетной сферой интересов государства и социума, должна полностью отвечать потребностям и запросам информационного общества с учетом информационно-технологических возможностей, давать объективную оценку зарубежного опыта и его практическое использование. В ситуации перехода к информационному обществу особую актуальность приобретает изучение вопроса о том, в какой степени система образования должна реагировать на происходящие изменения, ведь она является одним из самых консервативных институтов и любые непродуманные меры по её модернизации чреваты непредсказуемыми последствиями.
Объектом исследования является образование в информационном обществе конца ХХ века.
Предметом исследования стали формы и способы преподавания в странах Запада, а так же формы и способы преподавания информационного общества в России.
Актуальность проблемы, важность её решения определили выбор темы диссертации, и послужила основанием для определения цели и задач данной работы.
Цель работы - дать целостное представление об образовании в информационном обществе второй половины ХХ века, выявить особенности и разработать рекомендации по преподаванию информационного общества в отечественной школе.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Проследить основные этапы формирования информационного общества в странах Запада второй половины ХХ века.
2. Выявить тенденции и перспективы развития сферы образования в странах Запада второй половины ХХ века.
3. Выявить характерные черты и особенности изучения современной отечественной школой информационного общества в странах Запада второй половины ХХ века.
4. Разработать рекомендации по преподаванию информационного общества в современной отечественной школе.
Структурно работа состоит из введения, в котором обусловлена актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи исследования; трех глав, раскрывающих те или иные аспекты исследуемой темы; заключения, в котором представлены обобщающие выводы по проведенному исследованию, библиографии.
XX век, возможно, будет назван веком образования, так как это одна из главных сфер деятельности человека. Образование имеет определяющее значение в развитии любого государства. Вместе с тем, вторая половина XX века - это и кризис образования, и поиск путей его преодоления. Очевидно, что этот фактор есть главная составляющая общего кризиса индустриальной цивилизации. В этой работе - попытки проследить пути преодоления кризиса образования через ключевые вопросы изучения информационного общества на уроках истории и обществознания.
На основе исследования, проведенного в данной работе, сделаны следующие выводы:
Распространение микропроцессорных технологий привело к серьёзным изменениям в жизни людей. Неизбежность изменения цивилизации под этим влиянием, вызывает продолжение реформирования общества в России, её системы образования как важнейшей составной части. Изменения в системе образования - это поиском новых образовательных парадигм, соответствующих новым тенденциям развития российского общества.
Информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества. Именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде.
Новая информационная технология впервые открывает перспективу для колоссального усиления фундаментальных особенностей человека (разум, технологичность деятельности, стремление к творчеству, свобода), для их применения в невиданных ранее масштабах. Каковы будут последствия её внедрения и применения - зависит от социальных, культурных и цивилизационных структур и механизмов, от идеалов и идеологий, от социальных моделей будущего и утопий, мифов, ценностей и политических установок, страстей.
Историческое образование сегодня — один из наиболее сложных и противоречивых элементов федеральной государственной программы. В связи с этим учителю истории и обществознания приходится во многом переосмысливать и пересматривать инструментарий, применяемый им на практике. Под инструментарием понимаются педагогические технологии, методики, методы и отдельные методические приемы. Сегодня, проводя «ревизию» своего методического багажа, каждый педагог оценивает его составляющие, по крайней мере, с трех позиций: насколько те или иные способы деятельности учителя порождают самостоятельную деятельность учащихся; в какой степени технологии, методы и методические приемы влияют на формирование универсальных учебных действий учащихся; насколько эти цели соотносятся с требованиями ФГОС.